Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Архимандрит Лука (Пинаев)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение», – такими словами, дорогие братья и сестры, Святая Церковь прославляет сегодня Божию Матерь. Сегодня великий двунадесятый праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Мы сегодня вспоминаем то дивное событие из жизни Пресвятой Богородицы, когда в трехлетнем возрасте торжественно, в сопровождении родителей юная Отроковица вводится в Иерусалимский Храм. Вводится для того, чтобы подготовить Себя к великой миссии, к великому предназначению – к подвигу Богоматеринства, быть Матерью Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему это, казалось бы, обыденное, простое событие как вхождение во храм Святая Церковь приравнивает к величайшим духовным событиям человеческой истории.

Мы знаем, что Господь пришел на землю через Пресвятую Богородицу, чтобы искупить нас от греха, проклятия и смерти и чтобы совершилось Боговоплощение, нужно было найти такого человека, который мог бы послужить делу нашего спасения.Божия Матерь – это плод подвигов многих ветхозаветных праведников: их молитв, постов и жертв. Сознавая себя грешными и недостойными, лишенными Царствия Божия, люди молились о своем спасении, и Господь послал им дивную Дщерь, Преблагословенную Богородицу.

Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася: како Дева вниде во Святая Святых. На пороге Иерусалимского Храма Божию Матерь принимает из рук Ее святых родителей первосвященник Захария и по указанию Божию, осеняемый Духом Святым, вводит Ее во Святая Святых. Это то святейшее место, куда сам первосвященник мог войти лишь один раз в году – в день очищения, прося об умилостивлении и прощении грехов еврейского народа.

Божия Матерь жила в Иерусалимском Храме, была питаема от рук святого Ангела, пребывала в молитве, посте, чтении слова Божия, богомыслии и готовила Себя таким образом к великой миссии – послужить делу нашего спасения, соделаться Пречистой, Преблагословенной Матерью Божией.

Жизнь в храме особым образом повлияла на Ее личность, Дух Святой предочистил Ее, соделал ее сосудом божественной благодати. Святая Церковь в своих песнопениях величает Божию Матерь – ковчегом Завета, скинией Божией, предвозвещая нам о том, что со временем Она соделается Храмом внутри храма, вместит Невместимого, Того, Кого не вмещают небо и земля, – Самого Бога.

С момента вхождения Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы во храм оканчивается Ветхий и начинается Новый Завет. Она, как утренняя заря, предвозвещает солнце, Солнце Правды – Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему, начиная с Введения во храм Пресвятой Богородицы, поют рождественские ирмосы: «Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите».

Вхождение во храм Пресвятой Богородицы – это великое событие. Святая Церковь напоминает нам, что это вхождение явилось знаком, предвозвещающим спасение человеческого рода.

Если в ветхозаветные времена храм являлся средоточием кровавых жертв, то сейчас, в новозаветные времена, в храме Божием приносится бескровная Жертва. Мы гораздо счастливее тех людей, которые жили в ветхозаветные времена, потому что Господь Иисус Христос, искупивший нас от греха, проклятия и смерти, всегда невидимо обитает в новозаветном храме. Он реально присутствует в Святых Таинствах Церкви, особенно в Таинстве Евхаристии. И те люди, которые живут церковной жизнью, воистину ощущают Христа в своем сердце. Господь – это не некая отвлеченная реальность в человеческом сознании: люди переживают Христа, потому что Он действительно касается наших сердец.

Матерь Божия Своим вхождением в Иерусалимский Храм каждому из нас указывает, в чем должен состоять смысл нашей жизни, учит, где искать ответы на трудные вопросы. Это место – храм Божий, здесь мы каемся, приносим Господу свои воздыхания и скорби, испрашиваем Его помощь и милости. Для нас храм Божий – это духовная врачебница, где мы преображаемся, возрождаемся, становимся истинными чадами Божиими.

Сегодня мы прославляем Божию Матерь. Ее жизнь была связана с храмом Божиим, поэтому и наша жизнь должна быть связана с ним. Храм Божий – это не то место, куда мы должны иногда приходить, когда нам особенно тяжело, храм Божий – это то место, где человеческой душе свойственно пребывать постоянно.

Мы знаем, что пророк и псалмопевец Давид молился Господу, чтобы ему во все дни жизни пребывать в храме Божием и прославлять Его Святое Имя.

В Священном Писании святой апостол называет нас удивительными словами, он говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас». Эти слова говорят о том, что человек, созданный по образу и подобию Божию, в храме приобщается Великой Святыне, потому что Господь через Таинства Церкви входит в наши души и соделывает нас причастниками вечного спасения.

В этот день – Введения во храм Пресвятой Богородицы – будем просить Матерь Божию, чтобы Она не оставляла нас, была нашей Заступницей и Путеводительницей ко Христу.

Аминь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь