«Задача священника – быть там, где он нужнее всего»

Иеромонах Максим (Жилинский)

«Братия Оптиной пустыни – защитники Отечества» – с таким докладом выступил наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь епископ Можайский Иосиф на заседании секции «За други своя...», состоявшейся в рамках работы монашеского направления XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений. Войны XIX и XX веков и подвиг монахов Оптиной... Владыка привел строки из письма преподобного Варсонофия Оптинского, отправившегося за послушание в начале Русско-японской войны на фронт, где он обслуживал лазарет имени преподобного Серафима Саровского: исповедовал, причащал, соборовал раненых и умирающих солдат. Старец писал в свой монастырь: «Верую вместе со всеми православными русскими людьми, что непостижимая Божественная сила Честнаго и Животворящаго Креста победит и раздавит темную силу глубинного змия-дракона, красующегося на японских знаменах». Более ста лет прошло. И тот минувший век вместил в себя и Великую Отечественную войну, и великую Победу советского народа, после чего казалось, что нацистское зло навсегда побеждено. Но оно снова подняло голову! Чтобы вера в силу и славу Креста Господня крепла в душах наших воинов, священнослужители Оптиной пустыни периодически выезжают в зону боевых действий. Об увиденном и осмысленном во время таких поездок мы беседовали с иеромонахом Максимом (Жилинским).

Отношение к священникам стало меняться

Батюшка, с появлением новых реалий, новых вызовов времени появилось и новое словосочетание – «командировка священника в зону СВО». У Вас немало таких командировок было. Можете сказать, в чем для себя Вы отметили изменения, произошедшие с момента первых поездок туда?

Отношение к Церкви и священникам стало заметно меняться. Это видно хотя бы на примере замполитов. Раньше нам было чрезвычайно сложно куда-то пробираться, мы всегда наталкивались на препоны с их стороны. Замполиты не понимали: зачем нужен священник «за ленточкой»? Он был для них, попросту говоря, дополнительной обузой: ему нужно дать сопровождение, а вдруг он погибнет – какое наказание последует за это от начальства? Но постепенно они (да и другие товарищи на руководящих должностях) смягчились, поскольку увидели пользу от приезда священнослужителей в воинские части. Плоды увидели… Бойцы, пообщавшись с батюшками, исповедовавшись и причастившись, умиротворяются. И если прежде нам приходилось чуть ли не назойливыми быть, чтобы добраться туда, куда мы собирались, теперь всё по-другому. Многие замполиты теперь к нам сами обращаются.

Берем благословение и едем. Приезжаем туда и часто встречаем людей, которые за всю свою жизнь ни разу в храм не заходили! И у них это первая исповедь, после чего реально на наших глазах происходит преображение человека. Лицо становится светлым. Взгляд светлеет! Его неверующие сослуживцы с удивлением спрашивают: «Батюшка, что Вы с ним сделали?» Когда человек постоянно рядом со смертью ходит, то многие души на исповеди раскрываются, как в миру бы они не раскрылись. Раскрывать душу – значит какую-то свою сердечную боль обнажать, женщине это намного проще дается. Часто мы слышим от разных людей, что в приходской церкви женщин всегда намного больше, чем мужчин. Почему?

И священники об этом говорят – от архиерея до простого сельского батюшки...

Так вот, мужчины обычно думают: «Ну, я же мужик, что я буду перед каким-то там священником душу наизнанку выворачивать?» Но в ситуации запредельного напряжения, характерной для фронта, видя, что в любой момент они могут расстаться с жизнью, мужчины находят в себе силы и решимость открывать свои сердца. И когда в сердце приходит Божественная благодать, душа преображается. Это к вопросу о современных чудесах. И не только о современных. Основное чудо Церкви Христовой на протяжении веков – преображение людских душ. Был мытарем – стал праведником. Был блудником – стал целомудренным. Был алкоголиком – стал трезвенником.

Иногда нам в обители говорят: «Батюшки, к вам должны приехать ваши духовные чада, а вы уезжаете в зону СВО». Много разных скорбей у людей в миру, но те скорби, которые есть у бойцов, испытывающих колоссальные перегрузки, несопоставимы с нашими. Приехавшие в Оптину пустынь миряне подойдут к другим пастырям – и я уверен, что получат от них доброе назидание, совет и утешение. А мы, собираясь в очередную командировку в зону боевых действий, ясно осознаем, что в первую очередь нам нужно сейчас отдавать свои силы и посвящать свое время тем людям, которые защищают Родину. Им требуется наша помощь. Задача священника – быть там, где он нужнее всего.

Как Вы поняли, что Вы там нужны?

Господь привлекает благодатью, и есть моменты, которые не осмысляются, а переживаются. Господь вложил мне в сердце такое желание, такое стремление.

Боятся все, но струсишь или преодолеешь страх?

В рамках недавних Международных Рождественских образовательных чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений» на проходившем в Госдуме Российской Федерации мероприятии говорилось и о военных капелланах. Особенно запомнился тот факт, что десятки отказников, испугавшихся ада на земле и в небе под Курском, после бесед со священниками попросили вернуть их на фронт, заверив, что будут биться до конца. И Вы, отче, в своем предыдущем интервью, размещенном на сайте «Монастырский вестник» («Стараемся приобщить к благодати наших воинов»), говорили, что трусы – это тоже ведь ваша паства...

Надо понимать, что моральная обстановка на передовой во многом зависит от командира. Если командир – отец для своих подопечных, моральная обстановка хорошая, ребята поддерживают друг друга. А бывают командиры-солдафоны, которые своими злыми репликами, резкими оценочными суждениями не поднимают боевой дух, а только вгоняют в отчаяние, уныние. К сожалению, и такое на фронте встречается, по этой причине тоже появляются дезертиры, или, как их еще называют, пятисотые. Начнем с того, что боятся все. Сам Господь нам это показал в Гефсиманском молении: естественно для человека не хотеть умирать, так как мы были созданы не для смерти. Нам один боец рассказывал, который начинал еще в ЧВК «Вагнер» и побывал с вагнеровцами везде, где они воевали (Ливия, Сирия, Африка): боятся все, но преодолевать страх или предаваться страху – зависит от самого человека. Для которого, добавим, неестественно – предаваться страху, полностью отдаться ему, и тут без каких-то морально-духовных качеств не выжить. Мы молиться когда начинаем? Когда, как говорится, припечет, и приходит понимание, что кроме Бога никто и ничто тебе помочь не в состоянии.

А моменты трусости, слабости, малодушия у всех бывают. Все мы не без греха. Даже великий апостол Петр (скала, камень) трижды публично отрекся от своего Учителя и Господа, когда Христа связали и повели к дому бывшего первосвященника Анны. После чего до конца жизни Петр плакал о своем троекратном отречении от Христа и апостольскую верность Господу запечатлел своею мученическою кровью... Человек какие-то вехи жизни проходит для смирения своего, и главное – как он жизнь закончит, как будет умирать. На сегодняшний день нам известны не один, не два, не три, а достаточно много примеров, когда люди, что жили неправедно (злоупотребляли алкоголем, употребляли наркотики и так далее), став участниками специальной военной операции, погибли за Родину как герои и были посмертно награждены боевыми наградами. На любой войне недостаточно приобрести навыки стрельбы из минометов и гранатометов, научиться обращаться с разного рода оружием, – важно осознавать, ради чего ты воюешь и какие методы в этой войне недопустимы. Если человек сумел всё осознать, это его сильно укрепит. Очень часто его изводит непонимание того, в какой ситуации он находится.

Даже по исповеди смотришь: люди мучаются не от самой какой-то скорби, а от непонимания происходящего. Приходит понимание – они более-менее успокаиваются. И на войне то же самое. Кто-то из бойцов хорошо понимает, что Украина из-за выбора западного вектора развития стала полем битвы двух цивилизаций, и Россия воюет не против украинского народа, а против тех, кто его переформатировал и сделал недавно еще братскую страну нацистским государством. Но кто-то этого не понимает, поэтому мы стараемся по возможности им это объяснить, донести суть. Конечно, такой драматический период истории сейчас наступил, когда надо всем мобилизовать свои силы и послужить общему делу. Если эту орду на границах не остановить, то России может не быть. Произойдет развал страны.

Но не только о виновности тех, кто пытается подвести мир к третьей мировой войне, мы говорим с бойцами. Говорим и о виновности самих русских людей. Пока наш народ не покается, будут эти постоянные войны, моры, болезни, что-то еще страшное. Суть ведь в чем? Чтобы люди изменили тот образ жизни, который они ведут. Сейчас многие наши церковные спикеры говорят о раздолье для неоязычества и оккультизма, и всё это, этот массовый грех россиян, вопиет к Богу.

Причина – в сердце, наводненном грехами...

Вот мы и подошли с Вами к еще одной острой теме, которая была затронута в упомянутом выше интервью. Там озвучивалось одно из условий нашей Победы, названное старцем Илием (Ноздриным), и сейчас давайте его повторим: полный отказ от матерной брани, оскверняющий Русскую землю. Как с этим на фронте?

Плохо. Мат – как гангрена, распространившаяся по всему телу армии. Крепкие слова употребляют и рядовые солдаты, и генералы – и это один из бичей армии. Штабные генералы так прямо и говорят: «Нам без этого нельзя!» Но нам встречались командиры, которые прекрасно командуют своими войсками и при этом вообще не ругаются. Никаких «гнилых» слов из их уст не исходит! Проблема большая, мы стараемся о ней говорить, понимая, что в первую очередь надо бороться не со следствием, а с причиной. А причина – в сердце. Вспомним из Евангелия: «От избытка сердца глаголют уста» (Мф. 12, 34). Если сердце наводнено грехами, их избыток будет рождать матерные греховные слова. Если человек будет вычищать свое сердце, то постепенно эти последствия будут истончаться и затем исчезнут совсем, поскольку сердце наполнится благодатью. Произойдет отказ от этой пагубной привычки!

Снова обратимся к недавним Рождественским чтениям. Порадовало то, какой интерес вызвала работа секции «Проект “Россия без сквернословияˮ. Бранные слова для России – беда. Святые слова для России – ПОБЕДА». Заседание круглого стола, проходившего в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Москвы, собрало более 400 человек. Сегодня к реализации проекта подключились очень многие регионы России, много священнослужителей – представителей белого духовенства и монашествующих – в нем тоже принимают в нем участие.

Замечательно! А я опять напомню читателю о небольшой книге епископа Митрофана (Баданина) под названием «Правда о русском мате». (Ныне владыка – глава Мурманской и Мончегорской митрополии). Кому-то этот исследовательский труд хорошо известен, а кому неизвестен, найдите и прочитайте! Владыка глубоко рассмотрел корни мата и показал, что если кто-то говорит о своей привычке произносить нецензурные слова, мол, ничего страшного в том нет, неправда. Это очень страшно, потому что у богохульных, непристойных, грязных, гнилых слов оккультные корни. Во время обрядов в своих магических заклинаниях жрецы использовали такие слова в качестве проверенного средства привлечения «нечистых духов». Эти слова, как правило, крутятся вокруг двух репродуктивных органов женщины и мужчины. Чего люди желали? Себе – чадородия, врагам – прекращения рода. Жрецы по их просьбе произносили заклинания, скажем, с негативной коннотацией. То есть входили в общение с бесами (но лишь несколько раз в году). Теперь мы видим, что люди от мала до велика сквернословят, ругаются – значит они постоянно находятся в общении с этими инфернальными силами...

Матерная брань – великая беда нашего общества. Тяжелая болезнь, за лечение которой нам надо браться сообща. А по душевным качествам, есть, на Ваш взгляд, разница между российскими бойцами и вэсэушниками?

Разница колоссальная! Взять хотя бы гуманное отношение с нашей стороны к пленным боевикам – это можно назвать своего рода лакмусовой бумажкой. Конечно, идеализировать не стоит: имеются случаи и другого рода, всякое встречается и с нашей стороны (особенно когда военнопленные начинают вести себя нехорошо). Но в целом тенденция совсем иная, чем в украинском плену, о котором побывавшие там люди жуткие вещи рассказывают. Избиение – это самое малое, что там бывает.

Какой внутренний стержень нужно иметь, чтобы стараться спокойно, по-человечески разговаривать с пленными той армии, развращенной бандеровской идеологией, чьи боевики, по рассказу настоятельницы обители батюшки Зосимы на Донбассе игумении Анны (Морозовой), смотрели на монастырь с шахтной вышки в Угледаре и затем расстреливали купола. Прицельно сбрасывали на купола храмов снаряды! Или другое кощунство, тоже невероятный цинизм: недавняя история с «пропусками» на грабеж в Курскую область, которые выдавали украинские военные сумчанам. А издевательства над мирными жителями русского приграничья, массовые убийства – в голове не укладывается!

Наши ребята говорят: «Эти пленные вернутся к себе на Украину. Там официальная пропаганда из года в год твердит одно, а они, если хватит у них мужества и совести, поведают людям о другом». То есть расскажут близким, соседям, землякам, что со стороны россиян они не видели зверства, бесчеловечности. В позитивном ключе расскажут, что им оказывали квалифицированную медицинскую помощь, нормально кормили, предоставляли чистую постель и одежду, возможность связаться с родными и сообщить, что не убиты – находятся в плену.

И разрешали в определенные часы посещать службы в тюремном храме... Кроме того, давали возможность читать книги в бумажном варианте, слушать аудиокниги, смотреть телевизор. Как тут не вспомнить слова полководца Суворова: «Побеждай врага прежде всего человеколюбием»?

С правовой точки зрения отношение к военнопленным Вооруженных Сил Украины в России полностью соответствует всем нормам международного законодательства. И с чисто человеческой, как видите... После их возвращения домой, даст Бог, сила сарафанного радио сыграет положительную роль в этом страшном противостоянии.

Эти награды – общемонастырские

Видимо, очень хорошо всё понимал относительно лютой орды и двух полюсов современной истории насельник Оптиной пустыни иеромонах Константин (Никитенко), потому-то (по его признанию), с самого начала СВО он всем сердцем хотел помогать нашим воинам в борьбе с нацизмом, рвался в зону боевых действий.

Отец Константин был человеком незаурядных способностей, поскольку пробыть чуть более двух лет в среде, не свойственной монаху (где и курят, и мат нередко можно услышать) – для этого необходимо иметь адамантов характер. Он его имел и мужественно нес пастырское служение в добровольческой штурмовой бригаде имени Александра Невского, куда его пригласил комбриг Алексей Верещагин, а наместник монастыря епископ Иосиф дал на это благословение. На передовой отец Константин крестил новобранцев, исповедовал и причащал бойцов, поддерживал их в трудные минуты. Благодаря его усилиям в бригаде и подразделениях создавались молитвенные комнаты, а еще по его инициативе была организована работа по эвакуации икон с линии боевого соприкосновения, чтобы сохранить святыни от поругания.

Помимо этого, он в прямом смысле слова спасал человеческие жизни. Господь не зря ему дал профессию, связанную с медициной – до монашества наш собрат был реаниматологом-анестезиологом, и приобретенные за время работы в миру навыки ему очень пригодились на фронте. А умер он не на передовой. Прибыл на переконтрактовку в Санкт-Петербург и пока готовился к этому, Господь призвал его душу. Приезжавшие к нам в Оптину пустынь проводить своего батюшку в последний путь комбриг и те, кто смог ненадолго отлучиться с ЛБС, говорили о невосполнимой утрате. Всё так, но, может, Господь увидел, что готова уже пшеница и послал серп? «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк.4: 29).

На память приходит сообщение в Телеграм-канале губернатора Калужской области Владислава Шапша, где он с воодушевлением написал о награждении иеромонаха Константина орденом святого благоверного князя Димитрия Донского. В конце губернатор добавил: «Гордимся нашими земляками». Для жителей Тверской земли отец Константин был земляком, поскольку там родился – для калужан он тоже стал земляком... Отче, а пять насельников Оптиной пустыни, которые окормляют бойцов в военных условиях, были удостоены медали князя Димитрия Донского. Вы – в их числе. Как восприняли эту награду?

Как общемонастырскую. Мы все пятеро так ее восприняли. В ноябре прошлого года Святейший издал Указ о награждении (тех, кто уже два с половиной года туда ездит), чего мы, честно говоря, не ожидали – не ради медали всё это делаем, однако Святейшему виднее... В начале нынешнего года наш наместник получил медали, и после Божественной литургии состоялось награждение. Владыка поблагодарил нас за служение, а мы поблагодарили его, понимая, как много сил он прикладывает к тому, чтобы наши поездки состоялись и приносили добрые плоды. Если брать в целом, немало братии хочет поехать «за ленточку». Желание у многих есть, но какие-то объективные обстоятельства препятствуют этому, и поскольку поехать они не могут, то пытаются как-то помогать: что-то передают от себя, и владыка старается финансово помогать. Но главное – все вместе, наместник и братия, несут ту братскую молитву, которая нам помогает в этих командировках. Мы просим Господа дать нам силы еще потрудиться в зоне специальной военной операции, чтобы была возможность и дальше духовно поддерживать наших страждущих воинов, подбадривать их.

...А наивысшая награда – это явное присутствие благодати, острое чувство того, что Господь рядом. Клирик Козельской епархии иерей Алексий Скрипкин принимал участие в уникальной и легендарной операции «Поток» в Курской области. Пройдя вместе с российскими бойцами по газовой трубе, чтобы проникнуть в тыл врага и застать его врасплох, отец Алексий вспоминал: похожую благодать он испытывал, когда впервые приехал в Троице-Сергиеву лавру. «Может, и нескромно так говорить, это, наверное, сокровенное, но хочется сказать: Господь там присутствовал, молитва шла непрестанно. Мне даже захотелось поплакать от умиления, когда мы выходили из трубы. Там было нелегко», – поделился действительно сокровенным и очень важным для нас ощущением пастырь. И это как бы еще одно подтверждение, что Господь с теми, кто сражается за правду. С теми, кто пытается сохранить Божью истину.

Материал подготовили Екатерина Орлова и Нина Ставицкая 
Снимки взяты с официального сайта 
Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь 
и со страниц ВКонтакте: Оптиной пустыни; фотокорреспондента и обозревателя ИА «Аналитическая служба Донбасса» Дениса Григорюка; 
«Из зоны СВО с любовью|СВО в фото»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Сурский Иоанновский женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь