В Сретенском монастыре завершился цикл лекций православного публициста Сергея Комарова

27 февраля 2020 года в Желтой аудитории Просветительского центра Сретенского ставропигиального мужского монастыря прошла последняя встреча из курса «Как научиться говорить и писать о своей вере». Православный публицист и катехизатор Сергей Комаров разобрал технологии написания интересного рассказа, а также рассмотрел возможные варианты проповеди по житию святых.

Чтобы написать рассказ, необходим конфликт. Существует классическое понимание конфликта: его воспринимают как противостояние добра и зла, возвышенного и низкого, духовного и плотского. В этой схеме есть всегда герой и антигерой.

Но есть второй вариант, который является более сложным. Это может быть конфликт личности автора с реальным миром, поэтому его можно назвать внутренним. Для наглядного примера Сергей Комаров привел фильм известного советского режиссера Александра Довженко «Земля», в котором представлен внутренний конфликт между временем – царской Россией и советской.

Сергей Комаров предложил классическую структуру рассказа:

· экспозиция – предыстория, где описывается картина действий еще до сюжетной линии, например: «Жили были...»;

· завязка – отправная точка развития сюжетной линии;

· развитие – часть сюжета между завязкой и кульминацией, где автор должен показать всё свое мастерство, чтобы заинтересовать читателя;

· кульминация – высшая точка развития действия, напряжения конфликта перед окончательной развязкой;

· развязка – завершение сюжета.

Сергей заметил, что эта структура необязательна для написания рассказов, особенно в настоящее время:

«Мы сейчас живем в такое время, где все нормы и схемы не соблюдаются, и эта классическая структура рассказа может быть нарушена. Например, может не быть экспозиции и развязки, а сразу история может начаться с развития, или может начаться всё с развязки».

Он отметил, что в рассказе очень важен финал – заключительная сцена драматического произведения, в которой сюжетное действие приходит к логической развязке.

Бывает три вида финала: закрытый, когда четко ясно, чем всё закончилось; открытый: читатель может только догадываться, что произойдет дальше; смешанный: писатель «закручивает» всё так, что читатель не может определиться с выводом.

Далее Сергей Комаров предложил рассмотреть вторую тему беседу: «Как подготовить проповедь опираясь на жития святых?»

«Жития святых всегда были материалом для проповеди. Житие каждого святого – это история реальной жизни. Современным людям нужны доказательства.

Если посмотреть на текст Нового Завета, то можно увидеть, что Христос и апостолы часто ссылаются на жизни ветхозаветных праведников», – отметил лектор.

Сергей разобрал основные сборники житий святых таких авторов, как святители Димитрий Ростовский, Филарет (Дроздов) и Макарий Московский, и указал на их недостатки:

«Там можно увидеть некоторые недостоверности жизни святых. Вся эта проблема, в основном, заключается в наличии неких шаблонов, по которым писались все жития в то время».

Для более полного изучения житий, например святых древности, он порекомендовал читать жития святых, написанные на Святой Горе Афон, – «Афонский патерик».

В завершение встречи Сергей Комаров предложил слушателям самим, опираясь на житие преподобного Сергия Радонежского, написать проповедь, рассказ, эссе или статью для современного человека. Он предложил следующие темы:

1. Куда зовет нас преподобный Сергий: «Куда он зовет нас? В лес? К чему он нас призывает?»

2. Смирение – источник христианского мужества.

3. Собеседники преподобного Сергия.

4. Преподобный Сергий и его отношение к власти.

По традиции после лекционной части участники встречи пили чай и общались с лектором.

Материалы по теме

Монастыри

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
107031, Россия, Москва, ул. Б. Лубянка д. 19, стр. 1
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
107031, Россия, Москва, ул. Б. Лубянка д. 19, стр. 1

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Марфо-Мариинская обитель милосердия
Константино-Еленинский женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь