Мы выходим за стены монастыря, чтобы помочь людям

Сызранский Вознесенский мужской монастырь открыт решением Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1996 году. До своего закрытия в начале 1930-х годов мужская обитель находилась на окраине города. Шло время. Сызрань стремительно разрасталась, и к концу XX столетия монастырь оказался в центре города, с двух сторон окруженный автомобильными дорогами. Разумеется, нынешнее местоположение обязывает монашествующих заниматься не только спасением собственных душ, но и накладывает обязанности помогать горожанам искать дорогу ко Христу. Мы решили узнать о том, чем живет монастырь сегодня, какую просветительскую, социальную работу выполняет братия, у его настоятеля игумена Марка (Алексеева).

– Ваше высокопреподобие, нынешняя немалая просветительская, воспитательная работа братии Вознесенской обители берет начало с давних времен. И особая роль в этом принадлежит Вам, возглавившему Вознесенский монастырь в 2000 году.

– Действительно, еще до закрытия монастыря его братия уделяла особое внимание духовному воспитанию как детей, так и взрослого населения Сызрани. При обители действовала библиотека. По инициативе наместника монастыря архимандрита Августина (Шеленговского) в городе было обустроено здание Сызранского духовного училища. Учащиеся из бедных семей получали образование за счет средств обители. Ныне же монастырь продолжает работу, начатую нашими предшественниками.

Я пришел в монастырь в 1998 году. А спустя два года по благословению митрополита (тогда — архиепископа) Самарского и Сызранского Сергия стал настоятелем обители. И, по сложившейся традиции, почти сразу после открытия в монастыре появилась православная публичная библиотека. Надо сказать, первая в городе. Каждый желающий может познавать духовную литературу как в читальном зале, так и дома. А выбирать, право, есть из чего! В настоящее время в библиотеке насчитывается около четырех тысяч наименований книг. Из них более четырехсот — в отделе редких (выпущенных до 1917 года) изданий. Все это благодаря пожертвованиям горожан и доброхотов.

В библиотеке проходят интересные видеолектории, после которых зрители с удовольствием участвуют в обсуждении фильмов на духовно-нравственные темы, делятся своими мнениями по поводу увиденного.

– Центр жизни любого монастыря — храм. В какое время он открыт в Вознесенской обители для молитвы горожан?

– Митрополит Самарский и Сызранский Сергий всегда напоминает духовенству, что храм должен быть открыт как можно чаще. Кто-то хочет прийти в церковь, чтобы излить свое горе, помолиться со слезами перед образами, а кто-то с радостью поблагодарит Всевышнего за проявленную милость и поставит свечу за здравие родных и близких... В любом случае — двери храма должны быть открыты. Поэтому Вознесенский храм открыт ежедневно с 7.00 до 19.00.

В Вознесенской церкви много икон. Одни написаны специально для этого храма. Например, «Святые покровители охотников и рыболовов», а также список иконы «Неупиваемая чаша», находящейся в Покровском храме Высоцкого монастыря в городе Серпухове. Есть и старинные образы. Такие, как икона святителя Пантелеимона, написанная на Святой горе Афон, и образ Божией Матери «Иверская».

Мы рады, что при монастыре теперь есть своя иконописная мастерская «Неувядаемый цвет». Иконописец работает в манере сызранской школы, о которой заговорили совсем недавно. Можно сказать, что идет ее возрождение. Иконописец не только пишет иконы для монастыря, но и учит основам этого величайшего искусства детей. Милостию Божией в Вознесенском монастыре много не только икон, но и частиц святых угодников Божиих, которые были подарены монастырю известными русскими старцами, священством, а также переданы в дар другими обителями.

– Отец игумен, Вы начали говорить об обучении основам иконописи. А кроме этого, какие кружки для молодежи есть в обители?

– Несколько лет назад митрополит Самарский и Сызранский Сергий создал Детский епархиальный образовательный центр. Его филиалы и подразделения открылись во многих городах и районах митрополии. Есть такой и в нашем городе. Сегодня в нем преподает 60 человек, а число учащихся (от 5 до 18 лет) — около тысячи. Постоянное помещение для размещения сызранского филиала ДЕОЦ выделено муниципалитетом и в настоящее время ремонтируется. Поэтому пока кружки базируются в нескольких школах города, Центре раннего развития «Умный малыш», коррекционном детском доме.

Успешно действуют кружки: звонарей, авиамодельный, флористики, церковной вышивки, а также театр-студия «Вдохновение», клуб рукопашного боя «Ратоборец», несколько детских хоров, военно-патриотических объединений из ребят разных возрастов и многие другие. Все кружковцы принимают участие в городских, областных и даже Всероссийских конкурсах, в тематических фестивалях и конференциях. И, разумеется, все ребята изучают курс предмета «Основы православной культуры».

Особенно отмечу участие детей в богослужениях. На Сретение Господне, в День православной молодежи, в Вознесенском монастыре проходит так называемая Детская православная Литургия. Учащиеся школ города поют в хоре, выполняют послушание около подсвечников, принимают записки, участвуют в крестном ходе. Многие мальчики и девочки исповедуются и причащаются святых Христовых Таин.

– Как монастырь осуществляет взаимодействие со СМИ?

– Почти с самого возобновления работы монастыря выпускается ежемесячная газета «Вознесенский вестник», которая является частью газеты «Православная Сызрань». Таким образом, происходит полное освещение событий в православной жизни города, находятся ответы на вопросы духовно-нравственного характера прихожан.

Около семи лет я являюсь редактором и ведущим еженедельной православной передачи «Верую», которая выходит на местном телевидении. Здесь обсуждаются вопросы православной веры, церковной истории и другие моменты, требующие осмысления и углубленного понимания основ православия.

Кроме того, у монастыря есть свой сайт, на котором подробно отображается вся жизнь обители и решаются просветительские вопросы.

– Отец настоятель, осуществляет ли монастырь взаимодействие с другими организациями города?

– Мы выходим из стен монастыря, чтобы помочь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Действуют молельные комнаты при городских лечебных учреждениях. Люди могут здесь помолиться, поставить свечи, заказать требы. Несколько раз в неделю священнослужители монастыря служат здесь молебны.

Я являюсь членом межведомственной антинаркотической комиссии. В реабилитационном центре сызранского наркологического диспансера мы проводим беседы с людьми, попавшими в беду. И словом, и делом помогаем им вернуться в социум, обрести нормальную жизнь.

Кроме того, монастырь шефствует над Сызранским психоневрологическим интернатом, участвуя в различных мероприятиях, приуроченных в том числе и к православным праздникам. Аналогичная работа проводится и на подворье монастыря — святом источнике Феодоровской иконы Божией Матери в поселке Новокашпирском. Немощные, пожилые люди имеют возможность посетить место явление чудотворной иконы благодаря сотрудничеству монастыря с местным парламентом.

– Окормляет ли монастырь военнослужащих Сызрани? В этих краях искони много воинских частей.

– Действительно, наш город начинает свою историю от крепости Сызран. И сам монастырь был основан по челобитной пятнадцати солдат, служивших здесь. Как свидетельствуют хроники тех лет «...Многие из солдат «стары и дряхлы», собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения ...».

И сегодня наша обитель уделяет большое внимание духовному окормлению военнослужащих. Провожаем со сборного пункта солдат срочной службы, шефствуем над сызранским арсеналом. Там регулярно совершаются молебны, проводятся лекции на духовную тематику, военнослужащие сами посещают монастырь и его подворье — святой источник Феодоровской иконы Божией Матери, –принимают участие в благоустройстве территории обители.

Хочу заметить, что взаимодействие происходит не только на городском, но и на областном уровне. Несколько лет назад по поручению губернатора Самарской области я вошел в Общественный совет премии «Народное признание» (отец Марк стал лауреатом этой престижной премии в 2009 году в номинации «Сострадание и милосердие» - прим. авт.).

– Монастырь несет масштабное служение миру за своими стенами. Какие еще задачи сегодня Вы ставите перед монастырем и собой лично?

– Разумеется, я понимаю, что нельзя распыляться. Та деятельность, которую в настоящее время осуществляет братия монастыря, велика. Но все же есть задумка (среди многих других!), которую хочется со временем претворить в жизнь. Несмотря на то что монастырь был закрыт, варварски разграблен, все же в ризнице осталось немало ценных предметов: монастырские книги, фотографии, принадлежавшие братии, иерейское облачение (сшитое к 300-летию дома Романовых), серебряная церковная утварь, иконы, написанные в 19-ом веке, и многое другое. Все это может составить хорошую музейную экспозицию. Иными словами, есть возможность воссоздать внутреннее убранство монастырской кельи. Чтобы люди увидели то, что чаще всего бывает сокрыто от человеческого глаза. Очень надеемся, что музей обретет помещение и откроется для посетителей.

Материалы по теме
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Сурский Иоанновский женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь