«Для наместника очень важно быть одного духа с братией»

Епископ Можайский Иосиф

Епископ Можайский Иосиф четвертый год возглавляет Введенский ставропигиальный монастырь Оптина пустынь. О том, что изменилось за это время и как живет монастырь сегоднянаша беседа с владыкой.

Владыка, Вы четвертый год являетесь наместником Оптиной пустыни. Изменилось ли, на Ваш взгляд, что-­то в монастыре за это время?

Что изменилось в обители за четыре года? Об этом, наверное, лучше спросить кого-­то другого. Со стороны обычно виднее. Я за это время успел привыкнуть к обители, к братии, надеюсь, братия ко мне тоже привыкла. Но главное то, что я чувствую их поддержку, сам стараюсь поддерживать насельников. Когда в монастыре присутствует дух любви, единения, взаимопонимания и взаимопомощи – это очень важно. Для наместника очень важно быть одного духа с братией. По мере сил стараюсь находить подход к каждому человеку. Вместе мы начинаем день с молитвы, вместе ходим на службы, я благословляю братию на начало дня, на послушания, стараюсь бывать на братских трапезах, чтобы иметь возможность чаще общаться, вместе решать вопросы, которые встают перед нами. Вместе мы молимся за вечерним богослужением, вместе после ужина идем на чин прощения. Эта традиция была введена мною – испрашивать друг у друга прощения, благословляться перед сном – всё это объединяет нас.

Самое главное в монастыре – это молитва. Все, кто приезжают к нам, отмечают усердие оптинских насельников в молитве. Люди видят, как монахи ходят на службы, как молятся, и со своей стороны хотелось бы стараться поддерживать в нашей братии эту ревность.

Внешняя сторона монастырской жизни тоже развивается. Строим купель на Пафнутиево­Боровском источнике, открыли новую гостиницу, трудимся на подсобном хозяйстве. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла четвертый год подряд мы проводим форум «Дни Достоевского в Оптиной пустыни». Символ Оптиной – трубящий Ангел. Он призван поднимать людей на молитву, нести дух просвещения. «Дни Достоевского» имеют своей целью объединять вокруг Оптиной тех, кто чтит традиционную культуру, кому близка наша духовность. Творчество великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского – это своего рода мостик между культурой и духовностью. В XIX веке Оптина была тем источником духовности, к которому обращались наши деятели культуры, интеллигенция. Священноархимандрит обители Святейший Патриарх Кирилл благословил нас и сегодня, следуя традиции, быть местом, где объединялись бы культурные люди. Проект «Дни Достоевского» создан именно с этой целью. Конечно же, прежде всего мы обсуждаем на форуме духовные темы, но важна и его культурная составляющая. Через культуру, творчество люди способны воспринимать те значимые смыслы, которые необходимы для духовного развития нашего народа. В период, когда идет специальная военная операция, «Дни Достоевского» можно назвать значимой тыловой работой. Благодаря ей молодые люди обретают возможность почувствовать себя наследниками великой русской культуры, которую защищают наши воины на поле брани.

Расскажите, пожалуйста, об участии оптинских монахов в специальной военной операции. На сайте «Монастырский вестник» опубликовано несколько интервью с отцами, которые бывают «за ленточкой». Тему «монах и война» можно назвать дискуссионной. В медийном пространстве часто обсуждается вопрос, в какой мере христиане могут и должны участвовать в военных действиях. Ведь заповедь «не убий» является для нас обязательной к исполнению.

Как патриоты своей страны мы сразу поняли, что нашим воинам необходима поддержка, и с первых месяцев СВО монастырь начал оказывать фронту не только гуманитарную помощь, но прежде всего – духовную. В настоящее время братия Оптиной пустыни постоянно ездят в командировки. На фронте их всегда ждут. Поначалу, правда, воины к духовенству относились настороженно, далеко не все солдаты – церковные люди, но видя наше искреннее и теплое отношение, приняли нас, и теперь три группы оптинских монахов, сменяя друг друга, регулярно навещают подшефные бригады. Солдаты приходят на исповедь, причащаются, молятся, и, чувствуя духовную поддержку, с Божией помощью успешно выполняют свои боевые задачи. В конце прошлого года Святейший Патриарх Кирилл удостоил пятерых насельников монастыря церковных наград. Четверо получили медали ордена святого благоверного князя Димитрия Донского. В мае прошлого года я сам посетил зону специальной военной операции, побывал в военных госпиталях. Мы съездили в Донецк, Запорожскую область. Своими глазами увидели, насколько наша поддержка необходима бойцам.

Весной 2025 года скончался насельник оптинской обители иеромонах Константин. Более двух лет он окормлял бригаду «Невский», исполняя на поле брани свой врачебный и священнический долг. По образованию отец Константин был врачом­реаниматологом. Он помогал бойцам и физически, и духовно: лечил, спасал жизни, крестил, исповедовал, причащал, просвещал… Солдаты доверяли ему, и он нес эту миссию до тех пор, пока Господь не забрал его душу.

Меняет ли война человека, что говорят об этом военные священники?

Конечно, меняет. Мы все живем в более или менее тепличных условиях, а попадая в жестокую реальность войны, когда приходится видеть смерть, боль, страх, к человеку приходит понимание, что в жизни всё сложнее, чем он себе представлял. Отцы, которые побывали на фронте, говорят о том, что, увидев, как трудно людям, которые там находятся, в корне изменили свое отношение к человеку. Чаще стали оказывать снисхождение, в том числе и на исповеди. Поэтому я бы сказал, что каждому монаху полезно там побывать. Тем более, что и положительных эмоций «за ленточкой» предостаточно. Ребята там хорошие, и они очень ждут нас.

Доклад, который Вы делали в ходе работы монашеского направления XXXIII Рождественских чтений, был посвящен военному духовенству Оптиной. Можно сказать, что Оптина продолжает традицию окормления воинов.

Основываясь на исторических фактах, я рассказывал о том, что оптинские монахи, как и вообще русское иночество в целом, никогда не оставались равнодушными к судьбе своего Отечества. Оптина пустынь, будучи одним из важнейших духовных центров России XIX – начала ХХ века, занималась не только духовным окормлением воинов. Среди ее насельников были как участники боевых действий, ветераны, принявшие монашеский постриг после долгих лет службы, так и призванные в действующую армию в тяжелые для страны времена. Показателен пример старца Варсонофия, который в Русско­японскую войну окормлял раненых в госпитале на Дальнем Востоке. При этом нельзя не напомнить, как непросто в духовном смысле было для него находиться вдали от Оптиной, но и в тех условиях он не оставлял монашеского правила. И Господь все покрывал. Об этом преподобный писал в своих письмах. Совершая свое служение среди человеческих страданий, подвергаясь смертельной опасности, он не терял надежды на возвращение в Оптину и веры в победу наших солдат. «Верую вместе со всеми православными русскими людьми, что непостижимая Божественная сила Честного и Животворящего Креста победит и раздавит темную силу глубинного змия­дракона, красующегося на японских знаменах», – писал он в монастырь.

Мы понимаем, что именно Россия удерживает мир от зла. В Послании к Фессалоникийцам апостол Павел говорит: Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фес. 2:7). Другими словами, пока есть удерживающий (катехон), не придет антихрист. Святейший Патриарх Кирилл на Всемирном Русском Народном Соборе говорил, что сегодня именно Россия является катехоном и удерживает мир от падения. В монастырях мы стараемся сохранять в чистоте нашу веру. Преподобный Паисий Святогорец сравнивал монахов с радистами. В ходе военных действий они вроде бы и не так заметны, как другие солдаты, но значение их работы трудно переоценить. Так и монахи, сохраняя связь с Небесной Церковью, молятся за всех и духовно помогают тем, кто обращается за помощью. Эту миссию мы несем не только среди паломников, которые приезжают к нам в монастырь, но и там, где мы сегодня больше всего нужны, – на фронте среди защитников нашего Отечества земного.

Искренним патриотом, всем сердцем болеющим за свое Отечество, был и схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Святейшего Патриарха Кирилла и оптинской братии, насельник монастыря, к которому за молитвенной помощью и духовным советом приезжали люди, кажется, со всех концов земли.

Да, это так. Отец Илий был не только духовным человеком, он был настоящим патриотом своей страны. Батюшка в юном возрасте пережил гонения на Церковь, собственными глазами видел все те репрессии, правду о которых сейчас пытаются скрыть. Он хорошо понимал суть происходящих в стране процессов и всей душой стремился донести русским людям необходимость созидания Святой Руси. Не коммунизма, не либерализма, не западной цивилизации, а именно возвращения к своим истокам. Примечательно и то, что слова старца Илия прозвучали в ходе «прямой линии с Президентом» в декабре 2024 года. Корреспондент телеканала «Спас» в своем вопросе Владимиру Владимировичу Путину, сославшись на духовника Патриарха старца Илия, сказала, что нужно изменить в стране, чтобы Россия победила в конфликте с Украиной. Это было очень важно услышать всем: защитить жизнь нерожденных детей, не оставлять борьбу со сквернословием и предать земле тело «вождя мирового пролетариата», которое находится в самом сердце столицы – на Красной площади. Вот, по словам старца Илия, главные условия нашей победы в специальной военной операции и духовного возрождения России.

Последние два года своей жизни батюшка сам очень деятельно участвовал в борьбе с абортами. Он спас жизни 630 детей, которые могли не родиться. Сейчас мы понимаем, что этот опыт надо транслировать повсеместно. По его благословению готовились кадры, православные женщины получали квалификацию психолога, шли в женские консультации, чтобы разговаривать с теми, кто собирался делать аборт, уговаривали, отговаривали, объясняли… А главное – помогали после родов тем, у кого не было средств для обеспечения всем необходимым новорожденных младенцев. Батюшка находил благотворителей, и они покупали кроватки, коляски и другие нужные вещи для семей с маленькими детьми.

Он вообще всю свою жизнь посвятил людям. Сейчас мы видим, сколько по его благословению было построено храмов, открыто гимназий, духовных учреждений, возрождено сел, деревень, особенно в Орловской области. В 90‑е годы старец благословлял многих людей уезжать из Москвы, чтобы возрождать села и деревни. При его участии были спасены сотни тысяч гектаров земли. «Спасаешь село, значит спасаешь Россию, спасаешь наш народ», – так считал батюшка.

Мы верим, что он не оставляет нас своей помощью и сегодня. Те, кто не мог при его жизни по каким­то причинам попасть к нему в келью, теперь всегда могут прийти к нему на могилку. И люди приходят. С молитвой просят и получают просимое.

Руководство Синодального отдела по монастырям и монашеству часто направляет кандидатов на игуменство на стажировку в Оптину пустынь. Как Вы думаете, что больше служит делу становления будущих руководителей монашеских общин – духовная традиция монастыря или опыт организации большого монастырского хозяйства?

Думаю, что наше священноначалие понимает, где будущий игумен может получить пользу и для своего духовного становления, и для своей обители. Обе составляющие монашеской жизни важны для будущих игуменов. Я благодарен председателю СОММ митрополиту Каширскому Феогносту за доверие и одновременно чувствую свою ответственность. Быть примером для подражания непросто. На оптинской братии действительно лежит большая ответственность за передачу опыта, который мы считаем ценным. К нам приезжают разные кандидаты – и те, кто имеет опыт монастырской жизни, и те, кто служит на приходах, но призван возглавить небольшие обители в деревнях. Все они имеют возможность увидеть, как осуществляется духовное руководство братией, как управляется монастырское хозяйство. Проникнуться духом оптинского богослужения, побыть среди братии, почувствовать молитвенный настрой наших насельников, вместе потрудиться на послушаниях, где непрестанно идет Иисусова молитва. Побывав в Оптиной, кандидаты на игуменство благодарят нас, пишут хорошие слова в своих отзывах, отмечают, что братия у нас дружная, живет в духе спокойствия, любви и мира. А главное, отмечают тот духовный опыт, который заключается в традиции Оптинского старчества, который мы стараемся сохранять. Это делание Иисусовой молитвы, откровение помыслов духовнику, беседы с духовниками, со старшей братией – всё это тот ценный опыт, который останется в памяти у будущего игумена и обязательно пригодится ему.

Владыка, скажите, чем Вы руководствуетесь, назначая послушания насельникам Оптиной? Принимаете ли во внимание способности и таланты человека?

Я понимаю, что смиряться нужно. Знаю, что архимандрит Венедикт († 2018), наместник Оптиной пустыни, возглавлявший монастырь на протяжении почти 30 лет, воспитывал в братии добродетель смирения, часто меняя им послушания, переселяя иноков из кельи в келью. Но в те годы в монастыри приходило много народу, среди которого были специалисты в разных областях знания. Время изменилось, и сегодня не так много людей хотят стать монахами, как это было в период духовного возрождения нашей страны. Да и монастырей ведь стало значительно больше. Поэтому пренебрегать квалификацией приходящих к нам специалистов сегодня нет возможности. Мы должны ценить профессиональные навыки, образование и знания людей, которые потрудились в миру, приобретая всё это. И просветительская, и хозяйственная деятельность монастыря требуют специальных знаний. Отвергая труд профессионалов, мы можем нанести ущерб обители. Думаю, что можно находить и другие способы помочь человеку приобрести смирение. Хотя иногда, конечно, меняем послушания, если в этом есть необходимость для духовного роста человека.

Издательская деятельность – традиционно важное для Оптиной направление просветительской работы монастыря. Расскажите, какие изменения произошли в этой области в связи с развитием электронных технологий? Получается ли у монастыря использовать новейшие средства для просвещения народа светом Христовой веры?

Книгоиздание, основы которого заложил старец Макарий в 1840‑х годах, как тогда, так и теперь, не перестает быть востребованным, независимо от того, какие средства предлагает нам технический прогресс. Духовная литература, издаваемая в виде печатных книг, продолжает оставаться актуальной. Мы стараемся выпускать не менее тридцати изданий в год. Наши книги хорошо продаются, получают высокую оценку читателей и церковные награды в виде литературных премий. По­прежнему издаем труды Оптинских старцев, святоотеческую литературу, детские книги. Книги наших насельников иеромонаха Никона (Скарги) «Преподобный Исаак Сирин. Аскетические слова» и иеромонаха Димитрия (Волкова) «Исповедь и откровение помыслов в духовном наследии старцев» в 2024 году получили премии Издательского совета на конкурсе «Просвещение через книгу». Мы видим, насколько они востребованы в монашеской среде, и это очень радостно для нас. Недавно, по инициативе духовных чад, была издана книга воспоминаний об иеродиаконе Илиодоре (Гайриянце) под названием «Авва, помолись», и она тоже пользуется большим спросом у читателей. Но, конечно же, мы используем все имеющиеся у нас средства для того, чтобы нести миру свет Христов. Выпускаем аудиокниги, оцифровываем свои ранние издания и выкладываем их на сайте в электронном виде. Информационные технологии действительно помогают нам в деле просвещения. У монастыря, как я уже сказал, есть сайт, где мы размещаем важную информацию, необходимую как для паломников, так и для тех, кто редко бывает в монастыре, но получает возможность наблюдать за жизнью обители. С этой же целью ведем работу в социальных сетях. Там рассказываем своим подписчикам о событиях, происходящих в жизни обители, сообщаем о предстоящих богослужениях, публикуем новости. Оптинские прихожане и паломники делятся с нами фотографиями и рассказывают о значении Оптиной в их жизни. Мы видим их счастливые лица и радуемся за них. Не так давно мы создали новое приложение «Оптина пустынь». Его можно скачать на телефон и получить возможность бывать на экскурсиях, узнать, где что расположено: наши гостиницы, лавки, лекторий, можно подать записки. Особо я выделил бы возможность дистанционно бывать на богослужениях в Оптиной пустыни. На нашем сайте кнопка трансляции расположена на видном месте, и я знаю, что очень много людей подключаются к оптинским службам, слышу много положительных отзывов об этом. Сотни людей сегодня имеют возможность помолиться вместе с нами, и люди благодарят нас за то, что, находясь далеко от монастыря, могут слышать хор оптинской братии, молитвы своих духовников. Всё это оказалось очень востребовано. По пути на работу и вечером любой человек может включить трансляцию и помолиться вместе с нами. Слава Богу за это!

Беседовала Екатерина Орлова
Фото: Владимир Ходаков
В материале также использованы снимки,
предоставленные «Монастырскому вестнику» епископом Можайским Иосифом

Материалы по теме

Публикации

Доклады