Монашество
27 сентября Православная Церковь отмечает праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В безбожное время этот день 1937 года был окроплен кровью многих невинно погибших: на Бутовском полигоне расстреляли 272 человека. Среди них монахини Вера (Рожкова), Матрона (Чушева), Валентина (Засыпкина). Сведения об их жизни очень скупы, но в них есть главное: высокая истина жизни – преданность Богу.
Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) относительно принятия Государственной Думой Российской Федерации в третьем чтении проекта Федерального закона № 378356-8 «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части привлечения медицинских работников с иным образованием к оказанию медицинской помощи, особенностей организации посещения пациентов священнослужителями в стационарных условиях, а также организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля)».
Феодосий Печерский был вторым святым, торжественно канонизованным Русской Церковью, и первым ее преподобным. Подобно тому, как Борис и Глеб упредили в земном прославлении св. Ольгу и Владимира, св. Феодосий был канонизован ранее Антония, своего учителя и первого основателя Киево-Печерского монастыря. Мы ничего не знаем о времени канонизации Антония. Древнее житие св. Антония, если оно и существовало, было рано утрачено: впрочем некоторые сомневаются и в его существовании. Мы можем лишь догадываться о причинах скорого забвения памяти св. Антония. «Бе обыкл един жити и не терпя всякого мятежа и молвы», как говорит Нестор. Антоний, когда к нему начала собираться братия, оставил ее на попечение поставленного им игумена Варлаама и затворился в уединенной пещере, где и пребывал до самой смерти. Он не был наставником и игуменом братии, кроме самых первых пришельцев, и его одинокие подвиги не привлекли внимания. Хотя скончался он всего за год или за два ранее Феодосия, но к тому времени тот был уже единственным «пастухом словесных овец», средоточием любви и почитания не только монастырской, уже многочисленной братии, но и всего Киева, если не всей южной Руси. Уже в 1091 г. мощи св. Феодосия († 1074) открыты и перенесены в великую Печерскую церковь Успения Богородицы – свидетельство местного, монастырского его почитания, а в 1108, по почину великого князя Святополка, митрополит с епископами совершают торжественную (общую) его канонизацию. Еще до перенесения его мощей, лет десять спустя по смерти святого, преподобный Нестор написал его житие, единственное известное нам, обширное и богатое содержанием, – лучший труд нашего летописца. Нестор спас от забвения образ святого игумена и оставил его в память и подражание будущим векам.
Почему сейчас монастыри вовлечены в решение проблем общества? Как финансируются обители? Чему монахи и миряне могут поучиться друг у друга? Есть ли перспективы в развитии ученого монашества и что сможет решить проблему лжестарчества? Ответы на эти и другие вопросы — в интервью наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ректора Московской духовной академии, главного редактора портала Богослов.ru епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла.
Монастыри
Популярные теги
Женское монашество Обитель Рождественские чтения Монашество Игумения Конференция Положение о монастырях и монашествующих Монастырь Афон Синодальный отдел по монастырям и монашеству Настоятель Игумен Возрождение Патриарх Кирилл Новоспасский Монастырь Старчество Жизнь монаха Троице-Сергива Лавра Престольные праздники Ставропигиальные монастыри