19 мая 1928 года, чуть забрезжил рассвет, раздался настойчивый стук в дверь, ведущую в келью духовника братии Данилова монастыря архимандрита Георгия (Лаврова). Это пришли сотрудники ОГПУ арестовывать батюшку. Его обвиняли в том, что он «играл роль “старца” в черносотенном Даниловском монастыре, причем обслуживаемый им контингент состоял главным образом из интеллигентов… Количество “духовных детей” Георгия Лаврова достигало 1000, причем иногда они собирались у него большими массами, до 300 /человек/. Лавров среди них вел антисоветскую пропаганду…» (из «Постановления» СОГПУ от 12 мая 1928 года).
15 июня 1928 года отца Георгия выслали в город Уральск на три года. Но там он не задержался. Из Уральска его направили за двести километров в степь, в поселок Кара-Тюбе. В Данилов монастырь архимандрит Георгий больше уже не вернулся. К концу ссыльного срока у батюшки открылась страшная болезнь – рак гортани. Местом жительства он избирает Нижний Новгород. Но не успел отец Георгий приехать в город на Волге и хоть как-то обжиться, как от этого тяжкого недуга 21 июня (4 июля по н. ст.) 1932 года он скончался. Был похоронен на Бугровском кладбище.

Архимандрит Георгий, в миру Герасим Лавров, родился в 1868 году в Ельце в торговой, состоятельной семье. С 12 лет по благословению старца Амвросия мальчик остается в Оптиной пустыни, где несет различные послушания. Когда вырос, принял монашеский постриг. И вот он уже не послушник Герасим, а иеродиакон Георгий.
В самые тяжелые для страны годы – с 1915 по 1918 – он игумен Свято-Георгиевского монастыря в городе Мещовске. Обитель новые власти закрыли, батюшку обвинили в хранении оружия, пулеметов и поместили в камеру смертников. Приговор был коротким, в одно слово – «расстрел». Чудом отец Георгий и его сокамерники избежали смерти, и все оказались в Москве в Таганской тюрьме. В тюрьме, где отец Георгий находился с 1918 по 1922, он подружился с руководителем университетского христианского кружка Владимиром Филимоновичем Марцинковским, который в последствии так вспоминал: «Для меня было большим приобретением знакомство с таким типом русского православного священника, при всей простоте вмещающем и мудрость, и крепкую волю, а главное – удивительную мягкость, широту и любовь, любовь без конца…»

В тюрьме отца Георгия на старчество благословляет митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов) – первый кандидат на должность Патриаршего местоблюстителя по завещанию Патриарха Тихона. Там же находился последний (с 1917 по 1930) настоятель Данилова монастыря архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский). Когда его выпустили, он каким-то образом добился того, чтобы отца Георгия освободили из тюрьмы. Владыка Феодор взял его на поруки в Данилов монастырь. В начале батюшку поселили в отдельную келью в новый братский корпус, построенный напротив Троицкого собора в 1871 году. Когда же этот корпус был отобран властями, отца Георгия перевели в помещение бывшей монастырской библиотеки. Располагалась новая келья в притворе Покровской церкви, находящейся в нижнем ярусе храма в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
В притворе с правой стороны три ступеньки ведут наверх. Открываем деревянную дверь и попадаем в келью отца Георгия. Построенная в 70-е годы XVII века ризничная палата, она входила в ансамбль того же времени: трапезная и две небольших сопредельных церкви – в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы и в честь ветхозаветного Пророка Даниила. Вход в притвор венчала типичная для того времени шатровая колокольня. А с северного угла к апсиде церкви Пророка Даниила примыкала палата-усыпальница, поставленная прямо над тем местом, где некогда находилась могила святого благоверного князя Даниила. Металлическая дверь, что напротив кельи отца Георгия, вела в маленькую домовую церковь в честь святой праведной Елисаветы, с белым мраморным иконостасом и множеством дивных икон. Перед большим образом Божией Матери Виленской всегда горела красная лампада. В этой маленькой церковке батюшка Георгий исповедовал своих духовных чад и всех людей, притекающих к нему в то непростое время. По субботам он здесь служил заупокойные литургии. Сейчас в этом пространстве, как когда-то в XVII веке, расположена ризница с богослужебным облачением монахов обители. Таким образом, в ансамбле XVII века было две ризничные палаты, расположенные симметрично по отношению друг к другу.


Вокруг отца Георгия быстро сформировался круг духовной паствы – около 1000 человек. Воспитанник Оптинских старцев имел дар прозорливости и утешения. Часто можно было слышать: «От батюшки выйдешь – как на крыльях полетишь…» Духовными чадами отца Георгия, хотя он сам имел всего лишь три класса образования, были люди из среды московской интеллигенции. Среди них было много врачей, инженеров, агрономов, геологов, художников, скульпторов. Особенно батюшка любил детей и студенчество. Из среды братии Данилова монастыря несколько монахов были его духовными чадами. Наиболее известный из них Сергий (Воскресенский), ставший уже одиннадцать лет спустя после закрытия обители, в марте 1941 года, митрополитом Виленским и Литовским, Экзархом Латвии и Эстонии. Он был убит фашистами на дороге в своем автомобили в апреле 1944 года. Современный зритель мог увидеть митрополита Сергия в фильме «Поп» (2010), где его великолепно сыграл известный актер театра и кино Юрий Алексеевич Цурило. Именно Сергий, тогда еще в сане архимандрита, был тем священником, который принес Чашу со Святыми Дарами к одру умирающего. Отец Георгий взял Чашу руками, принял Святые Дары и так, с Чашей в руках, тихо скончался.

Многие духовные дети отца Георгия стали мучениками и исповедниками. Это и священномученики Серафим (Чичагов) и Владимир Амбарцумов, расстрелянные на Бутовском полигоне, и иеромонах Павел (Троицкий) и ряд других. В 2000 году, с 13 по 16 августа, во вновь построенном Храме Христа Спасителя состоялся Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. На нем к лику святых новомучеников и исповедников Российских причислили 1090 человек поименно. В сонме этих святых сияет духовная звезда, имя которой архимандрит Георгий (Лавров). 21 августа после вечернего богослужения в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов наместником Данилова монастыря, в ту пору в сане архимандрита, Алексием (Поликарповым) с братией был отслужен первый молебен преподобноисповеднику Георгию. И уже в сентябре по благословению Патриарха Алексия II происходит обретение мощей святого Георгия (Лаврова). Обретением святыни в Нижнем Новгороде на Бугровском кладбище непосредственно занимался сам наместник Данилова монастыря. Мощи доставили в Москву, и первое время, пока не сделали деревянную резную раку, они находились в церкви «иже под колоколы» преподобного Симеона Столпника. А затем были помещены в раку в Покровской церкви, где и находятся уже почти четверть века. 20 лет спустя после обретения святыни епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов) благословил создание кельи-музея в память о святом исповеднике. Организацией данных работ непосредственно руководил эконом монастыря – игумен Иннокентий (Ольховой). Келья-музей была торжественно открыта после ранней литургии в 2023 году в день памяти преподобноисповедника Георгия (Лаврова), в дату его упокоения – 4 июля. С тех пор ее могут посетить с монастырским экскурсоводом все желающие.
Паломники делятся своими впечатлениями от музейного пространства. «Келья просторная», – раздается голос. И в самом деле, здесь жил один человек. А для одного это очень просторная келья. «Светлая», – слышится другой голос. Да, этот так: два окна, из которых льется солнечный свет, расположены на южной стене. И даже единственное окно, ведущее на восток, направляет взгляд на южную стену подклета, прорезанную тремя большими арочными застекленными окнами. «Уютная», – продолжаются характеристики музейного интерьера. «Какой аромат! Какое благоухание! Откуда здесь такой запах?» – задают иные вопрос. И сами же отвечают, внимательно приглядевшись к пространству и предметам, находящимся за восточным окном: «Это же просфорня!» Да, именно так. В прошлом, 2024 году, у монастырской просфорни был юбилей – 40 лет. В начале своей деятельности это была главная просфорня города Москвы. Но и сейчас в Данилов монастырь приезжают за просфорами из многочисленных церквей столицы. Так и хочется присесть на дубовые дореволюционные стулья, украшенные латунными копытцами и колонками, – дар монахини Даниилы (Мачкиной) (ум. в 1999). Она была духовной дочерью архимандрита Серафима (Климкова). В 1937 году он чудом избежал ареста и расстрела вместе с остальной даниловской братией. В 1936-м отец Серафим вместе с несколькими монахами закрытого Данилова монастыря поселился под Владимиром в городе Киржач. На столике, рядом с одним из стульев, стоит самовар. Внимательно приглядевшись к отметкам-клеймам на поверхности изделия, читаем: «Киржач». В XIX столетии город и его окрестности славились на всю Россию своими медеплавильными заводами. Можем смело предположить, что из этого самовара в 1936 году отец Серафим (Климков) и его собратья по Данилову монастырю пили чай, сидя, возможно, на этих самых стульях. Ведь недаром монахиня Даниила их хранила и передала в дар монастырскому музею. Скорее всего, самовар из Киржача, тоже дар духовной дочери архимандрита Серафима. А мы знаем, что самое ценное в любом музее – это подлинники.
Подлинные раритеты музея можно увидеть в одной из дубовых резных выставочных витрин. Это личные вещи преподобноисповедника Георгия (Лаврова). Епитрахиль и скуфью передала в дар монастырю еще в 1983 году монахиня Екатерина (Чичерина), духовная дочь старца Георгия. Она была двоюродной племянницей наркома иностранных дел РСФСР (1918–1930) Георгия Васильевича Чичерина. В витрине также находятся вещи из захоронения: кожаный монашеский пояс, аналойный крест и полустершаяся бумажная иконка – образ Божией Матери Одигитрии. Посетители кельи отмечают с какой любовью обустроено музейное пространство. По указанию отца Иннокентия были подобраны шестиметровые, специально обработанные, доски для пола – в целях выкладывания настила в бесшовном виде, как это было принято делать в те далекие времена. На стенах и в витринах находятся прекрасные фотокопии, на которых мы видим места служения и ссылки батюшки. Почти вся мебель соответствует тому времени, когда здесь жил отец Георгий. На такой металлической дореволюционной кровати, сделанной в начале XX века, он мог спать. Спинки кровати из хромированного металла, часть элементов покрыта грунтовкой, сверху раскрашенной под дерево. В таком книжном шкафу, выполненном в стиле модерн, он мог хранить богослужебные книги и иную церковную литературу. На стиль модерн нам указывает форма дверных створок, латунной ручки и панель внизу шкафа, украшенная вставками из зеленого и красного цветного стекла. А вот часть буфета – левая колонка с дубовым карнизом, металлическими ручками из жести. Это образец стиля арт деко, 20-е годы. На открытой верхней части колонки стоят восемь антикварных книг. Такими книгами мог пользоваться и их читать отец Георгий. Самая старинная из них, напечатанная в Синодальной типографии в Москве в 1840 году, – «Жития святых», написана в 1690 году – в год восшествия на Патриарший престол последнего Патриарха допетровских церковных реформ – Адриана. А семь лет спустя в той же типографии выходит 4-е издание книги «Толкование воскресных Евангелий», часть вторая. Открываем твердый переплет и на первой странице читаем: «Сочинено на Еллино-Греческом языке Преосвященным Никифором, бывшим Архиепископом Астраханским и Ставропольским. Переведено в Казанской Академии». Именно этот труд рекомендует прочитать своей сестре Елизавете Александровне святитель Игнатий (Брянчанинов). Об архиепископе Никифоре (Феотокосе) (1731–1800), который последние семь лет своей жизни был настоятелем на покое в московском Даниловом монастыре святитель Игнатий так писал сестре: «Он стоит несравненно выше всех наших церковных писателей (то есть русских), соединяя в себе основательную ученость с духовным помазанием. Есть признаки, по которым догадываются, что тело его нетленно. Сама увидишь, как превосходна его книга, и по тому – какое имеет духовное достоинство писатель». Ученого монаха с острова Корфу заприметила Российская Императрица Екатерина Великая и пригласила служить на территорию Новороссии, где он стал поочередно архиепископом двух епархий. Так на всю жизнь архиепископ Никифор (Феотокис), которого биографы называют замечательным математиком, глубокомысленным богословом, «славой Греции», остался жить в России. Настоятельствуя в Даниловом монастыре «на покое», святитель не оставлял своих высоких богословских трудов. Именно здесь он собрал воедино толкования и проповеди на воскресные евангелия и апостольские чтения в двух томах. Добавив к ним еще два тома иного содержания, архиепископ издал этот свой труд под общим названием «Кириакодромион» («Путь по дням Господним») в греческой типографии в Москве в 1796 году. Практически весь тираж (2000 экз.) владыка Никифор отправил в Грецию, в дар своим соотечественникам. Знал ли архимандрит Георгий (Лавров), что восточное окно его кельи смотрит на место погребения греческого ученого архиепископа? Но именно там, где сейчас просфорня, в пространстве под южной галереей храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в конце 2006 года наши археологи во главе с доктором исторических наук Леонидом Андреевичем Беляевым нашли уникальный склеп из тесаных белокаменных блоков, а в нем нетронутый дубовый гроб с останками настоятеля, грека с острова Корфу, архиепископа Никифора (Феотокиса).


Пространство просфорни, куда устремляют свой взгляд люди, пришедшие в келью-музей, таит в себе еще много открытий археологов, которые позволили Л.А. Беляеву и историку Николаю Кренке высказать предположение: «Думаем, со значительной долей вероятности, что мы обнаружили то место, где мог располагаться летописный “град Москов” в 1147 году».
Комплексный анализ раскопок 1983–1987 гг., а затем 2006-2007 гг. привели ученых к выводу, что «по сравнению со всеми остальными городищами и селищами Москвы Даниловское не только самое большое (около 200 кв.м), но и самое “долгоиграющее” по времени (с IV века до н.э.). Вокруг городища сосредоточено большинство кладов восточных дирхемов – международной валюты конца первого тыс. Так что же это, как не центр округи, летописный град Москов?»

Келья-музей, обустроенная и открытая в 2023 году, пополняется новыми экспонатами. Так в 2024-м в ней появилась икона священномученика Германа (Ряшенцева). Ее преподнес в дар обители правнучатый племянник святого – Алексей Дворник. У его мамы девичья фамилия Ряшенцева. После этого дара в церковных лавках обители появились и книги о епископе Вязниковском Германе, и иконы с его образом. Три больших образа одинаковой иконографии владыки Германа были написаны в Софринских мастерских иконописицей Верой по заказу Алексея Дворника. Одну икону он преподнес в дар в Спасо-Вифанский монастырь, что под Сергиевым Посадом, другую – в московский Данилов монастырь. Третий образ родственник священномученика принял решение отправить на фронт в Запорожскую епархию. С начала специальной военной операции Алексей на постоянной основе оказывает гуманитарную помощь военнослужащим Российской армии. Жизнерадостный, общительный, открытый к людям, владыка Герман обладал тонким лирическим талантом – он сочинял стихи в прозе. «Тридцать три года… Мистические годы… Жизнь как море… Годы – его волны… И в предсветные сумерки, и в розовое благоуханное утро, и в ранний золотой час дня, и в горячий яркий полдень, годы, как волны, неустанной чредой подходят к берегу жизни, приходят и уходят… И каждый несет свой сказ, свою невозвратную быль…», – написал отец Герман 1 декабря 1917 года. К этому времени относится и поэтический опыт другого рода – участие в работе над одним из лучших акафистов, появившихся в ХХ веке, – акафистом святому благоверному князю Даниилу, первому князю отдельного Московского княжества. Первые семь кондаков и икосов были ранее написаны неизвестным автором. Отцом Германом составлена заключительная часть, начиная с восьмого кондака. Последнему настоятелю Данилова монастыря, до его закрытия в 1930 году, архиепископу Феодору (Поздеевскому), по его собственному свидетельству, принадлежала редакторская правка. После закрытия Вифанской семинарии, ректором которой был отец Герман, он уезжает в Москву и там живет в Даниловом монастыре. Случилось это, по-видимому, после Пасхи 1919 года. А 27 сентября (по нов. стилю), в праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня, в Троицком соборе Данилова монастыря Патриарх Тихон совершает его рукоположение во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Сохранился черновой набросок речи святителя Тихона. В ней такие слова: «Ведь слово крестное есть главный предмет христианской проповеди. …Но христианство не только проповедь и учение – нет, это сама жизнь, а жизнь эта проходит тяжким путем креста. …Приими и жезл сей в знамение твоей новой духовной власти, и да будет он тебе укрепление на крестном пути твоем». И крестный путь этот не заставил себя долго ждал. Второй раз оказался епископ Герман в обители князя Даниила, выйдя из ворот Бутырской тюрьмы, где первое время сидел в одной камере с митрополитом Сергием (Страгородским). Тогда он жил в Даниловом монастыре всего лишь семь месяцев – с конца апреля по конец ноября 1921 года. В конце ноября в связи с четвертой годовщиной Октябрьской революции была объявлена амнистия. Дело владыки прекратили и ему предписали немедленно возвратиться в Волоколамск. Таким образом, епископа уже не было в Даниловом монастыре, когда в 1922 году в обитель из Таганской тюрьмы пришел отец Георгий (Лавров). Повторный арест в 1923-м, ссылка в Сибирь, в села и деревни Тобольского края. После окончания ссылки 12 июля 1925 г., на свободе, в Москве, владыка Герман провел всего лишь четыре месяца. Он пришел к мощам чтимого им святого князя Даниила, находившимся тогда в Троицком соборе, посетил знакомых ему насельников обители. Появление в Даниловом монастыре епископа Германа было замечено соглядатаями ОГПУ. Мог ли он предвидеть, что эти посещения, в особенности встречи за чашечкой чая, навлекут на него новые преследования! По словам самого владыки, он пять раз посетил обитель: раза три молился и два раза служил; и в первом и во втором случае оставался на чай с братией и служащими. В следственном деле написано, что именно за трапезой «для отвода глаз» проходили заседания «черносотенного Даниловского синода». Согласно обвинительному заключению, вина епископа Германа состояла в том, что он входил в число архиереев, составлявших так называемый «Даниловский синод». Всего по этому делу, названному делом митрополита Петра (Полянского), было арестовано около тридцати человек. Владыку Германа арестовали в ночь с 30 ноября на 1 декабря. И вновь ссылка – теперь уже в Каракалпакию на три года. В 1928-м он возвращается в Москву и получает, как епископ, назначение в Вязники. Идут тревожные, неспокойные для Церкви годы… 24 февраля 1937-го владыка Герман (Ряшенцев) был арестован в шестой и последний раз. 15 сентября того же года по приговору тройки при УНКВД Коми АССР священномученик Герман, епископ Вязниковский, и его соузники были расстреляны вблизи города Сыктывкара.
Как прихожанка и экскурсовод монастыря с 1992 года, я заметила, что единственное пространство, которое не хотят покидать гости обители, паломники, – это келья, где на рассвете 19 мая 1928 года был арестован исповедник старец Георгий (Лавров). Бывает даже так: человек заходит, и из глаз начинают литься слезы. – «Почему Вы плачете?» – «Не знаю. Здесь такая чувствуется благодать, сила молитвы». «В келье отца Георгия словно ангельские крылья распростерты над нами!» – сказала, спускаясь последней по трем ступенькам в притвор, Ольга – паломница из Ростова-на-Дону.


Фото: Екатерина Орлова
В материале также представлены снимки
из фототеки Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы