«Важно знать, как современная молодежь прилагает к своей жизни святое Евангелие, учение Церкви»

Участники XXVII Международных Рождественских образовательных чтений

Участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, организованного Синодальным отделом по монастырям и монашеству, ответили на вопросы портала «Монастырский вестник» и поделились своими размышлениями о встрече.


Архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник Ново-Иерусалимского Воскресенского ставропигиального мужского монастыря

Батюшка, скажите, пожалуйста, чем, на Ваш взгляд, современная монастырская молодежь отличается от той молодежи, которую Вы встретили, когда пришли в монастырь?

Начну с того, что мы шли в монастыри, когда еще существовал Советский Союз. Может, он где-то уже трещал по швам, но все равно это чувствовали немногие. А так в целом это было очень мощное государство со всеми его атрибутами атеистической направленности. Лишь после празднования 1000-летия Крещения Руси прорвало «плотину» – стали открываться храмы и начались те глубокие духовные процессы, которые были неотвратимы, и никто их остановить уже не мог. То есть уполномоченные тогда еще были – они по-прежнему ездили на места, смотрели, что и как, однако на них уже мало кто обращал внимание. Народ Божий как бы взял инициативу и власть в свои руки. И вот после десятилетий безбожия молодежь, тяготевшая к монашеству, находилась на духовном подъеме: наконец-то можно пойти в монастырь без всякого страха, что тебя за это строго накажут! После долгого напряжения, после сдерживания стремительно росло число желающих безраздельно посвятить свою жизнь Христу. Немало монастырей (например, Оптина пустынь) в те годы наполнились большим числом насельников. А сегодня молодежь, которую привлекает монашество, уже другая. Какая другая? Если проанализировать: та волна энтузиазма, на которой многие пришли в прежние годы в обители, спала, поскольку немало людей обожглось, увидев, что собой представляет монашеская жизнь не по книжкам, не по фильмам, а в суровой реальности. Обжегшиеся ушли, а самые стойкие остались и наоборот – укрепились, утвердились в правильности своего выбора. Нынче они составляют костяк, основу наших российских монастырей. Но сегодняшние послушники куда более осторожные! К нам теперь идут люди более рассудительные. Но слава Богу – идут! И монастыри постепенно пополняются. Откуда осторожность современной молодежи, где ее истоки? В наши дни легко можно все узнать, если у человека есть зов к монашеской жизни. Нужно только приехать в обитель, по благословению игумена или игумении, пожить там, помолиться, потрудиться. Можно почитать об интересующем тебя монастыре в Интернете – пожалуйста, вся информация сейчас доступна.

Если продолжать разговор о различиях между той молодежью и нынешней, то нельзя не сказать, что в ту пору много чего из современных технических средств не было – ни мобильных телефонов, ни гаджетов и другого. Не было такой армии СМИ, как сегодня. В те годы мы порой пользовались в духовной семинарии третьим, четвертым экземплярами машинописных конспектов, молитвословов или творений святых отцов. Редко в руки попадали их ксерокопии. Теперь время другое. Изобилующее информацией. Но те же СМИ (что тоже активно обсуждалось на нынешних Рождественских чтениях) при всей их пользе несут и определенную угрозу. Монастырский опыт показывает: кто по благословению священноначалия осторожно общается со СМИ, не забывая своей основной цели пребывания в обители, тот закаляется, утверждается в вере. А кто пленяется Интернетом, может загубить свою душу. Иными словами, изменилась наша жизнь, изменился окружающий мир, но не изменился Христос. Он Тот же – тогда и сегодня. Тем же осталось Евангелие, Священное Писание, учение святых отцов и учение Церкви. И на наших образовательных Чтениях в январе этого года главным был вопрос: как сегодня молодежь святое Евангелие, учение Церкви прилагает к своей жизни? Какие тут есть проблемы, как их решать? В большинстве докладов, других выступлений была попытка осмысления этого. Также были предложены какие-то пути решения или обозначены какие-то опасные моменты для молодежи в целом и для молодежи, приходящей в монастыри.

Отче, чего бы Вы пожелали молодым людям, в чьих планах пойти по жизни монашеским путем?

Как говорят, нельзя заочно пообедать. Так и я скажу о монашестве, повторив то, о чем говорил ранее: невозможно понять, что такое монашеская жизнь по книгам, по фильмам, по чьим-то рассказам. Надо войти в эту жизнь – пускай даже как трудник или послушник, что не накладывает на человека жестких обременений. Именно опытным путем можно понять, для тебя эта жизнь или нет. Если не для тебя – ничего постыдного в том нет, чтобы вернуться в мир, работать, создать семью. Например, до революции на Валааме, да и в других монастырях была традиция: юноши приезжали в монастырь и хотя бы год старались пожить в нем как трудники. Кто-то оставался в обители, кто-то возвращался в мир. Что примечательно: немало девушек, если их знакомые парни не были в монастыре, не прожили там хотя бы год, сами туда их отправляли, со словами «Вот ты пройди эту школу, искус, а потом дальше будем общаться, если ты вернешься и захочешь продолжить наше общение». То есть девушки ценили, скажем, то, что молодой человек прошел монастырскую школу – бывал на полунощнице, ходил на длинные монастырские службы, нес послушания, наряду с монахами трудился, варился какое-то время в этом котле. Также и сегодня можно предложить и юношам, и девушкам в какой-то период их жизни (допустим, во время отпуска) поехать на месяц в монастырь пожить там просто для себя, для души и честно ответить себе на ряд вопросов, которые у каждого, конечно же, есть. Причем можно поехать в этом году, например, в один монастырь, в следующем – в другой, затем – в третий. Благо, их у нас теперь сотни – более 900 монастырей…

Или вот есть десять праздничных новогодних дней. Зачем их проводить со спиртным или у экрана телевизора, когда можно поехать в монастырь и побыть там перед праздником Рождества Христова и на сам праздник? А можно выбраться на длинные майские праздники, что некоторые делают. Так что мое пожелание молодежи – поездить по монастырям, познакомиться с монастырской жизнью, с историей нашей Церкви и государства. Ведь почти каждый монастырь – это история, корнями уходящая в прошлые века. Это расширит кругозор молодого человека, даст огромный внутренний заряд для сердца, ума, души. Нам в свое время духовники так же советовали поехать на каникулы в один монастырь, затем в другой, в третий. У меня, например, сестры были в женском монастыре. И туда благословляли поехать, в женский монастырь – посетить сестер! Проведенные там дни я настолько отчетливо помню, будто это было вчера. Хочется надеяться, что не пожалеют о времени, «потраченном» на монастыри, те молодые люди, которые услышат мои слова и исполнят их в своей жизни.

Игумен Филипп (Понамарчук), наместник Николо-Шартомского мужского монастыря Шуйской епархии

Все мы понимаем, что молодых сейчас практически нет в монастырях – хотя вот в Зачатьевской обители, как я заметил, довольно много девушек – послушниц, или не только послушниц. Но в мужских монастырях и не в столичных – это действительно проблема. Новое время диктует свои правила, и эти правила, видимо, больше нравятся сегодняшней молодежи, остающейся в миру. В 90-х годах ведь шли массово, мы сами из тех годов. С другой стороны, у православной молодежи сейчас и в миру выбор большой – учеба, волонтерство. Бог даст, будем ждать их в монастырях. А так ведь, только в случае, если родители – прихожане монастыря, то и дети тоже бывают в обители. Только в этом случае. Но мне запомнился из выступления митрополита Святогорского Арсения пример того, как монастырь принимает детей на летние каникулы. Это к вопросу – чему нас учат наши монашеские съезды: они, в том числе, должны нас научить работать с молодыми, чтобы те были ближе к монастырю, а потом, глядишь, и полюбят монашество, и останутся.

На таких мероприятиях, как Чтения, мы получаем для себя большую пользу. Игумены всегда должны оставаться послушниками, не забывать об этом, и все, что здесь говорится, в первую очередь относится к нам. Надеемся, что братья молодые все-таки появятся в монастырях, и, как сказал владыка Черкесский Феофилакт, – тогда мы и будем показывать, как нести послушание, по принципу: «сначала делай вместе со мной, потом – как я, а потом уж самостоятельно…»

Игумения Елисавета (Шмельц), настоятельница монастыря равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании (РПЦЗ)

Наш монастырь – одно из самых посещаемых паломниками мест Святой Земли. Мы находимся и в городе, и на главной дороге паломничества, у нас всегда бурная жизнь. И молодежи вокруг нас всегда было много, с 1930-х годов у нас существует в Вифании школа-интернат для девочек, в настоящее время большинство из них мусульманки. Некоторые из учениц остаются и становятся монахинями. Так было всегда: сейчас в монастыре есть бывшие воспитанницы школы – православные арабки, которые пришли в обитель полвека назад… Приезжают также молодые женщины из России, Украины, Германии, Америки, Австралии – преподают в школе, трудятся в обители. В основном они просто хотят быть ближе к Церкви. Молодежь стремится побывать на Святой Земле, поработать во славу Божию; кого-то и любопытство движет. Конечно, немногие хотят остаться на всю жизнь, принять монашество. Но времена меняются. Слава Богу, что люди вообще тянутся к монастырю, воспринимая его как что-то хорошее, как добро. Бывало, никто не хотел в монастырь, да и границы были закрыты Советским союзом, а сейчас – пожалуйста.

Есть очень хорошая молодежь. Конечно, трудов с ней приходится прикладывать много, иногда бывает так, как рассказал в своем выступлении Святогорский наместник, владыка Арсений: по отъезде тех, кого принимали на летние послушания, вздыхаешь с облегчением. Но в большинстве к нам попадают, я бы сказала, самые ягодки – образованные, кто-то в православной школе учился, а некоторые и в институтах. Они знают больше, чем их бабушки, в том числе и о послушании, потому что порой женщины пенсионного возраста, посещая монастырь, в меньшей степени понимают, где они находятся. И я бы не утверждала, что своеволие свойственно только молодежи, это относится к личным качествам человека. Настоящая свобода и настоящее послушание должны находиться в равновесии, в гармонии, тогда и будет правильное устроение.

Материал подготовили: Екатерина Орлова, Елена Володина, Нина Ставицкая.

Фото: Владимир Ходаков

 

 

 

Материалы по теме

Новости:

Публикации:

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Участники XXVII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVII Международных Рождественских образовательных чтений
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Участники XXVII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVII Международных Рождественских образовательных чтений

Доклады:

Митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь)
Митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Игумения Антония (Корнеева)
Архимандрит Сергий (Воронков)
Епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл
Игумения Антония (Корнеева)
Архимандрит Сергий (Воронков)
Епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь