У нас много добрых примеров

Игумения Агния (Сударикова)

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь в городе Ступино Московской областидревняя обитель, расположенная на берегу Оки. В сказаниях, записанных иноками монастыря, преподобный Сергий Радонежский в одном из своих пеших путешествий остановился отдохнуть и помолиться на этом месте и благословил его. Местное предание утверждает также, что в 1380 году здесь проходило войско Димитрия Донского и, как и в случае с Угрешей, святой князь дал обет после победы на Куликовом поле поставить на Белых песках монастырь.

Первым документально известным строителем обители в конце XVначале XVI века был преподобный Владимир Белопесоцкий, бывший ржевский боярин, постриженник Преображенского Хутынского монастыря в Великом Новгороде. Ныне он причислен к местночтимым святым (память 15/28 июля), его мощи почивают в Троицком соборе под спудом.

Монастырь долгое время был не только молитвенным, но и реальным щитом для южных рубежей Московской Руси и получал щедрые пожертвования. Уже при Иоанне Грозном был создан в камне монументальный архитектурный ансамбль, впоследствии значительно перестроенный.

В 20-е годы XVI cтолетия Белопесоцкую обитель прославил выдающийся подвижник старец Феодосий Коверя, духовно окормлявший множество людейот крестьянина до государя.

mv 27

Главная святыня монастырячудотворный образ Божией Матери «Утоли моя печали». В XIX столетии с ним устраивались крестные ходы и обходы близлежащих земель в летнее время для защиты от эпидемий. Милостью Божией в советское время икону смогли сохранить, и в 2012 году она была торжественно возвращена в возрожденный монастырь. Теперь перед образом ежедневно совершаются молебны с акафистом. Сестры говорят об иконе как о «дорожке», соединяющей их сегодняшнюю молитву с молитвой иноков разоренной в безбожные годы обители. Часть насельников претерпела тогда мученическую кончину.

Наша беседа с настоятельницей монастыря игуменией Агнией (Судариковой) началась с вопроса о том, как сейчас складывается жизнь обители и ее насельниц.

Белопесоцкой обители уже больше пяти столетий. Два года назад у нас был юбилей515 лет,в рамках празднования которого было совершено торжественное архиерейское богослужение, как и в другие праздничные дни.

mv 22

Изначально монастырь был основан как мужской, женским он стал после восстановления здесь монашеской жизни в 1993 году. С тех пор уже немало произошло изменений, в силу разных причин менялись настоятельницы. Я здесь восьмой год, со мной одиннадцать сестер, из них треть пока на испытании.

В основном, наши сестры пожилые. В монастыре, где начиналась моя монашеская жизньВведенском Владычнем в Серпухове,молодежи больше. Это и понятно: там известная обитель, икона «Неупиваемая чаша»… А здесь такой вот, может быть, не очень заметный монастырь, как его иногда называют,«домашний». Тишина, спокойствие... Может быть, поэтому сюда тянутся люди постарше. Но я думаю, что Господь каждого приводит на свое место. И наши сестры совершают послушания в силу своих возможностей. Хотя есть у нас одна монахиня, ей 82 года, которая до сих пор сажает огороды, сама их обрабатывает. Смотришь на нее и думаешь о себе: «Ты ей во внучки годишься, а у тебя-то таких сил нет». Конечно же, это прежде всего духовная сила, и такие люди для нас пример.

Мы стараемся, чтобы в монастыре был единый дух, хотя поначалу очень непросто все складывалось. Когда я пришла сюда, здесь было всего две сестры, и, лишь спустя какое-то время, к нам стали приходить женщины из мира. Они совсем не знали, что такое монашество, и надо было многое начинать с азов. Из двух прежде бывших здесь сестер одна, ныне схимонахиня Руфина, помогала мне, но, в основном, приходилось все объяснять самойв силу своего характера я не сторонница налагать епитимии. Хотя бывает, что это и необходимо, как лекарство.

mv 16

Стараюсь быть примером. Порой человеку объективно трудно исполнить то, что от него требуется. Зимой у нас был ремонт в трапезной и, соответственно, появился беспорядок, от которого мы никак не могли избавиться. Пришлось мне на время взять на себя келарские послушания. Чему-то это, кажется, помогло. По крайней мере, я вижу, что сестры стараются… А где-то приходится и потерпеть. У каждой сестры ведь много послушаний: например, один человек и по электрике, и по хозяйству, и на клиросе, и просфоры печет… Уборка у нас разделена по участкам, каждый по графику убирает в течение дня. Мне бывает очень жалко сестер, потому что я вижу, как они трудятся, сколько сил для этого нужно. Но что поделать? Видимо, наш крест таков.

А еще у нас очень дружные прихожане. Они очень помогают нам, особенно в дни праздников. Есть у нас и свое подсобное хозяйство, держим коров, но там наемные рабочие, муж с женой трудятся. На кухне тоже работает профессиональный повар.

Расскажите, как строится день в монастыре?

Утром в половине седьмого служим полунощницу, потом сразу молебен пред чудотворной иконой Божией Матери «Утоли моя печали»: по будням простой, а в субботус водосвятием. Следом часы и Божественная литургия. В 10–10.30 трапеза. Затем все идут на послушания. Мы пытались ввести час отдыха с 13.00 до 14.00, но ничего не получается, дел очень много. Келейное правило сестры, в основном, читают вечером. С двух до трех у нас чай. Так как сестры пожилые и некоторым тяжело ходить, мы поставили на этаже в коридоре столик, туда из трапезной приносят продукты для чая. У всех сестер в кельях есть чайнички. После чая снова послушания. Вечером, в пять часов,вечерня, утреня. После бывает панихида, если служба непраздничная. Потом ежедневный крестный ход по территории, в котором участвуют все, кто может ходить. После этого трапеза и еще какие-то работыуборка, мытье посуды. Монашеское правило сестры читают в кельях. Неусыпаемой Псалтири у нас нет, но мы распределяем кафизмы, и Псалтирь за день вычитывается полностью. Есть сестры, которые только читают Псалтирьпо состоянию здоровья им трудно исполнять другие послушания. Также сестры на полунощнице вместе читают акафисты трем нашим чудотворным иконам и преподобному Владимиру Белопесоцкому.

Введенский Владычний монастырь в Серпухове был Вашим первым монастырем?

Да. Я пришла в монастырь в двадцатилетнем возрасте и одиннадцать лет пробыла в этой обители. Прошла все послушания. Обязательно нужно пожить в монастыре, прежде чем становиться игуменией. В монашестве происходит воспитание души, и преемственность тоже много значит: я многое узнала, благодаря матушке Алексии (настоятельница Владычнего монастыря игумения Алексия (Петрова).Ред.). Она нас приучила к строгости, дисциплине… Здесь я ввела такой же устав, богослужебный круг; расписала обязанности для каждой сестры. Единственное, что для меня самой было новым,это бумаги, отчеты: никогда с этим не сталкивалась, но ко всему можно привыкнуть.

mv 02

У Вас ведь музыкальное образование? Музыканттворческая профессия. До монашества Вы были творческим человеком. Есть ли применение творческой натуре в иночестве? Предполагается ли состояние творческой радости в монашеской жизни?

Я закончила Егорьевское музпедучилище, очень любила музыку и люблю до сих пор. Одно время хотела даже стать композитором… Все, что Господь дает познать человеку в жизни, для чего-то нам нужно. Музыкой, кстати, тоже можно человека воспитать, если слушать ее для того, чтобы понять, проанализировать состояние души. А если говорить о радости, то я считаю, что любое послушание нужно нести с радостью. Если нет радости, нет любви в том деле, которое ты делаешь, лучше его не делать. Поэтому и сестрам я стараюсь давать послушания по их способностям. Если человек горит каким-то деломон радуется и это ему дает новые силы. И слава Богу. Плохо, когда ничего не интересует…

Такие люди встречаются в монастыре?

Встречаются, но, как правило, у нас они не задерживаются. Безразличные не могут здесь долго находиться. Монашеское общежитиеэто семья. В семье все друг за друга переживают. Хотя всякое бывает и в семье, конечно.

mv 08

В семье основное послушание родителейвоспитание детей. В монастыре, сколько бы ни было лет игумении, духовное воспитание сестер становится ее послушанием и обязанностью. Получается ли это в случае с людьми, которые старше Вас и пришли в монастырь в зрелом возрасте?

У игумении все должно быть по-матерински, и, если человек чувствует, что ты ему мать, что с любовью хочешь ему помочь, он к тебе относится с уважением и постепенно исправляется. Мне приходится понимать, что ничего поменять я не могу: мне даны такие сестры, с ними я и должна жить. Поначалу, конечно, было очень непросто: в монастыре все старше меня, большинство сестер занимали в миру ответственные должности. И хотя я осознавала, что «давить авторитетом» бессмысленно, да и не свойственно мне это, все же спешила всякий раз сделать замечание. Но потом научилась себя сдерживать, подумать прежде, успокоиться самой, сестру успокоить, которая на кого-то жалуется. Дать понять, что все неидеальны, что надо потерпеть с любовью, и всем тогда лучше будет. Приходилось с каждой беседовать, объяснять, что без любви ничего не получится, что, если вы просто пришли в монастырь жить и трудиться, это не монашествотак можно проводить время и в миру. А нас Господь для чего-то собралименно таких, трудных, сложных… Мы должны здесь научиться видеть свои грехи, понять, с чем нам бороться. Если раздражаешься, значит, с раздражением, если осуждаешь, значит, с осуждением… У каждого из нас крест своих страстей. Мне кажется, страсти даны до конца жизни. Просто, если человек постоянно с ними борется, они отступают. Ведь каждая страсть Господом дается для чего-то. По себе замечаю, что страстидля смирения. Порой оглядываешься на себя и думаешь: сестры-то на самом делесвятые. Как им замечания делать?..

mv 05

Видят ли сестры свои недостатки?

По-разному бывает. Для этого иногда годы должны пройти, много раз повториться одна и та же ситуация… Мы даже молитву по соглашению читаемо даровании мира и любви сестрам. Я считаю, что если человек от сердца просит чего-то постоянно, то Господь слышит. Любовь не просто так возникает. Если человек не видит свои грехи, считает себя праведным, то любви, конечно, не будет. Смиренным дается благодать.

Бывают ли в монастыре беседы с сестрами?

Обязательно. По воскресеньям вечером, если нет праздничной службы, у нас общее чаепитие, иногда мы вместе смотрим какой-нибудь поучительный фильм или слушаем музыку, говорим о монашестве и о своих недостатках… Подобные собрания были заведены еще у матушки Алексии, и я считаю, что они очень сближают сестер. В течение недели все очень загружены и не имеют возможности пообщаться. Раньше я пыталась по вечерам приглашать их по отдельности на беседу. Но не всегда это получалось, и сестрам не каждый день это нужно. Благодаря этим собраниям наш монастырь очень изменился за семь лет, появился единый дух.

mv 33

Вы принимаете откровение помыслов?

Нет, помыслыэто к батюшке, я не беру на себя такую ответственность. Иногда беседую с сестрами наедине, чтобы у них была возможность рассказать о своих проблемах, здоровье…

Есть ли духовник в монастыре?

Сейчас мы осиротели: в прошлом году почил мой духовный отец игумен Феофан. Он приезжал из Егорьевска, исповедовал сестер, беседовал. Это очень укрепляло. Служащее у нас священство не может восполнить эту утрату, а сестры очень нуждаются в пастырском слове. Если у сестры есть духовный отец, который был еще в миру и помог ей избрать иноческий путь,я считаю, не надо запрещать общаться. Без такой поддержки в монашестве очень тяжело.

Когда к нам в монастырь на постриги или праздники приезжают архиереи и просто беседуют с нами, сестрам этого надолго хватает: для них слово монашествующего пастырябольшое утешение.

mv 29Люди пришли сюда в пожилом возрасте, оставили в миру семьи. Есть ли у сестер возможность общаться с родными?

Сейчас такое время, что монастыри открыты для всех. У нас, например, есть мать Анисия, ей 82 года. Она очень переживает за своих внуковчто их ждет, как привести их к вере?и с духовной целью общается с ними.

Вы проводите какую-то миссионерскую работу в монастыре?

Мы посещаем детский приют «Солнышко» в Ступино, ездим в детский туберкулезный санаторий. Я считаю, что это нужно потому, что какое-то семя, может быть, упадет в душу, будет, на что опереться этим детям в дальнейшем. Тем более, что, в основном, они из неблагополучных семей. Сюда к нам тоже привозят ребятишек. На Рождество мы устраиваем елки, катаем их на лошадях. В большинстве своем они далеки от Церкви, но здесь общаются с детьми из Воскресной школы, и это живое общение идет им на пользу.

Еще мы опекаем дневной реабилитационный центр «Радуга», там детишки-инвалиды.

При монастыре есть Воскресная школа, в которой 25 учащихся. Занятия ведут священник и женщина-педагог. Дети изучают церковнославянский язык, Закон Божий, занимаются рукоделием, ставят спектакли.

Нуждаются ли сестры, на Ваш взгляд, в духовном образовании?

– Я считаю, что духовное образование очень полезно. Ведь не только сестрыбольшинство игумений не имеют специального образования, а часто приходится сталкиваться с различными богослужебными, богословскими вопросами, в которых не чувствуешь себя компетентной. Вот только как организовать этот процесс без выезда из монастыря? В свое время я не смогла закончить регентскую школу в Троице-Сергиевой лавре, потому что требовалось покинуть монастырь на месяца разве это возможно для нас? Может быть, в епархиях начинать надо было бы с игумений? А они потом уже смогли бы сами организовать обучение со старшими сестрами и, если потребуется, с приглашенными педагогами. Ведь для большинства нужны уроки обычного катехизиса. При этом живое слово лучше. Дистанционное обучение в наших условиях, когда много пожилых, не будет иметь успеха.

Матушка, в настоящее время по всей России продолжается процесс возрождения монастырей. И особенно в глубинке дело это представляется довольно трудным. Мы нередко слышим, что сестры и братия подвержены унынию на начальном этапе. У Вас есть положительный опыт возрождения обители. Что Вы могли бы сказать в утешение? Как не отчаиваться людям в монашеской жизни, особенно когда обитель только возрождается?

Человек, уходя в монастырь, делает жертвенный шаг: навсегда оставляет прошлую жизнь и приходит ко Господу с крепкой верой, что все, посылаемое Богом, он должен перенести, что Господь каждый день печется о нем. Вот эта вера должна быть обязательно, без нее очень труднои уныние нападет, и отчаяние. И второе: должен быть руководитель, который с любовью воспринимает тебя и за тебя переживает. Когда я пришла во Введенский монастырь, там были руины: ни одной крыши, холодная вода, охраны нет… В течение пяти лет нас было только семеро. Но матушка нас всех держала как семью… Я считаю, что если вера у человека есть, то монашеская жизнь наполняется радостьюкаждый день, каждое послушание. Господь всегда посылает радость после скорби. И обязательно ежедневное участие в богослужении. Потому что самое главное, что нас питает,это Божественная литургия, Причастие. Монашествующим лучше причащаться почащеэто их укрепляет очень. И еще, конечно, Псалтирь. Когда открывается монастырь, обычно сразу начинают читать Псалтирь, сколько бы человек ни было. С Псалтирью все строится: сестры приходят, и монастырь восстанавливается.

mv 14

Есть мнение, что в России была прервана монашеская традиция. Но на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях игумен Крестовоздвиженского монастыря Русской Православной Церкви в Лугано (Швейцария) схиархимандрит Гавриил (Бунге) в своем докладе высказал противоположное суждение. Он сказал, что монашеская традицияэто традиция старчества, и она не прерывалась в России. Что Вы чувствовали, когда Вам пришлось принять игуменство? Вы начинали совсем новое дело?

Нашему монастырю пять веков. До 30-х годов ХХ столетия здесь не прекращалась молитва. Я нигде такой тишины не слышала, как здесь. Даже паломники, заходя на территорию, спрашивают: откуда у вас тишина такая? Мученическая кончина в 1933 году последней братии тоже несет свою благодать. Поэтому никак нельзя сказать, что мы начинали «с нуля». Все святые угодники были нам в помощь, Святая Троица, в честь Которой монастырь. Да, сейчас уже нет таких старцев-наставников, но мы стараемся жить по святым Отцам, как и раньше жили монахи. У нас много добрых примеров.

mv 32

Беседовала Екатерина Орлова

Фото: Владимир Ходаков


Материалы по теме

Новости

Публикации

Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Игумения Агния (Сударикова)
Игумения Алексия (Петрова)
Иеромонах Пантелеимон (Королев)
Участники международной конференции «Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации»
Игумения Агния (Сударикова)
Игумения Алексия (Петрова)
Иеромонах Пантелеимон (Королев)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь