Тема номера: Пандемия: радостию побеждая
Если многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22), то справедливо нам иметь великую радость, когда впадаем в различные искушения (Иак. 1:2).
Поэтому и Господь говорит апостолу, что довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12:9).
Да, и сам апостол говорит, что я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2 Кор. 12:9), которая и есть радость.
Почему Господь попускает эту язву, поражающую многих людей? Господь призывает нашу самоуверенную технологическую цивилизацию оценить пределы своих возможностей и осознать хрупкость этой цивилизации. Господь как бы нам показывает: при всем вашем могуществе вы очень хрупки, вы по-настоящему слабы. Вы, помимо своей собственной силы, должны опираться – не только во времена катаклизмов, но вообще в каждый день своей жизни – на Мою помощь, на силу, которая превышает всякую человеческую силу. Вера должна нам давать силу, чтобы преодолевать недуги, поддерживать близких, не терять способности к доброделанию. Мы должны оставаться людьми, способными любить и помогать другим, подчиняясь определенным санитарным правилам. Кто-то из неверующих, проходя через эти испытания, увидит в них руку Божию и милость к ним, и откроются сердца людей и они соделаются детьми Авраама, как об этом говорит нам Слово Божие.
«Время самоизоляции – это испытание, но и особая милость Божия»
Из первых уст
Игумения Елисавета (Позднякова) — настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве
Несмотря на глобальные изменения в церковной и светской жизни, связанные с пандемией, настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве игумения Елисавета по-прежнему ведет активную деятельность. Мы ждали интервью с матушкой два месяца. Читатель найдет в нем ответы на многие насущные вопросы, которые сегодня волнуют всех нас.
Во время пандемии как-то изменилась повседневная жизнь монастыря? С какими ограничениями и сложностями столкнулись сестры?
Если мы говорим о монашеской жизни, то она стала еще более монашеской. Когда обитель закрыли, это был, наверное, первый подобный случай, чтобы здесь жили одни только сестры, было полное уединение. С другой стороны, время уединения пришлось на пик заболеваемости в монастыре, потому почти все это время насельницы находились в строгой изоляции. В какой-то момент у нас даже прекратились богослужения. Остались только воскресные, поскольку болели священники. Но все равно это было время особой милости Божией.
Да, было тревожно: мы не знали, что это за заболевание такое – коронавирус, как оно протекает, где-то мы перестраховывались. И в то же время это был очень тихий и спокойный период. Сестры никогда в жизни не находились так долго рядом, на одном этаже, вообще безвыходно. Я немножко переживала, как все сложится, но ограничения благотворно подействовали на сестер, они были рады находиться вместе. На сестринском этаже всегда была молитвенная атмосфера.
Пандемия: игуменский взгляд
Экспресс-интервью
Игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря Москвы
Игумения Феофила (Лепешинская), настоятельница Богородично-Рождественской девичьей пустыни в с. Барятине, Калужская область
«МВ» обратился к игумениям монастырей Русской Православной Церкви с просьбой рассказать, как они сами и сестры вверенных им обителей переживают пандемию, и поделиться с читателями теми важными уроками, которые мы все должны из происходящего вынести. На четыре одинаковых вопроса отвечают игумении столичного и сельского монастырей, настоятельницы двух Богородице-Рождественских женских обителей – в Москве и Калужской области.
Правильно сказано: «Помни последняя твоя, и вовек не согрешишь» (Сир. 7:39). Человек сразу становится собраннее и внимательнее, ему вспоминается и видится то, на что не обратил бы внимания в обыденной жизни, что казалось мелочью. Оказывается, каждое неосторожное слово, малейшее действие, каждая греховная мысль, которую мы вовремя не отсекли, имеют значение для нашей вечной участи. В скорбях развивается духовная чуткость, окружающие люди становятся дороже, и по-настоящему переживается отеческое слово, что наш ближний – это наша жизнь.
Любая экстренная ситуация требует от нас прежде всего послушания. Медики и власти почти что умоляли: останьтесь дома! Поберегите себя и близких! Наденьте маски! Между прочим, госслужащие получили возможность сидеть дома, получая зарплату и пособия на детей. Но в первую неделю «самоизоляции» наши граждане забронировали места в отелях Сочи, возмущались посягательством на свободу, даже митинговали. А те христиане, кого беда не коснулась, горячо отрицали ее существование. Некоторые же упрекали осторожных в маловерии: дескать, Бог не даст Своих в обиду. Будто мы можем управлять Промыслом Божьим! Великие святые, не нам чета, авва Серид, Варсонофий и Иоанн стали жертвами чумы во время эпидемии. Теперь мы знаем, какой удар нанес коронавирус Троице-Сергиевой лавре и другим монастырям.
Эпидемии в истории Церкви
История
«Черная смерть», желтая и Киприанова чума, «мор прыщом» – каких только эпитетов не удостаивались эпидемии в истории человечества. Эпидемия – явление загадочное. Никто не знает, ни как болезнь появляется, ни чем ее лечить. Бороться с ней можно лишь одним способом: мужественно и спокойно идя навстречу. Монашествующие во все века неприметно возглавляли этот путь. Однако сведений о монахах древности в периоды страшных моров не так много. Об эпидемиях в истории Церкви и роли монахов – в обзоре постоянного автора «МВ». С древнейших времен человечество отмечало два источника болезней и, соответственно, эпидемий: духовный (гнев небес на грехи людские) и материальный (болезнетворные ветра, гнилостные испарения, блохи, грызуны, контакты с больными людьми). Причем первый источник до недавнего времени считался главным и самым важным, поэтому люди в первую очередь старались разобраться с ним. Что же касается причин вещественных, то здесь человечество тоже проявляло немалую активность.
«Всем нам было полезно побыть в самоизоляции»
Опыт
Игумения Антонина (Злотникова), настоятельница Богоявленского женского монастыря в Угличе
Екатерина Орлова
Настоятельница Богоявленского женского монастыря в Угличе игумения Антонина, имеющая медицинское образование и солидный стаж врачебной практики, рассказала «МВ» о том, как живет обитель в период эпидемии и вынужденной самоизоляции, что помогает сестрам в условиях нового ритма жизни.
Как все монастыри Золотого кольца России, мы зависим от потока паломников и туристов, послушания многих сестер связаны с приемом гостей. На территории монастыря кроме храмов есть еще церковные лавки, чайные, блинные, трапезная, магазины – все это так или иначе обязывает нас вступать в отношения с внешним миром, поэтому, когда этот вид деятельности перестал быть востребованным, у меня, как у игумении, и у сестер появилась возможность больше.
«Сыне, отдай мне сердце твое»
Память
Во время пандемии отошел ко Господу один из первых насельников возрожденного Свято-Введенского монастыря Оптина пустынь иеродиакон Илиодор (Гайриянц). 31 год он нес свой иноческий подвиг в Оптине. «МВ» публикует воспоминания об отце Илиодоре его крестной дочери, постоянного автора и фотографа «МВ». Когда крестный попал в больницу, была уверенность, что он обязательно поправится. Состояние его стало тяжелым, но мы продолжали надеяться, что выздоровеет. В воскресенье вечером, 25 октября, как гром среди ясного неба пришло известие от врачей: надежда только на чудо, состояние критическое. Наступал праздник Иверской иконы Богородицы. Вспомнились слова из акафиста: «Радуйся, благая Вратарница, двери райские верным отверзающая». Мы все поняли, но не хотели отпускать крестного, буквально кричали Матери Божией: «Нет, Царица Небесная! Нам нужен батюшка здесь!». В ночь с воскресенья на понедельник мы ехали по ночной дороге в Калугу, я была за рулем и просила мужа не прекращать молиться за отца. Муж читал Псалтирь и в душе как будто услышал родной голос: «Володенька, не надо! Все уже... Господь показал мне, что, находясь здесь, я не смогу всем сразу помочь, а если там, то одним махом всем помогу, понимаешь?». Здесь, на земле, мы были счастливы рядом с крестным, а теперь верим, что в его лице обрели небесного покровителя нашей семьи.
Раздел не найден.
Духовная колыбель Забайкалья
Духовная география
Беспрецедентной стала Пасха 2020 года. Для выпускающего редактора «МВ» это была необычная, по-настоящему Пасха красная: в алой маске на лице, на Бурятской земле рядом с Байкалом. А самое важное – в облаченном в пасхальный пурпур монастырском храме. В условиях пандемии, когда большинство верующих по всему миру вынужденно встречали Праздник праздников online, Пасха в храме за богослужением оказалась главным подарком года. Республика Бурятия – центр буддизма в России. На огромной территории этого интереснейшего, самобытного региона нашей страны всего три православных монастыря. Пасху 2020 автор этих строк провела в старейшем из них – Свято-Троицком Селенгинском мужском монастыре. Это первая православная обитель на Бурятской земле, усеянной дацанами (буддистские монастыри), дуганами (буддистские храмы) и ступами (места молитвы). Проповедь Евангелия пришла на Байкал с первыми православными монахами, основавшими в XVII веке в долине реки Селенги Троицкую обитель. Именно отсюда православие распространилось по Бурятии. Уточнение «Селенгинский» в названии монастыря связано с его расположением на берегу реки Селенги, которая протянулась на тысячу километров от Монголии и впадает в Байкал, обеспечивая великое озеро половиной поступающих в него вод. Православные храмы гармонично вписываются в красоту удивительной природы Бурятии, привнося в окружающее пространство особый шарм и колорит. Все три православных монастыря республики возведены в живописнейших местах: мужские – на берегах Байкала и Селенги, женский – в долине у подножия гор.
Один на всю Бурятию
Один день из жизни
В самом начале пандемии, накануне закрытия храмов и монастырей, автор этих строк побывала в Посольском Спасо-Преображенском монастыре на берегу самого древнего и глубокого пресноводного озера на планете – «славного моря, священного Байкала». Здесь живет единственный на всю Бурятию иеромонах-бурят – и.о. наместника игумен Лука (Архинчеев). Мы встретились с отцом Лукой в удивительном месте в удивительное время. Вот только на общение у нас выдался всего один день, после которого монастырь закрыли на карантин. В Республике Бурятия три православных монастыря: два мужских и один женский. Когда я узнала, что одна из обителей находится на берегу Байкала, загорелась там побывать. А когда выяснилось, что Посольский монастырь – единственный в России посвященный послам, да к тому же там живет единственный на огромную Бурятию православный монах-бурят, плюс водится занесенный под охрану посольский омуль, желание увидеть сие место усилилось многократно.
Почему Бог «не бережет» своих?
Позиция
Иеромонах Симеон (Мазаев)
Кандидат философских наук, преподаватель Московской духовной академии, автор книги «Мужская философия» иеромонах Симеон (Мазаев) рассуждает на тему, которая волнует сегодня всех жителей планеты и которая стала вызовом для многих православных. Автор делится своим видением эпидемии COVID-19 – события, поставившего перед всем христианским миром вопросы, требующие глубокого осмысления. Как Церковь относится к вспышке эпидемии? Мы, христиане, так же, как и все остальные люди, состоим из плоти и крови, так же болеем, так же умираем. Все шишки, которые сыплются на голову современного человечества, не минуют и нас. Поэтому надо сказать, что мы в полной мере разделяем ответственность за происходящее своей жизнью и своим здоровьем. Но тут возникает и другая интересная тема: почему Бог не бережет Своих? Почему Господь не выделяет христиан в отдельную страту, которой не касается эпидемия? Ведь как здорово было бы, правда? Какое свидетельство истинности веры и Божьего милосердия перед неверующим миром!
Бесстрашный лекарь
Отцы Церкви
Преподобный Анфим Хиосский
Главным послушанием в жизни святого Анфима Хиосского было служение в лепрозории и духовное окормление больных проказой. Преподобный подвизался на этом поприще 50 лет, ежедневно служа Божественную литургию и тяжко трудясь физически. Старец воспитал немало подвижников православия – среди прокаженных, принимавших монашеский постриг; мирян, помогавших ухаживать за больными; монахинь обители, которую построил недалеко от лепрозория. Есть подвижники, отмеченные печатью Божией с детства. Когда герой нашего очерка – в миру Аргирос Вайанис (греч. Ἀργύριος Κ. Βαγιάνος) – был совсем маленьким, его старший брат видел перед ним Пресвятую Богородицу в фаворском свете, простирающую над младенцем Свою мантию. Малыш тоже запомнил явление Божией Матери, и воспоминание об этом вдохновляло и воодушевляло его всю жизнь.
