Наместник Соловецкой обители совершил литургию в Богородице-Рождественском монастыре

7 июля 2018 года, в праздник Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) в сослужении монастырского духовенства совершил Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре.

В храме молились настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова) с сестрами и прихожане обители.

В завершение богослужения архимандрит Порфирий обратился к молящимся со словом назидания:

«”Память праведного с похвалами, тебе же подобает свидетельство Господне, Предтече”. Что это за свидетельство Господне об Иоанне Крестителе? Вспомним вначале свидетельство Церкви о нем.

Святой Иоанн – последний пророк, ибо Предмет пророчеств Господь наш Иисус Христос уже явился на земле. Мы чтим святого Иоанна и как Предтечу, потому что он уготовал пути Господу. Сильно заблуждались его предшественники и современники-иудеи и до сих пор заблуждаются, думая о том, в каком образе придет Мессия. И вот Иоанн Предтеча вопреки мнениям, так исказившим предания и Откровение Божие, говорил, что путь к обретению Мессии лежит через покаяние. Не нужно ждать Мессию как политического лидера или вождя, но необходимо открыть свое сердце, очистить его покаянием, и тогда Царствие Божие приблизится и будет созидаться внутри человеческого сердца. Святой Иоанн чтится Церковью и как Креститель, потому что крестил Самого Господа. Свидетельство же Господне о нем такое: Христос сказал, что нет большего среди рожденных женами, чем Иоанн Креститель. 

Что же это за шкала и иерархия, согласно которой одних людей называют большими, а других меньшими?  Нам дано ведение, о чем говорит Господь и к чему нас призывает, указывая на Крестителя как на величайшего из людей.

Грехопадение совершилось с первым человеком, со всем человечеством, со всеми нами как потеря самих себя. Образ Божий в человеке – это искра Духа Божия. Так прост Бог, Который есть Дух, и так прост и целостен человек – творение, бывшее прекрасным и носившее в себе непомраченный образ Божий. После грехопадения этот образ в человеке, по словам святителя Василия Великого, разрушается на тысячи частей и человек теряет сам себя.

В чем совершается эта потеря? Дух живет в сердце человека. Ум дан человеку для того, чтобы созерцать Бога, но не где-либо, а только в сердце, там, где прикоснулась рука Творца к Его лучшему и любимому творению – только там обретает человек Бога. Именно поэтому и Господь, и Его Креститель говорили о том, что Царствие Божие находится внутри нас. И вот ум теряет свою связь с сердцем, покидает сердце. В той мере, в которой человек теряет Бога, его ум обращается к внешней жизни, внешним предметам, выходит из сердца. В этом и состоит основное рассечение образа Божия грехами человека. Это греховное и противоестественное состояние.

Естественное состояние – это возвращение ума в сердце, который начинает обретать и созерцать Бога, и дух человеческий становится служителем Божиим. В этом – всё дело святых, в этом – дело Церкви, дело спасения и восхождения от противоестественного состояния к естественному. Апостол Павел говорит о том, что святые отличаются друг от друга как светила: ”Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе” (1 Кор. 15, 41). Это зависит от того, насколько человек восстановил внутри себя утраченный образ Божий.

Наше монашеское делание состоит именно во внимании к внутреннему деланию, возвращению в себя. Но и общее дело спасения заключается в том же. Монашествующие же счастливы тем, что имеют большую возможность заниматься внутренним деланием так, как должно, поскольку это их основное дело. Мир ничего иного не ждет от нас, кроме духовного преуспеяния и продвижения в этом пути. Нет ничего важнее для людей, как показать им путь возвращения в самих себя, который одновременно есть путь возвращения к Богу, начало служения Господу и преодоления греховного, исполненного страданий уже здесь и грозящего страданиями в вечности состояния.

Пусть на этом святом месте и на всяком месте монашеского делания, где почитается Предтеча как великий покровитель всех монахов, как пример по указанию Самого Господа, взирая на который все мы получаем силу, всегда обращаемся к нему с молитвой. Будем просить его, чтобы нам в какой-то своей мере стать участниками святого делания – восстановления союза ума и сердца, возвращения ума на свое исконное, Богом положенное место, обретения умно-сердечной молитвы хотя бы на некоторые, лучшие и светлые, мгновения нашей жизни. Дай Бог, чтобы это делание было нашим путем, ибо это надежный путь к блаженной гавани спасения, в Царство Небесное. Аминь».  

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Пензенский Троицкий женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»