У верующего человека есть «спасательный круг» – молитва…

Игумения Амвросия (Гавринева)

22 июля один из старейших монастырей Московской епархии – Успенский Колоцкий женский монастырь под Можайском – отмечает праздник явления чудотворной иконы в Колочи, с датой которого связано основание монастыря. Из огромного числа сведений, связанных с историей обретения Колочской иконы Божией Матери и последующих чудотворений от нее, выберем примечательный факт, который описан в «Лицевом Летописном своде» и «Повести о Луке Колочском», относящихся к XVI веку. Он может послужить нам в назидание. Крестьянин Лука, нашедший в 1413 году этот святой образ на дереве в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского и с благоговением принесший его домой, на каком-то этапе своей жизни впал в грех гордыни, называемой прародительницей всех грехов. После того, как по молитвам к Пресвятой Богородице перед обретенной святыней исцелился парализованный родственник Луки, последовало великое множество исцелений других недужных. Благодарные люди щедро давали Луке пожертвования. Принимая их на благие дела, он и себя не обделил – возвел хоромы не хуже княжеских. И Господь попустил Луке искушение. Лука стал творить разные бесчинства, а также завел соколиную охоту, что являлось привилегией князей. И вот однажды ловчий князя поймал огромного злого медведя, но когда его вели мимо дома Луки, зверь набросился на хозяина дома и сильно его покалечил. Только лишь после вразумления тот осознал, какой неправедной стала его жизнь. На месте явления чудотворной иконы благоверный князь Андрей (третий сын святого Димитрия Донского) основал мужской монастырь. Раскаявшийся Лука был первым его насельником...

В последнем десятилетии прошлого века разрушенный монастырь стал возрождаться: на первых порах как подворье Спасо-Бородинского монастыря, затем – как самостоятельный Успенский Колоцкий женский монастырь. Накануне праздника мы побеседовали с его настоятельницей игуменией Амвросией (Гавриневой).

Возникает ощущение, что Матерь Божия Сама здесь присутствует

Матушка, Вы пришли сюда послушницей, теперь возглавляете обитель. За это время столько праздников в день памяти Колочской иконы Божией Матери видели – принимали участие в их подготовке, в самом праздновании. Интересно, какой из праздников Вам особо запомнился – может быть, потому что собрал много людей или по каким-то другим причинам?

Конечно, очень много людей собралось на торжество в 2013 году, когда монастырь отмечал 600-летие явления Колочской иконы Божией Матери и основания обители. Приехавшие на Бородинское поле участники молодежного слета-фестиваля «Братья», в котором принимала участие и молодежь из разных областей России, из стран Ближнего зарубежья, пришли к нам оттуда Крестным ходом – пришли под конец Литургии, которую совершал в монастыре епископ Серпуховской Роман. Человек триста, наверное, их было, в основном молодежь. После богослужения Крестный ход «Братьев» соединился с нашим: мы вместе отправились к тому месту, где крестьянин Лука увидел на дереве святыню, и, по устному преданию, из-под корней этого дерева забил святой источник, вода которого с тех пор славится своей целебной силой. На источнике был отслужен водосвятный молебен. По возвращении в монастырь мы пригласили всех на трапезу (многим довелось трапезничать на улице). Потом состоялся замечательный концерт. Посетил обитель в великий для нас праздник и исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Юрьевич Воробьев (вскоре, в сентябре 2013 года избранный народом путем голосования губернатором). Ощущение, что Матерь Божия Сама здесь присутствует, возникает не только в день празднования Колочской иконы Пресвятой Богородицы. Оно есть всегда – особенно, когда к Ней обращаешься. А в начале пандемии в 2019 году ощущение Ее присутствия и благоволения к нам стало еще сильнее, острее.


И как Вы с сестрами это почувствовали?

У нас есть две сестры, страдающие аллергией, которая развивается с приходом весны. Начинают чесаться глаза, нос. Глаза к тому же слезятся. Сестры чихают, кашляют, а чтобы облегчить свое состояние, пользуются ингаляторами. Я всё переживала: как же эти наши сестры с аллергией перенесут пандемию? Это, во-первых. Во-вторых, их чихание и кашель могли бы вызвать у прихожан страх и боязнь заразиться ковидом. И знаете, большое чудо было, что в тот год у нас вообще никто не болел. Даже сестрам с аллергией не пришлось прибегать к привычным ингаляторам или к каким-либо другим лекарственным средствам. Всё обошлось без них... Я объясняю это тем, что, начиная с Пасхи, мы каждый день совершали Крестный ход с иконами и хоругвями вокруг монастыря. Выходили за пределы обители и шли по полям с песнопениями – сначала с Пасхальными, затем пели тропари Пресвятой Богородице и святым, чьи иконы несли.

Убедительный пример помощи Матери Божией из нашего совсем недавнего прошлого, когда планета была охвачена паникой, мир был растерян и Интернет наводнило невероятно много нелепых советов мистического характера...

Во время пандемии коронавируса мы неожиданно получили письмо от женщины, которая что-то искала в Государственном архиве Калужской области и, наткнувшись на сведения о нашей иконе, решила сообщить об этом в монастырь. В 1860 году там вспыхнула холера, и в селе Бобыли три человека, прихожане церкви святителя Николая Чудотворца, к вечеру июльского дня скончались. Одной женщине во сне было откровение, что люди плохо молились перед большой Югской иконой Пресвятой Богородицы – кто спал, кто рассматривал венцы, молитва шла вяло. «Теперь молитесь перед маленькой иконой, которую найдете в храме с правой стороны», – услышала женщина во сне, но не придала ему значения. На вторую ночь ей снится тот же сон, только с дополнительной информацией: если она этого не сделает, то к вечеру умрет, как те три человека. Конечно, женщина испугалась, почувствовала недомогание и сообщила об этом своему брату. Брат вместе с батюшкой пошел искать перед Литургией неизвестную им икону. Нашли – отмыли, очистили от пыли. Это оказался небольшого размера образ Колочской иконы Божией Матери греческого письма. После Литургии перед ним были зажжены свечи, совершен молебен, упомянуто имя этой женщины – и к вечеру она выздоровела. Если кто-то в приходе заболевал, в храме служили молебны и человек выздоравливал. Росло почитание Колочского образа. Для него заказали дорогой оклад, но не знали, в какой день совершается празднование этой иконы. Прихожанина, жителя Вереи, отправили узнать о дате в Колоцкий монастырь – на тот момент мужской, и когда выяснилось, что день празднования – 9 июля по старому стилю (22 июля – по новому стилю), люди испытали трепет, потому как у них всё это началось 9 июля. И избавление пришло именно от образа Колочской иконы Божией Матери. Мы тоже испытали какой-то трепет: на планете бушует пандемия, а нам неожиданно приходит письмо с описанием (точнее – с рассказом батюшки в «Калужских ведомостях» того периода), как люди в XIX веке реагировали на подобную ситуацию, как они вели себя.

Чудес – в изобилии!

В предыдущей нашей беседе Вы поведали об исцелении монаха на Афоне и исцелении хоккеиста по молитвам пред чудотворным образом Колочской иконы Божией Матери. Но те истории, объединенные личностью рассказчика, не вошли в интервью на портале «Монастырский вестник» – «Когда мы оказались в монастыре, возвращаться в мир уже не захотелось». Давайте сейчас о них расскажем.

Узнала я о них от Алексея из Можайска, прихожанина храма в селе Красновидово. В том храме был список Колочской иконы Божией Матери XIX века, но однажды воры его украли. Алексей сообщил мне о пропаже, а у нас стоит программа: к нам поступает любая информация о Колочском образе Богородицы. В общем, икону быстро нашли (продавалась она на одном из рынков, о чем мне сообщил знакомый антиквар). Алексей с кем-то из прихожан разыскали икону в Москве и после молитв к Пресвятой Богородице этот образ Царицы Небесной снова находится в красновидовском храме. Как раз Алексей и рассказал мне об исцелении старца-афонита, и мы хотим эту историю поместить в нашей новой книге о монастыре, которую, даст Бог, издадим к зиме или, может, в следующем году (это будет юбилейный год – 610-летие обретения святыни). Во время паломничеств на Афон Алексей с другом навещал знакомого старца, жившего в келье преподобного Иосифа Исихаста. У старца сильно болели ноги. Зная, что хоккеисты в таких случаях делают укол и его хватает на год, монах попросил привезти ему этот лекарственный препарат. Препарат, доставленный из Германии и стоивший 12 тысяч рублей (за один укол), дал друг Алексея хоккеист Александр. Причем дал он для двух инъекций, чтобы можно было сделать уколы в оба колена. По возвращении с Афона, когда был поднят вопрос о том, чтобы возместить Александру расходы или попытаться достать ему этот дефицитный препарат, Александр сказал, что ничего доставать не нужно, ноги у него перестали болеть. Однако самое интересное было дальше. Во время следующей встречи со старцем на Афоне тот поведал о чем-то из разряда чудес. Препарат для инъекций он передал другому старчику, старше его по возрасту, у которого также сильно болели ноги. У него самого, у первого старца, они как-то во время службы заныли-заболели, затем боль прошла и больше не возвращалась. Монах это связал с тем, что он читал привезенный ему из России акафист Колочской Божией Матери и просил паломников из Можайска молиться перед святыней Можайской земли. Сам он также молитвенно обращался к Пресвятой Богородице об исцелении.


Еще Алексей рассказал удивительную историю, связанную с его крестником-хоккеистом, игроком команды «Северсталь». Однажды во время игры шайба попала тому в колено, которое распухло, и Антона стали готовить к операции. Алексей уговорил крестника посетить наш монастырь – они приехали, заказали сорокоуст, помолились перед чудотворным образом, взяли маслица от лампады. Вскоре опухоль величиной чуть ли не с человеческую голову рассосалась, и хирург не мог сдержать удивления. Спросил, кто же настолько искусно прооперировал колено, что даже швов не видно. Когда Антон ответил, что обошлось без операции, тот не поверил. Заявил, что, видимо, пациент скрывает имя врача из-за врачебной тайны. К слову, Антону не раз приходила помощь от Матери Божией по молитвам перед Ее чудотворным образом. И после ДТП на дороге, и в других случаях. Эти свидетельства мы тоже хотим поместить в нашу будущую книгу.

Понятно, что о многих чудесах Вы, матушка, слышали от других, записывали их с сестрами. Но ведь и сами были свидетелем каких-то чудес в монастыре?

Конечно, была, причем много раз. Есть чудеса заметные, яркие. Как говорят, явные. Есть вроде бы совсем простые чудеса, но тоже согревающие душу. Расскажу о двух из них. Божественную литургию на престольный праздник 22 июля в 2019 году совершал благочинный Можайского церковного округа иерей Иоанн Лобода. Накануне шел дождь, затем с утра он поморосил и перестал. Во время службы дождь снова зарядил, и уже во время Причастия ко мне подходили прихожане и спрашивали: «Матушка, а Крестный ход к святому источнику будет? Может, на машине икону повезем?» Отец Иоанн тоже волновался и предлагал пройти Крестным ходом только вокруг храма, чтобы люди не промокли. А у меня почему-то была крепкая такая уверенность, что Матерь Божия не допустит нарушения духовной традиции, возобновленной с начала возрождения обители. Заканчивается Литургия, мы выходим из храма, и я думаю: может, всё-таки согласиться с отцом-благочинным? И вот доходим до первой остановки (когда мы совершаем Пасхальный крестный ход, то делаем четыре остановки с чтением Евангелия), и отец Иоанн снова спрашивает: «Вокруг храма пойдем или к источнику?» К этому моменту дождь уже закончился, облака начали расступаться, погода стала меняться, и Крестный ход направился к источнику. Потом, когда мы уже возвращались, люди обратили внимание на небо и многие начали его фотографировать. Всё небо было в совсем маленьких белых облачках, будто кто-то по нему разбросал ватные комочки!


А за десять лет до этого произошло «простое чудо» сразу после посещения Можайской земли Святейшим Патриархом Алексием II. 6 июля 1999 года Его Святейшество совершил Божественную литургию в Спасо-Бородинском монастыре. В сан игумении Колоцкого монастыря была возведена монахиня Таисия (Исаева), и в четыре часа дня Патриарх приехал в нашу обитель. Мы пригласили его к чаю. На столе были фрукты и нарезанные дольками сочные арбузы. Матушка с гордостью сказала, что уже первые огурчики пошли. Святейший, улыбаясь, спросил: «И арбузы тоже ваши?» Разумеется, в шутку матушка ответила: «Да, Ваше Святейшество». Кто бы мог подумать в ту минуту, что скоро в нашей обители прямо на цветочной клумбе вырастут два больших арбуза?! Ни до, ни после у нас такого не было. Ближе к осени мы их укрывали от холодов и мучнистой росы. Человек, который пытался в Можайском районе выращивать арбузы, тоже удивлялся и говорил: «Надо же, у меня вырастали только размером с маленький мячик!» Один арбуз сестры разрезали и попробовали сами (оказался очень вкусным: душистым, сладким). А второй матушка Таисия отвезла в епархиальное управление, где рассказала о чуде его появления на клумбе после благословения Патриарха Алексия II.

Мрачная эпоха: явление святыни не было случайным

Наверное, матушка, Вы не раз задумывались, почему чудо явления Колочской иконы Божией Матери произошло именно в начале XV века?

Меня очень интересовал вопрос: что же за эпоха тогда была и почему явление Колочской иконы Божией Матери воспринималось как великое знамение, о котором сообщалось в двадцати двух летописях – северных, южных, западных, белорусских, новгородских, нижегородских? Я стала изучать историческую обстановку в мире, в стране. Турки-мусульмане пытались завоевать Константинополь. Вся Западная Европа обсуждала идею принятия унии. Византийцы надеялись, что после унии христианский Запад отправит им военную помощь, и враг общими усилиями будет отброшен. (Как мы знаем, этого не случилось, Константинополь – колыбель христианства – пал, что произошло чуть позже). Великим потрясением для многих народов в начале XV века стали и похолодание климата, и голод, и черная чума, разразившаяся по всей Европе, Африке, Ближнем Востоке. Она то стихала, то возвращалась снова, но с XIV по XV век унесла 30 миллионов жизней. Люди даже боялись смотреть друг другу в глаза, считая, что болезнь может передаваться через взгляд... Несмотря на победу русских воинов на Куликовом поле в 1380 году, набеги золото-ордынцев на Русь продолжались еще около ста лет. В 1408 году ордынский хан Едигей пожег много русских городов: Нижний Новгород, Городец, Рязань, Суздаль, Владимир, Верею, но Можайск не тронул. Католичество совсем близко подступило к Москве... А на самой Руси в это время шла борьба за власть между князьями. Что говорить, мрачной была эпоха!


На фоне этих бед и природных катаклизмов близ реки Колочь появляется чудотворная икона, от нее происходит великое множество исцелений, и не только исцелений. Почему духовник князя Андрея Можайского преподобный Кирилл Белозерский в послании к нему написал такие слова: «Это проявление милости Божией явлено для спасения рода христианского от нашествия иноплеменных враг»? Защитники Руси, включая благоверного князя Андрея, брали с собой этот образ в походы, идя изгонять иноплеменных со своей земли. Об этом свидетельствуют древние списки иконы, где Матерь Божия изображается в шлеме. На более поздних списках, относящихся в основном к XIX веку, Богородица с Предвечным Младенцем изображается уже с предстоящими при Ней святителем Николаем и святым пророком Илией. Вверху мы видим Святую Троицу в виде ангелов; по правую сторону – Иоанна Предтечу, по левую – Симеона Богоприимца. Под ликом Божией Матери три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, по сторонам их – преподобные Авраамий Смоленский и Пафнутий Боровский чудотворцы. Но развитие иконографии, появление списков с первообраза (позже утраченного), а также причины изменений в летописных сводах о явлении чудотворной иконы и изменения в службе, которая стала именоваться службой Смоленской иконе иже на Колоче реке и закрепилась позже за Казанской иконой, явленной полтора столетия спустя, – это тема отдельного предметного разговора.

Если брать нынешнюю эпоху, ее ведь тоже светлой или безоблачной не назовешь. В частности, спецоперация на Украине отчетливо показала, что градус ненависти США и коллективного Запада к России, отстаивающей традиционные ценности, просто зашкаливает. Сколько человеческих отношений в последнее время разорвано – родственных, дружеских! Сколько бед и смертей мы видим вокруг и содрогаемся... Но у верующего человека есть «спасательный круг».

В молитве к акафисту Пресвятой Богородице пред иконой «Колочской» есть такие слова: «О, Державная наша Помощнице, Воеводо Великая и Надеждо всем христианом! Не остави нас, на Тя уповающих». Недавно наш можайский батюшка протоиерей Родион Райш – член епархиального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами – рассказал мне про один случай, связанный с военной спецоперацией на Украине. Евгений – разведчик мотострелковой бригады, выполнял очередное задание, и в двух метрах от него разорвалась мина 120 миллиметров. Люди, разбирающиеся в военном деле, знают: для тех, кто находится в непосредственной близости от места взрыва, шансов выжить практически нет. А Евгений выжил. Отец Родион продолжил рассказ: каждый вечер он, священник с некоторыми прихожанами, в десять или одиннадцать часов вечера ходили молиться о здравии воина Евгения на святой источник, где было явление Колочской иконы Божией Матери. Позже от самого Евгения можайцы узнали, что все смертоносные осколки пролетели в тот страшный миг мимо него – его только контузило, после чего он лежал в госпиталях... Не оставляет Матерь Божия на Нее уповающих!


Беседовала Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков. Также снимки взяты с сайта монастыря

Материалы по теме

Монастыри:

Успенский Колоцкий женский монастырь
Московская область, Можайский район, городское поселение Уваровка, деревня Колоцкое, 29
Успенский Колоцкий женский монастырь
Московская область, Можайский район, городское поселение Уваровка, деревня Колоцкое, 29

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Константино-Еленинский женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь