Если рождается девочка, родители дают ей имя София

Игумения Екатерина (Кожевникова)

О святой преподобной Софии Суздальской, ее чудесной помощи верующим и сегодняшней жизни древней обители рассказывает настоятельница Суздальского Свято-Покровского женского монастыря игумения Екатерина (Кожевникова)

Ваш монастырь во многом уникален. Его история начинается еще в ХIV веке. Некогда собеседник преподобного Сергия Радонежского преподобный Евфимий Суздальский пророчески предрек, что обитель Пресвятой Богородицы «будет славной во все концы земли Русской»…

Да, история Покровского монастыря весьма богата событиями и именами. Обитель дала своих святых. С ней связаны судьбы пяти русских цариц, а также многих представительниц правящих династий. Великий князь Московский Василий III выстроил в монастыре каменные соборы. По его указу из Суздальского Покровского монастыря была переведена старица Елена (Девочкина), которую великий князь поставил первой игуменией устроенного им в Москве по обету Новодевичьего монастыря. Царь Иван Грозный именовал Покровский монастырь своей «богомольней».


Монастырская ризница хранила многие царские вклады на помин души. Не забывал обитель и царь Василий Шуйский. Здесь были похоронены его близкие родственницы, а также мать – княгиня-инокиня Марфа и младшая дочь – царевна Анастасия. Благодаря своему значению Покровская обитель при Екатерине II была внесена в число первоклассных. А их в России было всего четыре – Вознесенский монастырь в Московском Кремле (усыпальница русских цариц), Новодевичий в Москве, Успенский в Александровской слободе и Покровский в Суздале. В 1913 году в связи с 300-летием династии Романовых обитель посетил император Николай II с великими княжнами.

Как удалось найти столь полные сведения об истории монастыря? Вы поддерживаете связи с историками, с архивами?

Много лет сестры монастыря, исполняющие архивное послушание, занимаются работой в госархивах и библиотеках, консультируются со специалистами, занимаются краеведением. На основе найденных материалов издаются книги по истории обители, эти материалы используются и при составлении экскурсионных текстов. Многие уникальны: царские жалованные грамоты, старинные описи, описи монастырской ризницы, переписка монастыря с епархиальным управлением, которая дает возможность коснуться внутренней хозяйственной жизни обители ХVIII–ХIХ веков. Старинные иконы и предметы церковной утвари из Покровского монастыря хранятся сегодня в ведущих музеях страны – Русском музее, в Третьяковской галерее; коллекция монастырского золотного шитья ХVI–ХVII веков хранится в Музеях Московского Кремля. Монастырь старается поддерживать добрые отношения с музеями-хранителями. Сестры понимают значимость таких исследований, ибо это история не только монастыря, но и история страны в целом.

Одна из царственных монахинь – подвизавшаяся в XVI веке и впоследствии прославленная в лике преподобных старица София – имеет особое значение для обители. Вокруг ее имени в течение многих веков роились слухи: мол, ее постригли насильно, хотя в летописях говорится, что великая княгиня, супруга Василия III, была пострижена в иночество «по совету ея» – по ее собственному желанию. После ее пострига великий князь Василий женился на Елене Глинской, и в этом браке родился наследник престола, будущий царь Иван Грозный. То есть княгиня совершила духовный подвиг, переступив через свою гордость ради сохранения мира и покоя на Руси. Удалось ли оградить от сплетен память святой?

Преподобная София Суздальская, в миру великая московская княгиня Соломония Юрьевна Сабурова приняла монашеский постриг в Московском Рождественском монастыре в 1525 году после двадцатилетнего брака, оказавшегося бесчадным.

Прибыв через год в Покровский монастырь Суздаля, отстроенный и украшенный на вклады великокняжеского дома, она проводила жизнь в монашеских трудах. Монастырское предание гласит, что преподобная вырыла для нужд монастыря колодец. Преставилась княгиня-инокиня в 1542 году и была погребена в усыпальнице под Покровским собором. В середине XVII века княгиня-подвижница была канонизирована на местном уровне. Поводом к канонизации послужили многочисленные исцеления, совершавшиеся у ее гробницы. Была составлена церковная служба преподобной Софии, написаны ее первые иконы. Память святой Софии почиталась в обители на протяжении последующих веков. Поводом к канонизации послужили многочисленные исцеления, совершавшиеся у ее гробницы

В XVIII веке ключарь Богородице-Рождественского кафедрального собора Суздаля священник Анания Федоров собрал и записал факты свыше двадцати исцелений и случаев помощи по молитвам преподобной Софии. Они вошли в его известную книгу «Собрание о богоспасаемом граде Суздале». Почитание преподобной княгини-инокини Софии было прервано после закрытия монастыря в 1923 году. С возрождением Покровской обители в 1992 году встал вопрос о возобновлении почитания нашей святой. Событием летописного характера стало обретение 14 августа 1995 года мощей преподобной Софии Суздальской. К дню торжеств на старинную монастырскую колокольню подняли первые колокола. С 1995 года память преподобной Софии совершается в обители дважды в год: 16/29 декабря – в день ее кончины и 1/14 августа – в день обретения мощей. В 2007 году почитание преподобной Софии Суздальской по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было вынесено на общецерковный уровень, имя ее внесено в церковный месяцеслов. Сохранилась служба ей, составленная в XVII веке, по которой мы и сегодня служим в дни ее памяти; известны несколько ее старинных икон. 20 мая 2015 года нижний храм Покровского собора, где находится усыпальница именитых пострижениц, был освящен в честь преподобной Софии Суздальской.

Промыслом Божиим обитель Покрова, несмотря на разорение в безбожные годы, сохранилась: еще в 1944 году она была включена в список объектов, подлежавших реставрации. Многие люди старшего возраста помнят время, когда в монастырских зданиях размещались музей, гостиница, ресторан. Как проходило возрождение обители?

В 1992 году благодаря заботам владыки Евлогия (Смирнова) в Суздальском Покровском монастыре началось возрождение монашеской жизни. На праздник Пасхи 26 апреля прошла первая служба, положившая начало новой странице летописи, прерванной на семьдесят лет. На территории монастыря в то время функционировала гостиница «Покровская», филиал Суздальского туркомплекса. По периметру стен были расположены деревянные избы с гостиничными номерами и сауна, гостинице принадлежал и двухэтажный каменный корпус бывшей монастырской богадельни, в ее цокольном этаже размещался бар. В зимнем монастырском храме XVI века в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы находился ресторан. Одновременно в монастыре располагались две экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника.


Этап возрождения Покровской обители тесно связан с именем первой ее игумении матушки Софии (Комаровой). Она возглавляла монастырь двадцать четыре года (1992 – †2016). Матушка София, в миру Нина Николаевна Комарова, врач по профессии, происходила из простой крестьянской семьи, хранившей церковные традиции. Ее всегда отличала живая вера, простота в общении, ответственность и жизнерадостность. Она приехала в Суздаль из Ярославля, где работала псаломщицей при храме, собирая вокруг себя стремившихся к иноческому званию.

Первые службы проходили в холодном и тесном подклете Покровского собора, который был расчищен сестрами и обустроен после многолетнего запустения. В обители образовался собственный хор. Был введен устав, подчинивший жизнь насельниц определенному распорядку. Первые годы были наполнены многими трудами: нужно было обустраивать и ремонтировать передаваемые храмы, налаживать быт. Нехватка ощущалась во всем, даже в самом необходимом. Положение сестринской общины усложнялось близким соседством с шумной гостиницей, продолжал функционировать ресторан, территория монастыря была постоянно открыта для посетителей и туристов.

Важно отметить, что Покровский монастырь возродился в год 450-летия со времени кончины преподобной Софии Суздальской, память которой почиталась в этих стенах на протяжении столетий. Сестры стали молитвенно обращаться к святой подвижнице, прося ее благодатной помощи в деле восстановления. На гробницу святой в подклете Покровского собора положили церковный покров и затеплили неугасимую лампаду. В обители завели летопись, отражая в ней не только значимые даты и события, но и случаи помощи и исцелений по молитвам преподобной.


Одним из таких свидетельств стала быстрая помощь святой подвижницы в поимке вора, залезшего ночью в монастырский храм и укравшего из алтаря богослужебную утварь. Стоны и вздохи, исходившие со стороны гробницы, сильно напугали похитителя, заставив его спешно бежать. Об этом он рассказывал потом в ходе следствия.

В монастыре было заведено большое хозяйство. По ходатайству матушки Софии администрация города выделила обители земельные участки для покосов и пастбища. В первые годы у монастыря не было никакой техники, все делали вручную. В селе Менчаково, расположенном недалеко от Суздаля, с 1996 года началось строительство монастырского подворья. Силами монастыря велась реставрация полуразрушенного местного храма Рождества Пресвятой Богородицы XVIII века. Первое богослужение в нем прошло на Пасху в 1997 году.

Монастырь возродил не только молитвенное, но и социально-просветительское служение. В 1993 году открылась воскресная школа для детей. Была достигнута договоренность с администрацией суздальского дома-интерната для престарелых и инвалидов о духовном окормлении проживающих.

Большим событием первых лет стало освящение 24 апреля 1994 года главного монастырского собора Покрова Божией Матери. В 1997 году в нем установили новый четырехъярусный иконостас, иконы для которого были написаны сестрами. 10 сентября 1995 года Покровский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. За всю многовековую историю Покровской обители первосвятительское посещение произошло впервые.


Как в монастыре проходит подготовка к празднованию памяти преподобной Софии?

К праздникам, прежде всего, готовится сам храм, цветами и цветочными гирляндами украшается икона преподобной, рака с ее мощами. По традиции, ранняя Литургия совершается в храме преподобной Софии, поздняя – в главном храме у мощей святой. Для всех богомольцев, которые приезжают почтить ее память, готовится трапеза. В связи с тем, что дни памяти преподобной Софии приходятся на пост – Успенский и Рождественский, – трапеза всегда постная, а в Успенский пост даже без рыбы. Это своего рода наша дань постническим трудам святой подвижницы. Летняя память преподобной Софии – 1/14 августа – всегда соединяется с освящением меда. Это медовый Спас, как его называют в народе. В этот день в конце богослужения освящается мед с нашей пасеки.

Сохранились ли в монастыре какие-то исторические традиции?

Возрождается традиция золотного шитья. Царственные постриженицы Покровского монастыря занимались этим рукоделием – вышивали подвесные пелены, плащаницы, покровы. Это требовало большого умения и мастерства, они знали множество видов швов и узоров. Устроительницей золотошвейной мастерской при Покровском монастыре исследователи называют великую княгиню инокиню Софию. Известен шитый ею покров на гробницу преподобной Евфросинии Суздальской, вложенный в Суздальский Ризоположенский монастырь и сохранившийся до нашего времени, а также покровы на гробницы преподобного Пафнутия Боровского, святителя Леонтия Ростовского, пелена, вложенная в Троице-Сергиеву Лавру.

Какие послушания несут сестры?

Общие послушания – это труды на монастырских огородах, весной – посадка овощей, прополка, осенью – уборка урожая, заготовки на зиму; зимой всю территорию нужно чистить от снега. Это и ежедневная тщательная уборка храмов, послушания в трапезной. Это чтение Неусыпаемой Псалтири, которое совершается круглосуточно. А постоянные послушания сестры несут, если они имеют особый навык в какой-то профессии, соответственное образование. Например, регент на клиросе, иконописцы, швеи. Многим навыкам сестры обучаются уже в обители. При монастыре пишут иконы, учатся реставрировать образы – это тоже целая наука. Есть швейная мастерская, шьются облачения для храма, для сестер. Для посетителей открыта трапезная. В пост готовится только постная еда. Многие посетители открывают для себя, что она тоже вкусная и питательная. Большой спрос на монастырскую выпечку. Ежедневно открыт храм, работает церковная лавка. Нам помогают по монастырю трудницы, но их немного.


Есть ли у вас постоянные прихожане?

Они, конечно, есть, но в связи с пандемией сейчас их немного, они посещают службы в монастыре в воскресные дни, в праздники, особенно в престольные, приезжают на службы в приписные храмы, когда мы там служим, или в храм на нашем подворье.

Ваш монастырь находится в популярном туристическом центре, как это влияет на его жизнь?

Суздаль сегодня посещают не только паломники, но и многочисленные туристы. Они приезжают, чтобы отдохнуть, полюбоваться на древний город. Интерес у них светский. Они любят осматривать монастырские достопримечательности, многие интересуются богатой историей монастыря. Бывает радостно слышать, когда говорят: «Прежде чем посетить обитель, мы готовились, читали про нее, особенно о тех, кто здесь похоронен». Люди получают радость, когда видят чистые отреставрированные храмы, усыпальницу, где хранится наша история, уютную территорию, посещают трапезную, где можно перекусить, попробовать блюда, приготовленные по монастырским рецептам. Многие в книгах отзывов оставляют свои благодарности. Приезжают во второй и в третий раз, привозят своих родных и друзей. Это радостно, так как сестры все это делают для людей, для наших соотечественников.

Расскажите об экскурсионной и просветительской деятельности монастыря.

История монастыря богата, поэтому на экскурсии приезжают из разных регионов. В 2022 году экскурсионной службе монастыря уже исполнится пять лет. Особенно любят посетители спуститься в усыпальницу царственных пострижениц, посмотреть, где погребена жена Ивана Грозного царица Анна Васильчикова, где было место погребения преподобной Софии Суздальской. Летом для посещения открывается надвратный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Его построил Василий III в 1515 году. С этим храмом связаны судьбы двух государынь – преподобной Софии, в миру великой княгини Соломонии, и царицы Евдокии Лопухиной, жены Петра I. В храме сохранилась молельня преподобной Софии, куда любят заходить богомольцы для молитвы. Тут же было и молитвенное место царицы Евдокии, в монашестве Елены, которая в течение двадцати лет проходила здесь свой затвор. В одном из помещений приказной избы находится выставка «Казначейский погреб»; таковой исторически находился здесь со второй половины ХVIII века вплоть до закрытия монастыря в 1923 году.


Сестры собрали здесь старинные предметы быта и монастырского хозяйства, посетителям это интересно. Часто они сами начинают вспоминать, что видели эту старину в деревне у своих бабушек и дедушек, делятся знаниями, для чего нужны в хозяйстве дымарь или туески, и мы понимаем, что людям это близко и дорого. Экскурсии по монастырю проводятся для всех, кто обращается. Это и обычные посетители, и детские группы, паломники, студенты, инвалиды. Экскурсии проводятся ежедневно, на пожертвование. В своих экскурсиях мы знакомим не только с историей монастыря, но и стараемся коснуться духовных тем, ответить на вопросы о церковной жизни. Кстати, и наши сестры совершают поездки в другие монастыри, в Дивеево, в Троице-Сергиеву лавру.

Какие у монастыря сейчас есть новые интересные проекты?

В настоящее время сестры работают над созданием музейной экспозиции по истории монастыря. В 2022 году к 30-летию возрождения обители планируется провести краеведческую конференцию. Такие научные чтения проводились монастырем в 2012, 2014, 2017 годах. В них участвовали сотрудники Музеев Московского Кремля, Третьяковской галереи, Владимиро-Суздальского музея-заповедника, местные краеведы и, конечно, сами сестры. В 2017 году был издан сборник научных чтений, посвященный 25-летию возрождения монастыря.

Какие святыни наиболее почитаемы в обители, есть ли иконы, которые вернулись в монастырь?

Главная святыня – это мощи преподобной Софии Суздальской. Именно к ней с молитвами идут и едут паломники. Почти все иконы для храмов написаны сестрами в наше время. Старых икон мало. Из икон, которые происходят из нашего монастыря и которые вернулись в монастырь, у нас только одна – это большая ростовая икона преподобной Софии XVIII века: в 1992 году она была передана из Владимиро-Суздальского музея-заповедника по инициативе его директора А.И. Аксеновой. Икона почитается в монастыре, к ней всегда прикладываются паломники.

Почитание преподобной Софии распространено не только в вашей обители, знаю, что и москвичи ее любят. Вам приходилось слышать рассказы о ее чудесной помощи?

Мы знаем, что в старину по молитвам преподобной Софии люди, притекавшие с верой в ее помощь, получали исцеления от самых различных и тяжких болезней тела и недугов души. Исцелялись от головных болей, слепоты, вставали на ноги парализованные, выздоравливали душевнобольные. В Покровский монастырь шли богомольцы с самых разных сторон Русской земли, из самых разных сословий и родов, не исключая и царского. Суздальская подвижница не оставила свой град и обитель в годы небывалого лихолетья. В 1609 году предводитель польских отрядов пан Лисовский разорил Суздаль и напоследок подошел к невысоким стенам Покровского монастыря. Но его остановило чудесное явление. Преподобная София предстала перед завоевателем в иноческом одеянии с горящей свечой в руках и начала ею жечь его. На предводителя напал сильный страх, у него тотчас отнялась правая рука, и он отступил от Суздаля. Современная летопись монастыря пополняется новыми свидетельствами о случаях помощи по молитвам преподобной Софии. Сегодня их уже более пятидесяти. Свидетельства порой удивительные. Исцеление от онкологических заболеваний, помощь в поиске пропавших людей, но самые многочисленные свидетельства – о рождении в семьях долгожданных детей после молитв у мощей или у иконы преподобной Софии. По традиции, если рождается девочка, родители дают ей имя София. Богомольцы любят оставлять свои записочки с просьбами к преподобной Софии. Для этого нам пришлось поставить у раки с мощами особую тумбу с надписью «Для записок с молитвенными прошениями к преп. Софии». Записок много и с прошениями, и с благодарностями. Самые трогательные из них – это записки детей, которые просят святую, чтобы в их семье никто не болел, чтобы хорошо учиться, чтобы перестала пить мама, чтобы в семью вернулся папа. Думаем, что преподобная София скоро слышит эти детские просьбы.

Известно, что с Покровской обителью связаны имена нескольких новомучениц, прежде всего, это игумения Мapия (Либеровская).

Последняя настоятельница Покровского монастыря игумения Мария приняла мученическую кончину в 1937 году. Она была расстреляна в ивановской тюрьме и погребена в безвестной могиле на полигоне Балино в Иванове. Матушка Мария монашеский постриг приняла в Троицком монастыре в Муроме. В 1909 году она была переведена в наш монастырь, стала казначеей, а в 1915 году была возведена в сан игумении и назначена настоятельницей Покровского монастыря. На ее долю выпала особая тяжесть управления обителью в годы небывалых гонений на Церковь. Несмотря на все скорби и трудности, матушка Мария донесла свой тяжелый крест до конца, оставив о себе добрую и светлую память.

Об игумении Марии собирался материал в течение десяти лет, по крупицам. Материалами о ней мы делились на краеведческих конференциях. Монастырь подготовил ее жизнеописание, которое вышло к 80-летию новомученицы. В матушке Марии всегда поражает ее монашеская кротость и любовь к детям, детям-сиротам, воспитанию и обучению которых она посвятила много лет, неся послушание учительницы при церковно-приходских школах. Знаменательно, что свою мученическую кончину она претерпела на Покров – 14 октября, в престольный праздник своего монастыря. Думаем, что Сама Матерь Божия приняла ее труды и подвиг исповедничества. Сейчас сестры продолжают заниматься темой новомучеников. Выявлено еще десять имен сестер монастыря, которые претерпели страшные гонения при советской власти, погибли в лагерях, в ссылках. Все имена записаны в наши синодики, мы молимся за них.

Матушка Екатерина, расскажите о сегодняшних насельницах обители.

Сейчас в монастыре около тридцати человек, половина сестер с высшим образованием. Я сама по образованию врач, выросла в верующей семье, в монастыре с 1992 года, почти с самого возрождения. Послушание настоятельницы несу уже пять с половиной лет. Это большая ответственность перед Богом за сестер и за обитель.

Беседовала Наталья Крушевская

Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Макарьева пустынь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь