Участники монашеского направления XXX Международных образовательных чтений подвели итоги работы

25 мая 2022 года участники монашеского направления XXX Международных образовательных чтений продолжили работу в режиме видеоконференции, которая транслировалась из ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия.

Утром открылось заседание секции «“Вы есте свет мира” (Мф. 5:14). Миссия монастырей: история и современность». Председательствующий – митрополит Тверской и Кашинский Амвросий после пасхального приветствия и молитвы приступил к изложению своего доклада, озаглавленного «Жизнь по заповедям как основная проповедь Евангелия». Поставив вначале вопрос: как в условиях отстраненности монахов от мира, от общества может быть исполнена заповедь Спасителя о повсеместной проповеди Евангелия, владыка Амвросий отметил, что не прямое учительство, не словесная форма являются проповеданием благой вести, а прежде всего – образ жизни человека. Устремленность ко Христу, к жизни по данным Им заповедям проявляет в людях божественный свет благодати, который выделяет их из толпы, через них являет красоту добродетели, чистоту сердца и в конечном счете – присутствие Самого Христа.

Монашеская община должна быть тем местом, про которое можно было бы сказать прииди и виждь (Ин. 1:46), монастырь должен сам стать в некотором смысле Евангелием, доступным всякому, кто решится в него заглянуть, сказал митрополит Амвросий и поделился воспоминанием о греческом женском монастыре, где ему довелось побывать. Одного взгляда на сестер было достаточно, чтобы ощутить в полной мере духовную красоту христианства. Но при этом важно, как выяснил владыка, что это видимое совершенство любви, которым буквально светились лица сестер, было терпеливо взращено ими по послушанию духовнику, начиная с малого – с приветливости, умения с улыбкой и радостью встречать друг друга и каждого приходящего в обитель. Этот пример может дать еще одно подтверждение тому, что Христос, даже требуя от нас, на первый взгляд, неисполнимого, – готов Сам войти в наше сердце и исполнить требуемое, если только мы откроем Ему сердце, и всех себя готовы будем отдать Его благой воле.

Далее владыка Амвросий пригласил выступить с докладом игумению Сергию (Конкову), настоятельницу Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

Выступление матушки Сергии носило название «Монастырское богослужение как источник духовного назидания и утешения». Вступительная часть доклада была посвящена многообразным примерам того, что молитвенное предстояние в храме является, прежде всего, одним из могущественных средств для духовно-нравственного роста человека. В храме мы приобщаемся многовековому опыту общения с Богом. Монахи, даже уже утвердившиеся на пути спасения, нуждаются в общей молитве на богослужении не меньше других христиан, что неоднократно было отражено в житиях таких подвижников, как Макарий Великий, Григорий Палама, Серафим Саровский и др.

Затем игумения Сергия познакомила слушателей с составом ежедневно совершаемых в Дивеевской обители служб, сделав акцент на их богословском и мистическом содержании, которое дает особый духовный настрой молящимся и обогащает их духовный опыт. «Чтобы проникнуть глубже в смысл слов Христа, надо внимательно вслушиваться в них, сопоставлять читаемое с тем, что происходит во время богослужения и какие события церковной жизни связаны с тем или иным отрывком. Так внимательный богомолец достигает того, что слова Божии начинают проникать в его сердце. Он будет носить их в себе и каждый день, каждый момент собственной жизни привыкнет ставить в связь с бытием Бога», – сказала матушка игумения.

Настоятельница прославленной обители также поделилась практическими советами, помогающими во всей полноте получить благодатную пользу от присутствия на богослужении. Среди них – обязательное участие в службах игумении монастыря, привлечение монашествующих к пению, чтению, несению послушаний алтарниц, церковниц, уставщиц. Закрытые службы, только для монашествующих, укрепляют единство сестер, которых в этом случае ничто не отвлекает от молитвы. Было высказано и немаловажное «техническое» замечание: для того чтобы каждое слово было слышно и понятно молящимся, в больших монастырских храмах, по примеру Дивеева, желательно устанавливать современные системы усиления звука.


Игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы в докладе «Возрождение и хранение традиций как необходимый аспект просветительской деятельности монастырей» обосновал необходимость возрождения такой важной монашеской традиции как занятия богословием. Докладчик предложил участникам форума поразмышлять над следующими вопросами: какова роль богословия в монастырях, исчерпывается ли она пределами формального духовного образования и рядом внешних компетенций монашествующих, остается ли среди других монастырских послушаний место и пространство для богословия и богословствования. Опираясь на утверждение о том, что главной духовной задачей монашествующих является стремление к обожению, которое невозможно без занятий богословием (в докладе были рассмотрены несколько значений термина «богословие»), игумен Дионисий напомнил, что идти самим к святости и приводить к ней окружающих путем духовного просвещения – это обязанность и призвание иноков. Монахов называют «равноангельными», а ангелы – согласно учению святителя Григория Богослова – вторые светы при Первом Свете Самом Боге. Это означает, что и монахи могут иметь в себе свет, в том числе вероучения, который они смогли бы передать окружающим.

Наместник Андреевского монастыря выразил уверенность в том, что в обителях необходимо возрождать занятия богословием, которые полезны как для духовного просвещения насельников, так и для просветительской деятельности наших монастырей среди православных и шире – в разных аудиториях, которыми столь богата современность.


После перерыва состоялся круглый стол на тему: «Что означает “жизнь во Христе” для современных монашествующих? (из практического опыта игуменов и игумений)», председательствовал на котором епископ Солнечногорский Алексий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы. Куратором выступила игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы. В президиуме присутствовали игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы, и настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова).

Первым прозвучал доклад игумена Кирилла (Никитина), наместника мужского монастыря святых первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Светловграде (Ставропольская епархия): «Непреходящие ценности Евангелия в построении монастырской и монашеской жизни во Христе».

Путь монашеского жития является наиболее благоприятным для следования за Христом, и монастырь – лучшее место для достижения цели, заповеданной Спасителем, Который главным условием поставил человеку отвергнуться себя, – сказал отец Кирилл. Выполнение этого условия – задача чрезвычайной трудности, особенно для новоначального, и чтобы выстоять в борьбе с собой, ему необходимо, в первую очередь, чуткое, мудрое руководство духовника-игумена, а затем – любовь и понимание братии как его новой семьи. Отец игумен отметил наиболее частые искушения, встречающиеся в начале монашеского поприща. Среди них – надрыв или переутомление в молитвенном делании. Здесь со стороны духовного руководителя должен проявляться индивидуальный подход к определению келейного молитвенного правила и соблюдение разумного баланса в побуждении инока к аскезе и подвигам.

Часть выступления отец Кирилл посвятил задачам игумена, причем не только по отношению к братии, но и по отношению к самому себе. Игумен должен хранить крепость своего духовного состояния, поскольку является опорой всего монастыря; ему необходимо заботиться и о себе, питать себя молитвой, чтением и причастием Святых Христовых Таин, подкреплять советами опытных игуменов, отцов и братьев, то есть стремиться самому проводить жизнь в евангельском свете. И при этом избегать абсолютизировать собственные правила и традиции, так как это может привести к такой болезни, как духовная самодостаточность, и, как следствие, к замкнутости и изолированности всего братства. Противоположной и не меньшей опасностью является для монашеской семьи обмирщение, которое в наши дни использует гораздо большее, чем прежде, количество способов проникновения в монастырь, в том числе благодаря новым технологиям.

Главное же, о чем надлежит помнить игумену, – что ни многопопечительность, ни ревность к процветанию обители, ни внимание к послушаниям и разнообразным работам не должны отвлекать братию от главного – молитвы и жизни во Христе. Это и есть те непреходящие евангельские ценности, которые были положены в основание устроения жизни древних отцов и на которых должно строиться существование современного монашества.


Игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского монастыря Санкт-Петербургской митрополии в своем сообщении о непреходящей ценности Евангелия и жизни во Христе обратила внимание собравшихся на то обстоятельство, что качество богослужения, которое, несомненно, является главным событием монастырской жизни, во многом зависит от того, насколько монашествующие бывают включены в него. Ошибки часто бывают связаны не с тем, что участники соборной молитвы чего-то не знают, а с тем, что в нужный момент оказываются душой вне богослужения.

Внутреннее наполнение себя смыслом богослужебных текстов и приобщение благодати Божией в таинствах дает возможность жить во Христе – как в храме, так и за его стенами. Монашеский устав реализует эту глубинную мысль. Продолжение непрестанного богослужения осуществляется вне храма через служение Христу в лице ближних, исполнение евангельских заповедей в трудах послушания. Матушка отметила также, что прилежание только о внешнем благолепии богослужения приводит к обмирщению, десакрализации происходящего в храме в сознании участников службы.

Игумения Илариона поделилась с собравшимися некоторыми полезными выводами об улучшении качества богослужения, вынесенными из личного опыта. В их основе – необходимость понимания монашествующими смысла богослужебных текстов. Изучение Священного Писания, догматики, истории Церкви, обучение чтению и пению, духовное общение, чтение святоотеческой литературы, еженедельное общение игумении (игумена) с сестрами (братией) и личный пример руководителя монастыря, по мнению матушки, способны научить восприятию богослужения как события, которое совершается в духовном мире. Однако всего этого может оказаться недостаточно при отсутствии у человека личного усердия, благоговения, внимания, очищения и оживления ума и сердца.


Свои размышления о сути выражения «жизнь во Христе» предложил участникам круглого стола игумен Петр (Мажетов), настоятель Свято-Косьминской мужской пустыни Серовской епархии Екатеринбургской митрополии. Отец Петр построил свою речь на нескольких, отчасти парадоксальных, параллелях монашеской жизни с тем, что может волновать и занимать любого мирского человека. Мирской человек, как правило, ближе всего к сердцу держит образы своих родных, семьи, носит с собой их фотографии, ради них готов терпеть скорби. Тот, кто живет в миру, испытывает потребность в собеседнике, чтобы делиться с ним радостью, печалью, различными впечатлениями. Монах же всегда имеет с собой образ Христа. С Христом он делится радостью и скорбями жизни. Ближний и самое дорогое существо для монаха – Бог, который живет в его сердце, нужно только научиться Его призывать. Монах не должен об этом забывать, несмотря на то, что значительную часть монашеского бытия, особенно в наши дни, занимает разнообразное служение.

Отец Петр образно представил эти две стороны монашеского существования в виде канатоходца, идущего с шестом на высоте. С одной стороны каната – обязанности служения обществу, внешнему миру, с другой – общение с Богом. И важно удержать шест, помогающий не потерять равновесие и не упасть. Впереди же – всегда призывающий к себе Христос. Зов Христа особенно слышен, когда монах испытывает скорбь, но не отчаивается, потому что, слыша этот зов, может наполниться радостью. Монаха можно тогда уподобить солнечной батарее, впитывающей Солнце Правды – Христа, с тем, чтобы в нужное время он мог отдавать эту энергию, делиться ею.

На вопрос, заданный затем игумену Петру о пятисотнице, о том, чем полезно «механическое молитвенное делание», настоятель Свято-Косьминской пустыни ответил также метафорой. Этот молитвенный труд он сравнил с работой гончара: бесконечно вращая круг, тот формирует на нем из куска глины сосуд, который в конце концов становится возможно наполнить драгоценным маслом. Так и постоянное повторение молитвы способно «вылепить» человека как сосуд для наполнения божественной благодатью.


Архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель Успенского Свято-Георгиевского мужского монастыря «Святые кустики» Уфимской епархии Башкортостанской митрополии озаглавил свое выступление «О важности личной молитвы для духовного возрастания монашествующих».

Рассуждая о том, как монаху преуспеть в молитве, архимандрит Варлаам сказал, что такое преуспеяние есть дар Божий, как и прочие добродетели, и поэтому всецело зависит от духовного состояния человека, от того, насколько он готов подвизаться, чтобы принять этот благодатный дар. «Возможно ли возрастать в молитве, если ты не справляешься со своим характером, не подвизаешься в стяжании добра, любви, смирения через отсечение своих воли и мудрования?» – заметил отец Варлаам. Духовное возрастание монаха начинается тогда, когда он показывает все большую ревность в совершении монашеских добродетелей, с большей любовью и готовностью желает послужить ближнему. Тогда он достигает и все более чистой молитвы.

Основа личной молитвы монаха – покаяние. Человек, осознавший это, являет готовность пострадать ради Христа. Но «страдание» в данном случае означает прежде всего отказ от эгоизма и послушание как отсечение своей воли и разума – что в общежительном монастыре представляет для большинства немалую трудность, вполне сопоставимую с подвигом, как говорил старец Эмилиан Симонопетрский.

Архимандрит Варлаам затронул также вопрос о более тщательном отборе кандидатов при приеме в монастырь. Несмотря на очевидную потребность в увеличении численности насельников (для исполнения многих трудовых послушаний), критерием все же должно быть стремление к духовной молитвенной жизни. Именно такие братья, являющиеся для других маяками, должны становиться золотым фондом монастыря.

Современные монашествующие не отличаются избытком не только духовных, но и физических сил, что должен учитывать игумен при назначении послушаний. Ослабевший человек и в молитве не сможет принести никаких плодов. И в целом задача игумена – установить в обители благоприятный духовный климат, оберегать насельников от проникновения мирской атмосферы, всегда делая выбор в пользу не материального, а духовного преуспеяния.


Игумения Тамара (Гончаренко), настоятельница Александро-Невского женского монастыря в с. Маклаково Московской епархии и игумения Алексия (Петрова), настоятельница Владычнего Введенского монастыря в Серпухове в рамках предложенной темы, посвященной необходимости использования современных технологий в монастырях, поделились своими наблюдениями о том, как минимизировать духовный ущерб, причиняемый насельникам, чьи послушания связаны с необходимостью общения с миром и работой в интернете.

Отказ монастырей от общения с миром и использования современных технологий в наши дни почти не представляется возможным. Однако, как сегодня, так и в прежние времена, неизменными остаются цели и задачи приходящего в монастырь человека. Если цель монашеской жизни понятна иноку, то и средства ее достижения должны быть для него очевидными. Суета, обмирщение, многопопечительность, потеря мира душевного, опустошенность – эти и другие искушения приходится сегодня преодолевать тем, кто вынужденно погружен в общение с миром посредством технологий или по роду деятельности на послушании. Но разве не эти же трудности описаны в святоотеческой литературе и трудах подвижников благочестия? И древние подвижники первых веков монашества были вынуждены ходить в города, чтобы продавать сплетенные ими корзины или циновки. Игумения Алексия напомнила, что «минимизировать вред интернета можно только регулярно напоминая сестрам об идеалах монашества и об опасности невнимательной духовной жизни, призывая их к трезвению и хождению перед Богом». Матушки также поделились практическими советами о том, как помочь иноку сохранить внутренний мир и желание жить духовной жизнью, исполняя послушание, связанное с работой в интернет-пространстве.


Завершая работу круглого стола, епископ Алексий поблагодарил докладчиков за искренность, за то, что все они, раскрывая выбранную тему, затронули актуальные проблемы, волнующие современное монашество.

Следует особо отметить, что и в ходе секции, и на круглом столе от онлайн-аудитории поступало немало вопросов, на которые докладчики давали интересные неформальные ответы, руководствуясь личным опытом управления обителями, а также знаниями, полученными в общении с хранителями традиции, подвижниками Церкви наших дней и недавнего прошлого.

Подводя итог двум дням работы монашеского направления Международных образовательных чтений, епископ Алексий от имени всех участников выразил глубокую сыновнюю и дочернюю благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, благословившему проведение подобных встреч и собраний, и молитвенную надежду на возможность личного общения монашествующих с Предстоятелем на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, которое планируется в сентябре 2022 года. Владыка Алексий поблагодарил за организационные труды и молитвенную поддержку председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста и всех принимавших участие в подготовке и проведении этого направления форума.

***

За два дня работы направления было зарегистрировано более 260 участников, среди которых 16 архиереев, наместники, игумены и игумении, насельники монастырей из 125 епархий Русской Православной Церкви, в том числе Белорусского экзархата, Казахстанского митрополичьего округа, Православной Церкви Молдовы, РПЦЗ.

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Доклады:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Константино-Еленинский женский монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь