Живое слово одухотворяет

Игумен Серафим (Котельников)

О значении монашеских форумов для жизни современных монастырей «Монастырскому вестнику» рассказал наместник Курской Коренной Рождество-Богородичной мужской пустыни игумен Серафим (Котельников). Размышляя о монашеском направлении Международных Рождественских образовательных Чтений, в работе которого дважды принимал участие отец Серафим, он отметил, что духовный опыт настоятелей и настоятельниц обителей России, Греции, Сербии, Черногории, Румынии, Великобритании, Германии, пастырей и архипастырей из разных стран стал для него подспорьем в повседневной монастырской жизни. И сегодня игумен с благодарностью вспоминает необычайный духовный подъем, который ощущал по возвращении в родную обитель после монашеских форумов. Отец Серафим нередко перечитывает доклады, которые особенно запомнились и легли на душу. Теперь не только он сам, но и братия стремятся больше узнать о бесценном опыте Вселенского Православия, о духовном устроении монастырей Святой Горы Афон.

unnamed 2

Батюшка, что-то из услышанного удается применять на практике?

Наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) рассказывал, что в их монастыре существует практика частого причащения, – этим монашеская семья, живущая в непростых условиях мегаполиса, духовно укрепляется. По четвергам в Сретенской обители совершается общая братская служба, за которой причащаются все: и монахи, и послушники. Я вернулся из Москвы, поговорил с братией, и мы тоже решили сделать еженедельной братскую службу.

Очень много жизненно важных вопросов поднимали участники секции монашествующих. В этом году отец Тихон (Шевкунов) представил серьезное научное исследование на тему «Оставление монастыря и монашества. Святоотеческий взгляд и популярные современные мнения». Если инок оставляет обитель, для монашеской семьи это трагедия. Человек пришел в монастырь, сочетался со Христом, но вдруг что-то такое случилось, что он больше не может исполнять монашеские обеты, уходит в мир. Архимандрит Тихон настолько основательно проработал тему, так мощно подкрепил ее историческим материалом, высказываниями святых отцов и духоносных старцев, что вывод из услышанного был таким: единственным оправданием для монаха, пожелавшего оставить монастырь, может стать его смерть. Только она способна объяснить уход из обители. И я сделал важный для себя вывод, что игумен должен особо заботиться, печься о том, чтобы ни у кого из братии не произошло так называемого «выгорания» (то есть деградации, вырождения, расцерковления).

Если продолжить разговор о применении услышанного на практике, то хотелось бы вспомнить выступление иеромонаха Николая (Сахарова), насельника Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в графстве Эссекс в Великобритании, «Значение опыта богопознания о современном монашестве». (Отец Николай выступал с докладом на предыдущих Рождественских чтениях в 2014 году). Говоря о послушании в понимании преподобного Силуана Афонского и его ученика схиархимандрита Софрония (Сахарова), основателя православной обители в графстве Эссекс, гость из Англии сделал акцент на том, что главная цель современной монашеской жизни – возрастание в любви. Через его рассказ мы словно почувствовали силу духовной любви старца к братии. Словно воочию увидели авву, который старался, чтобы грубость, неприязнь, холодная строгость ни под каким видом не проникали в созданную им многонациональную общину.


Когда слушаешь такие выступления, невольно «примеряешь» их к своей монашеской семье. Мне было радостно осознавать, что в нашем монастыре современный уклад жизни тоже ведет к возрастанию в любви. Можно сказать, со второго его рождения. Приснопамятный схимитрополит Ювеналий (Тарасов), два десятилетия возглавлявший Курско-Белгородскую кафедру, много сил положил на возрождение Курской Коренной пустыни как памятника XVI века и, главное, на возрождение в ней монашеской жизни, молитвенного делания. Одна из его заслуг в том, что Владыка направил сюда духовно мудрых и духовно опытных людей. Это архимандрит Ипполит (Халин), который в течение шестнадцати лет подвизался на Святой Горе Афон. Это архимандрит Нектарий (Марченко), схиигумен Кронид (Демин), схиархимандрит Исаиа (Каравай) и другие. Я впервые попал сюда в тринадцать лет на праздник 700-летия обретения чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. Тогда мы с мамой, которой я очень благодарен за то, что она привила мне любовь к Богу, церкви, любовь к молитве, доехали на электричке до станции, потом по старинке, чтобы претерпеть паломнические трудности, шесть километров добирались до монастыря пешим ходом. Во время праздничного богослужения мое детское сердце было пленено атмосферой благодатной службы, прошедшей, казалось, на одном дыхании. А после возвращения домой ощутил, что частица моего сердца осталась в монастыре...

На следующий год снова сюда приехал во время школьных каникул. Владыка Ювеналий благословил остаться в монастыре на все лето, и с первых дней пребывания здесь я почувствовал, что попал в родную дружную семью. Меня окружили заботой, вниманием, теплом. В шутку называли «сыном полка». Помог мне духовно возрастать в те юные годы, укрепляться в вере и возлюбить всем сердцем монастырские богослужения духовник Курской Коренной пустыни приснопамятный иеросхимонах Иоанн (Бузов), который до этого 21 год был при прозорливом старце, имевшем горячее, любящее сердце, архимандрите Серафиме (Тяпочкине). Как в улье есть матка и вокруг нее собираются пчелки, так и мы собирались вокруг батюшки. Его духовный авторитет был мощным. Бывало, придешь к нему, расскажешь о своих скорбях, или, как я в то время считал, трагедиях, – батюшка утешит, скажет несколько слов, даст гостинчик, и выходишь из его кельи, забыв про все невзгоды.

Помню, какое сильное впечатление произвел на меня, мальчишку, отрока, рассказ дорогого батюшки, как при переправе через речку его спас от неминуемой гибели святой Николай Чудотворец. Боец Бузов провалился под лед и взмолился, прося помощи у особо любимого русским народом святого. А получив ее, дал обет всю свою жизнь посвятить служению Богу. После войны отправился в Почаевскую лавру, но, поскольку его родители были уже немощными, возвратился домой, в Курскую область, чтобы, по слову Евангелия, досмотреть престарелых отца и мать. После их кончины, узнав о белгородском подвижнике архимандрите Серафиме (Тяпочкине), поехал к нему. Батюшка с благоговением вспоминал об отце Серафиме. Говорил нам, что это был человек, коего Господь наделил особым даром любви к людям, который смиренно нес немощи, горести человеческих сердец. Мы же видели, с какой любовью наш отец Иоанн принимает своих духовных чад, окормляет их, дает советы. Поэтому меня с отроческих лет тянуло в эту святую обитель. Став ее наместником, я каждый деньс верой и надеждой прибегаю к Пресвятой Богородице, подхожу в соборе к списку с Ее чудотворного образа и, обращаясь к Царице Небесной, прошу Ее помощи для несения игуменского креста.

В нынешнем году на Рождественских чтениях (направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви») большой интерес, по мнению многих участников, вызвал доклад схиархимандрита Гавриила (Бунге), игумена Крестовоздвиженского монастыря Русской Православной Церкви в Лугано (Швейцария). Говоря о том, что в России советского периода институт монашества был практически разрушен, отец Гавриил высказал чрезвычайно важную для всех нас мысль, что традиция продолжалась на духовном уровне. По его словам, традиция старчества никогда не прерывалась в нашей стране. Вы своим рассказом это подтвердили. Слышите ли Вы подтверждение этих слов известного богослова и монаха из Швейцарии на монашеских форумах?

Конечно, слышу. И слушаю как откровение. В первую очередь, вспоминается доклад игумении Сергии (Конковой), настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря «Опыт духовного окормления у старцев Троице-Сергиевой лавры», прочитанный на прошлогодних Рождественских Чтениях. Вообще у нас с Дивеевской обителью крепкая духовная связь: когда бываем в Четвертом Уделе Пресвятой Богородицы, то сестры, узнав, что мы с Курской земли, радуются: приехали монахи с земной родины батюшки Серафима! Принимают как родных. Не могли не тронуть душу матушкины воспоминания. И особенно это: в России еще не было ни одного действующего женского монастыря, а духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Серафим (Шинкарев) сказал маме двадцатилетней студентки медицинского института Александры Конковой: «Она будет монахиней!» Тогда – не верилось. Сегодня – сбылось! И вот уже более двух десятилетий матушка Сергия возрождает одну из самых известных и почитаемых русских обителей, показывая современному миру с его хитроумными ловушками человеческих душ , что приход в монастырь – это избранничество.

Приезжая в Дивеево, я вижу, что матушка Сергия на службах читает каноны, монашеские правила, идет с сестрами по святой канавке. Сразу вспоминаю слова архимандрита Тихона (Секретарева), наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, призывавшего собратьев-игуменов и игумений постоянно участвовать в жизни монастыря, чтобы быть ближе к своей монашеской семье. Для меня в этом плане матушка Сергия является примером. Как и наш правящий архиерей, священноархимандрит Курской Коренной пустыни митрополит Герман. Во время богослужений, когда есть возможность, Владыка читает каноны, кафизмы.

С отцом Тихоном (Секретаревым), выступившим на предыдущих Рождественских чтениях с замечательным докладом «Псково-Печерские старцы и духовное преемство», мне удалось лично пообщаться, задать ему вопросы в перерыве между заседаниями секции. И со схиархимандритом Иоакимом (Парром), настоятелем монастыря Преподобной Марии Египетской в Нью-Йорке, принявшим Православие под влиянием деятельности и проповедей святителя Иоанна Шанхайского. Для меня это общение было чрезвычайно важным.

Еще один доклад назову: «Особенности монашеской жизни в городском монастыре» игумении Николаи (Ильиной), настоятельницы Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря в городе Малоярославец. Выступление матушки, прозвучавшее на Рождественских Чтениях в этом году, вызвало горячее желание познакомиться с организацией молитвенной жизни ее обители, своими глазами увидеть, почувствовать благодатную атмосферу, которая, как я понял, там царит.

Игумения Николая говорила о городском монастыре. А Курская Коренная пустынь все же находится в небольшом поселке, в тридцати километрах от многотысячного Курска...

Малоярославец по численности населения тоже небольшой город. Но дело в другом. Меня, в первую очередь, привлекло то, что женская обитель живет и дышит наставлениями греческих старцев. Сестры любят и хорошо знают душеполезные труды святогорцев. Обитель посещают схиархимандрит Ефрем, игумен Ватопедского монастыря, с братией, братия других афонских монастырей.

Итак, материалы Рождественских чтений востребованы: они становятся духовной пищей для сердца и ума, помогают нести Вам игуменский крест. Наверное, так можно подытожить нашу беседу?

Да. Скажу, что живое слово одухотворяет, подталкивает к действию. Хочется все силы положить на то, чтобы родной монастырь по своему духовному устроению приблизился к лучшим образцам святых обителей, известным своим молитвенным духом. Но, говоря о живом слове, я имею в виду не только доклады. Ценно, как было сказано выше, непосредственное общение с духовно мудрыми людьми, приезжающими на форум из разных уголков земли. И всегда интересно слушать, как Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, комментируя и дополняя доклады, показывает их «духовную изюминку». Признаться, оставлять на два-три дня вверенную мне обитель бывает непросто – душа болит: все ли в порядке, не заболел ли кто? Звоню, спрашиваю. Но получаю за эти несколько дней, проведенных в Москве, такой объем информации, касающейся самых насущных наших вопросов, на поиск которой мне самому пришлось бы потратить не один месяц. Поэтому хочу выразить глубокую благодарность Святейшему Патриарху Кириллу, архиепископу Феогносту и его помощнице – Заместителю Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумении Иулиании (Каледе), настоятельнице Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в Москве, за создание специальной секции для монашествующих на Международных Рождественских образовательных Чтениях. А еще я всем сердцем благодарю их за то, что они пригласили нас, молодых настоятелей, наместников, участвовать в первом в новейшей истории нашей Церкви собрании игуменов и игумений монастырей Московского Патриархата. Очень сильное впечатление на меня произвело то монашеское собрание, состоявшееся в Троице-Сергиевой лавре в рамках празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского в октябре прошлого года. Особенно взволновал момент, когда мы собрались в келье Игумена Земли Русской, чтобы вместе с Его Святейшеством и сонмом архиереев пропеть «Ублажаем тя, преподобне отче Сергие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов...» В своем докладе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал тогда, что мы не должны выйти из этих стен такими же, какими сюда вошли. А должны выйти с новым, обновленным чувством своего призвания, с желанием возродить и укрепить наше монашество, потому что мы призваны к великому деланию, основоположником которого был святой преподобный богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский, чудотворец. Никогда не забуду, каким окрыленным я вышел из Троицкого собора...

unnamed 1

***

Богородице-Рождественская Курская Коренная пустынь возрождается на наших глазах. В сентябре 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные принесению сюда чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» из Америки, ставшей Одигитрией русского зарубежья. Его Святейшество совершил чин великого освящения главного монастырского храма – собора Рождества Пресвятой Богородицы, затем – Божественную литургию в новоосвященном храме. На следующий день состоялся многотысячный крестный ход с чудотворной иконой по Курской земле. Шествие возглавил Высокопреосвященнейший Иларион, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский. Теперь эту святыню делегация Русской Православной Церкви за рубежом каждый год привозит в Россию, в Курскую Коренную пустынь.

Иеромонаха Серафима (Котельникова) назначили исполняющим обязанности наместника широко известного в нашей стране и за рубежом монастыря, затем – наместником чуть менее двух лет назад. На короткое время он несколько растерялся, поскольку видел вокруг себя более опытных в духовном и житейском плане людей. Но подбодрила братия. Люди подходили со словами: «Мы твоя семья, отец Серафим, и будем тебя поддерживать!» Сегодня все, с кем нам довелось побеседовать, проникновенно говорили, что испытывают радость оттого, что наместником их обители по благословению священноначалия стал ее насельник, который с юных лет нес послушание в Коренной пустыни: «Несмотря на молодость, отец Серафим успел пообщаться со старцами. И братия чувствует, что, благодаря их святым молитвам, получает духовную поддержку. Хотя наш игумен совсем молодой, ему тридцать два года, мы воспринимаем его как отца...»

Беседовала Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Новости:

Публикации:

Посещение Царственными паломниками Дивеевской обители в 1903 году
Памяти схимитрополита Ювеналия (Тарасова)
Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь
Монастырь Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь
Игумения Елисавета (Беляева)
Посещение Царственными паломниками Дивеевской обители в 1903 году
Памяти схимитрополита Ювеналия (Тарасова)
Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь
Монастырь Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь
Игумения Елисавета (Беляева)

Монастыри:

Монастырь Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь
Россия, Курская область, Золотухинский район, местечко Свобода, Советская улица, 42
Монастырь Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь
Россия, Курская область, Золотухинский район, местечко Свобода, Советская улица, 42

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Макарьева пустынь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь