Тема номера: Милосердия двери
Уединенная молитва и деятельная помощь ближнему: есть ли точки соприкосновения? Непрестанная молитва – главное в иноческом служении миру, и, согласно основоположникам монашества, иночество считается наиболее удобным путем для достижения святости, возможной уже на земле. Многочисленные паломники издавна притекают в монастыри, стремясь прикоснуться к этой святости, в надежде получить духовную поддержку. Однако в житиях многих затворников помимо молитвы мы видим и примеры реальной помощи мирянам. О монастырской благотворительности в России и разных взглядах на общественное служение обителей – в журнале «МВ»
С необыкновенной силой русские святые иноки настаивают на милостыне и благотворительности как условии духовного процветания своих обителей: «Страннолюбия не забывайте». И, безусловно, служение миру святого и его монастыря не ограничивалось только лишь смягчением экономических язв и телесных недугов. Мир притекает к святому и святым обителям в жажде очищения, чтобы приобщиться хотя бы на время к созерцанию духовной красоты
Г. Федотов «Святые Древней Руси»
В рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений состоялась конференция «Древние монашеские традиции в условиях современности»
Событие
Всего за два дня работы форума зарегистрированы 288 участников, в том числе 15 архиереев, 99 архимандритов и игуменов, 68 игумений, а также насельники и насельницы монастырей и миряне. Среди участников и докладчиков были гости со Святой Горы Афон, из зарубежных стран (Германии, Грузии, Греции), представляющие Русскую Православную Церковь Заграницей и братские Поместные Церкви – Грузинскую и Элладскую.
Молитва и/или служение ближнему?
Исторический ракурс
Уединенная молитва и деятельная помощь ближнему: есть ли точки соприкосновения? Непрестанная молитва – главное в иноческом служении миру, и, согласно основоположникам монашества, иночество считается наиболее удобным путем для достижения высшей, возможной уже на земле, святости. Многочисленные паломники издавна притекают в монастыри, стремясь прикоснуться к этой святости, в надежде получить духовную поддержку. Однако в житиях многих затворников помимо молитвы зафиксированы и примеры реальной помощи мирянам. О монастырской благотворительности в России и разных взглядах на общественное служение обителей – в обзоре «МВ»
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов)
Мнение
«Долгое время в России не было развитой системы государственной социальной помощи и, действительно, большую роль в помощи бедным, больным, обездоленным, сиротам играли монастыри. Сейчас эту деятельность довольно успешно реализует государство. Церковь призвана внести в общество дух любви и милосердия, а не дублировать государственные учреждения, к тому же мы понимаем, что не можем сравниться с государством по объему помощи».
О монастырской благотворительности рассуждает Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов)
Монастырская богадельня
Опыт
Игумения Сергия (Щербакова)
Казанская Амвросиевская женская пустынь в селе Шамордино была возрождена в 1990 году. Через 10 лет в обители восстановили богадельню, в основном для престарелых и больных монахинь – как традиционное для Шамординского монастыря служение. Опытом устроения монастырской богадельни делится настоятельница Казанской Амвросиевской пустыни
«В самом деле, где, на какие средства, особенно при нынешней (XX в.) сознательности рабочего люда, можно найти лиц, могущих как следует выполнить обязанности в богадельне или приюте; во что обойдется правильная постановка подобных благотворительных учреждений? Только одно монашеское послушание и терпение Господа ради может дать силы переносить труд ухаживания, только одна монашеская дисциплина, одухотворенная жизнью живой веры, может заставить нести этот нелегкий и благодарный подвиг, только под кровом обители сирые и беспомощные могут найти прочное и верное пристанище». Воспоминания очевидицы в начале XX века.
«В начале возрождения обители мы не ставили цели не брать больных и старых и не отказывали женщинам в возрасте, практически брали всех желающих. Сначала у нас не было даже медицинского кабинета или хотя бы медицинской сестры, так как сестры в этом до какого-то момента не нуждались. <…> Со временем в здании монастырской богадельни появился медкабинет, куда сестры приходили за помощью. Вскоре встал вопрос о том, где разместить тяжелобольных, чтобы за ними был квалифицированный уход. <…> Создание богадельни было обусловлено тем, что сестры старели и к каждой в келью трудно было найти келейницу, а если таковая и находилась, то у нее было еще несколько послушаний, и это вызывало неудобство. Тогда решили собрать всех стареньких сестер в одном месте: было «дешевле», чем к каждой прикреплять по сестре», игумения Сергия (Щербакова).
Марфо-Мариинская обитель добра
Духовная география
Монастыри России во многом похожи. Но есть монастырь, о котором можно сказать, что он – особенный. В его уставе так и записано: «монастырь с особым укладом». В МарфоМариинской обители милосердия на Большой Ордынке в Москве стремятся соединить высокий жребий праведных женмироносиц: Марии, избравшей созерцательный молитвенный подвиг, и Марфы, служившей Господу через ближнего
Известно, что основательница обители милосердия не бралась за какое-то дело просто так, после эмоционального импульса или потрясения. Она внимательно смотрела, насколько остро стоит та или иная проблема, актуальна ли она в обществе, и только тогда принималась за развитие социальных направлений. Для нас такой подход к делу послужил примером, лег в основу нашей благотворительной и медицинской деятельности. игумения Елизавета (Позднякова)
«Монашество – это большой «букет» из разных «цветов», где каждый человек-«цветок» по-своему стремится к Богу»
Интервью
Игумения Елизавета (Позднякова):
О том, что монахами могут быть совершенно разные по складу люди, о пути в монашество, трудностях игуменства, а также чем жизнь в Марфо-Мариинской обители милосердия отличается от будней других монастырей, «МВ» беседует с настоятельницей обители.
Получилась уникальная по своей сути форма монастырского общежития. С одной стороны, наша обитель является полноценным монастырем. С другой – наряду с монахинями у нас живут сестры милосердия, которые делятся на три категории в соответствии с тем, как это видела преподобномученица Елизавета Федоровна. И посвящаются они по чину, который был разработан великой матушкой и утвержден Святейшим Синодом игумения Елизавета (Позднякова)
Белый ангел
Воин Христов
Милосердие было главной темой в жизни основательницы МарфоМариинской обители преподобномученицы Елизаветы Федоровны Романовой. Великая княгиня являлась наиболее заметной фигурой в кругу российских благотворителей и меценатов. Но куда более действенной силой в спасении страждущих было сострадательное сердце святой матушки. Даже в часы мученической кончины она до последнего вздоха была верна делу милосердия, которое считала высшим из добродетелей: тяжело раненная сама, в полном мраке шахты Елизавета Федоровна сумела перевязать голову покалеченного князя Иоанна своим апостольником
Впоследствии ее отречение от светской жизни и решение всецело посвятить себя служению Богу и людям вызвало много толков. В 1909 году она писала императору Николаю II: «Многим кажется, что я взяла неподъемный крест и либо пожалею об этом и сброшу его, либо рухну под его тяжестью. Я же приняла это не как крест, а как дорогу, полную света, которую указал мне Господь». Она считала, что никакое благотворительное служение людям не может быть полноценным, если оно не совершается ради Христа и любви к Нему.
Марфо-Мариинская обитель милосердия ставропигиальный женский монастырь
Путеводитель
Святыни:
- рака с десницей преподобномученицы Елизаветы Федоровны;
- десница преподобномученицы инокини Варвары;
- кисть преподобноисповедника Сергия (Сребрянского);
- частицы мощей преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), праведного Симеона Верхотурского, святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского;
- большой мощевик с частицами мощей святых угодников;
- историческая икона святых праведных Марфы и Марии
1. Церковная лавка и музей великой княгини Елизаветы Федоровны
2. Храм Покрова Божией Матери
3. Храм святых праведных Марфы и Марии
4. Канцелярия, основное здание, где проходят встречи и конференции
5. Марфо-Мариинский медицинский центр “Милосердие”
6. Келейный корпус, трапезная
7. Елизаветинский детский дом
8. Детская площадка
9. Cад со скамейками и фонтаном
10. Беседка
11. Жилое помещение
12. Елизаветинская гимназия (находится за территорией обители)
Любить дела милосердия
Сестричество
В неусыпных трудах на ниве социального служения и помощи ближним от столичной Марфо-Мариинской обители милосердия не отстает созданный по ее образцу одноименный женский монастырь в Белгороде
Одно из красивейших мест Белгорода Свято-Троицкий бульвар начинается от соборной площади и заканчивается у белокаменных стен Марфо-Мариинского женского монастыря.
Это историческая часть города. Местные жители помнят монастырскую Покровскую церковь еще без крестов, с обезглавленной колокольней – она одна из старейших в городе.
По милости Божией и Покровская церковь восстановлена, и величественный Николо-Успенский собор (теперь оба храма принадлежат монастырю), на строительство которого в 1701 году проезжавший через Белгород император Петр I пожаловал 100 рублей золотом и, по преданию, сам заложил камень в его фундамент. Зимой 1993 года первые насельницы обители получили несколько комнат в доме неподалеку от храмов. В январе 1994-го была совершена первая служба во временной церкви, а через год отслужили первую литургию в Покровском храме.
Далекие близкие
Личное
Инокиня Татиана (Соколова)
История непростых взаимоотношений родителей и их детей, выбравших монашеский путь, – в рассказе насельницы одного женского монастыря
«И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8:19-21)
Милостивое сердце
Голоса времени
Схимонахиня Гавриилия (Папаянни) была аскетом, исихастом и миссионером в одном лице, всю свою жизнь посвятив служению Богу, молитве и помощи больным людям
Аврилия почувствовала призыв к монашеству и приняла постриг в монастыре Сретения. Ей было 60 лет, и у нее уже имелся солидный опыт умно-сердечной и даже созерцательной молитвы. Таинство послушания тоже было ей открыто. Не будем забывать, что подвижница принимала самые разнообразные приглашения по лечению и уходу за больными, никогда не отказывая и получая билет только в один конец. Заканчивалась работа, и она вполне могла оказаться на улице. Но матушка всегда верила, что Господь ее не оставит. И ни разу не разочаровалась в своем уповании. Это ли не предельное подчинение своей жизни воле Божией?Монашество стало для нее новым этапом в жизни. Она недолго прожила в своем монастыре в Вифании. Очень скоро матушку стали приглашать в небольшие исихастирии и метохи, где она могла поделиться своим духовным опытом с другими людьми.
Скажи, мать
Книжная полка | Закладка
В 1998 году о схимонахине Гавриилии (Папаянни) издала книгу небольшая СвятоПокровская монашеская община в Греции. Труд «Подвиг любви» появился по благословению отцов Святой Горы Афон. На страницах книги читатель знакомится с удивительным проявлением православного духа в лице схимонахини Гавриилии, нашей современницы, узнает ее путь во Христе, мудрые советы и высказывания
О предании себя Богу
В начале, когда я искала способ (предания себя Богу), много раз подвергала испытанию свою веру. Говорила: «Если посмею сделать это, Бог спасет меня? Если осмелюсь сделать то, спасет ли меня Бог?» Смотрела, до каких пор доходило мое предание себя Богу. И это упражнение – предавать себя в руки Божии – дало мне такую уверенность, что я потом уже ходила уверенно. До сего дня. Подготовкой к этому была притча о богатом юноше, который пришел и спросил Христа: «Что сотворю?» И Он сказал ему: «Иди, продай имение твое и следуй за Мной». Это меня «преследовало», куда бы я ни шла. Наконец сказала: «Хорошо, ладно. Буду получать и не буду откладывать, совсем», – и не клала деньги в банк. Помню, меня должны были принимать на работу и спросили, какой у меня банк. И я сказала им: «У меня банк на Небе». И тогда они говорят: «Э-э, с таким хорошим банком мы тебя примем». И меня взяли... Это я применяла на деле. И совершенно ничего не удерживала. Ничего сверх того, на что нужно было жить.
Святитель Павлин Милостивый: милосердный без границ
Отцы Церкви
Он понимал Евангелие буквально, раздавал все, совершенно не думая о завтрашнем дне. Подвиги монашеской аскезы и милосердия сочетались в жизни святого Павлина абсолютно естественно, как у всех древних монахов
Есть не так много святых, которым Церковь усвоила эпитет «Милостивый», хотя подвиг милосердия в Древней Церкви был одним из основополагающих. Особенно отличались в этом деле монашествующие. Некоторые отшельники даже устраивались на сезонные работы, чтобы была возможность помогать нуждающимся. Существовали монастыри, которые жили, по заповеди Господа, одним днем, то есть все, что у них имелось, потребляли до вечера и раздавали бедным. А дальше: будет день – будет пища. Именно к таким подвижникам относился святитель Павлин Милостивый (Ноланский). Конечно, рука дающего не иссякала. Но милосердие святого Павлина простиралось до невообразимых границ.
