«Монастырский вестник». 2015. №2 (14)

Тема номера: Старчество. Таинство духовного руководства

Если мы понимаем под старчеством духовное руководство, которое является особой христианской практикой, направленной на очищение ума и сердца христианина или, более узко, подвижника, то такая аскетическая практика по определенным документам фиксируется достаточно рано. Один из авторов начала XX столетия приводит текст из Оригена (III век), в котором фактически описывается практика духовного руководства. Поэтому можно сделать вывод, что подобная практика появляется одновременно с христианским аскетизмом, вместе с такими его составляющими, как молитва, пост, бдение и т.д. Естественно, что практика духовного руководства получает особый импульс с появлением монашества. И далее именно внутри монашества старчество активно развивается, разрабатывается, конкретизируются методики духовного руководства. Что касается самого термина «старец», то оно достаточно позднее. Первоначально духовный руководитель назывался «отцом», на востоке – «авва».

Официальные материалы. События

  • Канонизирован старец Паисий Святогорец
  • Святейший Патриарх Кирилл подвел итоги деятельности монастырей в 2014 году
  • В грузинском монастырском комплексе Давид Гареджи обнаружена молельня зального типа
  • Обновлен Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор Соловецкого монастыря
  • 3 января 2014 годаВысоко-Петровский монастырь открыл череду торжеств, посвященных 700-летию обители

Основа старчества – духовный опыт. Беседа с Алексеем Бегловым

Тема номера

О старчестве журнал «Монастырский вестник» беседует с Бегловым Алексеем Львовичем. Алексей Львович – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, лауреат Премии памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) 2009 г. в номинации «История Православной Церкви» за книгу «В поисках “безгрешных катакомб”. Церковное подполье в СССР», публикатор документов по истории русского монашества XIX и XX веков, в том числе по истории тайных монашеских общин советского периода. В сфере его научных интересов – история Русской Православной Церкви в XIX–XX веках, в том числе – история русской аскетической традиции в этот период

Если мы понимаем под старчеством духовное руководство, которое является особой христианской практикой, направленной на очищение ума и сердца христианина или, более узко, подвижника, то такая аскетическая практика по определенным документам фиксируется достаточно рано. Один из авторов начала XX столетия приводит текст из Оригена (III век), в котором фактически описывается практика духовного руководства. Поэтому можно сделать вывод, что подобная практика появляется одновременно с христианским аскетизмом, вместе с такими его составляющими, как молитва, пост, бдение и т.д. Естественно, что практика духовного руководства получает особый импульс с появлением монашества. И далее именно внутри монашества старчество активно развивается, разрабатывается, конкретизируются методики духовного руководства. Что касается самого термина «старец», то оно достаточно позднее. Первоначально духовный руководитель назывался «отцом», на востоке – «авва».

Слово на Сретение Господне

Праздник

Святитель Амфилохий Иконийский

«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по решенному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк.2:22–24)

По закону Моисееву, родильницы в течение сорока дней не могли являться в церковь Божию; по прошествии же этого времени обязаны были явиться в храм и от священника принять очистительную молитву. Подвергается сему закону и Пречистая Матерь Божия Дева Мария – не потому, чтобы имела нужду в очищении Родившая бессеменного Источника чистоты и святости, но дабы исполнить закон Божий и показать совершенный образец благочестия и смиренномудренного повиновения воле Божией. Посему Она, подобно прочим женам израильским, вместе со святым обручником Иосифом приносит предвечного Младенца Иисуса во храм Иерусалимский, чтобы представить пред Господа, ибо, по закону Божию, всякий первенец мужского пола посвящаем был Богу как Ему единому принадлежащий.

Принципы общежительного монашества по учению отцов

Богословие

Архимандрит Елисей

Взаимное служение братий является деятельным возрастанием в любви, которая выражается в деликатном отношении друг к другу. В каждодневном общении монахи должны прилагать все усилия к тому, чтобы ни в чем не задеть, не ущемить других братьев. Мерилом истинного братства старец Емилиан полагал любовь между братиями. Сердце каждого должно быть «открытым, исполненным простоты, искренности и сочувствия». Это взаимоуважение выражается и в избегании любых конфликтов.

Общность выражается, прежде всего, через единомыслие: «Одно мнение, одна воля, равно как и борение, и единомыслие во всем». Там, где есть место самомнению и своеволию, будут тесноты и огорчения, и монахи не смогут зреть горняя – учит нас старец Емилиан, который всегда придавал этому принципу огромное значение для выживания монастыря.Разумеется, временами Церковь мирилась с существованием идиоритмических или особножительных монастырей, но это было вызвано тяжелыми историческими обстоятельствами и всегда происходило ради икономии с осознанием, что такая форма монашества не соответствует традиции.

Игумения как духовная мать

Богословие

Игумения Феоксения

Своими корнями монашеский образ жизни уходит в апостольский период. И в особенности общежительное монашество действовало и действует в соответствии с апостольской заповедью иметь все общее. Пусть у монахов разнятся дарования, но есть общность аскетического подвига и эсхатологического устремления, то есть чаяния встречи с воскресшим Христом, которое опытно переживали христиане ранней Церкви.

Своими корнями монашеский образ жизни уходит в апостольский период. И в особенности общежительное монашество действовало и действует в соответствии с апостольской заповедью иметь все общее. Пусть у монахов разнятся дарования, но есть общность аскетического подвига и эсхатологического устремления, то есть чаяния встречи с воскресшим Христом, которое опытно переживали христиане ранней Церкви.

«Нужно любить оставаться в своей келье»

Интервью

Схиархимандрит Гавриил (Бунге)

Екатерина Орлова

В России побывал схиархимандрит Гавриил (Бунге). Уже много лет отец Гавриил изучает труды отцов Церкви и является одним из ведущих исследователей творений Евагрия Понтийского (345–399). В 2010 году отец Гавриил принял Православие и теперь подвизается в Крестовоздвиженской пустыни близ г. Лугано (Швейцария). Его приезд в Россию связан с проходившей 11–12 декабря 2014 года в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ Второй международной патристической конференции на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие». 11 декабря отец Гавриил участвовал в презентации трех своих книг, посвященных страстям уныния, гнева и чревоугодия. Презентация состоялась в Духовной семинарии Сретенского монастыря. Эти труды изначально были задуманы отцом Гавриилом как руководство в духовной борьбе со страстями для его послушника, ныне монаха, Рафаила и духовных чад. О книгах, уставе Крестовоздвиженского скита в Швейцарии и особенностях монашеской жизни после присоединения к Русской Православной Церкви он рассказал на презентации в Сретенском монастыре, а также ответил на вопросы ее участников.

«Зосимова пустынь» среди шумной столицы. Неизвестный Высоко-Петровский монастырь

История

Заходя с улицы Петровка в древний Высоко-Петровский монастырь, основанный святителем Петром Московским еще в XIV веке, видя старейший здесь храм святителя Петра, 500-летие которого мы отмечали в прошлом году, храмы эпохи Петра I – Боголюбской иконы Божией Матери, преподобного Сергия Радонежского и другие, мало кто задумывается, что, одни из самых славных страниц в истории обители были написаны в ХХ веке, а точнее – с 1923 по 1935-й годы.

В начале 1923 года большевиками была закрыта Свято-Смоленская Зосимова пустынь, и епископ Сергиевский Варфоломей (Ремов), незадолго до этого назначенный настоятелем храмов Высоко-Петровского монастыря (как монастырь обитель формально была закрыта еще в 1918 году, к 1923 году у верующих оставался только храм преподобного Сергия Радонежского, остальные были отняты), пригласил оставшуюся без крова братию Зосимовой пустыни – тех, кто сможет устроиться с жительством в столице – во вверенную ему обитель. Владыка Варфоломей был духовным чадом старцев-зосимовцев – последнего настоятеля Зосимовой пустыни схиигумена Германа (Гомзина), а после его смерти – иеросхимонаха Алексия (Соловьева), ныне прославленных Православной Церковью.

Антониево Надкопанье

Один день из жизни…

Встреча с отцом Антонием (Кузнецовым) – игуменом Стороженского монастыря под Петербургом – была долгожданной. Поэтому мне было легко встать ранним утром в выходной день, выбраться из теплой питерской квартиры, когда на улице настоящее болото из воды и подтаявшего снега – и все это под колпаком серого, как дым, неба; поехать на автовокзал на Обводном канале, купить билет на автобус по маршруту «Санкт-Петербург – Вознесение» и в полусне проехать три с половиной часа…

Образ столпничества в христианском искусстве

Искусство

С раннехристианских времен существует особая форма монашеского подвига – столпничество. Момент становления этой традиции пришелся на конец периода гонений на христиан. Нередко святые отцы видели в столпничестве новый вид добровольного мученичества, а также противопоставление языческому религиозному культу гор, горних духов и исполинов.

Основателем столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника, подвизавшегося на столпе более 30 лет. Святой Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры. Почитание его как святого распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах.

Костомарово. Русская Каппадокия

Духовная география

Ощущение близости иного мира, так непохожего на нашу повседневность, вызывает и удивительно прекрасная в своей аскетичности природа, и, в первую очередь, пещерные храмы и келии, расположенные в толще меловой горы. Неотступное стремление к своему Творцу, навеки запечатленное в могучих меловых сводах и столпах пещерных храмов, смиряет нашу гордыню и пробуждает в душе память о вечном.

От Москвы до села Костомарово в Воронежской области на поезде – ночь пути. С вокзала до Спасского монастыря добраться можно на попутке или автобусе, который, однако, ходит не часто. Нас же встречает водитель, с которым мы договорились заранее. Его замечание – “в монастыре не работают телефоны и отсутствует интернет” – приводит нас в искренний восторг: «Вот и славно! Хоть в тишине побудем».

Преподобный Иларион Великий. «Бог явил людям Своего раба и прославил его»

Отцы Церкви

Одним из ближайших учеников преподобного Антония, или, по крайней мере, одним из первых подвижников его круга, был святой Иларион Великий. Он родился в 251 году в селении Фавафе недалеко от Газы. Родители его были греками, совсем юным они отослали сына в Александрию для завершения эллинистического образования. Он получил классическое среднее образование язычника, пройдя неплохую школу риторики, поскольку вскоре начал ораторскую практику и довольно успешно. Неизвестно, правда, на каком поприще – адвоката или учителя красноречия.

Неакадемические размышления тайной монахини

Книжная полка | Рецензия

Алексей Беглов

Для большинства людей Валентина Ильинична Пузик (1903-2004) была доктором биологических наук, профессором медицины и выдающимся исследователем в области туберкулеза, возглавлявшим много лет лабораторию в Институте туберкулеза Академии медицинских наук. Только некоторые знали ее как матушку Игнатию. Уже с начала 1920-х годов Валентина Ильинична стала духовной дочерью зосимовских старцев, приняла монашеский постриг – монашеский подвиг она совершала втайне от друзей, коллег, ученой общественности.

С 1940-х годов монахиня Игнатия начинает свою литературную деятельность, пишет на церковные темы. Ее книги по понятным причинам «вращались» в сравнительно узком кругу церковного самиздата. Круг этот составлялся людьми, так или иначе близкими к старой Зосимовой пустыни и, соответственно, к зосимовской традиции. При этом стоит отметить, что, несмотря на ограниченный ареал распространения ее сочинений, монахиня Игнатия по праву может считаться выдающимся церковным писателем как по охвату тем, так и по масштабам своих исследований. К теме старчества она обращалась несколько раз в своей жизни, на разных этапах своего литературного творчества. Уже первое законченное произведение матушки Игнатии – биография её духовного отца схиархимандрита Игнатия (Лебедева), сегодня прославленного в качестве преподобномученика (одного из последних старцев Зосимовой пустыни и московского Высоко-Петровского монастыря), – фактически было посвящено и проблемам духовного руководства, и проблемам старчества. В этой книге есть и рассуждения об особенностях зосимовского старчества, об особенностях вообще духовного руководства в условиях гонений. Данная биография была написана в 1945 году. При этом ещё через несколько лет, в конце 1940-х годов, матушка пишет работу, которая была специально посвящена старчеству – «Слово о старчестве».

«Слово о старчестве»

Книжная полка | Фрагмент книги

Монахиня Игнатия (Пузик)

Хотелось бы воссоздать образ зосимовского старца в его основных чертах, с сохранением главного, принципиального направления этого великого всечеловеческого делания по воссозданию душ человеческих в новую тварь о Христе Иисусе Господе нашем. Здесь, естественно, сохранялись индивидуальные качества каждого из этих великих нелицеприятных делателей на ниве Господней, но они же содержали и общий дух, усвоенное направление в понимании основ веры, основ спасения, основ духовного подхода к каждой ищущей этого спасения человеческой душе.

Зосимовский старец был, прежде всего, целен в воспринятом им мудровании о спасении. Это была непоколебимая, целостная, горячая и живая вера во Христа-Спасителя, Христа-Искупителя, Восстановителя всех душ, ищущих истинного окормления и руководства. Зосимовского старца отличала большая простота, непосредственность, иногда будто бы некоторая детскость в восприятии внешних условий и обстоятельств жизни духовного чада. Вместе с тем, вникая в эти условия жизни, выясняя детально, как сложился быт, условия работы или учения, старец, берущий человеческую душу на свои плечи, был тверд и решителен в своих указаниях.

Преподобный Прохор Лебядник. «Хлебом от былия и солию от пепла»

Эссе

В своем удивительном труде «Святые Древней Руси» Георгий Петрович Федотов, один из самых глубоких и далеко видящих отечественных мыслителей, воссоздаёт уникальную духовную атмосферу древнерусского уклада.

Через эпоху, когда впервые в России печатается эта книга, академик Д.С. Лихачёв с необычным даже для себя запалом восклицает во вступительном слове: наконец-то развеян окончательно миф о культурной отсталости наших предков, наконец-то явлен столь необходимый обществу пример того, что «старое не устаревает». Г.П. Федотов, вне всяких сомнений принадлежащий к выдающимся фигурам Православного Возрождения, с особым внутренним трепетом в главе «Святые Киево-Печерского патерика» ведёт рассказ про преподобного Прохора Лебедника, монаха Печерского монастыря, русского святого.

Материалы по теме

Публикации

Костомаровский Спасский женский монастырь
Костомаровский Спасский женский монастырь

Монастыри

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
108805, г. Москва, поселение Новофедоровское, п.Зосимова Пустынь, монастырь Зосимова Пустынь.
Спасский женский монастырь с. Костомарово
Воронежская область, Подгоренский район, село Костомарово
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
108805, г. Москва, поселение Новофедоровское, п.Зосимова Пустынь, монастырь Зосимова Пустынь.
Спасский женский монастырь с. Костомарово
Воронежская область, Подгоренский район, село Костомарово
Константино-Еленинский женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь