Тема номера: Русский Афон
В этом году мы празднуем 1000-летие присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Дата эта скорее символическая, поскольку формально отсчитывается от подписания одного из святогорских греческих документов в феврале 1016 года игуменом русской обители Герасимом. Исходя из этого факта, несложно предположить, что наши соотечественники пребывали на Афоне и раньше. Например, основатель Киево-Печерской лавры, отец русского монашества преподобный Антоний прибыл туда еще в период правления крестителя Руси – равноапостольного великого князя Владимира.
У Вселенского Православия есть своя святыня – Святая Гора Афон. Это твердыня и маяк со своим уникальным укладом духовной жизни, со своей умиротворенностью, со своим странноприимством. Вся Церковь взирает на Святую Гору с надеждой найти здесь пример самоотвержения, непрестанной молитвы и горения духа... Все прошедшие столетия Святая Гора Афон духовно поддерживала русское монашество, передавая ему дары из сокровищницы своего опыта. Из Афона на Русь пришли традиции умного делания и связанное с ними богословие исихазма, общежительный устав и особое внимание к почитанию Святой Троицы... Празднование 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе, в единой семье афонского монашества, призвано донести до людей частицу света, исходящего от Афона, приобщить их к вдохновляющим святогорцев идеалам нравственной чистоты и самоотречения
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
1000 - летите Русского Афона
Событие
В конце мая 2016 года в рамках 1000-летнего юбилея русского монашества на Афоне состоялся паломнический визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Святую Гору. Святейший Патриарх Кирилл посетил важнейшие духовные центры русского святогорского иночества, посредством которых на протяжении тысячелетия осуществлялась духовная связь Святой Руси со Святой Горой: древнюю русскую Лавру Богородицы (Ксилургу), где зажглась первая русская лампада на Афоне и принял постриг первоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский; Старый Русик, с которым связан 600-летний период истории русского афонского монашества; и, конечно же, Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, который стал главным местом торжественных мероприятий
Святейший Патриарх прибыл на Афон в составе делегации из 96 человек, среди которых были преосвященные архиереи и наместники монастырей Русской Православной Церкви, ведь именно на Святой Горе находится колыбель русского монашества.
Прибытие Предстоятеля Русской Церкви на Афон состоялось 27 мая. В этот день Святейший Патриарх посетил административный центр Святой Горы Карею, где принял приветствия членов Священного Кинота (Протата) и совершил молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Достойно есть» в Успенском соборе Протата.
После этого Его Святейшество направился в обитель своих соотечественников – Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, отмечающий в этом году свое 1000-летие. О прибытии Предстоятеля Русской Церкви в русскую обитель возвестил торжественный колокольный звон. Путь Святейшего Патриарха от врат монастыря к соборному храму был устлан лавровыми ветвями. Патриарх Кирилл совершил молебен всем русским подвижникам, просиявшим на Святой Горе, и поблагодарил всех, кто помог возродить Пантелеимонову обитель.
Россия и Афон: единение веры, молитвы и благочестия
1000- летие Русского Афона
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий
этом году мы празднуем 1000-летие присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Дата эта скорее символическая, поскольку формально отсчитывается от подписания одного из святогорских греческих документов в феврале 1016 года игуменом русской обители Герасимом.
Исходя из этого факта, несложно предположить, что наши соотечественники пребывали на Афоне и раньше. Например, основатель Киево-Печерской лавры, отец русского монашества преподобный Антоний прибыл туда еще в период правления крестителя Руси – равноапостольного великого князя Владимира.Начиная с празднования 1000-летия Крещения Руси и до нынешнего юбилея Церковь вновь и вновь обращается к благословенным страницам истории православия в нашей стране. И каждый раз мы убеждаемся в том, что именно оно является духоносным и спасительным основанием исторического бытия русского народа от древности и до сего дня.
Тема русского монашества на Святой Горе очень многогранна и важна. Она касается многих сторон жизни Церкви, общества и государства на протяжении длительного периода времени. В юбилейный год над афонской темой много работают и церковные, и светские исследователи.
«Пантелеимонов монастырь на Афоне – русская монашеская свеча пред Богом»
Из первых уст
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Беседовала Екатерина Орлова
Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы, рассказал «МВ» о посещении Святой Горы Афон в составе делегации Русской Православной Церкви по случаю 1000-летнего юбилея русского монашества на Афоне
Для нас очень важен сам факт того, что Русская Православная Церковь так широко отмечает 1000летие русского присутствия на Святой Горе. Конечно, эта дата условная, и, тем не менее, мы знаем, что первое письменное упоминание о русском монашестве на Афоне относится к 1016 году. В одном из датированных этим годом документе, который в настоящее время хранится в библиотеке Великой Лавры, есть подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них и такая: «Герасим – монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов».
Большое впечатление на меня произвело то, как изменился Пантелеимонов монастырь за несколько лет. Последний раз я был на Афоне в 2014-м, работы по благоустройству обители велись уже тогда, но за эти два года было сделано очень много, восстановлено утраченное, и монастырь сегодня выглядит как пасхальное яичко. Старый Русик, Ксилургу – все засияло новым светом и являет собой похвалу Господу, Пречистой Богородице и великомученику Пантелеимону.
Иерусалимский крест
Интервью
Сейчас на месте встречи Пречистой Девы Марии и праведной Елисаветы находится русский Горненский женский монастырь. Последние годы в истории обители неразрывно связаны с именем игумении Георгии (Щукиной), которая вот уже 25 лет несет здесь игуменское служение. Корреспондент «МВ» посетила Горненскую обитель в пасхальные дни и побеседовала с его настоятельницей о жизни и миссии русских монахинь на Святой Земле
Участок земли, где располагается Горненская обитель, был приобретен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным), который внес огромный вклад в становление Русской Палестины. При нем было приобретено 13 участков, среди них и место, где находится Мамврийский дуб, и участок на горе Елеон в сотне шагов от места Вознесения Господа, и многие другие.
В 1991 году было около 50 сестер. Потом долгое время было 60, так как израильские власти не разрешали увеличивать число насельниц. Когда я была в Москве на торжествах по случаю интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, попросила его прислать нам еще сестер. Теперь нас 85 человек. Но обители все равно нужны новые молодые силы. Для начала можно приехать к нам потрудиться (обычно на три месяца).
Горненский женский монастырь в Эйн-Кареме, Израиль
Настоятельница: игумения Георгия (Щукина)
Святыни: чудотворная икона Богородицы Казанская; камни от Гроба Господня и от Голгофы; камень, на котором святой Иоанн Предтеча произнес свою первую проповедь; ковчег с частицами мощей разных святых
Адрес: P.O.B. 1699 Jerusalem 91009, ISRAEL, Russian Orthodox Gorny Convent
Телефон: +972-2 641-28-87
Сайт: http://rusdm.ru
По вопросам приезда на трудничество: Е-mail: gornyconvent@mail.ru
Молитва на языке Христа
Духовная география
Протоиерей Даниил Азизов
Нечасто можно услышать, что в каком-либо уголке Земли Божественная литургия совершается на языке Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Одним из таких мест является православный мужской монастырь в честь 13 святых ассирийских отцов в Грузии, в деревне Старая Канда, что в 25 километрах от центра столицы, недалеко от великой Мцхеты, где когда-то проповедовала небесная покровительница Грузии святая равноапостольная Нина. Богослужение на арамейском языке – один из самых драгоценных даров ассирийской обители православному миру
В монастыре 13 святых ассирийских отцов богослужения совершаются на языке Христа по благословению Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и согласно постановлению Священного Синода Грузинской Православной Церкви.
Очень заметна любовь и забота Католикоса-Патриарха Илии II к ассирийской обители и ее общине. Его Святейшество часто бывает здесь, совершает богослужения. Отрадно, что Грузинская Церковь уделяет такое внимание ассирийскому монастырю. Невооруженным глазом видно, что между этими двумя народами особая духовная связь. Точной статистики нет, но всего в Грузии проживает более 4000 ассирийцев. Это исторический, библейский народ.
По приглашению настоятеля монастыря схиархимандрита Серафима (Бит-Хариби) впервые соприкоснуться с живой литургической традицией Древнего Востока, помолиться вместе с другими священниками-ассирийцами из Грузии, России, Украины представилось возможным и мне, этническому ассирийцу, священнику Русской Православной Церкви.
«Заоблачная келья» на мысе Доброй Надежды
Паломничество
Храм в честь святого князя Михаила Черниговского уютно разместился почти у побережья Геленджикской бухты, окруженной отрогами Маркотхского хребта Большого Кавказа. Возведенный в 1913 году, храм принимал прихожан под свои благословенные своды не более семи лет. С 1995 года храм стал подворьем Свято-Троицкой Сергиевой лавры
На территории Князь-Михайловского храма трудами архимандрита Феофилакта (Моисеева), ныне епископа Дмитровского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, устроилось монастырское подворье. Пасхальное богослужение 27 апреля 1997 года возродило литургическую жизнь этого замечательного духовного памятника. Настоятельское послушание в геленджикском храме несет иерей Иоанн Тарасов. Черноморское подворье Гефсиманского скита славится своим социальным служением: сюда приезжают на оздоровление слепоглухонемые сироты из Сергиево-Посадского детского дома. Само возникновение храма в честь святого Михаила Черниговского, сработанного под жарким солнцем субтропиков в архитектурных канонах сурового Русского Севера, кажется загадочным. Его спроектировал в 1910 году один из основателей неорусского стиля великий зодчий Владимир Александрович Покровский – с удивительной смелостью и завораживающей изящностью.
Застывшее время
Искусство
Среди огромного количества известных художников и блестящих талантов красной строкой в хронологии искусства живописи стоят имена тех, чьи работы устремлены в самое сердце человека – туда, где бьют родники жизни. Это художники религиозного жанра, запечатлевшие на своих холстах духовную историю России, ее духовный нерв и монашество – как подвиг веры, святости и чистоты. Перечисляя такие знаменитые картины, как «Монах» М.В. Нестерова, «Послушник Высоко-Петровского монастыря» А.М. Шилова, «Русь уходящая» П.Д. Корина, «Монах со свечой» В.А. Тропинина, «Ранняя весна» К.К. Костанди, «Инок» К.А. Савицкого, «Русский монах в созерцании» И.Н. Крамского, «Тишина» Т. Юшмановой, мы охватим лишь малую часть шедевров, посвященных великой теме монашества. Имена признанных мастеров религиозной живописи, подобно неугасимой лампаде, через свои полотна продолжают светить и нам, являясь рупором светлых идей и вечных ценностей христианства
Среди прочих видов искусства живопись сопровождала человека с самого момента зарождения жизни на Земле, являясь зеркальным отражением течения времени и духовного роста всего человечества. Не случайно художников называют летописцами эпох, благодаря которым осуществляется связь поколений, какая бы пропасть их ни разделяла.
И если по различным документальным источникам, свидетельствам очевидцев, архивным данным мы спустя столетия можем воссоздать логическую цепочку событий, то именно живопись способна вдохнуть жизнь в сухие факты, наполнить духовным смыслом содержание той или иной эпохи. Кажется, что только живописцам подвластно скрытое, ибо они обладают редким даром не только смотреть, но и видеть всю ту бездонную глубину человеческих душ, которая отражается в глазах лиц, смотрящих на нас с портретов.
Искусство живописи, подобно драгоценному камню, изумляет своей многогранностью, отражая самые разные аспекты жизни: высокие и низменные материи, моменты скорби и радости, мир внешний и скрытый от прямого взгляда. Но в самой сути этого вида искусства всегда заключены высокие идеалы, созерцание красоты и стремление к вечности. Ведь картина для художника словно исповедь перед Богом и людьми, и в этом ключ того удивительного влияния, которое живопись способна оказывать на нас независимо от возраста, образования и других социальных различий.
Недвижимое имущество религиозного назначения
Юридическая консультация
Игумения Ксения (Чернега)
Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 30.03.2016 года № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ и Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях“», запрещающий снос во внесудебном порядке самовольных построек, относящихся к имуществу религиозного назначения, а также предназначенных для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующих с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс
С принятием нового закона к сделкам по отчуждению богослужебного недвижимого имущества в собственность сторонних организаций или граждан, совершенным религиозными организациями в обход установленного их уставами запрета, будут применяться положения ст. 174.1 ГК о недействительности таких сделок. Появляется возможность оспорить их в суде. Внесенные поправки направлены на защиту имущественных прав религиозных организаций и предотвращение несанкционированной утечки их имущества в собственность третьих лиц. Соответствующий законопроект был инициирован Русской Православной Церковью. Он разрабатывался по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Комитетом Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательствам во взаимодействии с Юридической службой Московской Патриархии.
Преподобный Антоний Печерский: Благословенный Афоном
Отцы Церкви
Святой Антоний Печерский принес на Русь афонскую монашескую традицию, насадил и укоренил ее. Его усердием Киевские Печеры стали духовной частицей Святой Горы, оказывая не менее благотворное влияние на духовную жизнь Руси и русских иноков, чем славные обители Византии
Основатель русского монашества преподобный Антоний Печерский был настолько смиренным человеком и, видимо, так сильно не желал мирской славы, что сведения о его жизни, дошедшие до нас, весьма фрагментарны, и даже ранних житий его не сохранилось. А ведь были и греческие, и русские тексты. Его мирское имя – Антипа – упоминается только в одном из списков «Повести временных лет» – в составе «Летописца Переяславля Суздальского». Все источники сходятся в том, что родился он в городке Любече недалеко от Чернигова в 983 году. Русь будет крещена только через пять лет после появления на свет будущего светильника веры. Где и когда он принял святое Крещение, неизвестно.
В поисках живого предания
Книжная полка | Рецензия
Несмотря на то, что сегодня у русских монахов есть возможность паломничества на Святую Гору, общения с опытными афонитами, а также чтения многих произведений святогорских подвижников (как на русском, так и на греческом языках), каждая серьезная публикация, посвященная афонскому духовному опыту, становится важнейшим событием для ищущих спасения вдали от мира
Особенно востребован в монашеской среде запрос на книги о подвижниках, с одной стороны, близких к нам по времени жизни (то есть заставших искушения современного мира), а с другой – чтобы их опыт уже был «очищен» временем от скоротечных суждений и оценок современников. Именно таким произведением является впервые опубликованное на русском языке жизнеописание известного афонского старца Иерофея Дидаскала. Благодаря двум его ближайшим ученикам (братьям-монахам Евфимию и Филофею, составившим в начале XIX века воспоминания о старце) и современному русскому переводчику иеромонаху Серафиму (Захарову), перед нами приоткрывается путь великого подвижника, который сумел стяжать дар непрестанной молитвы. Дневниковые записи монахов Евфимия и Филофея – списки жития старца Иерофея – сохранились в кодексах монастыря Ланговарда, находящегося на острове Парос, и монастыря Пророка Илии острова Идра. Две рукописи стали основой для рассматриваемой нами книги. Это критическое издание, соединяющее в себе оба кодекса.
Послушание – целительный скальпель
Книжная полка | Закладка
Нина Ставицкая
Как и многие творения древних отцов-подвижников, труды духоносных старцев, близких к нам по времени, нередко становятся настольными книгами для современных монашествующих. Один из таких трудов – «Поучение о послушании» схимонаха и пустынножителя Зосимы (Верховского)
На сайтах российских монастырей можно встретить отдельные главки из «Поучения о послушании в Боге почившего отца нашего схимонаха и пустынножителя Зосимы Верховского предавшимся ему по Богу в духовное окормление сестрам общежительной Троицкой Одигитриевой пустыни, устроенной им самим» (таково полное название книги), а также выдержки и цитаты оттуда. С именем преподобного Зосимы (Верховского) у многих ассоциируется подмосковная Зосимова пустынь, официальное название которой сегодня Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь. Но до этого старцем был создан и выпестован другой женский монастырь – Туринская обитель во имя святителя Николая Чудотворца на Тобольской земле.
