Якорь спасения, или Штрихи к основам нашего прошлого и настоящего

Игумения София (Сухова)

Некоторые цифры, свидетельствующие о немалом числе насельников и насельниц российских обителей прошлых веков, вызывают у истинно верующего человека XXI века изумление и благоговейный восторг. К примеру, Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке на Тверской земле начинался с небольшой общины, где подвизалось менее трех десятков сестер. Когда община официально стала общежительным монастырем, сестер в юной обители было 260. Незадолго до Октябрьского переворота их число возросло почти до 1000. За зримыми плодами созидания духовного вертограда стояли великие труды, великие скорби. И – слезные молитвы, сердечные обращения первоначальницы монастыря игумении Досифеи (Салтыковой) и вверенных ей сестер, а также следующего поколения насельниц к Заступнице Земли Русской перед Ее явленным Казанским образом. Накануне 150-летия основания сявтой обители и 140-летия освящения ее Казанского собора мы говорили о важных событиях прошлого и настоящего с настоятельницей монастыря игуменией Софией (Суховой). К слову, недавно рассказавшей читателям портала «Монастырский вестник» о широком народном почитании двух стариц – блаженной Любушки Сусанинской и схимонахини Марии Самарской, погребенных в ограде монастыря («Блаженные водятся Духом Божиим»).

«Страшусь ехать на пустое место...»

Основательницей обители в Вышнем Волочке Господь судил стать простой крестьянке из той бедной семьи, что смогла освободиться от ига крепостничества благодаря огромным усилиям главы семейства, вскоре почившего. И вот молитвенный настрой отроковицы Александры, неусыпная забота о спасении своей души приводят ее в маленькую общину, окормляемую старцем, а затем, по его благословению – в создаваемый в Рыбинске, на Ярославской земле, Софийский монастырь. Но после пострига в мантию ей приходится ехать в Тверскую губернию, чтобы, по предсказаниям прозорливцев, созидать там новый монастырь. И сейчас он отмечает свой полуторавековой юбилей... Сколько интересных ценных сведений содержит репринтное издание 1906 года с «Жизнеописанием» игумении Досифеи! Читаешь и думаешь: они для нас – как якорь спасения в очень непростое время.

Надо сказать, что все обители созидаются по Промыслу Божию. О возникновении же нашей обители Матерь Божия промыслила задолго до прихода на это место основательницы – матушки Досифеи. Когда явила здесь, на пне у святого источника, чудотворный Свой образ. Этот образ Небесная Игумения показала во сне будущей настоятельнице в бытность той еще юной послушницей. Во сне послушнице Александре привиделся большой луг и много рабочих, которые на вопрос, что они тут делают, ответили: «Вам строят монастырь отец Адриан и отец Петр». (Боголюбивая Александра Салтыкова окормлялась у известного в те годы духовника – иеромонаха Адриана, а после его кончины – у заштатного священника отца Петра, принявшего на себя подвиг юродства Христа ради). Дальше видит она: церковь уже готова, и над ней спускается большая Казанская икона Божией Матери. Когда через двадцать лет матушка Досифея, посещая в паломничестве Вышний Волочек, увидела эту самую икону в городском соборе, сердце ее затрепетало от радости! Она вспомнила свой сон и уверилась непреложности благословений, данных ей духовными руководителями. Вскоре было получено и высочайшее благословение от святителя Филарета, митрополита Московского. С ним послушница Александра встретилась в Гефсиманском скиту, оказавшись там как бы случайно в тот самый день, когда Святитель – единственный раз в году (!) – совершал в нем службу. Внимательно выслушал будущую первоначальницу Казанской обители митрополит Филарет (который, к слову сказать, до перевода на Московскую кафедру пребывал на кафедре Тверской), и, помолившись, ответил: «Доброе дело; Божие благословение буди с вами!»

Итак, благословение великого столпа Русской Церкви было получено, после чего события стали развиваться динамично?

Нет, не сразу всё устроилось. Как всегда, при начале доброго дела, возникли препятствия. Одно из них – нежелание игумении Рыбинского монастыря отпустить полюбившуюся ей кроткую смиренную послушницу. «... Ты такая слабая силами, – говорила она, – куда тебе ехать на пустое место без капитала!» Да и сама она, приняв монашеский постриг, уже раздумала... Но опасно заболев и приближаясь к кончине, монахиня Досифея воззвала к Царице Небесной: «Матерь Божия, вразуми, что мне делать? Страшусь ехать на пустое место...». И Матерь Божия устроила всё через людей и обстоятельства. Позже, при возведении матушки Досифеи в сан игумении и вручении ей игуменского посоха (это было в Твери, в январе 1882 года), Преосвященный Тверской владыка Савва обозначит место ее подвигов, как необитаемое поле, где не без борьбы и скорбей под сенью благоговейно чтимой святыни зачалась малая обитель для ищущих молитвенного уединения. Со временем монастырь стал одним из самых крупных и благоустроенных в России, похожим на величественную лавру. Особенно поражают всех возведенные многими трудами, скорбями и молитвами великолепные храмы: Казанский собор, признанный нашими предками одним из красивейших храмов Российской империи, и собор в честь Андрониковой иконы Божией Матери – величественный и светлый, с необычайной акустикой. Этот собор закладывал и освящал, а также изыскивал и средства на его строительство великий пастырь и чудотворец – святой праведный Иоанн Кронштадтский. Отец Иоанн неоднократно служил в монастыре, был в близких отношениях с матушкой и духовно окормлял сестер.


Неповторимый – так отзываются современники о Казанском соборе

Монахине Досифее страшно было ехать в безлюдное дикое место. А Вам, матушка, не страшно было в 2019 году приступить к несению игуменского послушания в этой святой обители? Вы с дипломом архитектурно-строительного вуза наверняка представляли себе весь фронт ремонтно-восстановительных работ?

Страшно – не совсем подходящее слово. Монахи, как солдаты, воины, которые себе не принадлежат: сказали – надо исполнять. Мне, конечно, было очень скорбно покидать родную Оршинскую обитель, в которой протекли все двадцать лет моей монашеской жизни. Страшила меня (опять же «страшила» – неподходящее слово) не строительная деятельность, а сама суть игуменского послушания, для которого я считала себя, да и теперь считаю, совершенно непригодной. Ведь монастырь – это, прежде всего, живые души, которые Бог приводит сюда для спасения; игумен несет ответственность за всё, что происходит в обители. Он подъемлет тяготы всех врученных ему чад и всех, кто в обители трудится и обращается в нее за помощью. Как говорил наш незабвенный старец, архимандрит Наум (Байбородин), «сначала – люди, потом – стены», имея в виду не последовательность, а приоритетность.

Что касается состояния монастырских строений – действительно, оно было крайне тяжелым, да и сейчас, по большей части, таким остается. Самый большой ущерб, нанесенный в советское время – это разрушение дренажной системы монастыря, вследствие чего вернулась заболоченность, с которой до революции боролись архитекторы и насельники и успешно справились. Эта премудрая система охватывала всю территорию монастыря – вода отводилась, и здания стояли крепко, не повреждаясь. Теперь же под всеми строениями – вода. Поднимаясь, она проникает в конструкции зданий, разрушает их. (В подвалах соборов у нас постоянно работают насосы, откачивая воду. Если перестать это делать, вода поднимется высоко, до середины стен). Поначалу даже стоял вопрос о безопасности проживания в наших зданиях из-за того, что там очень сыро. Стены покрылись грибком и плесенью, а это представляет опасность для здоровья сестер. Усугубляло ситуацию отсутствие в монастыре городских коммуникаций – водопровода, канализации, отопления. Сейчас удалось отремонтировать небольшой жилой корпус, в котором поселились сестры, организовать там бытовые удобства, оборудовать трапезную и кухню. И газ туда уже подведен, а также он подводится к нескольким другим зданиям. Проведена канализация… Но очень много еще всего предстоит. К примеру, колокольный храм преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неониллы, где сейчас проходят богослужения, до сих пор отапливается электричеством, что очень-очень дорого – приходится подмерзать, экономя. А в остальных зданиях у нас отопление печное…

В восторженных искренних откликах наших современников об архитектурном облике Казанского собора можно встретить такие слова: неповторимый, грандиозный, потрясающий! Шедевр архитектуры! А Вам какие-то эпитеты относительно безжалостно разрушенной в безбожное время святыни пришли в голову при первом взгляде на нее? При первом знакомстве...

Первое мое знакомство состоялось давно, и я даже не помню, в каком году: мы с сестрами из Оршина Вознесенского монастыря приезжали сюда к Любушке Сусанинской в часовню, тогда и увидели монастырь. Нам даже открыли пустовавшие в то время соборы и разрешили войти внутрь. Меня поразили как грандиозность их архитектуры, так и «грандиозность» царившей в них разрухи...

Правящий архиерей митрополит Тверской и Кашинский Амвросий побывал в Казанском монастыре какое-то время назад и недавно он снова посетил обитель, ознакомился с ходом восстановительных работ. Поделился ли владыка своими впечатлениями от увиденного?

Митрополит Амвросий принимает очень живое участие в судьбе монастыря. Он постоянно интересуется положением дел и помогает, чем только может. Мы всегда рады его приездам. Вот и в последний свой приезд владыка порадовал нас, послужив литию у гробниц блаженных стариц Любушки и схимонахини Марии, осмотрев соборы и даже откушав чаю, что было весьма трогательно, поскольку он торопился, но решил задержаться, когда узнал, что сестры (не предупрежденные заранее – визит был незапланированным) очень быстро и с большим усердием и любовью накрыли на стол. Особенную радость доставило благословение Преосвященного назначить службу в Андрониковом соборе на грядущее лето, которую возглавит он сам. Митрополит Амвросий пропел с сопровождавшим его клиром песнопения Божией Матери, и восхитительное звучание долго разносилось под сводами, отражаемое дивной акустикой собора. Сняв с персей свою Панагию, владыка благословил поместить ее на Андроникову икону, стоящую в центре храма.

Матушка, горечью в сердце отозвалась фраза, сказанная Вами в предыдущем интервью: реставрация собора началась, но средств оказалось недостаточно, «и на данный момент даже нечем расплатиться со строителями за сделанные работы». Удалось ли найти какие-то средства за это время?

Нет, к сожалению средств мы пока не нашли. Реставрация завершается, а расплачиваться со строителями нечем...


Родная семья!

4 ноября совершается и празднование Андрониковой иконы Божией Матери. Но в рамках этого интервью нет возможности рассказать об удивительно богатой и своеобразной ее истории, об истории строительства Андроникова собора. И лучше бы посвятить данной теме отдельный материал. Например, накануне дня празднования этой святыни, совершаемой также 14 мая. А сейчас, матушка, хочу Вас расспросить о торжествах, приуроченных к 150-летию основания обители и 140-летию освящения Казанского собора Какими они Вам видятся? Какие памятные мероприятия планируете провести?

Что ж, действительно, об Андрониковой иконе и посвященном ей соборе мы можем поговорить позже. Сообщу лишь один важный факт: в пещерах под теплым Андрониковым собором погребена игумения Досифея – основательница обители, которая отошла ко Господу в 1906 году, дожив до 80 лет. С ней рядом похоронены сподвижницы матушки – казначея монахиня Макария и схимонахиня Пелагея, а также попечитель обители князь Арсений Степанович Путятин. После проведения противоаварийных работ и укрепления стен склепа, которые грозили обрушением, у нас появилась возможность служить там панихиды. Но доступа к самим останкам нет, поскольку подполье склепа всё затоплено водой. Возможно, Господь так устроил, чтобы их не осквернили разорители, как это произошло с телами других праведников, погребенных на территории обители.


Теперь перейду ко второй части вопроса, касающейся предстоящих торжеств. С Божией помощью мы надеемся провести праздничную службу уже в Казанском соборе. Сейчас в нем завершаются ремонтно-восстановительные работы, монтируется иконостас. Владыка Амвросий благословил подготовить храм к освящению, которое он совершит 5 ноября. Затем последуют Божественная литургия и праздничный крестный ход. Это очень значимое событие в жизни не только нашего монастыря, но и города, а, может быть, и больших масштабах. Впервые через сто лет будет совершаться полноценная служба в отреставрированном соборе, будет освящен престол!

Мы ждем множество гостей. В их числе – благотворители обители, чьим попечением реставрируется собор; потомки и родственники дореволюционных благодетелей, насельников и священнослужителей монастыря; представители общественных, научных, культурных кругов; члены правительства и духовенство со всех концов Тверской епархии.

В связи с этим не могу не задать вопрос: в обители за эти годы привыкли к большому потоку паломников, многие из которых едут помолиться у гробниц блаженных стариц Любушки Сусанинской и схимонахини Марии Самарской. Но, думается, в дни юбилейных эпохальных дат, когда здесь будет столько народа, на плечи сестер ляжет чрезвычайно большая нагрузка. Сильно они волнуются?

Да, празднование намечается большое, и наше немногочисленное сестричество уже ощутило нагрузку при подготовке торжеств. Господи, помоги нам! Но мы надеемся также на помощь местной администрации, близких нам монастырей и наших драгоценных прихожан.

Матушка, Вы, можно сказать, игумения-новичок – ведь прошло не так много времени с момента Вашего назначения на это послушание. И всё же спрошу: хватило ли его, чтобы появилось чувство, что отныне это Ваша родная семья, которую Господь вверил Вам в попечение?

Конечно, это именно так: родная семья!

***

Вспомним далекое судьбоносное событие, связанное с чудесным обретением Казанской иконы Божией Матери в XVI веке. Скромному священнику Ермолаю Господь судил первым «принять от земли» обретенный в Казани чудотворный образ Царицы Небесной. Пастырь сложил умилительный тропарь Казанскому образу Богородицы, который наизусть знает и с любовью воспевает вся православная Россия. Спустя годы, уже во время своего архиерейского служения, он написал «Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы». И впоследствии наши современники отметят: то, что отец Ермолай (будущий Патриарх Московский и всея Руси Гермоген) был свидетелем настоящего большого чуда, стало главной опорой его дальнейшего «твердого стояния» в вере. И прибегнут к образному определению: в годину народных бедствий священномученик Гермоген – Патриарх Смутного времени – просиял миру «алмазной крепостью» веры. Вот и сегодня настали для России тяжелые времена, когда защищать страну, ее традиционные духовно-нравственные ценности приходится на поле боя, с оружием в руках. Именно такая «алмазная крепость» веры, отличавшая святителя-мученика Гермогена, требуется в наши дни. И от сестер Казанского монастыря в Вышнем Волочке, самоотверженно, своими малыми силами, поднимающими великую российскую святыню. Возвращающими ее к жизни в плане духовном и в физическом. И от других людей, огромного числа россиян, видящих в праздновании Казанской иконы Божией Матери и в молодом государственном празднике – Дне народного единства, отмечаемом 4 ноября, – глубинный смысл. И остро чувствующих перекличку эпох, в которых от мощи духовной мобилизации народа, его сплоченности, глубины понимания им происходящих событий и тогда зависело, и сейчас зависит дальнейшее существование нашей Родины.


Беседовала Нина Ставицкая
Снимки представлены Казанским женским монастырем г. Вышний Волочек

Материалы по теме

Публикации

Монастыри

Казанский женский монастырь г. Вышний Волочек
Тверская область, Вышний Волочёк
Казанский женский монастырь г. Вышний Волочек
Тверская область, Вышний Волочёк

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Константино-Еленинский женский монастырь