1000-летие русского монашества на Афоне отметят в 2016-м году

Архимандрит Алексий (Поликарпов)

Отец Алексий, в праздник Крещения Господня Вы вместе с председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству, архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом побывали в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Пожалуйста, расскажите немного об этой поездке.

В 2016 году исполняется тысяча лет русскому монашеству на Афоне, и по всему видно, что настало время «собирать камни». Обитель преображается на глазах. Духовная жизнь не стоит на месте, в монастырь приходят молодые монахи, и это очень важно.

Был период, когда из Свято-Пантелеимонова монастыря ушли старые братья, а пополнения из России не было. Сейчас в монастыре подвизается около 80 человек – русские, украинцы, молдаване. Конечно, и этого недостаточно, – много послушаний, много трудов, много молитвы, но чувствуется, что есть пополнение, есть дух молитвы, духовный оптимизм.

Вместе с братией и паломниками мы молились за продолжительными афонскими богослужениями, ходили крестным ходом к морю, приняли участие в чине освящения воды, который совершил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Все было очень торжественно.

В Крещенский сочельник богослужение старшей братии в соборе обители возглавил игумен Иеремия (Алехин). Отцу Иеримии 99 лет, что не мешает ему бывать на всех службах, молиться, принимать участие в братской трапезе. В сам праздник Крещения богослужение возглавил архиепископ Феогност. Накануне, с пятницы на субботу, владыка поднимался на вершину горы, где тоже служил Литургию.

Надо сказать, что не только мирянам, но и монашествующим священникам довольно непросто участвовать в долгих афонских службах, особенно тем, кто нечасто бывает на Святой Горе. Но духовный подъем, который переживает человек после посещения этой святыни, настраивает на подвиг, и это ощущают все, кто посещает Русский Афон.

Что есть Афон для русского монашества?

Афон для нас – это прежде всего духовный ориентир, образец подвижничества и молитвы. Это пример доброго отречения от мира, отречения, в котором много внимания уделяется духовному созиданию. Нет сомнений, что развитое хозяйство необходимо любой обители, и без этого не обойтись, но самое главное – служение Богу и ближнему. Афон в большой мере служит паломникам. Люди со всех концов земного шара приезжают сюда, чтобы помолиться, напитаться духом монашеской республики, и афониты с любовью принимают всех.

На Святую Гору монахи отправляются в поисках уединения, молитвы, но и здесь мир не оставляет их: приходится принимать паломников, о которых надо заботиться...

Мы обогащаемся от святыни. Я давно не был на Святой Горе. Старшая братия, которая в свое время уехала на Афон из Лавры, очень радушно встретила нас, мы не почувствовали, что обременяем кого-то своим присутствием. Но ведь есть естественные ограничения: монастырь не может принять, например, 1000 человек в день. Для братии не так просто предоставить ночлег и питание всем желающим. Однако у монастыря есть планы по развитию паломничества, но забота о приезжающих не должна расстраивать монашескую жизнь. Как говорил отец Кирилл (Павлов): «Каждый должен делать свое дело».

Чувствуется ли, что духовная жизнь здесь на первом месте?

Конечно, духовная жизнь здесь главное. Нет постороннего народа, нет суеты, все подчинено «единому на потребу». Молитвословия, которые совершаются в течение суток, это не звук строек, не шум работ... Если идет строительство, то оно необходимо для братии, молитвы и паломников. Впрочем, радуют и реставрация, и ремонт – ведь это созидание чего-то нового.

Есть духовничество, есть старчество на Афоне. Монастырь стремится хранить старые устои. У отца Иеремии и отца Макария окормляется вся братия, они известны как опытные духовники многим людям в мире, к ним часто обращаются за советом.

В свое время Афон славился просветительской и издательской деятельностью. Эти направления, хорошо было бы и дальше развивать.

Афон называют монашеской республикой. Мирно ли в этой республике сосуществуют люди разных национальностей?

Афон действительно многонационален, например, в греческом монастыре мы встретили брата родом из Польши. Да, монахи мирно общаются друг с другом, все пребывают в согласии.

Могут ли монахи из русских монастырей приезжать на Афон?

Да, Господь так устраивает, что такая возможность есть, и она расширяется. Конечно, братии приходится больше напрягаться, но Господь и укрепляет, и помогает. В Русский монастырь приходят молиться не только русские, но и украинцы, и молдаване, и румыны. Так что это большое благо для всех православных.

Беседовала Екатерина Орлова

Справка

АфонСвято-Пантелеимонов монастырь – один из 20 монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Первое русское монашеское поселение на Афоне появилось в XI веке, сохранилось письменное упоминание о нем как о действующем монастыре, относящееся к февралю 1016 года. На Афоне принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. В XVII веке монастырь перешел в руки греков. К концу XVIII столетия он пришел в запустение. Возвращение русских иноков началось только в 1830-е годы, с этого же времени монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии и был заново отстроен. Расцвет обители приходится на конец XIX – начало XX века, когда она стала самым большим монастырем на Афоне по площади и численности братии. К 1913 году здесь насчитывалось более 2000 монахов. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х годов в монастыре оставалось всего 7 престарелых монахов. В настоящий момент вместе с послушниками – около 80 человек. Большую роль в возрождении монастыря в советские годы сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов).

Свято-Пантелеимонов монастырь находится в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; его насельники обязаны принимать гражданство Греческой Республики, которое дается автоматически при поступлении в монастырь.

К Свято-Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Богородицы (Ксилургу), Старый Руссик, Новая Фиваида и Кромница.

Среди святынь обители – часть Креста Господня, частица камня Гроба Господня, мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона, блаженного старца Силуана, частицы мощей Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста, Иосифа Обручника, апостола Фомы, Георгия Победоносца, апостола и евангелиста Луки.

В монастыре расположена уникальная библиотека, насчитывающая 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 томов печатных книг.

В 2011 году тогдашний Президент РФ Дмитрий Медведев предложил создать попечительский совет Свято-Пантелеимонова монастыря и основать международный фонд по поддержке обители. В состав попечительского совета вошли представители российской власти и Церкви.

Ссылки по теме:

http://www.patriarchia.ru/db/text/3531677.html

http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=54188

http://www.agionoros.ru/docs/21.html

http://www.fund-panteleimon.ru/library/documents/rasporyazhenie-prezidenta-rf-o-prazdnovanii-1000-le...


Материалы по теме

Предстоятель:

Новости:

Публикации:

Монашество:

Доклады:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Архимандрит Сергий (Воронков)
Епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл
Участники XXXII Международных Рождественских образовательных чтений
Архимандрит Сергий (Воронков)
Епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл
Участники XXXII Международных Рождественских образовательных чтений
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь