«МЕТАНОЙЯ» - программа помощи страждущим

Игумен Иона (Займовский)

Проходивший 25 июля 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодно отмечать День трезвости 11 сентября, в день усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Монастыри традиционно помогают людям, страдающим от недуга винопития. Накануне престольного праздника Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы редакция сайта предлагает читателям ознакомиться с программой «Метанойя», которую насельник обители игумен Иона (Займовский) вместе со своими коллегами разработали специально для тех, кто хотел бы избавиться от алкоголизма и наркомании.

 

Не руководить, а сотрудничать

Меня давно интересовал опыт помощи алкоголикам и наркоманам Сообщества анонимных алкоголиков. Я глубоко убежден, что для преодоления алкогольной и наркотической зависимости человечество пока ничего лучше не придумало, чем группы взаимной поддержки1. Особенность их работы такова, что они не нуждаются в каком-то особом кураторстве. Наркология, психиатрия, психология – дело профессионалов, и, на мой взгляд, священнику, не обладающему соответствующими знаниями или особым духовным опытом, не нужно пытаться руководить этими тяжелобольными людьми.

С другой стороны, очень хорошо, когда они на виду, – например, когда группа действует при храме, потому что, выздоравливая, люди неизбежно потянутся в Церковь. Из опыта я знаю, что если священник несколько раз в год приходит на открытое собрание такой группы, то выздоравливающие алкоголики бывают очень признательны за то, что их принимают, понимают, что, несмотря на их болезнь, их не отвергают, не считают людьми третьего сорта. Надо сказать, что среди так называемых анонимных алкоголиков много людей достойных, успешных в социальном плане...

Создавать группы можно было бы при многих храмах, но, увы, это не так просто. С больными людьми нужно уметь выстраивать отношения.

Нежелание трезветь прячется за внешней религиозностью

Особенностью работы групп самопомощи является то, что здесь не принято говорить о религии  говорят только о собственном выздоровлении. Думаю, что такая традиция была положена в основу работы групп, чтобы уйти от религиозных споров, которые отвлекали больных, химически зависимых, от главной цели. Но очевидно для меня и то, что, выздоравливая, эти люди начинают тянуться к Церкви. Заполнив, как положено по программе Двенадцати шагов, графу «Мои недостатки» (читай: «Мои грехи»), они часто приходят ко мне и говорят: «Батюшка, мы хотели бы прийти на генеральную исповедь», – и становятся церковными. У них появляется интерес к Таинствам. Не к обрядовой стороне, а именно к глубинной жизни Церкви.

Книга «Анонимные алкоголики» рекомендует на определенном этапе трезвости примкнуть к традиционной религии. В России это – Православие. И мне лично, конечно же, хочется помогать людям воцерковляться более активно, чтобы иметь возможность указывать им на духовные проблемы. Но есть и другая проблема, когда за внешней религиозностью, точнее будет сказать, – обрядовостью, человек прячет свое нежелание выздоравливать. Подобные манипуляции широко распространены среди православных.

Программа для православных?

Программа «Метанойя» родилась, благодаря коллективному труду единомышленников – выздоравливающих алкоголиков с большими сроками трезвости и их родственников. Я насельник Данилова монастыря. Более пятнадцати лет занимаюсь проблемой помощи страждущим от алкоголизма и наркомании. Проходил обучение за границей и в России, несколько раз с этой целью был в Америке, изучал опыт Польши, окончил школу консультантов в московской организации «Старый Свет». Собрания группы проходят на территории Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при нашей обители.

В переводе с греческого слово метанойя означает покаяние, изменение ума, перемена сознания. Поначалу мы выслушали много замечаний о том, что название хорошо было бы изменить, так как слово это – незнакомое, но постепенно к нему привыкли, как привыкли и к тому, что в группах перед началом собрания читают молитву «Отче наш».

Как известно, сама программа Двенадцати шагов, на основе которой строит свою работу Сообщество анонимных алкоголиков, родилась из Евангелия, но нам хотелось адаптировать ее к Православию, сделать удобной для церковных людей. И мы с коллегами создали программу «Метанойя», которую можно назвать авторской и православной. Некоторые элементы мы взяли из опыта работы групп самопомощи, но есть у программы и свои особенности.

«Метанойя» преследует сразу несколько целей, и первая из них – катехизаторская. Я ориентирую участников собрания на частое Причастие, частую Исповедь. Все они молятся дома, читают Священное Писание. И все понимают, что это действительно им нужно. На собраниях мы вместе читаем Евангелие, я говорю с людьми о Боге, о Таинствах и, наконец, о выздоровлении, потому что к нам обращаются с проблемой химической зависимости.

Милосердные самаряне

monasterium.ru-2Собственно, Двенадцать шагов создатели программы заимствовали из Нагорной проповеди Христа, а идея Сообщества анонимных алкоголиков родилась из Евангельской притчи о милосердном самарянине. Священник сказал израненному, истекающему кровью человеку: «Ты грешник», – и прошел мимо. Левит (читай: психолог или врач) сказал: «Ты слабовольный человек, тебе надо волю укреплять», – и тоже не задержался рядом с умирающим. А несчастный продолжал лежать в крови, в собственных нечистотах… И только милосердный самарянин, сам отверженный иудейским обществом человек, обвязал раны больного и сказал ему: «Я такой же, как и ты. Я, как и ты, умирал, но теперь я здоров, жив, счастлив! Хочешь последовать моему примеру?»

Все мы знаем из личного опыта или из опыта близких нам людей, что алкоголики и наркоманы никому не нужны, ими никто не хочет заниматься. Но выздоравливающие алкоголики, эти милосердные самаряне, уцелевшие после смертельной болезни, ходят в наркологические больницы, потому что им самим это нужно, чтобы оставаться трезвыми. Такая вот особенность. Им это выгодно, чтобы укреплять и поддерживать свою трезвость не только на физическом, но и на духовном уровне.

Почему это происходит? Это тайна, и объяснить ее ни с какой другой точки зрения, кроме как с христианской, невозможно. Почему, когда мы подаем милостыню, нам становится так хорошо? Прежде всего потому, что мы приближаемся ко Христу. Человек, помогая ближнему, отдает и получает одновременно. Это закон Христов. «Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш Небесный», – говорит нам Святое Евангелие. В нашем случае это происходит очень предметно: помощь другим алкоголикам помогает человеку оставаться трезвым. Он получает такие мощные позитивные импульсы, которые помогают ему ощущать себя трезвым в самом высоком смысле слова. А кроме того, когда один алкоголик помогает другому алкоголику, уходит тяга к спиртному. Думаю, что это – подарок алкоголикам от Бога.

Как проходят собрания

Обычно к нам на собрание группы приходят от 40 до 50 человек. Это предел, который может вместить имеющееся в нашем распоряжении помещение. Добрая половина этих людей потом приходит ко мне на исповедь. Они просят, чтобы их не только исповедовали, но и побеседовали с ними, хотя бы кратко.

На собрании группы мы вместе читаем перед иконой молитву о душевном покое. Мне дал эту молитву отец Иоанн (Крестьянкин). Молитва эта христианская, но авторство ее, к сожалению, неизвестно. Его приписывают разным святым: и Фоме Аквинскому, и Августину Блаженному… По духу она напоминает молитву Оптинских старцев.

monasterium.ru-1После молитвы представляются наши волонтеры, которые трудятся на контактном телефоне, затем – все участники группы. Представляясь, человек называет свое имя и формулирует запрос. В большинстве случаев даже это для него является проблемой. Например, муж-алкоголик приходит вместе с женой, и она говорит: «Мы пьем», – хотя сама и не является алкоголичкой. Мы рассаживаем их подальше друг от друга, они при этом очень расстраиваются. Далее я читаю Евангельский отрывок на русском языке, который будет звучать в храме на следующий день, в воскресенье, и предлагаю минуту помолчать и подумать. После паузы читаю Евангелие еще раз, так как слушатели сами просят читать Евангелие дважды.

Далее мы предоставляем собравшимся возможность высказываться и особо просим, чтобы люди говорили о себе – не теоретизировали, не обобщали, не занимались нравоучениями (мы оставляем эту привилегию за собой). Какие-то элементы мы берем из методики групп самопомощи сообщества анонимных алкоголиков и делаем это намеренно, чтобы человеку легко было посещать и эти группы. Человек откровенно высказывается о своей проблеме: «Я – алкоголик» или «Я – жена алкоголика». Если он (она) уклоняется, я звоню в колокольчик и прошу говорить только о себе.

На самом деле все эти элементы, которые мы позаимствовали у групп самопомощи, анонимные алкоголики переняли из домашних христианских групп. Участникам ведь не нужно, чтобы священник читал им проповеди, для них важен личный опыт: как у тебя в сердце отозвались слова Христа и как они связаны с твоим выздоровлением или невыздоровлением. Я заметил, что на собраниях нашей группы от раза к разу высказывания становятся все более глубокими. Одна женщина, высказываясь после прочтения притчи о милосердном самарянине, прямо-таки начала цитировать митрополита Антония (Сурожского). Но на мой вопрос, читала ли она труды митрополита Антония, она ответила, что сама дошла до этих мыслей. После участников собрания высказываемся я и мой сотрудник-психолог. Мои высказывания – это беседа-проповедь; психолог проводит небольшой тренинг.

Мы стараемся, чтобы наша программа развивалась, – приглашаем специалистов, которые смотрят на все происходящее со стороны и подмечают недочеты и ошибки.

К сожалению, в настоящий момент даже в Москве не так много священников, которые бы специально изучали проблему химической зависимости. Вот почему группы самопомощи остаются незаменимым подспорьем для желающих выздороветь алкоголиков, наркоманов и их близких.

Записала Екатерина Орлова

 


 

Собрания группы «Метанойя» проходят с 14.15 по субботам в актовом зале Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, что напротив Святых врат Данилова монастыря.

Адрес: Москва, ул. Даниловский вал, д. 22.

Контактный телефон: 8(915)136-42-24.

Телефон работает по вторникам, средам, четвергам, пятницам с 19.00 до 22.00.

Подробнее узнать о методах преодоления проблем зависимости можно здесь:

http://prihozhanin.msdm.ru/books/strast-grekh-ili-bolezn.html

 


 

1Сообщество анонимных алкоголиков имеет в своей основе так называемую Программу двенадцати шагов. Работая по шагам, участники Сообщества на собраниях групп взаимной поддержки делятся личным опытом преодоления зависимости, помогая друг другу оставаться трезвыми. Программа «Метанойа» также предлагает «Двенадцать шагов» в качестве метода работы с проблемой химической зависимости. – Прим.ред.

Материалы по теме
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь