В Зосимовой пустыни прошла конференция «Иисусова молитва. Еще раз о главном (школа духовной жизни)»

7 декабря 2019 года в Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова пустынь в рамках ежегодных Зосимовских чтений прошла открытая пятая конференция. В этом году центральной темой докладов, серьезных обсуждений и глубоких размышлений монашествующих стала Иисусова молитва.

Перед началом конференции один из ее организаторов иеромонах Михаил (Булочев), преподаватель Перервенской духовной семинарии, пояснил:

«Зосимовские чтения проводятся уже не в первый раз. Последние пять лет основной своей задачей мы видим популяризацию письменного наследия преподобного Зосимы Верховского, но каждый раз для Чтений выбираем отдельную тему. В прошлом году мы разговаривали и слушали доклады о современниках преподобного Зосимы Верховского. Перед этим тщательно изучали, в том числе с представителями Смоленской метрополии, этапы жизненного пути преподобного Зосимы Верховского.

В этом году мы долго думали над темой предстоящей конференции. Поскольку сестры пытаются жить духовной жизнью и для них очень важны ее основы, в особенности непрестанная Иисусова молитва, мы решили акцентировать внимание на ней. Тем более что у преподобного Зосимы Верховского есть произведения, касающиеся Иисусовой молитвы. Конечно же, мы решили, что будет важным рассмотреть и само произведение преподобного Зосимы “Семьдесят пять слов о действиях умно-сердечной молитвы Василиска Сибирского“. Интересным нам показалось сравнить его опыт с опытом других святых отцов, узнать, не противоречит ли он им. Ведь известно, что, допустим, преподобный Макарий Оптинский, прочитав данное произведение, впал в некое замешательство и даже написал краткое предостережение читающим духовные книги. В нем он указал на то, что Иисусова молитва, проводимая без духовника, без опытного наставника, может привести к ошибкам в духовной жизни, развитию прелести. Поэтому мы решили, что необходимо рассмотреть в этом году и основания Иисусовой молитвы, догматические и библейские.

Пригласили гостей: учащихся магистратуры Московской духовной академии и семинарии, преподавателей, монашествующих. Сегодня у нас в гостях игумении из Подмосковья и Башкирии, благочинный Успенского мужского монастыря Иванова, председатель Учебного комитета иеромонах Апполинарий (Панин), референт ректора МДА, академист из ДМА и семинарии, преподаватели Перервенской семинарии. Они расскажут в первой части сегодняшней конференции каждый свою тему, которой он занимается. Во второй части конференции прозвучат доклады сестер. Каждая из сестер Зосимовой пустыни рассмотрела по 10 степеней этого произведения. Они кратко расскажут о том, что описал преподобный Зосима, и, по возможности, сравнят его опыт с опытом иных подвижников Церкви».

Выступления докладчиков были встречены с большим интересом и вниманием не только духовными лицами, специально приглашенными для обсуждения серьезного духовного вопроса, но и мирянами, гостями и прихожанами монастыря. Конференц-зал монастыря был полон.

Были представлены следующие доклады:

  • «Догматические основания Иисусовой молитвы» (преподаватель Варваринских богословских курсов для монашествующих Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь Р.А. Бадаев);

  • «Иисусова молитва как квинтэссенция Евангелия» (магистрант кафедры библеистики Московской духовной академии и семинарии чтец Иоанн Змиев);

  • «Обучение молитвенному деланию в среде учеников прп. Паисия (Величковского)» (иеромонах Аполлинарий (Панин), старший преподаватель Перервинской духовной семинарии);

  • «Роль Иисусовой молитвы в процессе христианского самопознания по учению свт. Игнатия (Брянчанинова)» (иеромонах Серафим (Лопухов), благочинный Успенского мужского монастыря Иванова);

  • «О молитвенной жизни монашествующих» (игумения Иоанна (Смолкина), настоятельница Богородице-Табынского женского монастыря);

  • «О молитвенной жизни монашествующих» (игумения Тамара (Гончаренко), настоятельница Александро-Невского женского монастыря Талдома);

  • «Духовная жизнь в Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Зосимовские старцы» (магистрант Московской духовной академии и семинарии чтец Андрей Макущенко);

  • «О действиях Иисусовой молитвы по трудам преподобного Зосимы Верховского» (насельницы Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь).

Сообщение о скитском уставе Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь сделал иеромонах Афанасий (Серебренников).

Все заслушанные материалы вызвали живейший интерес, особенно в той их части, которая касалась практического применения знаний об Иисусовой молитве. Докладчики обменивались жизненным опытом и знаниями, почерпнутыми из духовной литературы.

Организаторы конференции и ее гости остались довольными тем, какое интересное и глубокое обсуждение важной темы сложилось на заседании. Все присутствовавшие подтвердили необычайную важность подобных встреч для монашествующих, дающую им возможность духовно развиваться и делиться молитвенным опытом.

В завершение настоятельница Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь игумения Фаина (Кулешова) высказала пожелание собрать прозвучавшие в этот день доклады в отдельный сборник, для того чтобы к ним можно было еще не раз вернуться.

Екатерина Моисеенко

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Публикации

Иеромонах Димитрий (Волков)
Иеромонах Димитрий (Волков)

Доклады

Монастыри

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
108805, г. Москва, поселение Новофедоровское, п.Зосимова Пустынь, монастырь Зосимова Пустынь.
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
108805, г. Москва, поселение Новофедоровское, п.Зосимова Пустынь, монастырь Зосимова Пустынь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь