Венец дается в конце подвига

Иеромонах Никодим, Святая Гора Афон

19 июня 2015 года Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь посетила Комиссия Священного Кинота Святой Горы Афон, прибывшая в Россию для решения организационных вопросов по подготовке празднования в 2016 году 1000-летия русского монашеского присутствия на Афоне.

Во время посещения обители состоялась беседа с представителем Комиссии, насельником Великой Лавры Святой Горы Афон иеромонахом Никодимом.

Настоятельница Зачатьевской обители игумения Иулиания задала некоторые вопросы о монастырской жизни.

Игумения Иулиания: Во все времена для монашествующих Святая Гора Афон являлась светочем. Преподобный Антоний Киево-Печерский, принявший постриг в монастыре на Афоне,  принес на Русскую землю святоотеческую традицию, которой из поколения в поколение жили монахи. Многие подвижники Русской Православной Церкви начинали свой путь на Афоне. В Синодальный период, когда монашеская жизнь в нашей стране находилась в состоянии упадка, возрождение святоотеческой афонской традиции  начинается с преподобного Паисия Величковского. Благодаря ему и его ученикам на Руси появляется институт старчества и внутреннего делания.

Сегодня наши взоры снова обращены к Афону.  Общение с афонитами очень важно для нас. Когда в Москве по благословению Святейшего Патриарха Кирилла проходят монашеские конференции, насельников Святой Горы всегда приглашают к участию, чтобы они поделились своим опытом, и их слово неизменно имеет горячий отклик.

Для нас большая радость принимать святогорцев в Зачатьевской обители.

Иеромонах Никодим: Кроме преподобного Антония Киевского, который  принес на Русскую землю образ монашества со Святой Горы Афон, были и многие другие. Независимо от своего происхождения и следуя Евангельскому слову, что  во Христе  нет уже ни эллина, ни иудея, человек, который умирает для мира, должен, как, впрочем, и любой христианин, выходящий из купели Крещения, забыть о национальных и других различиях между людьми. Но для нас, монахов, где бы мы ни находились – в Греции, России или на Святой Горе, – еще более важно то, что мы являемся воинами Христовыми. И это для нас превыше всего. Святая Гора так устроена, чтобы мы могли претворять это в жизнь. Афон, наверное, единственное место в мире, где любой, кто приходит, чтобы жить монашеской жизнью, получает имя святогорца – и больше ничего.

Святая Гора в течение многих веков способствовала укреплению Поместных Церквей. Ее помощь и присутствие ощущали все православные народы. Несмотря на то, что монахи, приходящие на Афон из разных стран, становились святогорцами без национальности, в своих молитвах они были связаны со своей родиной и тем самым помогали ей. Сегодня на Святой Горе в полной гармонии живут монахи из самых разных уголков Земли, которые своей духовной жизнью, своими подвигами помогают своим Церквям.

Игумения Иулиания: По благословению Святейшего Патриарха Кирилла и под председательством Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Феогноста в Москве, как я уже говорила, регулярно проходят монашеские конференции.  Участникам предлагаются в качестве тем докладов исторические аспекты иноческой жизни, но в то же время докладчики стараются освещать и вопросы современного монашества. На предстоящей конференции мы хотели бы обсудить, как обрести пристань спасения в монастыре и помочь молодым людям, выросшим в современном обществе, влиться в монашескую жизнь.

Иеромонах Никодим: Есть только один путь – стремление к святости. Во времена Никодима Святогорца, в 1780-е годах, Священный Кинот решил навести порядок в уставах монастырей, и проверить, как обстоят дела в обителях Святой Горы. Двадцать из афонских монастырей находились в ужасающем состоянии. И знаете, что решил Священный Кинот? Важно, не сколько монахов живут в монастыре, а сколько из них спасаются. Единственным способом привлечения молодых монахов в монастырь может быть присутствие в нем святости. Если есть святость, значит,  будут приходить молодые монахи. Так сказал преподобный Никодим, и мы тоже  верим, что привлечь молодежь можно только через святой образ жизни.

Игумения Иулиания: Святые Отцы говорят, что в жизни монаха есть три периода. Первый, когда призывающая благодать Божия приводит человека на иноческий путь, – это время, когда человек горит ревностью по Богу. Второй период, когда благодать отступает и человеку надо бороться и подвизаться.  И третий, когда благодать снова возвращается. Что делать, когда угасает ревность и становиться трудно подвизаться, трудно поститься, трудно слушаться?

Иеромонах Никодим: «Дух дышит, где хочет». Иоанн Златоуст пишет, что никогда не надо говорить, что благодать Божия отступает. Часто мы в унынии говорим, что диавол владеет миром и Бог отступил от нас. Но если бы хоть на один день Бог оставил мир, то все было бы уничтожено.

Как никогда не уходит любовь Божия, так и благодать Божия никогда не отступает. Это мы, подобно блудному сыну, отходим от Бога, а Господь всегда ждет каждого из нас. Но ведь такое случается не только в монашестве. Начиная любое новое дело, люди бывают преисполнены вдохновением, которое со временем пропадает, и необходимо приложить усилие, чтобы продолжить дело.

Я вам приведу пример из жизни. Один монах пришел в монастырь и имел такое рвение, что не видел ничего плохого в монастыре – все ему представлялось идеальным. И так продолжалось много лет. У него было настолько ревностное настроение, что он замечал только хорошее. Но привычка – враг ревности. Чтобы вернуть ревность, нужно стараться деятельно любить Бога. Только любовь к Богу может содействовать тому, чтобы ревность укоренилась в сердце. Монашеская жизнь не может быть основана на чувствах. Это, прежде всего, подлинная внутренняя жизнь души. И те святые, которые говорят об отступлении благодати Божией, имеют в виду состояние, которое переживает человек,  приходя в монастырь. Поначалу он чувствует себя на небе, а потом это первое чувство вдруг исчезает. Но для того ведь и дается этот период, чтобы человек успел укорениться в монашестве, чтобы, когда уйдет рвение новоначального, вместе с ним ушли и все лишние переживания и осталось только подлинное желание быть с Богом.

Игумения Иулиания: На какие качества особенно обращают внимание, когда человек поступает в монастырь Святой Горы Афон?

Иеромонах Никодим: Как говорит Иоанн Лествичник в Первом слове об отвержении мира, причины, по которым человек приходит в монастырь, бывают разными. Среди тех, кто стремиться к монашеству, есть люди, которые вышли из благочестивых семей и воспитаны в вере. Другие, наоборот, приходят в монастырь, чтобы освободиться от великого бремени грехов. Есть те, кто приходит из любопытства, но, посмотрев, что такое монашеская жизнь, становится монахом. А есть, говорит Лествичник, и такие, которые приходят в монастырь, чтобы его обворовать, и тоже становятся монахами. Ни одно из этих условий ни о чем не говорит, потому что венец дается в конце подвига, а не в начале. Апостол Павел учит, что спасется тот, кто претерпел до конца.

Очень важно, чтобы старец или игумен в каждом человеке увидел характер и в соответствии с его свойствами подобрал иноку условия жизни: определенный порядок и устроение. Потому что старец – это тот, кто, получив от своего духовного руководителя опыт идти прямым путем, облегчает этот самый путь и молодым монахам. Когда кто-то начинает монашескую жизнь в одиночку, это можно сравнить с тем, как человек отправляется в незнакомый лес без проводника. Скорее всего, он заблудится и не доберется до нужного места. А если есть проводник, который поведет его по известной тропинке, тогда человек сможет безошибочно достигнуть цели. Вот почему  руководство старца должно быть безошибочным и цель должна быть единственной – помочь послушнику приблизиться к Богу.

В настоящее время мужское монашество, благодаря Святой Горе лучше устроено. Женскому же монашеству еще предстоит понять, что игумения в женском монастыре имеет такое же значение, как игумен в мужском.

Игумения Иулиания: Что же для этого нам надо сделать?

Иеромонах Никодим: Христос никогда не говорил слова «надо». «Надо» – это основа западной мысли. А Евангельское и церковное, скорее, может быть выражено словом «желаю». «Кто хочет иметь жизнь вечную, тот следует за Мной». Мы, православные, следуем за Христом, не потому, что это надо, а потому, что мы хотим этого. Во время пострига мы спрашиваем:  «По своей ли воле ты пришел сюда?» Совершенство же наступает в тот момент, когда наше желание совпадает с волей Божией.

Игумения Иулиания: Мы благодарим Вас за беседу и просим Ваших святых молитв. На Святой Горе Афон вспоминайте, пожалуйста, своих младших сестер, которые находятся здесь, в Москве.

 

Материалы по теме

Публикации

Монастыри

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Москва, 2-й Зачатьевский переулок, 2с13
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Москва, 2-й Зачатьевский переулок, 2с13

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Игумения Викторина (Перминова)
Игумен Пантелеимон (Королёв)
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)
Игумен Пантелеимон (Королёв)
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Игумения Викторина (Перминова)
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь