Крест – красота Церкви

Игумен Тихон (Борисов)

Сегодня святая Церковь стоит у Креста Господня. Крестопоклонная Неделя – это живительный, долгожданный оазис в знойном великопостном шествии. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» Крест Христов – это самое главное, самое таинственное, самое непостижимое свидетельство Любви Божией. «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3:16).

Вся земная жизнь Спасителя, от Вифлеемских яслей и до славного Вознесения имеет искупительное значение. Но Крестная Жертва – это центральное событие Искупления. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, – говорит апостол Петр, – дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Петр.2:24).

«Свет Христов просвещает всех!» Этот Свет сегодня льется с Креста, на котором распят наш Господь. И руки Его Любви, прибитые гвоздями человеческой ненависти, обнимают весь мир, всю Вселенную. «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят» (Лк. 23:34). Он – Создатель всего мира, но этим миром Он к злодеям причтен. И не нашлось Ему другого места, как только на Кресте между двумя разбойниками. Апостол Павел говорит, что «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5:8). Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8). И, казалось бы, что весь мир должен слышать молчаливое страдание Сына Божия на Голгофе. И в каждое сердце должна упасть капля Его жертвенной крови за мир. Ведь «Он изъязвлен был за грехи и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5).

Но человек часто проходит мимо Христа! И мимо Креста! Его увлекает жизненный успех, поиск новых наслаждений, желание самоутверждения. Его чарует фантастическая скорость технического прогресса. Он пытается убежать от старости и болезней. Человек верит в свою праведность и безгрешность... Он хочет занять место Бога!

Румынский старец отец Рафаил (Нойка) говорит, что ад – это отказ принять Бога. Бог есть Жизнь, и если мы не принимаем Его, мы не принимаем Жизнь. Человек живет без Бога и восклицает: «Ну и что из этого?» Он ненавидит, ворует, блудит, гневается, лжет, обманывает и удивляется: «Ну и что? Ну и что из этого?» И вот это «ну и что?» – замечает отец Рафаил, – и есть ад!

«Аще кто хочет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16:24). Сколько раз мы слышали эти евангельские слова Спасителя. Но как непросто исполнить их на деле! А ведь, по существу, в них заключена вся тайна нашего спасения. Взять свой крест это значит принять всю боль, всю скорбь, все тесные обстоятельства, все испытания и искушения, которые посылаются нам для нашего спасения. «Крест есть воля, готовая на всякую скорбь», – говорит преподобный Исаак Сирин.

Сколько бы мы не готовились, боль всегда нас обжигает, но она не должна раздавить нас. Жизненный крест, украшенный ожерельем скорбей и страданий,  должен научить человека смиренному принятию воли Божией, а не заставить его роптать и бросаться камнями в Небо. А отвергнуться себя – это значит дать Богу главное место в нашем сердце. Не своей самости, самоутверждению, эгоизму, самонадеянности – а самому Богу... И еще ближнему.

Преподобный Иустин Сербский говорит: «Если человек живет только для себя и самим собой, то есть не испытывает потребности в Боге, то он – не человек. Это лишь одни обломки человека, начищенная до блеска, татуированная скорлупа, одетая в униформу земля, ходячий гроб из глины». Великий Пост – это замечательная возможность для каждого из нас разобрать эти духовные обломки нашей души. Чтобы наше сердце перестало быть скорлупой и гробом, а уподобилось прекрасному сосуду, вмещающему Божию благодать.

«Будьте святы, потому что Я – свят», – говорит Господь (см. 1 Пет. 1:16). Человеческая жизнь предназначена только для одного – для встречи с Богом! Только ради этой таинственной встречи созданы мириады звезд. Только ради нее беспокойно стучит хрупкое живое человеческое сердце. А Церковь – это вдохновенное, светлое, глубокое, радостное пространство встречи человеческой души с Богом.

Священномученник Игнатий Богоносец говорит, что всем людям Церкви нужно находиться в «созвучии любви», созвучными, как струны в кифаре. В созвучии любви прославляется Христос! «Составляйте из себя все до одного хор, – восклицает святой, – чтобы согласно настроенные в единомыслии заданным от Бога тоном единства, вы бы единым гласом возносили песню Отцу через Иисуса Христа». Необыкновенно важно, чтобы у нас было это «созвучие любви», этот «тон единства». Но это очень непростая задача. Диавол делает все, чтобы помешать встрече человека с Богом и ближним. Он делает все, чтобы человек растранжирил, исковеркал, изуродовал свою жизнь. Чтобы человек всю свою бесценную жизнь обратил к земле, к плоти, к греху, к тлену. Чтобы «погубил ума красоту», как говорит преподобный Андрей Критский.

В святые дни Великого Поста Святая Церковь постоянно делает акцент на том, чтобы наше сердце сосредоточилось на видении своих грехов, своих пороков, а не немощей ближних. «Даруй мне зрети моя согрешения и не осуждали брата моего». Эти слова молитвы преподобного Ефрема Сирина рефреном проходят через весь Пост.

«Свет Христов просвещает всех». И если мы хотя бы немного просветимся этим Божественным, неотмирным Христовым светом, то, может быть,  искорка этого света, этой любви упадет из нашего сердца в сердца людей, окружающих нас, но еще далеких от Бога. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего иже на Небесех» (Мф. 5:16).

Сербский Патриарх Павел говорил: «Я не знаю, было ли так важно для святых апостолов, кто из них будет сидеть рядом с Иудой, а кто не будет, однако знаю, что для них было важно, кто станет Иудой, а кто нет. Принцип этот должен быть важен и для меня и для Вас; а с кем рядом будем мы сидеть в трамвае, троллейбусе или самолете, у нас не всегда есть возможность выбирать. Но кем будем мы сами, людьми или нелюдями, это зависит от каждого из нас».

В мире, который становится похожим на тотальный лабиринт безысходности и скуки, в мире, где бомбы сыплются на головы стариков и детей, в мире, в котором человек сам по своей прихоти меняет себе пол, или сам решает, когда ему уйти из жизни, в мире, где любовь и взаимопонимание становятся огромным дефицитом, христиане должны быть людьми любви, людьми ответственности, людьми молитвы.

Хочет человек этого или не хочет, но посреди Вселенной стоит Крест Христов! И от него не спрятаться и от него не отвернуться. «Радуйся, Кресте, щите Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа!» – восклицает святитель Софроний Иерусалимский. А у Креста всегда смиренно стоит Матерь Божия! Сегодня мы празднуем память Ее иконы Державныя. «Славь, Россия, – говорит праведный Иоанн Кронштадтский, – славь каждый верный сын Церкви Небесной Заступницу свою, Матерь Божию, за Матерние непрерывные милости Ее к России и к тебе. Только ее ходатайством Россия доселе цела, могущественна, славна!»

Крест – это всегда выбор. С Богом или без Него. Крест – это самое великое свидетельство Любви Бога к человечеству. «Крест хранитель всея Вселенныя, Крест красота Церкви, Крест Царей держава, Крест верных утверждение, Крест ангелов слава и демонов язва!»[1]

 


[1] См. службу на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Макарьева пустынь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь