Православная площадка для общения? Конечно же, ВКонтакте!

Х Международный фестиваль православных средств массовой информации «Вера и слово»

С 16 по 20 октября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве состоялся юбилейный Х Международный фестиваль «Вера и слово», в котором приняли участие более 500 представителей православных средств массовой информации из разных епархий Русской Православной Церкви. Традиционно этот фестиваль, который совместно проводят Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и Пресс-служба Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, проходит раз в два года. Задача форума – помочь тем, кто, помимо служения Богу и Церкви, отдает свое время и силы православной журналистике, ищет новые пути взаимодействия Церкви и современного общества.

Работникам медийной сферы, которые неустанно трудятся в весьма непростой сфере православной журналистики, необходимо постоянно быть в курсе всех новшеств, которые помогают улучшить качество присутствия Православной Церкви в интернет-пространстве. Поэтому каждый фестиваль «Вера и слово», помимо встреч и знакомств, дает его участникам новые знания и навыки, предоставляет возможность разобраться в современных технологиях и понять, как правильно вести диалог с обществом по различным насущным проблемам современности.

В рамках Х фестиваля «Вера и слово» корреспондент «Монастырского вестника» принял участие в практикуме, который назывался «Православная повестка в сети ВКонтакте (Методология продвижения)». Его провела руководитель проектов компании «Пять плюс один диджитал» Ксения Сафиуллова.

Презентация к практикума «Православная повестка в сети ВКонтакте»
(.pdf, 11.33MB)

Совсем неслучайно Ксения Романовна посвятила свой семинар-практикум работе православных журналистов в медиа-пространстве: по ее словам, россияне две трети своего времени практически «живут» в сети: играют в игры, общаются в мессенджерах, делают покупки, читают новости, переписываются… Для тех, кто задумывается над вопросом «Какую интернет-площадку выбрать?», Ксения Сафиуллова дает однозначный ответ: ВКонтакте! После того как компания Мета, владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, была признана экстремистской организацией и запрещена в России, именно социальная сеть ВКонтакте стала самой главной российской социальной сетью.

Ксения Сафиуллова привела следующие данные: ежедневно в сеть ВКонтакте заходят 51, 1 миллиона человек, это почти 80 миллионов просмотров (!) в месяц. При этом основная аудитория сети ВКонтакте – это люди в возрасте 25-44 лет и 65% этой аудитории – женщины. Правда, с ростом популярности этой социальной сети растет и конкуренция: ведь ежемесячно в сети ВКонтакте более 27 миллионов авторов пишут свыше 468 миллионов постов (!).

Обращаясь к участникам фестиваля, которые ведут страницы и блоги в социальных сетях, Ксения Романовна дала два совета. Первый: необходимо точно понимать особенности своей целевой аудитории. И второй совет: чтобы разобраться в специфике работы на площадке ВКонтакте, надо стать ее активным пользователем. Недостаточно просто выкладывать посты на своих страницах – важно смотреть на то, что и как делают коллеги, заимствовать у них самое лучшее.

К слову, о целевой аудитории. Человеку, начинающему трудиться в социальной сети, надо точно понимать, чего он ждет от общения со своей целевой аудиторией, и что она (целевая аудитория) ждет от социальной страницы этого человека (храма, монастыря). На этой стадии необходимо решить главное: хотите ли вы заниматься просветительской или миссионерской деятельностью, или создавать сообщество единомышленников.

Говоря о создании сообщества на страницах в ВКонтакте, Ксения Сафиуллова определила следующие параметры, которые необходимо учитывать модераторам соцсетей. По ее словам, для успешного ведения страницы сообщества в социальной сети необходимы: качественный уникальный и разнообразный контент, структура журнала, регулярный постинг и постоянный контакт с аудиторией (лучше выкладывать 2 поста ежедневно, чем 5 постов – 1 раз в неделю). Не менее важна обратная связь, вовлеченность аудитории в жизнь сообщества, нативная подача материала, а также регулярный анализ эффективности публикуемых материалов.

Особый акцент Ксения Романовна сделала на smm-стратегии, то есть на том, как продвигать свою страницу в этой бескрайной социальной сети. «Чтобы вашу страницу в Сети ВКонтакте увидело как можно больше людей, вы должны прежде понять, как работают алгоритмы «умной» ленты в сети ВКонтакте, – поясняла Ксения Сафиуллова. – «Умная» лента – это своего рода зачаток искусственного интеллекта, который непрерывно оценивает вашу реакцию и реакцию ваших друзей. И не только оценивает, но и постоянно обучается. Алгоритм умной ленты отслеживает, на какие сайты и социальные страницы вы заходите, что вам интересно, а что – нет, длительность просмотра каждого поста».

Далее Ксения Романовна разобрала конкретные шаги, которые помогут определять smm-стратегию и способствовать продвижению социальной страницы в ВКонтакте. Начинать надо с определения миссии и цели, которые стоят перед созданным сообществом. «Миссия отвечает на вопрос: зачем вы идете в этом направлении, – пояснила Сафиуллова. – Она придает смысл всем вашим действиям. А цель указывает на конкретный результат, который вы хотите получить от вашей деятельности в социальной сети. Скажем, вашей миссией может быть разговор о вере с членами сообщества, а цель – увеличение прихожан».

Увеличению количества подписчиков помогает анализ того, как пользователи интернета реагируют на публикуемые на социальной странице посты. Для этого существуют специальные метрики сообществ и метрики постов, которые покажут реакцию читателей. Зная, какие посты больше всего нравятся вашей аудитории, можно тем самым увеличить и саму аудиторию.

Вообще, по словам Ксении Сафиулловой, продвижение своей страницы в социальной сети во многом зависит от анализа аудитории и конкурентов. «Только, анализируя аудиторию, нельзя судить по себе, – пояснила Ксения Романовна. – Можно легко ошибиться. Здесь важно заниматься позиционированием. Это даст понимание того, какими вас видят подписчики. Вы должны показать подписчику, какую выгоду он получит, если подпишется на вас. И сами вы должны понять, какими вы хотите выглядеть среди подписчиков: скажем, строгим, добрым или ироничным. В этом владельцам социальной страницы помогает правильно сделанный рубрикатор и так называемый tone of voice – манера общаться с аудиторией».

И, конечно, весьма значимым моментом в продвижении социальной страницы в сети ВКонтакте является контент, то есть то, чем человек наполняет публикуемые посты. Контент, по словам Ксении Сафиулловой, может быть четырех видов: информационный, полезный, развлекательный и продающий.

Какую главную мысль православные люди, пишущие в Интернете, могут извлечь из этих слов руководителя проектов компании «Пять плюс один диджитал» Ксении Сафиулловой? Учитывая особенности восприятия современного человека и его занятость, нет смысла предлагать своим подписчикам только новости, проповеди и житийную литературу – тексты должны быть разнообразными по содержанию, форме и стилю. «Какие форматы вы можете и должны использовать, если собираетесь писать в социальной сети ВКонтакте? – обращалась к присутствующим в зале Ксения Романовна, и сама же отвечала: – Помимо обычных постов надо не забывать про медиаматериалы, репосты, видео, подкасты, прямые трансляции, постеры, мемы, посты с карточками…»

Говоря о том, каким должен быть хороший пост во ВКонтакте, Ксения Сафиуллова упомянула следующе характеристики: «Качественный контент должен быть полезным, нативным (подстраиваемым под площадку), виральным (чтобы им хотелось поделиться), эмоциональным, релевантным (соотноситься с вашей миссией), вычитанным и структурированным».

Ксения Сафиуллова также напомнила участникам форума, что в социальной сети тексты необходимо размещать регулярно, и порекомендовала использовать с этой целью искусственный интеллект, к примеру, чат-бот ChatGPT. Именно искусственный интеллект может помочь быстро готовить посты на разные темы.

Ведущая остановилась еще на одном вопросе, важном для всех, кто ведет страницы в социальных сетях, – как реагировать на критику в комментариях? «Что делать, если вы выложили пост, и пользователи негативно на него отреагировали? – разбирала ситуацию Ксения Романовна Сафиуллова. – «Забанить» (ограничить действия – Ред.) этих пользователей?! Не отвечать на их комментарии? Оба варианта неверные. Вас пытаются «троллить» (издеваться с целью вывести человека из равновесия, вызвать у него обиду или гнев – Ред.). Что тогда делать? Надо понимать, что критика бывает двух видов: конструктивная и неконструктивная. На первую необходимо всегда отвечать, объясняя свою позицию. На троллинг и просто обидный негатив можно ответить один раз, максимально спокойно, но не ввязываться в бесконечный и бессмысленный спор».

Под конец своего семинара-практикума, увлекательного и весьма полезного для всех, кто трудится в социальных сетях, Ксения Сафиуллова рассказала о различных инструментах продвижения – платных и бесплатных. Такие инструменты помогают создателям сообществ и страниц в социальных сетях продвигать свои идеи и привлекать новых подписчиков.

Участники со вниманием и интересом слушали советы о конкретных методах, которые позволяют расширить аудиторию и более эффективно заниматься просвещением своих подписчиков. Со слов Ксении Романовны, если нет финансовых средств для продвижения православного сообщества в Сети, можно использовать различные бесплатные инструменты: давать комментарии под постами в чужих православных сообществах, тем самым попадая в ленты рекомендаций; придумывать и создавать вирусные посты, которые распространяют по Сети сами подписчики, снимать бесплатные видеоклипы в ВКонтакте; вести прямые эфиры со священниками, насельниками монастырей, занятыми на послушаниях, рассказы о которых могут быть полезны читателям, и другими интересными людьми…

Есть и немало эффективных, но платных методик. Ксения Сафиуллова привела ряд из них, и я видел, что многие участники практикума записывали эти техники, внимательно слушая ведущую и снимая на телефон изображения из ее презентации. «Если позволяют средства, вы можете легко продвигать вашу страницу в сети, используя, скажем, посевы в сообществах (рекламное размещение постов в сторонних группах – Ред.), – заметила Ксения Романовна. – Или работать с популярными блогерами, приглашая их принять участие в прямых эфирах или записи клипов. Активному продвижению вашего сообщества может быстро помочь и таргетированная реклама (таргет – реклама, которая демонстрируется конкретным пользователям в соответствии с заданными параметрами – Ред.). Одним словом, инструментов продвижения существует множество, и популярность вашего сообщества в социальной сети ВКонтакте зависит лишь от вашей активности».

Ксения Сафиуллова завершила свой семинар-практикум. Кто-то потянулся к выходу, обмениваясь мыслями по поводу услышанного, другие участники – обступили Ксению Романовну и стали задавать ей вопросы. Чувствовалось, что тема продвижения сообщества в социальных сетях волнует многих, только теперь, благодаря этому практикуму, люди, подвизающиеся на ниве православной журналистики, получили в руки инструменты, которые смогут использовать на благо христианской проповеди.

Подготовил Петр Селинов

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Успенский женский монастырь с. Перевозное
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии