«Великая победа – наследие и наследники». Часть третья

Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений

Участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений поделились с корреспондентами «Монастырского вестника» впечатлениями от прошедшего форума.

Архмандрит Николай (Чернышов), наместник Покрово-Эннатского мужского монастыря Салаватской епархии (Башкортостанской митрополии), с. Дедово

В этом году будет отмечаться 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. На теле нашего народа есть кровоточащие раны – ведь ни в одной семье не обошлось без жертв. Мы знаем много примеров наших отцов, которые, возвратившись с войны, пополняли ряды монашествующих. Армия – это дисциплина – солдаты служат царю земному. А монах служит Царю Небесному. Прошедшие 75 лет дόроги нам. Мы должны донести молодому поколению следующую мысль: Победа стоила большого числа жизней. Но главное, что, многие пришли к вере именно через испытание войной.

Иеромонах Иаков (Стёпкин), насельник мужского монастыря Нило-Столобенская пустынь Тверской митрополии

Великая Отечественная война воспитала целое поколение совершенно особых людей. Они были готовы пожервовать чем угодно, поделиться последним, понести любые лишения, лишь бы только не допустить повторения подобного. Что касается Церкви, то она получила плеяду выдающихся церковных деятелей-фронтовиков. Они мужественно отстаивали интересы Церкви в борьбе с атеистическим государством (например, в 1960-е годы гонений Н.С. Хрущева). К таким людям относятся митрополит Калиниский и Кашинский Алексий (в миру Виктор Александрович Коноплёв †1988), архимандрит Алипий (Воронов †1975), наместник Псково-Печерского монастыря и многие другие духоносные наставники, пастыри нашей Церкви, которые были фронтовиками. Нам нужно у них поучиться, прежде всего, готовности принести в жертву на благо страны, народа Божиего и Церкви все, вплоть до собственной жизни. Их пример – очень большой урок для нас. Я думаю, что сейчас мы не должны бояться никаких лишений, тягот и треволнений, потому что, наверно, самое страшное наш народ и Церковь за годы войны уже пережили.

Иннокентий, епископ Мариинский и Юргинский

С любовью вспоминаю протоиерея Сергия (Хомутова), в монашестве – иеросхимонаха Сергия (05.05.1924–28.09.2016), который совершал свое служение в Кемеровской епархии. Бόльшую часть жизни батюшка был «белым» священником. Монашество он принял уже в глубокой старости. Но к этому он готовился всю свою жизнь, даже находясь в положении семейного человека. Со своей матушкой они вели очень строгий образ жизни.

У иеросхимонаха Сергия было много фронтовых воспоминаний. Время войны было тяжелым и страшным. А оказаться на войне молодому человеку – это особое испытание. Батюшка прошел всю Великую Отечественную и вернулся победителем. Возможно, именно та закалка, которую он получил на Великой Отечественной войне, во многом способствовала его служению уже как воина Христова. Батюшка прошел и нелегкие годы гонений на Церковь. У него были воинские награды, но он ими никогда не кичился, не выставлял их напоказ. Несмотря на это, все знали, что отец Сергий был на фронте. Он запомнился людям своей скромностью и смирением. Пример его образа жизни – сам по себе уже весьма поучительное назидание.

Отец Сергий построил много храмов, но самое главное, – он возрождал души людей к жизни со Христом. Он очень много молился. Считал себя человеком неграмотным, поскольку не окончил духовную семинарию. На самом деле, отец Сергий был образованнейшим человеком. В его библиотеке было много книг, но большей частью она состояла из духовной и исторической литературы. Там были практические руководства для священников еще дореволюционной печати. Часть этой библиотеки он передал мне. Удивительно, что поля практически каждой страницы книг отца Сергия были исписаны его заметками и примечаниями, в книгах лежали закладки. Настолько этот «неграмотный человек» ценил прочитанное.

Последние годы жизни он уже не служил по немощи, но, при этом, бывал на каждой службе, принимал исповедь, поминал людей в алтаре. Даже молодому человеку сложно было бы переносить те испытания и болезни, которые батюшка терпел очень мужественно. Народ продолжал ездить к нему, отец Сергий принимал всех, практически до самой своей смерти.

Материалы по теме

Новости

Публикации

Воспоминания участников Рождественских чтений об архимандрите Кирилле (Павлове)
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Воспоминания участников Рождественских чтений об архимандрите Кирилле (Павлове)
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
Участники XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Макарьева пустынь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы