В Новоспасском монастыре начало работу направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений

26 января 2016 года в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре Москвы Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност возглавил работу направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений.

Открывая пленарное заседание, Его Высокопреосвященство передал участникам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, поблагодарил всех докладчиков и слушателей Чтений и пожелал им плодотворной работы.

В президиуме присутствовали:  сопредседатель – епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, Председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин; митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь); митрополит Алавердский Давид (Грузинская Православная Церковь); куратор – игумения Иулиания (Каледа), Заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы.

В докладе «Монашеское делание как обретение внутреннего Царствия Божия» митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий напомнил, что Царствие Божие есть благодатное состояние души, пребывающей с Богом, ради Которого стоит отказаться от самых дорогих сердцу вещей и привязанностей. Наиболее решительное и определенное отречение предполагается в принятии монашества. Ради самого главного в жизни – Бога – инок жертвует наиболее ценным в глазах людей мира сего – своеволием, плотским наслаждением и материальным богатством. Его Высокопреосвященство подчеркнул, что монашеские обители призваны быть оазисами Царствия Божия на земле. Высокопреосвященнейший митрополит Георгий затронул актуальный вопрос о крайностях монашеской жизни: внутреннего подвига без деятельной любви, или внешней деятельности без сокровенной духовной жизни. «Попытка создать вокруг себя Царствие Божие без создания его прежде в самом себе неизменно обречена на неуспех… В то же время и самонадеянный уход в самого себя в поисках Царствия Божия без прохождения духовного научения под руководством опытного наставника в общежительном монастыре чреват самообольщением», − отметил Его Высокопреосвященство. Помочь избежать этих опасностей при прохождении монашеского поприща может лишь послушание игумену и следование монастырскому уставу. «Устав обители является для иноков благодатной защитой, нарушение же его ведет к риску потерпеть поражение в невидимой брани с врагом», − сказал в заключение своего выступления владыка Георгий.

monasterium.ru-23.jpgПо словам митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая, выступившего с докладом «Игумен и обретение “внутреннего Царства” братией», игумен является для своего братства духовным вождем; его основная роль состоит не в административном управлении, а в том, чтобы помочь братьям обрести Бога в своей жизни. И важно, чтобы монахи сами избирали себе игумена: своим выбором они показывают, что полностью ему доверяют, принимают его слово как волю Божию. А добровольное, свободное послушание монахов игумену – это одно из главных условий созидания Царства Божия в братстве. При этом сам игумен должен иметь опыт жизни в послушании и аскезе, смирении и безмолвии – чтобы он ощутил, прежде всего, внутри себя Царство Божие, тогда он способен и другим передать его.

Иерарх Грузинской Православной Церкви митрополит Алавердский Давид (Махарадзе) предложил аудитории доклад «Устав и внутреннее делание монашествующих», в котором поделился личным опытом и сказал о Евангельской основе монашеских правил. Основным положением доклада стала мысль о том, что, продолжая находиться на переднем фронте духовной борьбы, сегодняшнее монашество несет ответственность за сохранение духа войска Христова – духа монашества, полученного от богоносных Отцов через иноческие уставы, правила, назидания и законы. Все древние уставы в общих чертах передают одинаковый дух монашества, который ведет нас к Самому Господу Иисусу Христу.

Как и митрополит Георгий, Его Высокопреосвященство особое внимание уделил вопросу: будет ли способствовать внутреннему деланию монашествующих подчинение уставу и приводит ли монаха к совершенству в духовной жизни строгое исполнение заведенного в монастыре порядка? По мнению Высокопреосвященнейшего Давида, соблюдая все монастырские правила и порядки, монашествующие кладут камни фундамента для внутреннего делания.

monasterium.ru-15.jpgДоклад профессора А.Г. Шустрова «Внутренняя жизнь и духовная победа по учению Отцов Церкви» был посвящен стремлению человека к высшей цели – единению с Богом через победу над своеволием и страстями.

После перерыва секция «Духовная жизнь в современном монастыре» под председательством епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина продолжила работу направления Чтений.

В президиуме присутствовали: митрополит Саратовский и Вольский Лонгин; митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь); епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, Председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата; куратор – игумения Иулиания (Каледа), Заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы.

Настоятель монастыря Ксенофонт на Святой Горе Афон архимандрит Алексий (Мадзирис) в сообщении «Практика откровения помыслов в святогорской традиции» подчеркнул значение этого спасительного делания. Отвержение всякого помысла о мире и непрестанная борьба с «ветхим человеком» составляют подвиг, через который монах становится добровольным мучеником. На этом пути действуют два фактора: Таинство Покаяния и духовное руководство. Отношения со старцем должны быть основаны на любви и доверии ему. Духовной опасностью является ситуация, когда монах ищет непосредственного руководства в текстах святых Отцов без совета и личных взаимоотношений со старцем.

monasterium.ru-22.jpgИгумен Авксентий (Абражей), исполняющий обязанности наместника Свято-Рождество-Богородицкого мужского монастыря Туровской епархии (Беларусь) в докладе «Исповедь в жизни монаха как Таинство воссоединения с Богом и братией» показал необходимость внимательного отношения монашествующих к исповеди, поскольку целью покаяния является единение кающегося с Богом и братией. Но исповедь должна быть правильной: для того, чтобы обнажить свою рану перед духовным отцом, не оправдывая себя и не перекладывая вину на других, требуется духовное мужество и сознание, что исповедь совершается силою Божией. Задача игумена и старшей братии монастыря – создать такие условия, чтобы помочь иноку раскрыться и начать доверять игумену откровение помыслов.

В завершение работы секции «Духовная жизнь в современном монастыре» иеромонах Пантелеимон (Королев) зачитал доклад игумена Кронида (Карева), настоятеля Свято-Преображенского подворья Данилова ставропигиального мужского монастыря: «Внутреннее делание в условиях новообразованной обители». Игумен Кронид выделил четыре основных составляющих повседневной монашеской жизни. Во-первых, это молитва, причем особое значение имеет молитва келейная. Во-вторых, взаимоотношения между братиями, основанные на терпении и снисхождении. В-третьих – труд, при организации которого необходимо изначально оценить все возможности монастыря: в обители должны быть организованы такие послушания, которые не станут для братий непосильными и не лишат их духовной жизни. Наконец, большое значение имеет удаленность монастыря от мира. По глубокому убеждению докладчика, основанному на монашеском предании, монастырь должен быть в определенные часы закрыт для посещений, чтобы у каждого монаха было время на пребывание в келье, которая, по словам отца Кронида, должна быть сладка и вожделенна для монаха, должна быть для него крепостью, свидетельницей подвигов и утешением.

Таким образом, в процессе обсуждения темы «Древние монашеские традиции в условиях современности» участники выразили согласие в том, что древние монашеские традиции, проникнутые Евангельским духом, полезно вводить и сохранять в современных обителях. Святоотеческие правила и традиции всегда остаются тем немеркнущим идеалом, к которому должны стремиться насельники обителей.

monasterium.ru-07.jpg

В рамках работы направления была также представлена презентация монастырских хозяйств.

В работе направления приняли участие представители Русской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Украинской Православной Церкви, Среднеазиатского митрополичьего округа, Православных Церквей Латвии, Эстонии, РПЦЗ, Элладской и Грузинской Православных Церквей и Святой Горы Афон – всего около 270 монашествующих и мирян, в том числе 15 архиереев, 93 архимандрита, игумена и иеромонаха, 62 игумении.

27 января 2016 года направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений завершит свою работу в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре Москвы.

Материалы по теме

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Воскресенский Новодевичий монастырь
Макарьева пустынь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь