Архиепископ Феогност совершил малое освящение храма на подворье Зачатьевского монастыря в д. Барвихе

7 марта 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на подворье Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в деревне Барвихе  в сестринском корпусе состоялось малое освящение домового храма в честь Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского.

Чин малого освящения храма в честь Святителя Григория Паламы и Божественную литургию иерейским чином совершил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Его Высокопреосвященству сослужили священники обители, а также сотрудник Синодального отдела по монастырям и монашеству протоиерей Павел Великанов.

За богослужением молились Заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевской обители игумения Иулиания (Каледа) с сестрами, благотворители, прихожане и гости обители.

По окончании богослужения архиепископ Феогност поздравил настоятельницу обители и сестер с малым освящением храма и обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня по благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы совершили малое освящение храма на подворье Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы, храма в честь Святителя Григория Паламы, афонского монаха, истинного молитвенника, проповедника молитвы и учителя о нетварном свете.

Наверное, для каждого человека, который может назвать себя здравым, самым главным является молитва. Нет, мы говорим не только о правиле молитвенном, мы говорим о нашем тайном келейном богообщении, об общении с Тем, Кто сотворил нас и Кто спас нас. Наверное, нет ничего важнее такой молитвы. Но мы так мало знаем об этой молитве, и чаще для нас молитва – некая обязанность, дань, которую мы приносим Богу. Но молитва – это не дань и не жертва, молитва – это дыхание нашего сердца, это движение нашего ума.

Человек сознательно или бессознательно всегда вновь и вновь обращается к Тому, Кого называет "Господи": "Господи, помоги! Господи, укрепи! Господи, вразуми!"  Подобно тому, как человек, который рождается на свет, должен научиться говорить. Но умение говорить включает в себя не только умение делать определенные движения языком, но еще и умение слушать. Если человек разговаривает и не слышит, он больше похож на сумасшедшего, на больного, ибо в разговоре часто бывает важнее услышать другого человека, а не самому что-то сказать.

Когда мы общаемся с Богом, важнее не наши слова, которые мы часто произносим; нам Господь говорит: "А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны" (Мф. 6, 7). Господь нас учит краткости в молитве, а все остальное... Об остальном сказал пророк Давид: "Упразднитесь и разумейте" (Пс. 45). То есть проговорился, высказал, а дальше не спеши бежать, остановись и попытайся услышать, что же Господь говорит тебе. Но для этого нужно полюбить тишину.

Пророк Илия бежал от своей гонительницы царицы Иезавели, оказался на горе Хориве, и там ему было откровение, что он увидит Господа, услышит Его и было такое предупреждение, предостережение, что будет бурный ветер, но не там Господь. Будет землетрясение, но не там Господь. Будет огонь, но не там Господь, а далее слова, которые трудно перевести на русский, а на церковнославянском они звучат красиво: "Дыхание хлада тонко". То есть такая тишина, и в этой тишине легкое, едва уловимое движение, и там будет Господь.

Так и мы, когда молимся, говорим. Кто-то больше, кто-то меньше, но мало кто останавливается после того, что проговорил, и пытается услышать, а что же нам отвечает Тот, к Кому мы обращаемся. И да поможет нам Господь учиться не только молиться, но учиться и слушать. И второе, наверное, гораздо важнее первого.

Дорогая матушка Ииумения, сестры, поздравляю вас! Еще одна лампадочка, еще один алтарь Божий, тем более в честь учителя умной молитвы, учителя о нетварном  свете святителя Григория Паламы. Его же молитвами Господь учит нас не только молитве, но и тишине. А в этой тишине даст Бог каждому услышать Господа и услышать, что же Он хочет от каждого из нас. А исполнить гораздо проще, – главное, услышать».

Краткая справка

Мысль об устроении храма на подворье Зачатьевского монастыря в деревне Барвихе  возникла около года назад. Через некоторое время игумения Иулиания решила посвятить его Святителю Григорию Паламе как наставнику монашествующих в трезвении и умной молитве.

Святитель Григорий Палама по духу и времени был близок со святителем Алексием, основателем Зачатьевского монастыря, и преподобным Сергием, а значит, близок и монастырю.

Благословение на освящение храма было получено от Святейшего Патриарха Кирилла во время визита Его Святейшества во вторник первой седмицы Великого поста в Зачатьевскую обитель.

К этому времени за короткий срок был сделан временный иконостас, заказаны Престол и жертвенник. Была написана ростовая икона святителя Григория Паламы, которая была помещена в местный ряд иконостаса. В храме на аналое хранится частица мощей святителя Григория. Храм расположен в помещении трапезной. 

Материалы по теме

Публикации

Игумения Иулиания (Каледа)
Игумения Иулиания (Каледа)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь