Нам нужно подготовить себя к тому, чтобы Бог вошел в нашу жизнь

Игумен Иона (Займовский)

К Дню трезвости в России:

Иона (Займовский), насельник Данилова ставропигиального мужского монастыря, уже почти два десятилетия занимается помощью людям, страдающим от алкогольной и наркотической зависимости. В содружестве с врачами и психологами им разработана православная программа «Метанойя», которая во многом опирается на опыт групп самопомощи сообщества Анонимных алкоголиков. Главной своей задачей создатели «Метанойи» видят воцерковление страждущих – в ответ на их собственный духовный запрос. Интересно, что изучение истории Сообщества подтверждает: данная цель не только не противоречит его изначальным духовным установлениям, но практически им соответствует. Об этом и многом другом шла речь в беседе с игуменом Ионой.

Отец Иона, сообщество Анонимных алкоголиков, которое работает по программе «Двенадцати шагов», считается внеконфессиональным, а Вы часто говорите о том, что эта программа является миссионерской. Почему?

Она так создана авторами-алкоголиками. Конечно, программа изначально создавалась с целью помочь людям выздоравливать от алкоголизма. В то время (1930-е годы) невозможно было в научной среде говорить о Боге. Это сейчас в науке вовсю обсуждается область духовности, религиозности, Божественного вмешательства… А тогда медицина могла назвать вмешательство Бога только «фактором Икс». На самом же деле в сообществе Анонимных алкоголиков все построено на том, что именно Бог исцеляет человека. Но нужно подготовить себя к тому, чтобы Бог вмешался, вошел в нашу жизнь. И необходимо помогать Богу, сотрудничать с Богом. Человек не может быть пассивным орудием в этой истории: он должен сам добиваться помощи Божией. Недаром заветом первых Анонимных алкоголиков была цитата из Послания апостола Иакова: «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 20). Они, собственно говоря, ею руководствовались. И само Сообщество изначально было христианским: читали Библию, цитаты из Нового Завета висели на стенах в виде табличек.

Читали Библию на собраниях алкоголиков?

Да, на первых собраниях читали Библию. И препоручали себя именно Богу, Христу. Тогда в программе «Двенадцати шагов» еще не было нынешнего определения «Высшая сила», Христа называли Его именем. А потом, когда в Сообщество стали во множестве вливаться неверующие, атеисты, агностики, возник раскол. Неверующие алкоголики хотели видеть первую книгу, где был описан опыт выздоровления (она так и называлась – «Анонимные алкоголики»), сугубо психологической. Их оппоненты – католики, протестанты – хотели сделать ее религиозной. И для того чтобы могли выздоравливать все люди, основоположники программы – «отцы-основатели» Билл Уилсон и Роберт Смит – использовали довольно-таки размытый термин: «Высшая сила», «Бог, насколько каждый Его понимает». То есть сделали именно то, к чему в общем можно придраться с позиции православного мировоззрения. Но это было сделано с миссионерской целью. Алкоголику – любому алкоголику – предлагается программа динамического развития, предлагается поверить во что-нибудь, что выше него. И дальше «Двенадцать шагов» очень мудро ведут его к принятию, познанию Бога.

То есть, это своего рода снисхождение к состоянию человека?

Можно сказать, что это некий миссионерский прием. Церковь всегда этим занималась, с самого начала, ведь в христианство всегда вливались люди совершенно разных религиозных взглядов… Евангелие от Марка, как известно, написано для язычников.

Можно было бы сказать: «Ну, раз ты не веришь, то вряд ли ты и выздоровеешь...»

Точнее было бы сказать: верь так, чтобы выздороветь! Наша «Метанойя», программа при Даниловом монастыре, родилась естественным образом. Мы не сидели, не выдумывали, как бы нам послужить ближнему. Сначала двенадцатишаговые группы – Анонимные алкоголики, группа Ал-Анон для родственников, созависимых; сейчас есть и «Взрослые дети алкоголиков», Анонимные игроки… При монастыре у нас ежедневно проходят собрания, иногда по два раза в день. И постепенно стало ясно: люди из этих групп хотят узнавать о Боге, о Церкви все больше, хотят стать полноценными членами православного сообщества. Собственно говоря, программа «Метанойя» – это ответ на их просьбы. Органичный ответ. У нас сейчас есть и храм при наркологическом диспансере № 11. Вообще эта программа предполагает целостный взгляд на человека, на болезнь и на процесс исцеления.

Чем именно «Метанойя» отличается от программы «Двенадцать шагов»?

«Метанойя» – это православная программа помощи зависимым людям при Даниловом монастыре. Она не является частью какого-либо двенадцатишагового сообщества. Такая же православная программа с условным названием «Метанойя-2» работает в наркологическом диспансере № 11 рядом с метро «Полежаевская»; она создана по запросу главного нарколога этого диспансера Сергея Владимировича Долгова. Ведут программу православные священники: в Даниловом монастыре – я, в диспансере – протоиерей Алексей Гостев (настоятель храма Николая Чудотворца в селе Аксиньино в Подмосковье). На эти собрания приходят и участники групп самопомощи, таких, как Анонимные алкоголики. Приходят люди для того, чтобы воцерковляться. Они хотят воцерковляться, и при этом они делятся своим опытом выздоровления, делают так называемый 12-й шаг, смысл которого – донесение до других страдающих идей духовного пробуждения, вести о возможности достижения трезвого образа жизни. Это их миссия.

Это именно те зависимые люди, которые хотели бы жить жизнью Церкви?

Да. Это и зависимые, и созависимые, их тоже немало; и наркоманы приходят. В группе бывает до пятидесяти-шестидесяти человек. Мы предлагаем им дополнительно христианскую литературу.

Давайте подытожим, что же все-таки происходит на программе «Метанойя» – воцерковление или выздоровление?

И то, и другое. Это и воцерковление, и выздоровление. Конечно, мы исповедуем принцип обретения трезвости, в первую очередь, прежде воцерковления. Для нас это принципиально: человек должен стать физически трезвым, чтобы, освободившись, насколько это возможно, от алкогольного яда, от этого безумия, с более или менее здравыми душой и рассудком оказаться способным принять Христа. В этих группах многие, действительно, обретают трезвость, и тогда их трезвость, и рост по Двенадцати шагам неизбежно подводят к тому, что они сами хотят узнать о Церкви, о Христе. Знаете, в книге «Двенадцать шагов. Двенадцать традиций» есть такие слова: «Со временем каждый из нас, – это алкоголики пишут о себе, – назовет Его своим именем». Со временем выздоравливающий алкоголик называет «Высшую силу» – «Богом, насколько каждый Его понимает», а затем, возможно, и Господом Христом.

Недаром главный нарколог Москвы и Минздрава России Евгений Алексеевич Брюн создал храм в честь Преображения Господня при своем научно-практическом центре наркологии. Он поддерживает «двенадцатишаговое» отделение № 15, куда я периодически приезжаю, чтобы рассказать пациентам о Христе, о том, что программа «Двенадцать шагов», на основе которой они выздоравливают, вышла из Церкви и вся пронизана Евангелием, христианской истиной.

Еще десять лет назад, когда в Церкви шли разговоры о том, достаточно ли православна программа «Двенадцать шагов» или она неприемлема для церковных людей в нашей стране, часто приходилось слышать такое мнение: это программа, которую надо воцерковить. И ответ: воцерковлять надо не программу, а человека. Означает ли создание «Метанойи» то, что двенадцатишаговую программу, наконец, воцерковили?

Я думаю, что нет. Потому что для меня очень важно с уважением относиться к традициям двенадцатишаговых сообществ. Они живут своей жизнью, и мы не вторгаемся на их территорию. Мы постоянно подчеркиваем, что наша программа «Метанойя» – православная. Но как «Двенадцать шагов» является площадкой, где Церковь и наука, Церковь и медицина могут встречаться, вести диалог – и это происходит на протяжении многих десятилетий, – так и программа «Метанойя» при Даниловом монастыре – это то место, где встречаются и ведут диалог Анонимные алкоголики и Церковь. Двенадцатишаговое сообщество и Церковь встречаются и получают пользу. А мы получаем сознательных христиан.

С Рождества этого года мы открыли школу оглашения, и это очень важная веха в жизни Программы, мы к этому шли годы. Люди воцерковляются. Уже будучи крещеными проходят оглашение по-настоящему, «с нуля»: у нас есть профессиональный катехизатор. Тридцать человек уже записалось в эту школу, так что на отсутствие народа жаловаться не приходится.

Вы сталкивались с обвинениями, что в основе вашей программы, или программы «Двенадцать шагов», лежит протестантизм…

Не могу сказать, что я часто слышу подобное мнение. Сейчас, слава Богу, и со стороны медицины, и со стороны Православной Церкви чаще можно встретить хорошее, внимательное отношение к программе «Двенадцать шагов». Но такая мысль и мне в голову приходила, вероятно, из-за стилистики, языка, которым изложена Программа. Недавно я прочитал статью православного священника, жителя Лос-Анджелеса, коренного американца, иерея Георгия (Джорджа) Акваро, который исследовал этот вопрос. Он пишет, что, если бы эта программа была протестантской, она не имела бы такого успеха и распространения. Истоки сообщества Анонимных алкоголиков восходят к так называемым Оксфордским группам. Сообщество родилось как некая альтернатива – из недовольства протестантской миссией.

В чем выражалось это недовольство?

Оксфордские группы не хотели вливаться в протестантскую Церковь, а хотели оставаться как бы внеконфессиональной организацией. Но одновременно они использовали раннехристианский опыт (до разделения Церкви на Восточную и Западную), старались читать святоотеческую литературу. Поэтому, как ни странно, иногда чувствуется, что «Двенадцать шагов» дышат Православием. Дело еще в том, что изначально в России был сделан плохой перевод. Сам язык американцев 1930-х годов и культура того времени совершенно отличны от культуры русской, от русской литературы, от языка святоотеческих переводов, языка Евангелия. Но, на мой взгляд, безусловно, в Программе подспудно присутствует святоотеческая мысль. Так, например, в литературе АА говорится о семи смертных грехах, об опасности впасть в прелесть и т.д.

Как Вы пришли к такому смелому выводу?

Уже четвертый год я читаю спецкурс «Пастырское попечение об алкоголе- и наркозависимых» в Новоспасском монастыре. Занятия, в общей сложности, посещают не менее ста человек в год. Я рад, что священники спорят на эту тему, многим нравится наша Программа, кому-то нет. Мне же, благодаря курсу, удается углубить свои знания о проблеме. Для меня это было открытием, мне казалось, что я довольно много знаю, но выяснилось, что это иллюзия, и я рад, что…

...приходится отвечать на трудные вопросы?

Да, я пишу кандидатскую работу в аспирантуре Свв. Кирилла и Мефодия, и мне мое исследование помогло, в частности, познакомиться с упомянутой статьей отца Георгия Акваро, изучить историю движения Анонимных Алкоголиков. Статья вышла в сборнике материалов Международной практической конференции Московского психолого-педагогического университета, состоявшейся в 2013 году. И отец Георгий там говорит, что и он, и его окружение стали православными христианами благодаря участию в программе сообщества Анонимных алкоголиков. В 30-е годы, когда возникли Анонимные алкоголики, православная миссия была, в основном, неизвестна в Америке. Вот отсюда связь с Оксфордскими группами, которые пытались что-то такое найти в истоках христианства.

Каким Вы видите дальнейшее развитие «Метанойи»? Все-таки эта программа предназначена для помощи людям, страдающим от той или иной зависимости. И открыто говоря о том, что и ваша программа, и программа «Двенадцать шагов» миссионерские по сути, не рискуете ли Вы услышать обвинение от медицины в том, что, вместо помощи алкоголикам, Церковь предлагает больным и их близким пополнить ее ряды?

Ну, Церковь и должна, я уверен, этим заниматься. Одна из главных задач Церкви – это миссия, несение слова Божия, евангельской истины тем, кто хочет услышать, готов хоть в какой-то мере. Ведь на самом деле программа «Метанойя» самостоятельная, но не самодостаточная. Ее питают группы самопомощи, в основном, существующие при Даниловом монастыре. А сейчас нас все больше стали посещать люди и из других московских групп. Мне кажется, очень важно, чтобы группы самопомощи, так называемые А-группы, работали бы при храмах. Я очень рад, что их много, что они находятся при всех наркологических структурах столицы благодаря стараниям Евгения Алексеевича Брюна, Олега Владимировича Зыкова – замечательных московских наркологов.

Также для меня очень важно, что «Двенадцать шагов» – целостная программа, что она охватывает всю личность человека. То есть алкоголизм, наркомания, созависимость – это не духовно-религиозная проблема и не проблема физическая, медицинская. Это био-психо-социальная проблема, имеющая глубокую духовную природу. Духовность я понимаю именно с точки зрения православной антропологии, и это моя позиция. Поэтому когда алкоголик приходит в наркологический диспансер и видит, что там есть храм, он идет в храм и от священника может и должен получить совет воспользоваться профессиональной медицинской помощью. Это, кстати, очень важный момент: программу «Метанойя» проводит, помимо священников, профессиональный психолог Наталья Миленина, руководитель амбулаторной программы для алкоголиков «Алые паруса» (это наркологическая структура). Часть участников «Метанойи» лечится с помощью этой программы.

То есть вы идете рука об руку с медициной?

Такого сотрудничества мы добивались многие годы. Потому что, к сожалению, бывают недоразумения как со стороны медицины, так и со стороны Церкви. Иногда священники неправильно понимают это заболевание, рассматривая его как некую распущенность, видят причину в безрелигиозности. Но человек должен сначала поверить в Бога, потом что-то узнать о Боге, о Церкви и идти к Церкви… Подавляющее большинство алкоголиков поверхностно религиозны. Они относятся к Церкви как к магии. Кроме ужаса перед смертью, алкоголик зачастую ничего не ощущает. У него нет страха перед Богом, для «действующего» алкоголика Христа не существует. У него, правда, есть Высшая сила – как он ее понимает.

У алкоголика выздоравливающего есть Бог, и со временем он обязательно назовет «Высшую силу» настоящим именем. Так и наша программа построена – мы лишь помогаем человеку совершить этот путь быстрее, качественнее. Используем принцип «пассивного миссионерства» – основополагающий принцип «Метанойи»: приглашаем зависимого человека участвовать в работе нашей программы, и он со временем становится православным христианином.

Беседовала Екатерина Орлова

Краткая справка:

День трезвости был восстановлен в России в 2014 году, спустя 100 лет. Впервые его начали отмечать ежегодно с 1914 года. Дата 11 сентября была выбрана не случайно: в этот день православные христиане вспоминают Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Пророк был обезглавлен царем Иродом во время пьяного пира. В этот день соблюдается строгий пост. В России в этот день закрывались винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков.

Решением Священного Синода 11 сентября в храмах Русской Православной Церкви священники будут совершать молебное пение о страждущих недугом винопития, а также произносить проповеди о важности сохранения трезвого образа жизни. В этот день со специальным посланием к верующим обратится Святейший Патриарх Кирилл.

Основные мероприятия в рамках Дня трезвости пройдут в Челябинской области, в Саратове, в Якутске, в Екатеринбурге, в Тюменской области, в Нижегородской области, в Удмуртии, в Башкортостане, Татарстане.

В России только на официальном учете числится более 2,1 миллиона алкоголезависимых. По данным министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой, повышается смертность среди молодых людей в возрасте от 30 до 45 лет. При вскрытии погибших пациентов в 70% случаев выявляется алкоголь в крови. В 2014 году в медучреждения с алкогольными проблемами впервые в жизни обратились 200 тыс. человек. По данным Минздрава, наиболее высокая смертность приходится на регионы с высоким уровнем распространенности хронического алкоголизма и алкогольных психозов.

В Российской Федерации реабилитацией алкоголезависимых занимаются 54 православных центра, действуют 232 проекта Русской Православной Церкви, в которых помощь получают алкоголезависимые и их родственники.

Материалы по теме

Публикации

Монастыри

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Петропавловский мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь