«Нельзя верить, стиснув зубы…»

Игумен Тихон (Борисов)

Прошел первый день нашего огромного, длительного, сложнейшего спасительного духовного странствия – первый день Великого поста!

Святая Церковь смиренно и кротко берет каждого из нас за руку и вводит, очень деликатно и бережно, в таинственное пространство Великого поста! Десять недель в году нашей духовной картой является Постная Триодь: три недели, подготовительные к посту, шесть недель поста, и Страстная седмица.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» Через эти двери мы будем идти от «Пасхи распятия» к «Пасхе Воскресения»…

Предыдущие недели – о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде – были для нас камертоном, помогающим настроить сердце на покаянный лад, а Прощеное воскресенье – отправной точкой, условием правильного вхождения в пространство поста, потому что, как сказал Ф. М. Достоевский устами старца Зосимы: «Каждый перед всеми во всем виноват!» А старец Софроний (Сахаров) советует: «Мы должны давать амнистию друг другу».

В Уставе Церкви несколько постов, но Великий пост – это особый Космос, особая архитектура, целая Вселенная, это глубочайшее пространство попытки человека изменить свое сердце. И весь разнообразный инструментарий поста: замечательный по своей глубине канон преподобного Андрея Критского; покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина; воскресенья, посвященные избранным святым; Преждеосвященные Литургии; боль Страстной седмицы и многое-многое другое. Все это должно разбудить нас, выдернуть из привычной жизненной рутины и спячки!

Идти постным поприщем мы будем не одни, иначе все превратилось бы в лечебное голодание и сеансы психоанализа. Помощник и Покровитель – Сам Господь будет нашим путевождем! Это Он постился в пустыне сорок дней! Это Он страдал и умер за нас на Кресте, воскрес, даровав нам жизнь вечную! «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, – поучает апостол Петр, – но драгоценной Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира…» (1 Пет. 1:18-20)

И если мы остановимся только на отказе от курицы и каких-то развлекательных программ и не обратим своего внимания в глубину своего сердца – это значит, что мы не сдвинемся с мертвой точки, не сделаем даже ни единого шага вперед! Святитель Иоанн Златоуст рассуждает об этом: «Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста? Не говори мне, что “я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту”, но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоен гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри – зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды?»

И, конечно, несмотря на то, что пост – это конкретная конструкция со своим уставом, своей программой, своей традицией, пост для каждого из нас – это что-то очень глубоко личностное, индивидуальное, интимное… Потому, что мы – очень разные! У каждого из нас внутри – свой святой угол, своя борьба, свои отношения с Богом! То, что один считает мелочью, для другого – огромная проблема, сложность, преодоление! И – наоборот. У каждого – своя линия фронта!

Поэтому – мы будем советоваться с духовником! Соизмерять свою жизнь со Священным Писанием! Искать ответы на свои вопросы у святых отцов. И, наконец, учиться у самой жизни через те обстоятельства, которые происходят с нами сейчас. И, безусловно, главное делание поста – это сердечное покаяние, изменение своего сердца! «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2).

В Священном Писании мы видим, что и Предтеча, и Христос, и апостолы постоянно проповедуют покаяние и напоминают нам, что оно является основным деланием для спасения души! «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» (Иак. 4:9). Преподобный авва Дорофей вообще советует спрашивать себя каждые шесть часов, чтобы знать – как мы их провели и в чем согрешили!

Но покаяние – это не насупленность, не сдвинутые брови, не нарочито-угрюмое выражение лица! Покаяние – это глубокое чувство того, по словам святителя Афанасия Великого, что моя душа, которая «сотворена была созерцать Бога и озаряться Им... вместо Бога взыскала тленного…» «Покаяние есть трепет души пред вратами рая», – заключает преподобный Исаак Сирин. Поэтому будем стараться всегда помнить и понимать, что настоящее покаяние всегда приносит душе глубокую духовную радость! Преподобный Иоанн Лествичник приводит такое сравнение: «Плач и печаль заключают в себе радость и веселие, как мед заключается в сотах». «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все – благодарите» (1 Сол. 5:16).

«Нельзя верить, стиснув зубы, – писал Сергей Фудель, – это очень ненадежно и это оскорбление Господу… Великий подвиг сейчас – сохранить веру, и не угрюмую, точно загнанную в какой-то тупик, а веру-любовь, любящую веру, веру, веселящуюся о своем Христе». Мир не знает этой духовной радости! Не знает чуда, которое происходит в человеческой душе после искреннего покаяния!

…Однажды один человек попросил афонских монахов из монастыря Дионисиат, чтобы его сын, студент университета, пожил пару-тройку недель в их монастыре. Парень в детстве ходил в храм, причащался, но потом, как это часто бывает, отошел от Церкви, ушел на страну далече… Наркотики, девушки, свободный образ жизни. В общем, множество грехов и искушений. И, живя в монастыре, никак по ложному стыду не решался исповедаться! А в обители в это же время жил одержимый бесом человек, которого монахи приняли на какое-то время из жалости к несчастному. И каждый раз, когда одержимый встречался с этим юношей, он начинал, громко крича, перечислять страшные грехи, совершенные студентом. Слушать это было невозможно! Это слышали другие паломники, поэтому монахи делали все, чтобы эти двое не пересекались на территории монастыря. Наконец, юноша, молитвами своего отца и братии, решился исповедаться. Для него это был серьезный шаг, он не исповедовался с детства! Вместе с провожатым он отправился к духовнику, который жил в двух километрах от монастыря. Исповедь была искренней, глубокой, серьезной… В слезах, полный решимости изменить свою жизнь, молодой человек возвратился в монастырь. Бесноватый уже поджидал его у ворот! Он, конечно, ничего не знал об исповеди! «Сейчас я расскажу о твоих беззакониях всему миру! – заорал бес через одержимого. – Прочитаю все твои гнусные грехи!» Он держал руки так, будто в них была книга. «Так, начну с обложки, всю подноготную твою открою!» И вдруг произошло чудо! Тон одержимого внезапно сменился: «Что это? Где твои грехи? Почему я их не вижу? Куда они делись?» Бесноватый больше ничего не видел в своей «книге», она была пуста. Епитрахиль духовника, как ластик, стерла всю греховную мглу из души молодого человека!

Благодать Божия помогает нам изменить нашу жизнь, наше сердце… Но нужно и наше желание, согласие, нужен шаг навстречу! Нужна синергия!

Пост – это попытка Церкви разбудить наше заснувшее сердце, чтобы наша жизнь «упремудрилась», как говорит преподобный Иустин Сербский. Чтобы мы вспомнили, что «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом»!

Пост – это не только квашеная капуста. Это – наша смиренная молитва за весь мир, за ближних и дальних, за больных и здоровых, за церковных и за тех, кто еще только в поиске, в начале пути!

«Господь Своей энергией, Своим Божественным светом, Своей любовью пронизывает весь космос, все творение, весь универсум… А человек призван, воспринимая эту Божественную энергию, преобразовывать себя и весь окружающий мир!» – говорит Святейший Патриарх Кирилл. «Свет Христов просвещает всех!» – будем слышать мы на каждой Литургии Преждеосвященных Даров.

«Человек без Бога – ничто! – писал оптинский иеромонах Даниил (Болотов). – Кусок оборванной проволоки!» Пост – это восстановление духовной связи: с самим собой, с ближними, и самое главное – с Богом! И эта связь должна работать везде: дома и в храме, на отдыхе и на работе, в метро и в магазине. Вся наша жизнь должна стать жизнью духовной, каждое ее мгновение, а не только в воскресные и праздничные дни!

«Имеющий Сына Божия имеет жизнь, –  восклицает святой апостол и евангелист Иоанн Богослов,  – не имеющий Сына Божия не имеет жизни!» Пост – это наша попытка, наше искреннее желание жить этой единственной, настоящей, живой жизнью! «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь,  – говорит Господь. – Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь