Скорбь и радость

Игумения Викторина (Перминова)

Сегодня Церковь снова вспоминает благодеяния Божией Матери, явленные через Ее образ «Всех скорбящих Радость». Даже если бы и не было тех дивных чудес, которые связаны с этой иконой, то радость, которую дарует Царица Небесная скорбящим душам – это уже самое настоящее чудо.

Все люди стремятся к радости, и это вполне естественно. Но для чего нам нужны скорби и страдания? В скорбях, если правильно их переносить, заключается наше благо. Они очищают и исцеляют душу. Через скорби Бог приближает нас к себе. Беспечальная, беспечная душа часто рассеивается, черствеет и не обращается ко Господу, а скорбная – собирает свое внимание, становится более чуткой и милостивой к ближним и в своем страдании ищет Бога. И Господь, отвечая на стремление Своего создания, обращается к душе и неизреченно утешает ее.

Если мы научимся правильно переносить скорби, то они станут для нас прекрасной возможностью приобретать добродетели, проявлять любовь ко Господу и обратятся для нас в радость.

Кто скорбел так, как Пречистая Божия Матерь, любившая Своего Сына и Бога больше жизни? Преподобный Силуан Афонский так пишет о любви Пресвятой Богородицы: «…При любви Божией бывают печали, и чем больше любовь, тем больше печаль. Божия Матерь никогда не согрешила ни единым помыслом и никогда не теряла благодати, но и у Нее были великие скорби; а когда Она стояла при Кресте, тогда безмерна, как океан, была Ее скорбь, и муки души Ее были несравненно большими, чем Адамово мучение по изгнании из рая, потому что и любовь Ее была несравнимо большая, чем любовь Адама в раю. И если Она осталась жива, то только потому, что сила Господня укрепила Ее, ибо Господь хотел, чтобы Она увидела Его Воскресение и чтобы по Вознесении Его оставалась на земле в утешение и радость апостолам и новому народу христианскому. Мы не достигаем полноты любви Божией Матери, и потому не можем в полноте понять и Ее скорбь. Любовь Ее была совершенною. Она безмерно любила Бога и Сына Своего, но Она любила и народ великою любовью. И что переживала Она, когда эти люди, которых Она так много любила и которым до конца хотела спасения, распинали Ее возлюбленного Сына? Мы постигнуть этого не можем, потому что в нас мало любви к Богу и к людям» [1]

Но как велика радость Царицы Неба и Земли, предстоящей Престолу Всемилостивого Господа! И Она всегда готова поделиться с нами Небесной радостью настолько, насколько мы способны ее воспринять. Ее пример и святоотеческое слово показывают нам путь к перенесению скорбей.

«Скорби и искушения полезны человеку, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – [они] делают душу благоискусной и твердой, если она мужественно, охотно, с упованием на Бога переносит все случающееся, с несомненной верой ожидая избавления от Господа и милости Его» [2] «Поэтому не будем унывать, когда случаются с нами огорчения и скорби, а, напротив, станем более радоваться, что идем путем святых. Ибо Господь наш Иисус Христос, Податель жизни нашей, все Домостроительство Свое во плоти совершил страданиями» [3].

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Богочеловек провел земную жизнь свою в лишениях и скорбях. Этим он освятил лишения и скорби истинно верующих в Него, возвысил земные лишения и скорби превыше земного благоденствия… Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает людям, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие целительные врачевания больным. Они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления» [4].

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в одном из своих писем образно разъясняет спрашивающему его совета человеку: «Ну как же ты читаешь Священное Писание и вдруг говоришь, что не можешь понять причину скорбей. “В мире скорбны будете, но мужайтесь...” Да и во что превратится человек без очистительных скорбей? Подумай. Настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать» [5].

Никто не станет спорить с тем, что скорби болезненны и горьки, но как иначе исцелить страсти? Преподобный Серафим говорил, что страсти истребляются страданием и скорбью или произвольной, то есть подвижничеством, или посылаемой Божественным Промыслом. Часто у нас нет решимости подвизаться, и Господь, желая нас очистить, посылает скорби, которые не только сокрушают наш эгоизм и страсти, но способствуют исполнению заповедей Божиих и являются настоящей школой молитвы. С молитвой скорби переживаются по-другому, как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Ничто случившееся с нами не в состоянии будет опечалить нас, если будем возносить молитву напряженную и усердную; посредством ее мы избавимся от всего, что бы нас ни постигло» [6].

Святые принимали Волю Божию со смирением. Они не только безропотно, но с радостью и любовью к Богу переносили скорби и благодарили за них Господа. Смиренное устроение души было основой их мужества и источником радости.

Будем же смиренно просить Господа о том, чтобы Он даровал нам помощь и научил переживать скорбные обстоятельства. Ибо скорбные они, по большей части, не для нас, а для наших страстей. А если мы скорбим от того, что не исправляемся, то не будем впадать в уныние, но обратимся к нашей Усердной Заступнице. И пусть, по Ее молитвам, Господь поможет нам приносить деятельное покаяние, приближаться к Нему и обретать в Нем истинную радость.

-----------------------------

Примечания:

[1] Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. С. 370. 
[2] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 3-е изд. М., 1881. Ч. II. С. 527. 
[3] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 5-е изд. Сергиев Посад, 1912. Ч. 3. С. 287. 
[4] Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. 3-е изд. СПб., 1905. С 287, 317. 
[5] Главное – быть с Богом. По трудам архимандрита Иоанна (Крестьянкина) http://fictionbook.ru/author/litagent_blagovest/glavnoe_byit_s_bogom_po_trudam_arhimandr/read_online.html 
[6] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. 2-е изд., СПб., 1895. Ч. I. С. 546.

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Олимпиада (Баранова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Олимпиада (Баранова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара