Всемогущее средство против обид

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Великий пост – время усиленной работы над собой, размышления о глубинных причинах нестроений в нашей собственной жизни и в общении с ближними. Обиды относятся к одним из самых болезненных моментов, нарушающих внутренний мир и разрушающих, порой непоправимо, любовь между людьми. Как научиться и самим не обижать, и вести себя правильно, если нас обидят? Об этом – беседа схиархимандрита Авраама (Рейдмана), духовника Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга

Как часто мы обижаем ближних и обижаемся сами. Сказали нам обидное слово? Вместо того чтобы промолчать, помолиться и таким образом успокоиться, мы считаем, что обязательно должны что-то сказать в ответ. На обиду мы отвечаем обидой, на замечание – замечанием; гневаемся, подбираем какие-то колкие слова, стараемся уязвить ближнего. Так возникает спор, ссора, зарождается взаимная вражда, которая может продолжаться днями, месяцами, а иногда и годами. В связи с этой проблемой я хотел бы привести некоторые изречения из Священного Писания, которые говорят о том, чтобы нам и самим не обижать, и вести себя правильно, если нас обидят.

Все мы помним евангельский рассказ о богатом юноше, который подбежал ко Христу и, упав пред Ним на колени, спросил, что делать, чтобы наследовать вечную жизнь. Спаситель отвечал: Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать (Мк. 10:19). После того, как юноша сказал, что исполнил все эти заповеди, Господь призвал его отречься от всего и стать Его учеником, подобно апостолам. В ответ на этот призыв к высшему совершенству юноша отошел от Господа, «скорбя», ибо у него было большое имение. Вот мы видим, что среди ветхозаветных заповедей «не прелюбодействуй», «не убивай» – а ведь это страшные преступления! – Господь называет и «не обижай». Спаситель воспрещает как прелюбодействовать и убивать, так и обижать. Но, к сожалению, мы не придаем этой заповеди никакого значения. И других обижаем, и сами обижаемся.

А вот отрывок из Евангелия от Луки. К Иоанну Крестителю приходил народ и спрашивал, что делать, какие плоды достойные покаяния сотворить. Пришли к нему и воины: спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием (Лк. 3:14). Опять – «никого не обижайте». Кто такие воины? Это люди, которые несут военную службу, сражаются с врагом, проливают кровь, если можно сказать, на законных основаниях. Но Иоанн Креститель не сказал им: оставьте свое ремесло, а сказал: не имейте в сердце вражды, не наносите другим обиду, никого не обижайте.

Заповедь, которую исполнил евангельский юноша, но при которой он должен был сделать что-то еще, чтобы наследовать вечную жизнь и обрести совершенство; заповедь, которую Иоанн Креститель давал воинам, – мы, православные христиане, постоянно нарушаем. Как часто мы обижаем ближних: роняем необдуманные слова, произносим какие-то злые, колкие шутки, делаем замечания вовремя и не вовремя, справедливо и несправедливо, бросаем презрительный взгляд, или допускаем некую подчеркнутую холодность в обращении.

Апостол Павел так пишет к коринфянам: И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собой. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете, отнимаете, и притом у братьев. (1 Кор. 6:7–8). Итак, что же лучше: обижать или быть обиженным? Ответ напрашивается сам собой. Нас обидели? – ну и что же, ничего страшного. Главное, чтобы мы относились к этому по-христиански. Когда мы терпим неприятности, будем взирать на пример Господа Иисуса Христа, на Его чрезвычайное смирение, ведь Сын Божий и Бог сошел на землю и смирился так, что «стал мужем скорбей», как говорит о Нем пророк Исайя.

Теперь я хотел бы остановиться на том, как мы должны вести себя, чтобы преодолеть в себе обиду. Мало – просто промолчать, а внутри кипеть от злости или умышлять, как бы отомстить, какую бы неприятность доставить обидчику. Ответим честно самим себе на вопрос: можем ли мы спокойно относиться к замечаниям? Какое бы ни было замечание – касается ли оно работы или нас обличают в каких-то наших дурных чертах характера, неправильном поведении, сделано оно нам справедливо или несправедливо, – все это мы воспринимаем очень болезненно. Почему же так происходит? Потому что мы, как я много раз говорил и повторяю, не хотим исполнять евангельские заповеди.

Вот что говорит нам Спаситель: Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому просящему у тебя давай и от взявшего не требуй назад, и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6: 27–31). К чему призывает нас Господь? Допустим, кто-то нас ненавидит, обижает нас каким-то образом – много может быть разных ситуаций, которые воспринимаются нами как обида, – что мы должны делать? По слову Спасителя, мы должны молиться за такого человека. «Молитесь за обижающих вас». Вот всемогущее средство преодолеть обиду, если она уже вошла в наше сердце. Кто-то нас обидел? Не будем искать человеческой поддержки. Не будем рассказывать кому-то: представляешь, мне сказали или сделали то-то и то-то… Тогда наш собеседник скажет: как они могли! Такие-сякие! Не такого утешения будем искать. Будем искать утешение в молитве. Молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин дает такое толкование заповеди ударившему тебя в правую щеку, подставь и другую: он говорит, что другая щека – это не левая щека, а щека нашего внутреннего человека. То есть когда нас оскорбляют, мы должны внутренне сами себя укорить. А, укорив себя, мы сможем со смирением перенести и внешнюю неприятность.

Итак, будем стремиться исполнить заповедь апостола Павла, который говорит, что нам лучше оставаться обиженными, чем обижать других. Но это совсем не означает хранить обиду в сердце. Мы должны все принимать со смирением. Если нас оскорбили несправедливо – просто промолчим и подумаем, что за какие-то свои грехи мы достойны этой несправедливости; если замечание справедливо – со смирением примем его и исправимся. А если все же не можем преодолеть чувство неудовольствия, то будем противоборствовать. Чем? Понуждением себя к молитве за обижающих. Будем стремиться любить своих врагов, делать добро тому, кто нас ненавидит, быть благожелательными к тем, кто нас проклинает. Таким образом, мы преодолеем свою гордость – ту страсть, из-за которой по большей части и бывает обида.

Не нужно ни обижать, ни обижаться. Потому что и первое, и второе есть нарушение заповеди Спасителя. Не будем искать, кто прав, кто виноват (обиженный или обижающий), а лучше будем стремиться к тому, чтобы наша жизнь соответствовала словам Господа: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35).

Материалы по теме

Монастыри:

Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь города Екатеринбурга
Свердловская область, Екатеринбург, улица Зелёная Роща, 1
Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь города Екатеринбурга
Свердловская область, Екатеринбург, улица Зелёная Роща, 1

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Игумения Викторина (Перминова)
Игумен Пантелеимон (Королёв)
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумен Пантелеимон (Королёв)
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Игумения Викторина (Перминова)
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы