Сретение Господне

Епископ Солнечногорский Алексий

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Нынешний день, братья и сестры, Святая Церковь именует Сретением, то есть Встречей. Святой праведный Симеон встретил Христа Спасителя в Иерусалимском Храме. Триста шестьдесят пять лет было этому старцу, когда он увидел своего обетованного Мессию.

Праведный Симеон ожидал утехи Израилевы (Лк. 2, 25). Некогда в числе семидесяти двух толковников он был послан в Египет, в Александрию, для того чтобы перевести Священное Писание. И вот, когда он переводил книгу пророка Исаии и прочел там: ...се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7, 14), – подумал: «Как же так? Это будет уже не дева, а жена, женщина», – и хотел исправить это место. В это время явился ему Ангел и сказал: «Ты сам увидишь, что эти слова исполнятся»…

На сороковой день после рождения, по еврейскому обычаю, Божия Матерь принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм, для того чтобы исполнить ветхозаветный закон: первенцы должны быть посвящены Богу. Когда древний Израиль выходил из Египта, то были поражены египетские первенцы. Первенцы же сынов Израилевых были оставлены, и в благодарность за это уже потом израильтяне посвящали своих первенцев Богу и давали выкуп за них. Богатые люди приносили тельца, агнца, бедные же приносили горлиц. И вот Владычица Богородица вместе с праведным Иосифом взяла двух птиц, чтобы представить Сына Своего пред Богом. Младенца Христа в храме встретили праведный Симеон и праведная Анна, старица восьмидесяти четырех лет, из них только семь лет она была с мужем своим. Овдовев в молодые годы, она постоянно пребывала в храме, постом и молитвой служа Богу.

Они встретили Господа, они узнали Его среди других младенцев, они единственные из многих людей увидели своего обетованного Мессию и воздали Ему славу. Праведный Симеон, увидев Владыку Христа, воскликнул: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое (Лк.2, 29-30). Он просил, чтобы Владыка с миром отпустил его с этой земли в обители вечные, потому что исполнилось обещанное ему. Он встретил Своего Господа в храме. Он принял Христа в свое сердце. Он дождался. Произошла встреча с Богом.

И каждая душа христианская также встречается со своим Богом, встречается со Христом. Это происходит по-разному. У кого-то встречи эти начались еще в младенчестве, когда благочестивые родители приносят их в храм для того, чтобы они восприняли здесь Таинство Святого Крещения. Кто-то уже в сознательном возрасте приходит, чтобы, встретившись со Христом, уже всегда идти за Ним по жизни. Мы встречаемся с Ним, а Он встречается с нами, подает благодать Свою, дает силу и крепость Свою, чтобы мы могли от земли взойти на небо. Кто-то благодаря милости Божией и чуду пришел и узнал, что Христос есть истинный Бог, Которому надо служить. Если бы мы когда-то – в младенчестве, в юности или в зрелом возрасте – не встретились с нашим Христом, нашим Спасителем и Искупителем, то, конечно, мы бы не были сегодня здесь. Мы бы не пришли к Нему. Мы бы не последовали за Ним.

В жизни много чудесных случаев встречи со Спасителем, и каждый мог бы рассказать о них. Вот, например, случай обращения в Православие одной женщины-корячки, о котором поведал митрополит Нестор (Анисимов), просветитель, миссионер Камчатки.

Когда владыка Нестор, тогда еще иеромонах, построил новый храм рядом с капищем, где некогда язычники приносили свои жертвы, он приготовился к освящению этого храма. Но его смущала мысль, что он всего лишь один, и нет у него никаких помощников. Но милостью Божией пришел русский сторожевой корабль, и матросы с этого корабля помогли ему в освящении храма. Весть об этом церковном торжестве обошла всю землю тамошнюю. Коряки, чукчи и другие местные народы, передавая эту весть друг другу, поспешили на праздник. Христиане и язычники, они добирались на это торжество на оленях и собачьих упряжках.

Отец Нестор начал всенощную и совершал каждение; в храме царила молитвенная благоговейная тишина, и вдруг раздался дикий женский крик. Перед Распятием Христа Спасителя с предстоящими Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом стояла женщина-корячка и истошным голосом кричала: «Зачем вы повесили Его там, на дереве? Зачем вы делаете Ему больно? Сейчас же прекратите это, снимите Его с дерева!» Отец Нестор хорошо знал корякский язык и в простых выражениях объяснил ей, что распят Христос, что Он Сам добровольно взял на Себя грехи мира, Женщина рядом с Ним – это Его Мать, Она сострадает Сыну Своему и Ей так же больно.

Эти слова настолько глубоко проникли в сердце женщины, что она стала просить, молить, настойчиво требовать у отца Нестора: «Дай мне свою веру. Сейчас же дай мне свою веру». Отец Нестор объяснил ей, что нужно прийти в другое время, что он ее подготовит к Крещению, а веру она имеет и сейчас, если она уверовала, что Христос есть. Только после этих слов женщина успокоилась. Благодать Божия коснулась души этой язычницы – она увидела живыми Распятого Христа и предстоящих Ему Богоматерь и Иоанна Богослова. Все присутствовавшие в храме были до слез потрясены встречей этой язычницы со своим Создателем, со своим Христом[1].

Кто-то из вас пришел сюда, в храм, после долгих размышлений о том, где же смысл жизни, где же найти отраду и утешение? Кого-то привели сюда горе, беда, болезни неизлечимые. И здесь каждый из нас может обрести тот мир, который преподает нам Церковь, тот мир, о котором говорил праведный Симеон.

Какой же мир может быть у христиан? Вот как об этом говорит митрополит Платон Московский: «Прежде всего мир бывает тогда, когда люди живут друг с другом в любви. И это именуется дружбой. Друг – другой “я”. Две души, живущие в единстве. Миром именуется и совместная жизнь среди родных, например, мужа и жены. Велик, свят и нужен для благополучия человеческого этот союз, потому что он строго обязывает супругов хранить между собой согласие и верность. От этого зависит благоразумное управление домом, доброе воспитание детей. Это радует и облегчает в житейской заботе. Мирная жизнь людей какого-нибудь места, селения, города – и это называется мирным сожительством и общим покоем. Этот мир состоит особенно в том, чтобы стремиться к общей пользе, как к своей собственной. И где нет такого мира – там целые государства разрушаются, где же есть мир и согласие – там все процветает. И конечно, нет мира, когда все мы не имеем покоя и радости в душе своей»[2].

Будем же просить у Господа, Мироподателя, чтобы Он послал мир в нашу жизнь и наши души, чтобы в нынешний день, вспоминая Его благодатную встречу в Иерусалимском Храме, мы имели силы и имели благодать быть всегда с Ним, не только временами встречаясь, но всегда пребывая с Ним, во всей жизни своей. Если здесь, на земле, как говорит преподобный Симеон Новый Богослов, мы не встретимся со Христом, не стяжаем благодати, не почувствуем ее, то в будущей жизни мы не соединимся с Богом.

Будем же стремиться к тому, чтобы через исполнение заповедей Божиих соединяться с Господом своим на земле и там, в вечной жизни, сподобиться неиссякаемой радости. Аминь.



[1] См.: Нестор (Анисимов), митрополит. Мои воспоминания //Материалы к биографии, письма. М., 1995. С. 48-49.

[2] См.: Платон, архиеп. Московский и Калужский. Поучительные слова. Т.IV. М. С. 335.


Материалы по теме

Монастыри

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Пензенский Троицкий женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь