«Монастырский вестник». 2015. № 7 (19)

Тема номера: Монастырь в большом городе

Монашеское уединение состоит не в том, чтобы совершенно не соприкасаться с миром, не общаться с мирянами. Важно создать особый, размеренный строй жизни внутри самого монастыря. И тогда обитель может находиться в городе, в деревне или в пустыне — монашество в ней будет процветать. Но в городе монастырь призван к особой миссии — показывать образец христианской жизни посреди мира, говорить о красоте православной веры. Эта проповедь может быть безмолвной и выражаться в благолепии храмов, в церковном пении и других искусствах, в самом образе жизни монашествующих, их поведении. Тишина, мир, чистая радость о Господе и есть то сокровище, которое хранит монаха посреди самого шумного города и за которым в монастыри приходят горожане...

Официальные материалы. События

  • Новая Священная Эпистасия на Афоне
  • Во Всехсвятском скиту Валаамского монастыря мироточит Казанская Божией Матери
  • Реставрация Высоко-Петровской Обители
  • Отошел ко Господу игумен Варсонофий (Худояров)
  • В Москве побывала мантия святого Гавриила (Ургебадзе)
  • 25-летие канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского

«Монастырь в городе – маяк для мирян»

Тема номера

Архимандрит Алексий (Поликарпов)

О пути к монашеству, особенностях монастырской жизни в городе, проблемах современного иночества и многом другом журнал «МВ» беседует с наместником Свято-Данилова монастыря архимандритом Алексием (Поликарповым)

Московское богомолье. 12 монастырей столицы

Тема номера

«МВ» открывает новую рубрику – путеводитель по действующим обителям России. И первые в списке – монастыри столицы... каждому монастырю свойственна особая черта, свое лицо, неповторимый образ, делающий его уникальным и выделяющимся среди других: «Даниловский официален, строг, по-военному подтянут и по-парадному свеж. Сретенский – многолюден, молод, инициативен и жужжит подобно пчелиному улью. Донскому свойственен размеренный, тихий, вдумчивый дух» … Монастыри Москвы очень разные, но их объединяет одно: это каменная летопись русской истории, украшение города и якорь спасения для его жителей

Строгий

Первая обитель Москвы, Свято-Данилов мужской монастырь основан в 1282 году святым благоверным князем Даниилом Московским, младшим сыном великого князя Александра Невского.

Наместник: архимандрит Алексий (Поликарпов)

Святыни:

  • рака, ковчег и иконы с частицами мощей святого князя Даниила;
  • рака с мощами преподобного Георгия Даниловского, исповедника;
  • ковчеги с мощами святого князя Александра Невского, святителя Николая Чудотворца, преподобного Саввы Сторожевского;
  • иконы Божией Матери: Казанская, Владимирская с акафистом, «Троеручица», «Достойно есть»
  • иконы с частицами мощей разных святых;
  • башмачок святителя Спиридона Тримифунтского.

Адрес: Даниловский вал, 22 (метро «Тульская», «Павелецкая»)

Сайт: http://msdm.ru

Торжественный

Фамильная усыпальница Романовых, Новоспасский монастырь, колокольню и купола которого можно увидеть с набережной или (лучше всего) с прогулочного теплохода по Москве-реке, был основан святым благоверным князем Даниилом в XIII столетии на месте Даниловской обители. Там монастырь, посвященный Спасителю, пробыл недолго, всего несколько десятилетий. Сын святого Даниила великий князь Иоанн Калита пожелал видеть вблизи своего дворца иноческую обитель и по благословению митрополита Феогноста в 1330 году перенес Спасский монастырь на Кремлевский Боровицкий холм, к храму Преображения Господня. По своему новому положению обитель стала называться Новоспасской, или монастырем Спаса на Новом.

Наместник: епископ Воскресенский Савва (Михеев)

Святыни:

  • список чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица»;
  • ковчеги с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских, Ризы Господней, Ризы Божией Матери, Животворящего Креста Господня и разных святых

Адрес: Крестьянская пл., 10 (метро «Крестьянская застава», «Пролетарская»)

Сайт: http://novospasskiymon.ru

Вдохновляющий

Излюбленная колыбель художников и поэтов, раскинувшаяся почти на целый квартал улицы Петровки, Высоко-Петровский мужской монастырь – святая святых в сердце столицы. В нынешнем году обитель отмечает 700-летие со времени основания в XIV веке (около 1315 г.) первым митрополитом Киевским и всея Руси Петром в честь святых апостолов Петра и Павла.

Наместник: игумен Петр (Еремеев)

Святыни:

  • частицы мощей святителя Петра, святых апостолов Петра и Павла, преподобного Сергия Радонежского и целого ряда святых;
  • крест с частицей Древа Господня;
  • чудотворные Казанская и Толгская иконы Божьей Матери;
  • дивеевский ковчег с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, мантией и частью камня, на котором он молился;
  • мощевик с частицами мощей всех 82 преподобных отцов Киево-Печерских;
  • серебряный ковчег в виде стопы с мощами святителя Митрофана Воронежского;
  • скульптурный образ Нила Столобенского с частицей мощей

Адрес: Петровка, 28/2 (метро «Пушкинская», «Чеховская», «Тверская», «Трубная»)

Сайт: http://vpmon.ru

Благоговейный

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь (первоначально Алексеевский) расположен в самом центре столичного мегаполиса, чуть в глубине от древней улицы Остоженки, и находится в тесном пространственном, архитектурном, историческом и духовном единстве с московским Кремлем, храмом Христа Спасителя и церковью святого пророка Илии в Обыденном переулке. Зачатьевский – первая девичья обитель под началом игумении по примеру греческих монастырей – был основан в 1360 году на берегу Москвы-реки по благословению великого светильника Церкви Русской – митрополита Алексия.

Настоятельница: игумения Иулиания (Каледа)

Святыни:

  • старинный Крест-Распятие с частицами Крови Христовой, Древа Креста и Гроба Господня;
  • пояс Пресвятой Богородицы;
  • чудотворная икона Божией Матери «Милостивая»;
  • чтимые образы Царицы Небесной «Феодоровская» и «Знамение»;
  • частица мощей святого праведного Лазаря Четверодневного;
  • «апостольский мощевик»;
  • несколько ковчегов с частицами святых угодников.

Адрес: 2-й Зачатьевский пер., 2 (метро «Кропоткинская»)

Сайт: http://zachatevmon.ru

Умиротворенный

В 10 минутах ходьбы от Петровской обители находится Богородице-Рождественский женский монастырь, воздвигнутый в честь победы русского народа на Куликовом поле и посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы. Основан на вершине холма у реки Неглинной (сейчас это место застроено) в 1386 году княгиней Марией Серпуховской, матерью героя Куликовской битвы князя Владимира Храброго. Первыми насельницами обители стали вдовы, матери и сироты воинов, на поле Куликовом «за веру и отечество живот свой положивших».

Настоятельница: игумения Викторина (Перминова)

Святыни:

  • чтимые иконы Богоматери: Казанская, Боголюбская, Рождества Пресвятой Богородицы;
  • частица мощей святого великомученика Георгия Победоносца;
  • икона Святой Живоначальной Троицы;
  • образ святой Софии Суздальской с частицей мощей;
  • иконы с частицами мощей святых

Адрес: Рождественка, 20 (метро «Трубная», «Кузнецкий мост»)

Сайт: http://www.mbrsm.ru

Творческий

По соседству с Рождественской обителью расположен Сретенский мужской монастырь – древнейший в Москве. Беспрерывный поток машин за его оградой не прекращается даже ночью, зато внутри это тихий оазис посреди городской пустыни, где путник сможет утолить не только духовный голод, но и усладить глаз знаменитым монастырским розарием. Возведена обитель на печально известной в XX веке улице Большая Лубянка.

Наместник: архимандрит Тихон (Шевкунов)

Святыни:

  • точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив);
  • чтимый список Владимирской иконы Божией Матери; мощи священномученика Илариона (Троицкого);
  • частицы мощей преподобной Марии Египетской, святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста и Василия Великого, преподобного Серафима Саровского и других святых

Адрес: Б. Лубянка, 19 (метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сухаревская», «Лубянка», «Кузнецкий мост»)

Сайт: http://www.pravoslavie.ru

Покаянный

Первое известие о древнейшем Иоанно-Предтеченском женском монастыре, расположенном в части Москвы, называемой Белым городом (недалеко от Кремля), относится к 1415 году. Обитель почиталась царскими особами: здесь молились цари Иоанн Васильевич и Михаил Федорович Романовы, царица Евдокия Лукьяновна. Помимо царской заботы, монастырь был родовой обителью многих московских семейств. Интересной страницей в истории монастыря является пребывание здесь с 1785 года монахини Досифеи, дочери императрицы Елизаветы Петровны, по мнению историков.

Настоятельница: игумения Афанасия (Грошева)

Святыни:

  • чтимая икона Божией Матери «Смоленская»;
  • образы святого пророка Иоанна Предтечи с обручем и частицей мощей;
  • икона праведной Елизаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской;
  • образа с частицами мощей разных святых;
  • частички гроба преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны (в алтаре) и блаженной Матроны Московской

Адрес: Малый Ивановский пер., 2 (метро «Китай-город»)

Сайт: http://ioannpredtecha.ru

Благолепный

Дом Пречистой Богородицы Одигитрии, Новодевичий – один из старейших и, пожалуй, самый красивый женский монастырь столицы. Как верно заметил поэт, здесь каждый камень дышит историей. Обитель находится в излучине Москвы-реки на Девичьем поле. Это настоящая крепость: высокие неприступные стены (высота 11 метров, протяженность 870 метров), кирпичные башни с бойницами (всего их 12), отделанные белым камнем и украшенные ажурными «коронами». Основан в 1524 году в память освобождения Смоленска от иноземных захватчиков и возвращения города в состав Русского государства.

Настоятельница: игумения Маргарита (Феоктистова)

Святыни:

Смоленская Одигитрия и Иверская иконы Божией Матери;

образ святителя Николая с частицей мощей; ковчеги с частицами мощей разных святых.

Адрес: Новодевичий проезд, 1 (метро «Спортивная»)

Сайт: http://novodev.msk.ru

Тихий

В Москве немного тихих мест. Донской мужской монастырь – одно из них. Здесь царят мир и покой, охраняемые старыми липовыми аллеями, яблоневым садом и строгим кладбищем. Расположен монастырь вблизи старой Калужской дороги, в юго-западном направлении от центра Москвы, вдали от трассы, что и обеспечивает обители относительное затишье посреди мегаполиса. Основанный царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность избавления столицы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591–1593 гг., Донской дополнил собою южный оборонительный пояс Москвы, создаваемый Новодевичьим и Даниловым монастырями.

Наместник: игумен Парамон (Голубка)

Святыни:

  • чудотворная икона Богородицы «Донская»;
  • чтимые образы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение»;
  • мощи святителя Тихона, Патриарха Московского

Адрес: Донская площадь, 1 (метро «Шаболовская»)

Сайт: www.donskoi.org

Многолюдный

Покровский женский монастырь у Покровской заставы – один из последних по времени основания. Прежде всего, известен пребыванием в нем мощей блаженной старицы Матроны Московской. Каждый день сюда стекаются сотни верующих со всего мира, поэтому в обители всегда многолюдно. Богомольцы собираются у ворот монастыря еще до рассвета, чтобы занять очередь к мощам. Покровская обитель основана в 1635 году царем Михаилом Феодоровичем в память о преставлении его отца, Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова. Тогда это была окраина Москвы с «убогими домами» – кладбищем, куда свозили тела нищих и бездомных со всей округи. Отсюда и первоначальное название монастыря – «Покрова на убогих домах».

Настоятельница:

игумения Феофания (Мискина)

Святыни:

  • старинный образ Богородицы Тихвинской;
  • келейная икона святой Матроны Богоматерь «Взыскание погибших»;
  • мощи блаженной Матроны Московской

Адрес: Таганская, 58 (метро «Марксистская», «Пролетарская», «Крестьянская застава»)

Сайт: http://www.pokrov-monastir.ru

Живописный

На правом берегу Москвы-реки, у подножия Воробьёвых гор, расположен Андреевский мужской монастырь, чьи купола хорошо просматриваются с Андреевского моста. У этого места несколько названий: «в горах», «Андреевские яры», «у Воробьёвых круч», однако Пленницы – наиболее распространенное. Основана обитель в честь святого мученика Андрея Стратилата, по преданию, в XIII веке, но первые документальные сведения о ней содержатся в летописях XVI столетия, когда она именовалась Преображенской пустынью. В память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана КызыГирея в 1591 году, состоявшегося в праздник мученика Андрея Стратилата, был построен сначала деревянный, а затем (в 1675 году) каменный надвратный храм во имя святого мученика, богато украшенный полихромными изразцами. С тех пор монастырь стал называться Андреевским. Наряду с Новодевичьим, Донским и Свято-Даниловым монастырями-сторожами Андреевский составлял южное защитное кольцо Москвы.

Наместник: епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев)

Святыни:

  • чтимая икона Божией Матери Казанская,
  • деревянное Распятие XIX века

Адрес: Андреевская набережная, 2 (метро «Воробьевы горы», «Ленинский проспект»)

Сайт: http://andreevskymon.ru

Незримые обители Москвы

История

За последние 20 лет некоторые древние обители пережили новое рождение. В частности, из руин восстановлены Сретенский и Зачатьевский монастыри. Однако остаются и такие обители, которые «живут» в городе только как призраки былого величия и духовной мощи. А Москва, в свою очередь, хранит следы своих святынь: там, где нет стен и храмов, безусловно, живет память о них.

Многие монастыри были стерты с карты столицы в годы советской власти, а некоторые из них, как Чудов и Вознесенский, «ушли» сами, подчиняясь перемене облика Кремля. Вспомнив хотя бы несколько из утраченных московских обителей, можно попытаться представить, какую роль они играли в формировании города.

Нашей обителью управляют два Патриарха

Духовная география

… будто бы в шутку, а на самом деле всерьез говорят насельники Донского мужского монастыря. И мы без подсказки понимаем, кто именно: святитель Тихон и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Обитель на глазах хорошеет, развивается. Находясь в центре Москвы, она, как и другие городские монастыри, несет немалые труды по окормлению и духовному просвещению множества мирян. У братии есть понимание, что это их миссия

«Легких послушаний не бывает»

Из первых уст

Игумен Парамон (Голубка)

… Особенно когда послушание связано с назначением тебя наместником обители почти в самом центре шумного города. По словам игумена Парамона, наместника Донского мужского монастыря в Москве, если монах чутко прислушивается не к тому, чего сам хочет, а какова воля Божия о нем, то любое послушание-назначение часто бывает неожиданным и, главное, крайне ответственным. Отчет за свои действия и устремления приходится давать перед Богом

Трудотерапия – человеколюбие

Один день из жизни…

Игумен Петр (Мещеринов)

Тишь, глушь, благодать. В отличие от своего «столичного брата», подворье Свято-Даниловского мужского монастыря в селе Долматово Московской области – это всего шесть насельников во главе с игуменом Петром (Мещериновым), сады-огороды и бескрайние поля-луга. На подворье братия в большей степени занимаются физическим трудом. Однако все сбалансировано, работа не должна мешать молитве. Наш главный принцип – человеколюбие. Чтобы никого не переутомлять сверх меры

Внутренняя жизнь монаха в условиях постоянного общения с миром

Мнение

Игумения Мария (Сидиропуло)

Внутренняя жизнь монаха во многом зависит от внутреннего устава обители. Монастырь, как духовная колыбель, принимает в себя младенцев и дает им все нужное для того, чтобы они росли для Бога. Молитва как главное дело монаха есть не только собеседование с Богом, она – атмосфера, в которой живет душа, а монастыри или ισιχαστιρηα – буквально «место тишины, покоя» – создают ту атмосферу, которая способствует молитве.

Подвиг Христа ради в центре мегаполиса

Голоса времени

Сегодня многим москвичам известно, что во времена безбожия у столичного града была своя усердная молитвенница – схимонахиня Ольга (Ложкина) (1871-1973).

Вразумить современного человека, отягощенного многими искушениями, «традиционными» духовными средствами непросто. Некоторые уже не воспринимают и самые мудрые слова, а опыт подвижников для тех, кто воспитывался в безбожии, часто представляется непонятным и бессмысленным. Но даже в самые тяжелые атеистические времена находились в России молитвенники, которые заставляли современников услышать слово Божие и изменить свою жизнь. Сделать это через открытую проповедь зачастую было невозможно, поэтому они брали на себя тяжелейший подвиг юродства, отказавшись от славы человеческой и посвятив жизнь Одному Христу

Не от мира сего

Паломничество

Более 30 лет назад отошел ко Господу иеромонах Серафим (Роуз), автор множества богословских и философских трудов, подвижник православия. Но все эти годы остается без ответа вопрос, каким образом стало возможным появление в благополучной протестантской Америке подлинного образа святоотеческой традиции, каким был отец Серафим.

Монастырь преподобного Германа Аляскинского, расположенный неподалеку от городка Платина, в горах северной Калифорнии, был основан как скит братства святого Германа по благословению архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведева) в 1969 году. Основатели братства, Евгений Роуз и Глеб Подмошенский, вскоре приняли монашеский постриг. Первый – с именем Серафим (в честь преподобного Серафима Саровского), второй – с именем Герман (в честь святого Германа Аляскинского). Обретя подлинный смысл жизни, двое молодых людей ушли от мира и создали в лесу монашескую общину по идеалам Святой Руси, издавали журналы и книги, неся свет православия Америке и всему миру.

Проповедь счастья

A d v e r b u m

Архимандрит Симеон (Томачинский)

Русская литература является одним из главных хранителей ценностей, составляющих православную цивилизацию. Тема счастья интересна христианину, поскольку от толкования этого термина во многом зависит, к какому типу цивилизации принадлежит та или иная общность.

Само русское слово «счастье» своей внутренней формой раскрывает значение этого понятия: «быть с частью», «быть причастным». В Псалтири говорится: «Часть моя еси, Господи» (Пс. 118:57) и «Ты еси упование мое, часть моя на земли живых» (Пс. 141:5). «Часть» в данном контексте означает не какой-то фрагмент – половину или четверть, – а: Ты, Господи, моя участь, мой удел, мой жребий, мое богатство и слава. Счастье человека – это Сам Бог. Не случайно главным Таинством православной Церкви является Причастие Телу и Крови Христовым, Евхаристия.

Как же описывает счастье русская литература, что вкладывали наши поэты и писатели в это слово?

Преподобный Арсений Великий: Пленник пустыни

Отцы Церкви

Во время своей жизни и подвижничества в пустыне святой Арсений явился великим делателем безмолвия – новой формы аскезы IV столетия. Сделав, таким образом, акцент на внутреннем, а не внешнем подвиге монаха

Жития преподобного Арсения Великого были составлены на основании патериковых «Достопамятных сказаний» двумя авторами, пожелавшими остаться неизвестными, а также через несколько столетий после кончины святого Арсения преподобным Симеоном Метафрастом. Существует также житие и похвала Арсению Великому преподобного Феодора Студита. В Скитском Патерике «приводится много изречений преподобного Арсения, пользовавшихся большою известностью в мире монашеском на Востоке и у нас в древних монастырях».

De Vita Sua

Книжная полка | Рецензия

На русский язык переведено самое объемное из стихотворных сочинений святителя Григория Богослова, в котором он пересказывает свою жизнь. «О себе самом» – это значимый источник исторических сведений об одном из величайших богословов Восточной Церкви. Из первых уст, откровенно и без прикрас.

Святой Григорий Богослов (Григорий Назианзин), отец Церкви и один из великих каппадокийцев, о себе рассказывает именно в стихах. Вообще, богословское и литературное наследие святителя составляют 246 посланий, 507 стихотворений и 45 «Слов». Тексты его сочинений были использованы в позднейшей гимнографии. Пасхальный, рождественский и богоявленский каноны – это перефразированные преподобным Иоанном Дамаскиным отрывки из проповедей святителя. Практически каждое из его произведений имеет глубокий личный отпечаток. Послания, письма, стихотворные сочинения переполнены живой верой, подлинным чувством и по-настоящему искренни.

Материалы по теме

Новости

Доклады

Монастыри

Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Донской ставропигиальный мужской монастырь
115419, Россия, Москва, Донская пл., 1–3
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Москва, 2-й Зачатьевский переулок, 2с13
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
107031, Россия, Москва, ул. Б. Лубянка д. 19, стр. 1
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
119334, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Гагаринский, наб. Андреевская, д. 2, стр. 1
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
109028, Россия, Москва, Малый Ивановский переулок, д. 2
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Москва, улица Даниловский Вал, 22с17
Донской ставропигиальный мужской монастырь
115419, Россия, Москва, Донская пл., 1–3
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Москва, 2-й Зачатьевский переулок, 2с13
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
107031, Россия, Москва, ул. Б. Лубянка д. 19, стр. 1
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
119334, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Гагаринский, наб. Андреевская, д. 2, стр. 1
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
109028, Россия, Москва, Малый Ивановский переулок, д. 2
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери