«У алтаря, в золотых ризах и золотой шапочке, стоит он, сияя светом»

Игумен Тихон (Борисов)

Зимой снега здесь наметало до половины окон. И морозы были по-настоящему русскими. Не всякие сани добирались до монастырских врат… Некоторые вместе с ездоками так и сворачивали с колеи в сугроб. А весной и летом цветы в скиту благоухали ладаном и смирной! И были они такой красоты, что занимали первые места на цветочных выставках.

Монастырский колокол не просто звонил. Он будил человеческие души, и внутри обители колыхался целый океан невероятной человеческой радости и невероятного человеческого горя!

Осенью бор между монастырем и скитом был раскрашен во все оттенки золота, меди и янтаря!

В теплые дни, когда старцу Амвросию позволяло его хрупкое здоровье, он выходил из своей хибарки к толпе паломников, жаждущих его спасительного, утешающего, доброго и огненного слова. Кого-то он мог мудро прилюдно обличить, слегка с любовью побив своей знаменитой палочкой. Кому-то что-то таинственно шептал на ухо, может, напоминая забытые грехи или просто ободряя израненную душу! В толпе перед святым старцем все были равны. Стирались все сословные грани. Кухарка стояла вместе с купцом, и нищий – с фабрикантом!

«Из сумерек жизни, – запишет потом свои наблюдения Евгений Поселянин, – холодно нравственные, замороженные людским безучастием, приходили к нему. А вокруг него словно вечно был счастливый юг, и вечно блистало солнце, и все грелись, и все радовались!»

Духовный гений преподобного Амвросия вырос не на пустом месте. Он принял духовную эстафету, неугасающий огонь старчества от таких гигантов смирения и любви, как старцы Моисей, Антоний, Лев и Макарий! И его молитвенная свеча зажглась от их свечей, от их вдохновенных сердец! Оптина и до него была целой необозримой вселенной, вертоградом, где каждый приходящий мог найти свои цветы, свои оттенки, свои ответы на жизненные запросы.

Русский человек открывал для себя Оптину как энциклопедию православия – от «А» до «Я»! Но преподобный Амвросий очень скромно, очень деликатно, бережно, трепетно и осторожно оставил в этой удивительной энциклопедии свою огромную, заглавную смиренную букву! И пройдут года, столетия, а его благоухающая лампада никогда не погаснет. И золотые буквы его простых, теплых, милых поучений никогда не потускнеют, никогда не забудутся!

Его правило: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем – мое почтение», – стало классическим нравственным постулатом. Его слова: «Где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного»; «От ласки у людей бывают совсем другие глазки», – помогают нам правильно ориентироваться в духовной жизни.

«Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна – и будешь мирна!»; «Не будь, как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает, и тем, и другим надоедает! А будь, как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени окончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты!» – все это назидает и нас в нашей простой будничной жизни, как стрелка духовного компаса.

И, конечно, неправильно представлять себе преподобного Амвросия как некоего лубочного дедушку, лежащего на своем уютном диванчике и раздающего советы направо и налево… За его благодушной улыбкой, за его непринужденностью и простотой стоял огромный титанический духовный труд! Все видели и ощущали его ласку, но не знали о многих часах, проведенных в покаянной молитве! Все слушали его ободряющие слова, но мало кто понимал, что за ними стоят – пот, кровь и слезы! Он не всегда гладил по головке, но часто делал хирургический надрез!

Каждый святой – всегда тайна! Преподобный Амвросий – тайна вдвойне! Он – как огромный духовный айсберг. Мы видим только маленькую внешнюю часть, а остальное, главное, скрыто в глубоких водах духовного океана…

В чем же тайна и загадка преподобного Амвросия? В чем неуловимый аромат его святости? Почему эти народы: тульские, орловские, московские, брянские, – так настойчиво стремились к порогу его кельи?

Когда человек в музее хочет полюбоваться изящной картиной, то он смотрит на нее с определенного расстояния, находит удобную и правильную точку для обзора. Если отойти слишком далеко от живописного полотна, то можно ничего не увидеть, лишь восприняв его в общем. Если же мы приблизимся слишком близко, то увидим только какие-то детали, мазки, фрагменты, но не сможем воспринять произведение целостно, гармонично, объемно. Поэтому для объективного взгляда нужно найти правильную точку!

Так же и в нашем общении друг с другом нужно найти в своем сердце точку, с которой мы по-настоящему, глубоко и трепетно сможем понять, вместить, увидеть и почувствовать человека. Рассмотреть прекрасное полотно его души! Эта таинственная точка – точка любви! И преподобный Амвросий как истинный душевед, уте́шитель, воспитатель, наконец, художник, всегда смотрел на человека глазами любви!

Человек мог быть опустившимся, запутавшимся, потерявшим дорогу, но старец всегда умел найти маленький оставшийся уголек и раздуть в его душе костер надежды! Старец помогал отчаявшемуся человеку найти островок суши в болоте его жизни и направить его туда. Он был настоящей нянькой русского народа!

Однажды к старцу Амвросию приехала шамординская монахиня, которая занималась детским приютом и была глубоко погружена в заботы, думы о детях, в хозяйственные вопросы. «Вот, батюшка, – пожаловалась монахиня старцу, – приехала к нам простая мирская женщина и рассуждает о душе, о Вечности! А у меня все Таньки да Машки из головы не выходят». Старец улыбнулся и ответил ей в своей шутливой манере: «Ну, мы с тобой, видно, и на том свете с Таньками и Машками покажемся!»

Для преподобного Амвросия не было ни одного человека – ненужного, пустого, бесполезного, забытого, лишнего и никчемного! «Мрамор и металл – все пойдет!» – в шутку говорил он о человеческой душе. Как искусный ювелир, он из металлолома человеческих душ лепил небесные украшения!

Через год после его смерти, в 1892 году, Евгений Поселянин записал в своем дневнике: «Ночью на Введенье я видел, что стою перед Чашею у открытых Царских врат, а у алтаря, лицом ко мне, в золотых ризах и золотой шапочке, стоит он, сияя светом!»

Почти 130 лет прошло с того времени… Мир совершенно стал другим. Человек покорил космос. Создал искусственный интеллект. Совершил прорыв во всех областях науки и техники. Изменилось очень многое! Но грехи, страсти и пороки человеческие – все те же. Человек покорил космос, но не покорил свое строптивое сердце! Мир и сейчас выдавливает из себя это страшное «уа»! (Мк.15:29)

«На земле же воистину мы как бы блуждаем, – восклицает великий пророк Ф. М. Достоевский, – и не было бы драгоценного Христова образа перед нами, то погибли бы мы и заблудились совсем, как род человеческий перед потопом!»

Н. В. Гоголь, который был влюблен в Оптину и трижды гостил здесь, в одном из писем с восторгом отзывался о своем посещении обители: «Ваша близкая к небесам пустыня и радушный прием ваш оставили в душе моей самое благодатное воспоминание».

Век Оптинского старчества не закончился! Оптина и сейчас – близкая к Небесам! Оптинское созвездие – это одно из самых ярких украшений нашей Церкви!

Не в академических аудиториях, а здесь, в этих намоленных стенах на берегу Божией реки русский человек проходил свои университеты. Не в бесконечных многосерийных телеобманах, а у политого слезами аналоя, в Чаше Тела и Крови Христовых утоляет он и сейчас глубинную жажду своей души!

Когда-то Оптину называли «самым жарким костром, у которого грелась вся Россия». Этот костер не погас! Мы и сейчас греемся у его огня! Мы приходим сюда, чтобы прижаться к благоухающим мощам преподобных старцев. Чтобы напитаться Божественной благодати! Вокруг них – вечно счастливый юг! А преподобный Амвросий стоит у небесного алтаря, лицом к нам, в золотых ризах и золотой шапочке, и сияет Божественным светом!

 

Материалы по теме

Публикации

Иеромонах Никон (Скарга)
Иеромонах Никон (Скарга)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь