Тема номера: Монастыри – свет миру
Святость и свет – это Божия правда, и если просвещение имеет своим нравственным следствием освящение и возвышение личности, то это и есть подлинное просвещение. В этом случае невозможна подмена понятий, тьма не называется словом «свет», и всем очевидно, что тьма есть тьма, а свет есть свет
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Официальные материалы. События
- Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход, посвященный 700-летию основания Высоко-Петровского монастыря
- Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к архипастырям, клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в Московской епархии в связи с 700-летием начала святительских трудов в Москве митрополита Киевского и всея Руси Петра
- Митрополит Онуфрий возглавил в Киево-Печерской лавре празднование Собора преподобных отцов Киево-Печерских
- В США открывается новый монастырь Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ)
- Свято-Георгиевский монастырь в Германии готов принять сирийских беженцев




Пути русской учености
Исторический ракурс
Никольскую улицу издревле называли «Священной». На ней располагалось не только множество церквей, монастырей и часовен, но и знаменитый Иконный ряд. Еще до монгольского ига улица лежала на важнейшем пути, который вел из Киева на Владимир, а потом стала частью богомольной дороги в Троицкую обитель. С Никольской улицы начался еще один путь, важнейший для всей России, – путь просвещения
Если идти в центре Москвы по Никольской улице, то на доме №9 можно увидеть мемориальную доску серого гранита, которая гласит: «На этом месте находилось здание Славяно-греко-латинской академии, в которой с 1731 по 1735 год учился великий русский ученый М.В. Ломоносов». Есть мнение, что улица получила своё название от Никольского монастыря, основанного еще в XIV веке, а позже ставшего родиной Спасской обители, которая даже именовалась «что на Никольском крестце».




Монастыри – свет миру
Путеводитель
Роль монастырей в истории России огромна и многообразна. Почти все они были центрами культуры, учености и образования, на протяжении столетий являясь чуть ли не единственными ниточками на пути к знаниям в Древней Руси. В обителях велось летописание, процветали иконопись, иконописные школы и скриптории, искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений, прово-дилась социальная и благотворительная работа. Монастыри исстари были не только духовными центрами, но и своего рода музеями, в ризницах которых хранились уникальные произведения национального искусства, доступные всем слоям населения, а также библиотеки с ценнейшими собраниями рукописей и редких книг. О самых крупных монастырях в истории России как центрах учености – в обзоре «МВ»





Гарнизон отца Петра
Духовная география
Не всякий коренной москвич с уверенностью укажет, где на карте города находится Заиконоспасский монастырь. Не всякий житель страны слышал о таком. Большинство из тех, кто каждый будний день спешит на работу-с работы по Никольской улице столицы, вряд ли догадываются, что проходят мимо мужского монастыря с древней историей. А ведь в монастыре этом начиналось российское высшее образование



Очерк о Ртищевском братстве
Связь времен
Православие часто упрекают в излишнем консерватизме и даже в препятствии прогрессу. Но многие новшества вошли в жизнь России благодаря Церкви, в частности, монашеству. Так, из древней обители – находившейся на берегу Москвы-реки, «у Воробьёвых круч, в Пленницах», ныне известной как Андреевский монастырь – начался качественно новый этап просвещения российского общества. Именно там возник один из первых в нашей стране образовательных центров,вошедший в историю под именем «Ртищевское братство»





Начальники русских университетов
История в лицах
На рубеже XVII–XVIII веков в Московском царстве сложилась опасная ситуация: доминирующее положение в государстве могла занять «латинофильская партия». В случае победы она бы задала траекторию развития всего русского общества, отдалив его от своего главного стержня – православия. Именно в этот момент в Московию приходят греческие миссионеры Софроний и Иоанникий Лихуды




Ученость вере не помеха
Позиция
С ректором Курской православной духовной семинарии архимандритом Симеоном (Томачинским) журнал «МВ» беседует о векторе развития вверенного ему учебного заведения, о широком культурном кругозоре священнослужителей и необходимости скорейшего осмысления феномена ученого монашества




Подвиг любви
К 1000 - летию русского монашества на Афоне
К 1000-летию русского монашества на Святой Горе Афон журнал «МВ» публикует воспоминания об архимандрите Ипполите (Халине) (18.04.1928 – 17.12.2002), настоятеле Рыльского Свято-Николаевского монастыря Курской епархии, написанные его духовным чадом. Отец Ипполит был одним из первых, кто прорвал советскую блокаду Афона в 1966 году




Преподобный Паисий Величковский
Отцы Церкви
Он всю жизнь искал духовного наставника, но так и не нашел, зато обрел душеполезные наставления для всего православного мира. Монастыри превращались в странноприимницы, лечебницы, сиротские приюты, богадельни, которые обслуживали люди в монашеской одежде. Конечно, там и богослужения проходили, и паломников принимали, и раз в год народ исповедовали причащали, и длинные синодики вычитывали – не бесполезные были учреждения не только с правительственной, но и с христианской точки зрения. Однако все духовные приобретения монашества за более чем тысячу лет его существования были забыты и даже считались вредными. Вот на таком историческом и духовном фоне протекала деятельность одного из самых ярких просветителей того времени – преподобного Паисия Величковского.




«Семя, брошенное на добрую землю…»
Книжная полка | Закладка
Фрагмент из сочинения протоиерея Сергия Смирнова «История Московской Славяно-греко-латинской академии» (1855)
Журнал «МВ» предлагает вниманию читателей отрывок исторического исследования ректора Московской духовной академии протоиерея Сергия Константиновича Смирнова (1818–1889; ректор академии – 1878–1886). «История…», написанная в 1855 году, стала первым капитальным трудом в области истории духовного образования тогда еще бакалавра академии Сергия Смирнова. По словам биографа С.К. Смирнова профессора М.Д. Муретова, «этот… труд составлен на основании тщательного изучения не только многочисленных печатных первоисточников на языках русском, немецком…, французском…, греческом и латинском…, но главным образом рукописных: Московской Духовной Академии, Вифанской Семинарии, Главного Архива Министерства Иностранных Дел, Московской Синодальной Библиотеки, Архива Оружейной Палаты, Императорской Публичной Библиотеки… Изумительна настойчивость, с какою Сергей Константинович отовсюду собирает материал для истории... он не оставил без внимания, кажется, ни одного тогда известного, даже частного архива, и таким образом осуществил классический пример пчелы в высшей степени».е частного архива, и таким образом осуществил классический пример пчелы в высшей степени».
Социальные сети
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВВВВРЎР‚