Вся наша жизнь – это Божие чудо

Игумения Тавифа (Горланова)

В следующем месяце Свято-Троицкий епархиальный женский монастырь города Мурома будет отмечать 25-летие возрождения разрушенной обители и возобновления в ней монашеской жизни. Благодаря неустанным трудам настоятельницы игумении Тавифы (Горлановой) и сестер, а также помощи прихожан и жертвователей все здесь преобразилось: в монастырь вернулись благодать, красота, гармония. О многих событиях, произошедших за четверть века ее настоятельства, мы говорили с игуменией Тавифой (Горлановой) накануне предстоящего юбилея. Но особое место в рассказе матушки заняли воспоминания о том, какие уроки и наставления она получила в Пюхтицах и в Риге – в Свято-Успенском Пюхтицком ставропигиальном женском монастыре и в Свято-Троице-Сергиевом епархиальном женском монастыре.

Путь от девочки Тамары к монахине Тавифе

Матушка, выбрать в советское время монашеский путь, наверное, было непросто?

Я родилась и выросла на Урале, в Перми. Моя мама пела на клиросе – у нее был необычайно красивый голос, природный альт. Ее даже в оперный театр приглашали! Я тоже пела в архиерейском хоре. А тут моя лучшая подруга, которая была мне как старшая сестра (поскольку имелась разница в возрасте), собралась в 1971 году в Пюхтицы в монастырь. А я, что называется, увязалась за ней. Когда же увидела сам монастырь, то сразу поняла, что это – мое. Душа прикипела к нему с первых минут, радость заполнила все мое существо. Известие, что дочь хочет остаться в монастыре, маму, конечно, испугало, потому что я еще школу не закончила. И через три месяца она «выдернула» меня домой. Матушка Варвара (Трофимова), необыкновенная игумения, которую помнит и молитвенно поминает великое множество верующих людей, сказала мне тогда: «Знаешь, деточка, ты получи образование, затем уж подумаешь, хочешь ли ты в монастырь». Я окончила школу, получила медицинское образование и стала работать операционной сестрой в Красном Кресте во Владимире, где через какое-то время услышала от руководства: «Выбирай – работа или Церковь». Моя попытка заявить о свободе совести в СССР была прервана угрозой: мол, не хочешь уйти по-хорошему – уйдешь по-плохому. И я решила поехать в Эстонию, устроиться там в медицинском учреждении.

Устроилась. Хотя при приеме на работу у меня сочувственно поинтересовались, захочу ли я после того, как была операционной сестрой, трудиться простой медсестрой в больнице, где койки занимают более двух десятков лежачих больных? Для меня же решающим стало то, что Пюхтицкий монастырь находился рядом, а все остальное отступило на второй план. С благодарностью вспоминаю доктора, у которого приходилось отпрашиваться на всенощную. Всякий раз он для проформы говорил: «Что, без тебя не споют?» Но отпускал, зная, что потом я обязательно отработаю.

Как я попала в Рижский монастырь – целая история. Его настоятельнице игумении Магдалине (Жегаловой) исполнилось 60 лет. На день Ангела любимой матушки сестры хотели ей сделать подарок: спеть евангельскую стихиру святой равноапостольной Марии Магдалине. Вот только басы старенькие «не тянули». И вдруг Светлана Ивановна Романенко, преподаватель регентской школы при Московской Духовной академии, говорит: «Я знаю такую девочку, которая поет басом». У меня-то было меццо-сопрано, но очень сильно хотелось попасть в монастырь – пришлось идти учиться на басы. В Пюхтицах была удивительная монахиня – мать Августа. Она пропела на клиросе басом 80 лет. Пришла в обитель 9-летней девочкой, игумения ее оставила. Так что школа у меня замечательная! В общем, получаю телеграмму такого содержания: «Приезжай пожалуйста Ригу срочно» (знаки препинания и предлоги в телеграммах отсутствовали). Матушка Варвара посоветовала съездить, затем получить российский паспорт (как раз накануне Олимпиады-80 в Москве проходил обмен паспортов). Ведь с российским паспортом прописаться в монастыре было несколько проще. Спела я в Риге стихиру. Игумения Магдалина неожиданно сказала: «А я тебя возьму в монастырь». Честно говоря, после этих слов в душе появилась не радость – испуг появился, потому что в сердце были только Пюхтицы. Уехала я из Риги. Но оттуда написали письмо моему духовному отцу в Троице-Сергиеву лавру архимандриту Науму (Байбородину), и по его благословению я вернулась в Прибалтику.

Там, в Троице-Сергиевой обители, Вы приняли иноческий постриг, затем монашеский?

Да. В иночестве меня нарекли в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. В монашестве – в честь святой праведной Тавифы, поднятой Господом из гроба к земной жизни через святого апостола Петра. Тавифа – это было как раз то имя, о котором я мечтала с отрочества! В 14 лет я умирала. Известный профессор Евгений Антонович Вагнер, создатель крупной хирургической школы, вынес приговор: сделаем операцию – девочка умрет. Не сделаем – результат будет тот же... Однако Господь меня воскресил. И когда я стала читать Евангелие – уже с пониманием, – когда дошла до 9-й главы Деяний апостолов, то спросила у мамы, почему меня Тавифой не назвали. Она сказала: «Откуда мы знали, что ты будешь умирать?» Тамарой меня назвал папа в честь медсестры, спасшей его на фронте ценой своей жизни. Сама погибла, а бойца спасла. Папа прошел всю войну, вернулся домой, но в 42 года он умер от инфаркта, и мама одна нас растила, троих детей. Потом я узнала, что во время моей смертельной болезни столько верующих в нашем городе молилось «о болящей девице Тамаре»!

Имя «Тавифа» крепко засело в памяти. Как-то состоялся разговор с одной медсестрой, не совсем для меня в то время понятный. Точнее, совсем непонятный. Она сказала: «Знаешь, есть такие люди, которые постоянно носят черную одежду». – «А что, у них постоянный траур?» – «Да, по ветхому человеку. Может, в будущем, если ты будешь жить, подражая святой Тавифе, жить для людей, ты примешь второе Крещение и тебя назовут Тавифой». Когда я поступила в Рижский монастырь, правящим архиереем Латвии был митрополит Леонид (Поляков). До этого Владыка возглавлял другие кафедры Русской Православной Церкви, и одно время – Пермскую. Матушка Магдалина сказала ему, что в монастыре есть пермячка. И вот Владыка служит у нас в первую Неделю Великого поста, а меня поставили читать 18-ю кафизму. Тяну басом – Владыка поворачивается и внимательно на меня смотрит. После службы он спрашивает: «Так ты и есть та самая Тамара, о которой вся Пермь молилась?» Утвердительно киваю и тороплюсь рассказать ему про свое восприятие истории с воскрешением праведной Тавифы. И вот радость: при монашеском постриге получаю имя святой, которая по понятным причинам мне особенно близка. Часто в моих воспоминаниях о том времени матушка Магдалина и владыка Леонид стоят рядом, потому что это был незабываемый духовный дуэт подвижников веры, старавшихся в период государственного атеизма заложить основы возрождения православной жизни в стране.

Матушка приучала нас к молитве и послушанию

Нельзя не вспомнить, что матушка Магдалина воспитала 14 игумений для других монастырей. В статье, посвященной настоятельнице Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни Шамордино игумении Никоне (Перетягиной), Царствие ей Небесное, есть такие трогательные слова: «В рядовых буднях той поры никто не видел в духовных чадах приснопамятной матушки Магдалины (Жегаловой) будущих игумений, между тем как им, подобно птицам, предстояло в очень скором времени разлететься по всей России – поднимать из руин и запустения многочисленные женские монастыри, ждущие своего часа». Вы с матушкой Никоной тоже, подобно птицам, улетели в Россию восстанавливать разрушенные обители...

Я-то как раз попала сюда по подсказке матушки Никоны, о чем поведаю позже. Сейчас же хочу вспомнить, как матушка Магдалина нас духовно воспитывала, примиряла, смиряла. В самом начале случился у меня инцидент, о котором даже стыдно вспоминать. Не стану подробно его описывать, скажу только: чувствуя себя совершенно правой, я высказала серьезную претензию келейнице матушки инокине Вере. И хотя меня назначили трапезницей, ушла из трапезной и заперлась в своей келии. Приходит матушка, спрашивает, где трапезница. Благочинная объясняет ей ситуацию. Что делает матушка? Наказывает своей келейнице идти ко мне и просить прощения. Бедная мать Вера стучит в мою келию – келию послушницы, еще не одетой в рясофор, – и просит прощения. Отвечаю сердито: «Бог тебя простит, а я тебе дверь не открою!» Потом сижу и думаю: как нехорошо поступаю! Какой позор! Прихожу на правило – бух настоятельнице в ноги: «Матушка, простите меня Христа ради! Я не права!» Она говорит: «Ну, хорошо, что ты это осознаешь». Затем у матери Веры я искренне попросила прощения.

Матушка Магдалина старалась всех нас примирять. Когда же мы в силу своей молодости и духовной неопытности совершали поступки, «достойные» епитимии, тут уж она не скупилась на «раздачу поклонов». Однажды сидим на клумбе среди цветочков и просим будущую игумению Шамординской обители мать Никону рассказать какую-нибудь смешную историю. Уж очень искусно она их рассказывала! Слушаем ее, хохочем вовсю. И это – напротив архиерейского дома! Владыка Леонид приоткрыл шторку, поглядел и позвонил игумении: «Матушка, у вас что там – комсомольско-молодежная бригада или монашествующие на клумбе несут послушание?» Матушка хохотушкам по 300 поклонов назначила. Причем это был еще минимум. Могла дать больше. Сегодня вспоминается главное: она приучала нас к молитве и послушанию. И мы старались жить так, как она говорила нам во время частых бесед после вечернего правила, сама во всем показывая пример истинного монашества, монашеского делания.

Что касается послушаний, их у меня хватало: была водителем – возила на «Волге» матушку и митрополита; была экономом – закупала и выдавала продукты; была регентом, уставщиком и фотографом. С фотоаппаратом «Зенит-11», практически, не расставалась. Фотографировала и с помощью фотомонтажа делала открытки – Пасхальные и Рождественские. Мы жили в келии с матерью Феодосией (сейчас она – казначея в Дивееве). Открытки приходилось делать по ночам, поскольку днем не до того было. Как-то мать Феодосия заявляет: «Сейчас пойду к матушке и скажу, что это нереально – столько послушаний выполнять!» – «Не смей! – говорю ей. – Коль матушка дала мне эти послушания, я обязана их выполнять!»

Только один раз я попыталась ослушаться матушку-настоятельницу, причем выразила это в категоричной форме. Услышав совершенно неожиданную для себя новость (что меня направляют в распоряжение правящего архиерея Владимирской епархии для восстановления разрушенного монастыря), я решительно сказала, мол, никуда отсюда не уеду – быть игуменией не собираюсь, мне это совсем не надо. В голове словно вспышка произошла: незабвенная матушка Варвара из Пюхтиц и матушка Магдалина – это такие вершины! А из меня, простите, какая игумения? Вдруг матушка Магдалина как стукнет кулаком по столу: «Я тебе сказала: умри на послушании!» – «Благословите умирать!» – произнесла я. Услышала я ключевое слово – «послушание», и вопрос был решен.

Об облавах на «монастырек» и возрождении монашеской жизни

Как поучаствовала в Вашем назначении сюда, на Владимирскую землю игумения Никона (Перетягина)?

Она уже была назначена в Шамординскую обитель и часто ездила к наместнику Оптиной пустыни архимандриту Евлогию. После того, как он стал правящим архиереем Владимирской епархии и надумал открывать монастырь в Муроме, однажды в раздумьях спросил, кого бы можно было сюда поставить. (Чтобы, позже напишет Владыка в предисловии к нашему фотоальбому-летописи, изданному к 20-летию возрождения обители, насельницы смогли не по-женски провернуть здесь гору дел). Матушка Никона назвала ему мое имя, только предупредила, что вряд ли меня отдадут. Привела пример: от правящего архиерея из Краснодара архиепископа Исидора (нынешнего митрополита, возглавляющего Кубанскую митрополию) два года подряд приезжали, просили направить мать Тавифу в южные края, однако игумения отвечала отказом. Но после кончины владыки Леонида на кафедру заступил епископ Александр (Кудряшов), хорошо знакомый с владыкой Евлогием. И когда владыка Александр услышал просьбу собрата-архиерея отдать монахиню Тавифу для возрождения Муромского монастыря, сразу же согласился, написал матушке Магдалине распоряжение. Что ж, матушка и нас приучала к беспрекословному послушанию – полному отсечению своей воли – и сама тоже беспрекословно подчинялась правящему архиерею. Вот и прозвучало из ее уст: «Я тебе сказала: умри на послушании!» Что было дальше? Попала я в распоряжение владыки Евлогия. Дал он машину, икону Пресвятой Троицы и благословил нас с матушкой Никоной отправиться в Муром. Мы приехали, прошли через какую-то дыру в стене, заменявшую ворота. Я в удивлении воскликнула: «А где тут монастырь?» Матушка Никона ответила: «Тебе его надо восстанавливать!» Тогда на этой территории жило 43 семьи. Причем начальник милиции рассказывал, что, если надо было поймать преступника, делали облаву на «монастырек» – так называли в городе это криминальное место, где почти открыто гнали самогон, устраивали пьяные оргии. Здесь бесследно мог исчезнуть человек ​– войти сюда и не выйти.

С чего Вы начали?

Мне часто задают этот вопрос. Я отвечаю: «С молитвы. По молитвам Господь все дает». Привожу своим собеседникам слова из Псалтири, которые объясняют, как может кому-то показаться, людские достижения: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий» (Пс.126, 1). Приехала я сюда 22 мая, на праздник святителя Николая, а 26 мая в 1991 году был праздник Святой Троицы. Владыка Евлогий сказал: «Ну, обедницу там послужите». – «Нет, – говорю, – Владыка. Монастырь Свято-Троицкий, нужно служить по полному уставу, как положено». Мы малую вечерню с акафистом служили, Всенощное бдение с литией. Утром – молебен с водосвятием, Литургию. Крестный ход совершили. Потом у пришедших на богослужение людей спрашиваю: «А вы хотите, чтобы был монастырь в Муроме?» Бабушки сразу: «Конечно, хотим! Очень даже хотим!» Я им: «Давайте молиться!» Раздали всем акафисты, Псалтирь, всем дали читать по кафизме. Где-то с полгода они читали (полностью вычитывалась Псалтирь и 20 акафистов), пока в монастыре не образовалась монашеская семья. Затем мы сами стали читать Неусыпаемую псалтирь и акафисты.

Когда владыка Евлогий благословил меня написать устав для Муромского монастыря, за основу я взяла устав Пюхтицкой и Рижской обителей. Составляла и думала, что мне в жизни несказанно повезло. Пройти духовную подготовку в монастырях, сильных своими традициями, и встретить на своем пути двух всероссийских игумений, как многие называли матушку Варвару и матушку Магдалину, – это великая милость Божия!

В нынешнем году пять женских монастырей, которые возглавили монахини из Рижской Свято-Троице-Сергиевой обители, отметят 25-летие возобновления в них монашеской жизни. Наш – Свято-Троицкий в Муроме, Спасо-Преображенский в Чебоксарах, Серафимо-Дивеевский и Свято-Троицкий Макариево-Желтоводский в Нижегородской области, Успенский в Александрове. Также в этом году 10 октября – 20-летие со дня блаженной кончины нашей матушки Магдалины. И мы, игумении-«рижане», хотим поехать туда, поклониться могилке дорогой матушки, молитвенно отметить это печальное для многих монашествующих и верующих событие. Как-то собрались мы с настоятельницей Серафимо-Дивеевского монастыря игуменией Сергией (Конковой), настоятельницей Покровского Хотькова монастыря игуменией Олимпиадой (Барановой) и заговорили об этой дате. Мне пришла в голову идея усилиями пяти выше названных монастырей сделать общий фотоальбом, посвященный Рижскому монастырю и его шестой настоятельнице – матушке Магдалине (Жегаловой). Все этой идеей загорелись. Сейчас по электронной почте пересылаем друг дружке фотографии – у кого что сохранилось. Обсуждаем, советуемся. Хочется показать, каким был монастырь в нашу бытность, каким он сегодня стал.

Наказ Божьей Матери «построить монастырь южнее Суздаля»

В давние века здесь стоял кафедральный собор в честь особо почитаемых в Муроме и Рязани святых братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба, затем появилась обитель Святой Троицы. Находясь в этом намоленном месте, Вы с сестрами, наверное, чувствуете, что окружены чудесами, постоянно творимыми Господом и Его великими угодниками?

Вся наша жизнь – это Божие чудо. И многие события в ней промыслительны. Об одном из явных чудес, свидетелями и участниками которого стали сестры обители, наши помощники и благодетели, я рассказала в книжечке небольшого формата, которую мы выпустили накануне 25-летия Муромского Свято-Троицкого монастыря. 18 июня 2005 года, в Духов день, мне под утро приснился сон: вижу в нем Матерь Божию с Богомладенцем на правой руке. Не икону, а Саму Матерь Божию. Ласковым голосом Она говорит, что мне надлежит построить монастырь южнее Суздаля. Я про себя подумала в тот момент: зачем мне еще монастырь? У меня есть подворье – одно, второе. Кроме того, предстоит восстанавливать уникальный шатровый храм, где, по преданию, стоял походный шатер Ивана Грозного, шедшего на Казань. Также в планах строительство Крестовоздвиженского храма на месте утраченной в 30-е годы прошлого века святыни, где преподобная Феврония Муромская приняла монашеский постриг. Столько масштабных дел на ближайшие годы – какой еще монастырь? Тогда Богомладенец спустился с рук Богородицы и пошел в мою сторону. От страха я потеряла сознание, то есть во сне со мной случился обморок. Когда очнулась (не проснулась, а очнулась), увидела, что Спаситель сидит у Пречистой Своей Матери на руке и очень строго на меня смотрит. Повторив слова о монастыре южнее Суздаля, Пресвятая Богородица стала удаляться на облаке в красивых лучах неземного света. На этом мой сон не закончился. Вдруг я каким-то образом оказалась в Суздале и стала спрашивать, не продает ли здесь кто-то кусок земли. Посоветовали обратиться к одному деду. «Ты что, монастырь решила строить?» – услышала я от него. Я поинтересовалась стоимостью участка, дедушка назвал сумму в три тысячи долларов. Прикидывая в уме, у кого можно попросить помощи, проснулась.

Долго Вам не давал покоя этот удивительный сон?

Пока не отыскала то самое место. Но прежде, чем что-то предпринять, написала отцу Науму в Троице-Сергиеву лавру. Батюшка рекомендовал молитвенное правило для сестер монастыря. Когда же мы по благословению владыки Евлогия стали восстанавливать Знаменскую обитель в Коврове (мне был поручен начальный этап ее восстановления), я начала расспрашивать местных жителей о возможном существовании в окрестностях в старые времена православных монастырей. Послушница Ольга (сейчас она инокиня Богородице-Рождественского подворья Дорофея) назвала такое место. Однако выбравшись туда зимой, мы, практически, ничего не увидели. А вот в следующую нашу поездку летом, накануне празднования памяти святой равноапостольной княгини Ольги, я сразу поняла, что это и есть тот участок земли, который привиделся мне во сне. Правда, выглядел он ужасающе. Раньше там базировалась МТС, поэтому земля пропиталась бензином, машинным маслом и была утрамбована колесами тракторов. Приметили мы в лесосеке заросший полуразрушенный храм, направились к нему. Рядом с храмом паслись домашние козы, а сам храм внутри оказался завален химическими удобрениями. На границе этого участка проживал местный фермер. Встретившись с ним, мы побеседовали о заброшенном участке. Представьте себе, он задал те же вопросы, что и дедушка в моем памятном сне. Фермер тоже поинтересовался: «Вы что, монастырь собираетесь тут строить?» А самое интересное, пожалуй, началось, когда мы взялись «копать» архивы. Нашли в них сведения об этом храме, построенном «в русском романтическом стиле». (Благочинный с удивлением мне сказал: «Шесть лет мимо ездил и не видел здесь церкви!»)

Но главное, я смогла понять, почему Матерь Божия дала Свой наказ мне. У этого места имеется прямая связь с нашей Троицкой обителью. Одной из основательниц и первой настоятельницей Владимирской женской общины, образованной рядом с населенным пунктом Дмитровский погост Ковровского уезда, была Александра Тагунова, младшая дочь уважаемого муромского купца. В возрасте 26 лет купеческая дочь поступила в Троицкий монастырь в Муроме, а спустя два с лишним десятилетия переселилась сюда к сестрам в Дмитровский погост и активно включилась в жизнедеятельность общины. Она обучала сестер грамоте, церковному пению, рукоделиям, вела энергичную хозяйственную деятельность. Сестры, в свою очередь, обучали грамоте детей, живущих в окрестных селах и деревнях. Впоследствии один из их «воспитанников» Андрей Шелепов уехал на Афон, где подвизался в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре 56 лет. Прочитав воспоминания игумена Афанасия (Шелепова) в небольшой книжечке из серии «Православная детская библиотека» и встретившись с его родственниками, проживающими в наших краях, я, наконец, поняла, почему мне приснилась Божия Матерь с Ее иконы Иерусалимской. Широко известной православному миру иконы, которую в соборном Покровском храме Пантелеимонова монастыря спускают на широкой бархатной ленте на всенощных бдениях по Богородичным праздникам и в воскресные дни по окончании вечернего богослужения. Афонит Афанасий (Шелепов) десятилетиями молился перед этим образом и, видимо, просил Пресвятую Богородицу о возвращении к молитвенной жизни той далекой русской общины, что помогла ему в отроческие годы обрести духовные крылья. Сейчас это Богородице-Рождественское подворье нашего монастыря, где восстановлен и освящен, казалось бы, безвозвратно утраченный и напрочь стертый из людской памяти храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. У нас есть подворья хозяйственного направления – с садами и огородами, скотным двором, а это место другого плана. Это место отдохновения для сестер. Следует сказать, что в прошлом веке из-за начавшихся революционных потрясений Владимирская община, готовившаяся получить статус монастыря, монастырем не стала. Как будет теперь? На все воля Божия. Сама Царица Небесная в свое время управит, быть ли здесь новой женской обители...

Матушка, Вы столько ценного, интересного рассказали и о перенесении в возрождавшийся монастырь честных мощей святых благоверных князей Петра и Февронии, и о монастырском пансионате «Надежда», где девочек готовят к будущей самостоятельной жизни как хозяек, способных вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Поведали о чудесных случаях чадорождения у отчаявшихся родителей, молитвенно воззвавших к святым Петру и Февронии. Но это уже тема следующего интервью с Вами.

Да, и его можно подготовить к 8 июля. В этот день Православная Церковь совершает память святых Петра и Февронии, которые с древних времен считаются покровителями семьи и брака. Любовь и верность этих Муромских чудотворцев стали главными символами нового общероссийского праздника, отмечаемого в нашей стране с 2008 года, – Дня семьи, любви и верности.

***

Игумения Тавифа благословила сестер ознакомиться с сохранившейся, к счастью, дореволюционной монастырской летописью и неукоснительно продолжать ее в наши дни. В результате к 15-летию возрождения обители, затем к ее 20-летию издательством Свято-Троицкого монастыря в Муроме были выпущены прекрасно оформленные фотоальбомы-летописи. (Сейчас такой труд готовится к 25-летнему юбилею). Указав в предисловии ко второму изданию, что Троицкий монастырь является самым большим и благоустроенным женским монастырем во Владимирской епархии, Высокопреосвященный владыка Евлогий написал пять лет назад: «Есть в обители неутомимые труженики добра, начиная с первых ее лиц, которые всё чувствуют и которыми все вдохновляются. Их отличает жертвенность во всём, большом и малом, бескорыстность душ – всё то, что составляет истинный нимб Православия как высшей религии мира». В то время из Владимирской епархии еще не были выделены Муромская и Александровская (это произошло летом 2013 года). Но и к сегодняшнему дню в полной мере можно отнести слова архипастыря о стабильности большого женского монастыря в Муроме, где неутомимые труженики добра молитвенным деланием, возрождением и укреплением монашеских традиций стараются соединить грубо прерванную связь времен.

 

Беседовала Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков
(также представлены снимки из архива монастыря)

Материалы по теме

Публикации

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь

Монастыри

Свято-Троицкий женский монастырь в г. Муроме
Владимирская область, Муром, площадь Крестьянина, 3А
Свято-Троицкий женский монастырь в г. Муроме
Владимирская область, Муром, площадь Крестьянина, 3А

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Игумения София (Сухова)
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений
Игумения София (Сухова)
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь