Тема номера: Монастырь в большом городе
Монашеское уединение состоит не в том, чтобы совершенно не соприкасаться с миром, не общаться с мирянами. Важно создать особый, размеренный строй жизни внутри самого монастыря. И тогда обитель может находиться в городе, в деревне или в пустыне — монашество в ней будет процветать. Но в городе монастырь призван к особой миссии — показывать образец христианской жизни посреди мира, говорить о красоте православной веры. Эта проповедь может быть безмолвной и выражаться в благолепии храмов, в церковном пении и других искусствах, в самом образе жизни монашествующих, их поведении. Тишина, мир, чистая радость о Господе и есть то сокровище, которое хранит монаха посреди самого шумного города и за которым в монастыри приходят горожане...
Официальные материалы. События
- Новая Священная Эпистасия на Афоне
- Во Всехсвятском скиту Валаамского монастыря мироточит Казанская Божией Матери
- Реставрация Высоко-Петровской Обители
- Отошел ко Господу игумен Варсонофий (Худояров)
- В Москве побывала мантия святого Гавриила (Ургебадзе)
- 25-летие канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского
«Монастырь в городе – маяк для мирян»
Тема номера
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
О пути к монашеству, особенностях монастырской жизни в городе, проблемах современного иночества и многом другом журнал «МВ» беседует с наместником Свято-Данилова монастыря архимандритом Алексием (Поликарповым)
Московское богомолье. 12 монастырей столицы
Тема номера
«МВ» открывает новую рубрику – путеводитель по действующим обителям России. И первые в списке – монастыри столицы... каждому монастырю свойственна особая черта, свое лицо, неповторимый образ, делающий его уникальным и выделяющимся среди других: «Даниловский официален, строг, по-военному подтянут и по-парадному свеж. Сретенский – многолюден, молод, инициативен и жужжит подобно пчелиному улью. Донскому свойственен размеренный, тихий, вдумчивый дух» … Монастыри Москвы очень разные, но их объединяет одно: это каменная летопись русской истории, украшение города и якорь спасения для его жителей
Строгий
Первая обитель Москвы, Свято-Данилов мужской монастырь основан в 1282 году святым благоверным князем Даниилом Московским, младшим сыном великого князя Александра Невского.
Наместник: архимандрит Алексий (Поликарпов)
Святыни:
- рака, ковчег и иконы с частицами мощей святого князя Даниила;
- рака с мощами преподобного Георгия Даниловского, исповедника;
- ковчеги с мощами святого князя Александра Невского, святителя Николая Чудотворца, преподобного Саввы Сторожевского;
- иконы Божией Матери: Казанская, Владимирская с акафистом, «Троеручица», «Достойно есть»
- иконы с частицами мощей разных святых;
- башмачок святителя Спиридона Тримифунтского.
Адрес: Даниловский вал, 22 (метро «Тульская», «Павелецкая»)
Сайт: http://msdm.ru
Торжественный
Фамильная усыпальница Романовых, Новоспасский монастырь, колокольню и купола которого можно увидеть с набережной или (лучше всего) с прогулочного теплохода по Москве-реке, был основан святым благоверным князем Даниилом в XIII столетии на месте Даниловской обители. Там монастырь, посвященный Спасителю, пробыл недолго, всего несколько десятилетий. Сын святого Даниила великий князь Иоанн Калита пожелал видеть вблизи своего дворца иноческую обитель и по благословению митрополита Феогноста в 1330 году перенес Спасский монастырь на Кремлевский Боровицкий холм, к храму Преображения Господня. По своему новому положению обитель стала называться Новоспасской, или монастырем Спаса на Новом.
Наместник: епископ Воскресенский Савва (Михеев)
Святыни:
- список чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица»;
- ковчеги с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских, Ризы Господней, Ризы Божией Матери, Животворящего Креста Господня и разных святых
Адрес: Крестьянская пл., 10 (метро «Крестьянская застава», «Пролетарская»)
Сайт: http://novospasskiymon.ru
Вдохновляющий
Излюбленная колыбель художников и поэтов, раскинувшаяся почти на целый квартал улицы Петровки, Высоко-Петровский мужской монастырь – святая святых в сердце столицы. В нынешнем году обитель отмечает 700-летие со времени основания в XIV веке (около 1315 г.) первым митрополитом Киевским и всея Руси Петром в честь святых апостолов Петра и Павла.
Наместник: игумен Петр (Еремеев)
Святыни:
- частицы мощей святителя Петра, святых апостолов Петра и Павла, преподобного Сергия Радонежского и целого ряда святых;
- крест с частицей Древа Господня;
- чудотворные Казанская и Толгская иконы Божьей Матери;
- дивеевский ковчег с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, мантией и частью камня, на котором он молился;
- мощевик с частицами мощей всех 82 преподобных отцов Киево-Печерских;
- серебряный ковчег в виде стопы с мощами святителя Митрофана Воронежского;
- скульптурный образ Нила Столобенского с частицей мощей
Адрес: Петровка, 28/2 (метро «Пушкинская», «Чеховская», «Тверская», «Трубная»)
Сайт: http://vpmon.ru
Благоговейный
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь (первоначально Алексеевский) расположен в самом центре столичного мегаполиса, чуть в глубине от древней улицы Остоженки, и находится в тесном пространственном, архитектурном, историческом и духовном единстве с московским Кремлем, храмом Христа Спасителя и церковью святого пророка Илии в Обыденном переулке. Зачатьевский – первая девичья обитель под началом игумении по примеру греческих монастырей – был основан в 1360 году на берегу Москвы-реки по благословению великого светильника Церкви Русской – митрополита Алексия.
Настоятельница: игумения Иулиания (Каледа)
Святыни:
- старинный Крест-Распятие с частицами Крови Христовой, Древа Креста и Гроба Господня;
- пояс Пресвятой Богородицы;
- чудотворная икона Божией Матери «Милостивая»;
- чтимые образы Царицы Небесной «Феодоровская» и «Знамение»;
- частица мощей святого праведного Лазаря Четверодневного;
- «апостольский мощевик»;
- несколько ковчегов с частицами святых угодников.
Адрес: 2-й Зачатьевский пер., 2 (метро «Кропоткинская»)
Сайт: http://zachatevmon.ru
Умиротворенный
В 10 минутах ходьбы от Петровской обители находится Богородице-Рождественский женский монастырь, воздвигнутый в честь победы русского народа на Куликовом поле и посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы. Основан на вершине холма у реки Неглинной (сейчас это место застроено) в 1386 году княгиней Марией Серпуховской, матерью героя Куликовской битвы князя Владимира Храброго. Первыми насельницами обители стали вдовы, матери и сироты воинов, на поле Куликовом «за веру и отечество живот свой положивших».
Настоятельница: игумения Викторина (Перминова)
Святыни:
- чтимые иконы Богоматери: Казанская, Боголюбская, Рождества Пресвятой Богородицы;
- частица мощей святого великомученика Георгия Победоносца;
- икона Святой Живоначальной Троицы;
- образ святой Софии Суздальской с частицей мощей;
- иконы с частицами мощей святых
Адрес: Рождественка, 20 (метро «Трубная», «Кузнецкий мост»)
Сайт: http://www.mbrsm.ru
Творческий
По соседству с Рождественской обителью расположен Сретенский мужской монастырь – древнейший в Москве. Беспрерывный поток машин за его оградой не прекращается даже ночью, зато внутри это тихий оазис посреди городской пустыни, где путник сможет утолить не только духовный голод, но и усладить глаз знаменитым монастырским розарием. Возведена обитель на печально известной в XX веке улице Большая Лубянка.
Наместник: архимандрит Тихон (Шевкунов)
Святыни:
- точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив);
- чтимый список Владимирской иконы Божией Матери; мощи священномученика Илариона (Троицкого);
- частицы мощей преподобной Марии Египетской, святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста и Василия Великого, преподобного Серафима Саровского и других святых
Адрес: Б. Лубянка, 19 (метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сухаревская», «Лубянка», «Кузнецкий мост»)
Покаянный
Первое известие о древнейшем Иоанно-Предтеченском женском монастыре, расположенном в части Москвы, называемой Белым городом (недалеко от Кремля), относится к 1415 году. Обитель почиталась царскими особами: здесь молились цари Иоанн Васильевич и Михаил Федорович Романовы, царица Евдокия Лукьяновна. Помимо царской заботы, монастырь был родовой обителью многих московских семейств. Интересной страницей в истории монастыря является пребывание здесь с 1785 года монахини Досифеи, дочери императрицы Елизаветы Петровны, по мнению историков.
Настоятельница: игумения Афанасия (Грошева)
Святыни:
- чтимая икона Божией Матери «Смоленская»;
- образы святого пророка Иоанна Предтечи с обручем и частицей мощей;
- икона праведной Елизаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской;
- образа с частицами мощей разных святых;
- частички гроба преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны (в алтаре) и блаженной Матроны Московской
Адрес: Малый Ивановский пер., 2 (метро «Китай-город»)
Сайт: http://ioannpredtecha.ru
Благолепный
Дом Пречистой Богородицы Одигитрии, Новодевичий – один из старейших и, пожалуй, самый красивый женский монастырь столицы. Как верно заметил поэт, здесь каждый камень дышит историей. Обитель находится в излучине Москвы-реки на Девичьем поле. Это настоящая крепость: высокие неприступные стены (высота 11 метров, протяженность 870 метров), кирпичные башни с бойницами (всего их 12), отделанные белым камнем и украшенные ажурными «коронами». Основан в 1524 году в память освобождения Смоленска от иноземных захватчиков и возвращения города в состав Русского государства.
Настоятельница: игумения Маргарита (Феоктистова)
Святыни:
Смоленская Одигитрия и Иверская иконы Божией Матери;
образ святителя Николая с частицей мощей; ковчеги с частицами мощей разных святых.
Адрес: Новодевичий проезд, 1 (метро «Спортивная»)
Сайт: http://novodev.msk.ru
Тихий
В Москве немного тихих мест. Донской мужской монастырь – одно из них. Здесь царят мир и покой, охраняемые старыми липовыми аллеями, яблоневым садом и строгим кладбищем. Расположен монастырь вблизи старой Калужской дороги, в юго-западном направлении от центра Москвы, вдали от трассы, что и обеспечивает обители относительное затишье посреди мегаполиса. Основанный царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность избавления столицы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591–1593 гг., Донской дополнил собою южный оборонительный пояс Москвы, создаваемый Новодевичьим и Даниловым монастырями.
Наместник: игумен Парамон (Голубка)
Святыни:
- чудотворная икона Богородицы «Донская»;
- чтимые образы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение»;
- мощи святителя Тихона, Патриарха Московского
Адрес: Донская площадь, 1 (метро «Шаболовская»)
Сайт: www.donskoi.org
Многолюдный
Покровский женский монастырь у Покровской заставы – один из последних по времени основания. Прежде всего, известен пребыванием в нем мощей блаженной старицы Матроны Московской. Каждый день сюда стекаются сотни верующих со всего мира, поэтому в обители всегда многолюдно. Богомольцы собираются у ворот монастыря еще до рассвета, чтобы занять очередь к мощам. Покровская обитель основана в 1635 году царем Михаилом Феодоровичем в память о преставлении его отца, Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова. Тогда это была окраина Москвы с «убогими домами» – кладбищем, куда свозили тела нищих и бездомных со всей округи. Отсюда и первоначальное название монастыря – «Покрова на убогих домах».
Настоятельница:
игумения Феофания (Мискина)
Святыни:
- старинный образ Богородицы Тихвинской;
- келейная икона святой Матроны Богоматерь «Взыскание погибших»;
- мощи блаженной Матроны Московской
Адрес: Таганская, 58 (метро «Марксистская», «Пролетарская», «Крестьянская застава»)
Живописный
На правом берегу Москвы-реки, у подножия Воробьёвых гор, расположен Андреевский мужской монастырь, чьи купола хорошо просматриваются с Андреевского моста. У этого места несколько названий: «в горах», «Андреевские яры», «у Воробьёвых круч», однако Пленницы – наиболее распространенное. Основана обитель в честь святого мученика Андрея Стратилата, по преданию, в XIII веке, но первые документальные сведения о ней содержатся в летописях XVI столетия, когда она именовалась Преображенской пустынью. В память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана КызыГирея в 1591 году, состоявшегося в праздник мученика Андрея Стратилата, был построен сначала деревянный, а затем (в 1675 году) каменный надвратный храм во имя святого мученика, богато украшенный полихромными изразцами. С тех пор монастырь стал называться Андреевским. Наряду с Новодевичьим, Донским и Свято-Даниловым монастырями-сторожами Андреевский составлял южное защитное кольцо Москвы.
Наместник: епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев)
Святыни:
- чтимая икона Божией Матери Казанская,
- деревянное Распятие XIX века
Адрес: Андреевская набережная, 2 (метро «Воробьевы горы», «Ленинский проспект»)
Сайт: http://andreevskymon.ru
Незримые обители Москвы
История
За последние 20 лет некоторые древние обители пережили новое рождение. В частности, из руин восстановлены Сретенский и Зачатьевский монастыри. Однако остаются и такие обители, которые «живут» в городе только как призраки былого величия и духовной мощи. А Москва, в свою очередь, хранит следы своих святынь: там, где нет стен и храмов, безусловно, живет память о них.
Многие монастыри были стерты с карты столицы в годы советской власти, а некоторые из них, как Чудов и Вознесенский, «ушли» сами, подчиняясь перемене облика Кремля. Вспомнив хотя бы несколько из утраченных московских обителей, можно попытаться представить, какую роль они играли в формировании города.
Нашей обителью управляют два Патриарха
Духовная география
… будто бы в шутку, а на самом деле всерьез говорят насельники Донского мужского монастыря. И мы без подсказки понимаем, кто именно: святитель Тихон и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Обитель на глазах хорошеет, развивается. Находясь в центре Москвы, она, как и другие городские монастыри, несет немалые труды по окормлению и духовному просвещению множества мирян. У братии есть понимание, что это их миссия
«Легких послушаний не бывает»
Из первых уст
Игумен Парамон (Голубка)
… Особенно когда послушание связано с назначением тебя наместником обители почти в самом центре шумного города. По словам игумена Парамона, наместника Донского мужского монастыря в Москве, если монах чутко прислушивается не к тому, чего сам хочет, а какова воля Божия о нем, то любое послушание-назначение часто бывает неожиданным и, главное, крайне ответственным. Отчет за свои действия и устремления приходится давать перед Богом
Трудотерапия – человеколюбие
Один день из жизни…
Игумен Петр (Мещеринов)
Тишь, глушь, благодать. В отличие от своего «столичного брата», подворье Свято-Даниловского мужского монастыря в селе Долматово Московской области – это всего шесть насельников во главе с игуменом Петром (Мещериновым), сады-огороды и бескрайние поля-луга. На подворье братия в большей степени занимаются физическим трудом. Однако все сбалансировано, работа не должна мешать молитве. Наш главный принцип – человеколюбие. Чтобы никого не переутомлять сверх меры
Внутренняя жизнь монаха в условиях постоянного общения с миром
Мнение
Игумения Мария (Сидиропуло)
Внутренняя жизнь монаха во многом зависит от внутреннего устава обители. Монастырь, как духовная колыбель, принимает в себя младенцев и дает им все нужное для того, чтобы они росли для Бога. Молитва как главное дело монаха есть не только собеседование с Богом, она – атмосфера, в которой живет душа, а монастыри или ισιχαστιρηα – буквально «место тишины, покоя» – создают ту атмосферу, которая способствует молитве.
Подвиг Христа ради в центре мегаполиса
Голоса времени
Сегодня многим москвичам известно, что во времена безбожия у столичного града была своя усердная молитвенница – схимонахиня Ольга (Ложкина) (1871-1973).
Вразумить современного человека, отягощенного многими искушениями, «традиционными» духовными средствами непросто. Некоторые уже не воспринимают и самые мудрые слова, а опыт подвижников для тех, кто воспитывался в безбожии, часто представляется непонятным и бессмысленным. Но даже в самые тяжелые атеистические времена находились в России молитвенники, которые заставляли современников услышать слово Божие и изменить свою жизнь. Сделать это через открытую проповедь зачастую было невозможно, поэтому они брали на себя тяжелейший подвиг юродства, отказавшись от славы человеческой и посвятив жизнь Одному Христу
Не от мира сего
Паломничество
Более 30 лет назад отошел ко Господу иеромонах Серафим (Роуз), автор множества богословских и философских трудов, подвижник православия. Но все эти годы остается без ответа вопрос, каким образом стало возможным появление в благополучной протестантской Америке подлинного образа святоотеческой традиции, каким был отец Серафим.
Монастырь преподобного Германа Аляскинского, расположенный неподалеку от городка Платина, в горах северной Калифорнии, был основан как скит братства святого Германа по благословению архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведева) в 1969 году. Основатели братства, Евгений Роуз и Глеб Подмошенский, вскоре приняли монашеский постриг. Первый – с именем Серафим (в честь преподобного Серафима Саровского), второй – с именем Герман (в честь святого Германа Аляскинского). Обретя подлинный смысл жизни, двое молодых людей ушли от мира и создали в лесу монашескую общину по идеалам Святой Руси, издавали журналы и книги, неся свет православия Америке и всему миру.
Проповедь счастья
A d v e r b u m
Архимандрит Симеон (Томачинский)
Русская литература является одним из главных хранителей ценностей, составляющих православную цивилизацию. Тема счастья интересна христианину, поскольку от толкования этого термина во многом зависит, к какому типу цивилизации принадлежит та или иная общность.
Само русское слово «счастье» своей внутренней формой раскрывает значение этого понятия: «быть с частью», «быть причастным». В Псалтири говорится: «Часть моя еси, Господи» (Пс. 118:57) и «Ты еси упование мое, часть моя на земли живых» (Пс. 141:5). «Часть» в данном контексте означает не какой-то фрагмент – половину или четверть, – а: Ты, Господи, моя участь, мой удел, мой жребий, мое богатство и слава. Счастье человека – это Сам Бог. Не случайно главным Таинством православной Церкви является Причастие Телу и Крови Христовым, Евхаристия.
Как же описывает счастье русская литература, что вкладывали наши поэты и писатели в это слово?
Преподобный Арсений Великий: Пленник пустыни
Отцы Церкви
Во время своей жизни и подвижничества в пустыне святой Арсений явился великим делателем безмолвия – новой формы аскезы IV столетия. Сделав, таким образом, акцент на внутреннем, а не внешнем подвиге монаха
Жития преподобного Арсения Великого были составлены на основании патериковых «Достопамятных сказаний» двумя авторами, пожелавшими остаться неизвестными, а также через несколько столетий после кончины святого Арсения преподобным Симеоном Метафрастом. Существует также житие и похвала Арсению Великому преподобного Феодора Студита. В Скитском Патерике «приводится много изречений преподобного Арсения, пользовавшихся большою известностью в мире монашеском на Востоке и у нас в древних монастырях».
De Vita Sua
Книжная полка | Рецензия
На русский язык переведено самое объемное из стихотворных сочинений святителя Григория Богослова, в котором он пересказывает свою жизнь. «О себе самом» – это значимый источник исторических сведений об одном из величайших богословов Восточной Церкви. Из первых уст, откровенно и без прикрас.
Святой Григорий Богослов (Григорий Назианзин), отец Церкви и один из великих каппадокийцев, о себе рассказывает именно в стихах. Вообще, богословское и литературное наследие святителя составляют 246 посланий, 507 стихотворений и 45 «Слов». Тексты его сочинений были использованы в позднейшей гимнографии. Пасхальный, рождественский и богоявленский каноны – это перефразированные преподобным Иоанном Дамаскиным отрывки из проповедей святителя. Практически каждое из его произведений имеет глубокий личный отпечаток. Послания, письма, стихотворные сочинения переполнены живой верой, подлинным чувством и по-настоящему искренни.