«Ты еси Бог, творяй чудеса»

Игумен Тихон (Борисов)

Бывает так, что человек всю свою жизнь ищет – не там! Всю ночь своей долгой жизни он трудится, пытается решать проблемы, хочет поймать в руки счастье. Ловит и тут, и там… Но сети его души остаются пустыми! Человеку не хватает глубины!

Все настоящее, истинное, сильное, светлое, подлинное – скрыто в глубине, а человек пытается устроить так, чтобы все находилось рядом, на виду, на поверхности, на расстоянии протянутой руки: поверхностные отношения, корыстная дружба, сиюминутная любовь! Человек боится глубины! Глубина подразумевает ответственность, риск, заботу о ком-то, самопожертвование!

А поверхность питается иллюзиями, представляя мель глубиной, а глубину безумием! «Без Бога, без благодати, без молитвы, – говорит старец Эмилиан (Вафидис), – душа подобна лодочнику, который не занимается ничем другим, кроме гребли, но в результате кружится вокруг одного и того же места».

Проходят годы, а душа не наполняется благодатью! Вроде бы внешне все комфортно, «все включено», а как-то неспокойно на душе! Потому, что сети заброшены не в том месте! Человек рвет себя гордыней к пьедесталу, к самоутверждению, к какой-то оригинальности, трудится на этом поприще всю жизнь, а плодов, улова – нет! Ни одной рыбки! Ничего! Только тина грехов и рваные сети! Где-то рядом – правда, истина, смысл, любовь, полнота, но ты возвращаешься на берег с пустыми руками, с пустой душой!

…Господь каждого человека тихо призывает оторваться от поверхности жизни, от легкомыслия, от мелководья, от пошлости, лени, ложных ценностей, от всего этого удушья, от забав, от летаргии, от смерти: «Отплыви, человече, на глубину! Закинь сети свои для важного лова!» А тот отвечает: «Я трудился всю ночь моей жизни! Закидывал сети и там, и тут! Но все – бесполезно!»

«Куда бы ни обратилась человеческая душа, – восклицает блаженный Августин, – всюду кроме Тебя, Господи, наткнется она на боль!» Руки сами от уныния отпустят сети, и, может быть, человеку уже никогда не захочется садиться в лодку! Без благословения Божия, без Евангельской глубины – все труды человеческие, все устремления – напрасны и бессмысленны!

Святитель Николай Сербский замечает: «Рыбы Геннисаретского озера, у которых нет разума, как у человека, и нет ушей, чтобы слышать, услышали слово Христово и послушно поплыли в сети, а мы, имеющие уши слышать, почему-то упрямо закрываем свой слух и не хотим повиноваться Евангельскому слову». Нужно услышать Евангельское Христово Слово! И вместить его в своем сердце!

Не только тем счастливым, новоначальным, которые только приходят к вере, к Церкви, ко Христу, открывают для себя новую жизнь, новые духовные горизонты – но и многим из нас, уже долго живущим в Церкви. Потому что всегда есть опасность остаться на берегу! Потерять чувство реальности. Успокоиться, «забронзоветь»… Тебе будет казаться, что ты плывешь, закидываешь сети, вынимаешь улов – а на самом деле все это будет иллюзией! Симулякром! Твоя лодка на берегу! Потому, что ты успокоился, охладел, обленился сердцем! Оставил первую любовь! «… Ты оставил первую любовь твою, – говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов. – Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся…» (Откр. 2: 4-5)

Страшная уловка – это ощущение своей значимости! Ощущение того, что ты, якобы, все знаешь и понимаешь. В Христианстве! В духовной жизни! Если ты священник – то уже старец! И двигаешь судьбами, как фигурами на шахматной доске. И бабушка за свечным ящиком может долго поучать и мучить входящих в храм – как жить и спасаться! А если ты муж, и прочитал «Домострой», то можешь всю семью свою держать в страхе!

Но духовная жизнь – это не шахматная игра. И не страх! Она в миллиарды раз сложнее и глубже. Наш преподобный старец Нектарий Оптинский восхищался: «Смотрите, какая красота: солнце, небо, звезды, деревья, цветы… А ведь прежде ничего не было! Ничего! И Бог из ничего сотворил такую красоту. Так и человек: когда он искренне придет в сознание, что он – ничто, тогда Бог начнет творить из него великое».

А преподобный Паисий Святогорец выстраивает такую духовную математику. Человек должен ощущать себя нулем. Многими нулями. Но приходит благодать – ставит впереди единицу, и нули превращаются в миллионы.

Господь Своей энергией, Своим Божественным Светом, Своей Любовью пронизывает весь космос, все творение, весь универсум! А человек призван, воспринимая эту Божественную энергию, преобразить себя и весь окружающий мир! Преподобный Симеон Новый Богослов заключает: «Люди для того и рождаются на свет, чтобы прославлять Бога, так как они суть мыслящие и разумные существа».

Но преображает человека не знание (еще Гераклит высказывал мысль, что «многознание уму не научает»), не творческие способности, не состояние кошелька! Человека преображают вера, любовь и смирение. «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8).

В «Отечнике» святителя Игнатия Кавказского один монах говорит: «Наши уста смердят от поста; все Писание мы знаем наизусть; …но не имеем того, чего Бог требует от нас – смирения». Апостол Петр проходит путь от опыта неудачи, от невозможности делать что-либо без Бога: «Мы трудились всю ночь и ничего не поймали» (Лк. 5: 5) – до поразительного успеха, когда есть послушание Богу, когда есть синергия с Богом-Творцом: «…они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (Лк. 5: 6).

Святые отцы всегда напоминают о духовном законе, что обожение человека происходит в соответствии с мерой пережитой им богооставленности: «Полнота истощания предваряет полноту совершенства».

Кто-то замечательно сказал: «Страшно человеку оказаться в одной лодке с Богом!» Апостол Петр, исполненный ужаса, взывал: «Выйди от меня, Господи! потому, что я человек грешный» (Лк. 5: 8). И в ответ услышал: «Не бойся» (Лк. 5: 10). И вот это «не бойся» всегда вдохновляло и вдохновляет верующие человеческие сердца! Вокруг нас разлит многообразный, чудесный, вдохновенный океан Божественной Благодати! Нужно только отплыть на глубину и закинуть сети (см.: Лк. 5: 4).

«Кто Бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй чудеса».

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь