В Валаамском монастыре празднуют масленицу

В Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре всю сплошную седмицу перед Великим постом пекут блины, поскольку для братии наступают последние скоромные дни. Учитывая количество насельников монастыря, трудников, богомольцев и гостей Валаамской обители, трапезная монастыря начинает свою работу сразу после полунощницы. Блины пекутся в течение всей масленицы и на каждый обед подаются с творогом и вареньем, сметаной и молоком. Главное, конечно же, заключается в том, что блины пекут с молитвой и желанием укрепить каждого человека перед Великим постом.

На сплошной седмице устав Валаамского монастыря разрешает вкушать молоко, сыр и яйца, даже в среду и пятницу. Эта неделя предназначена для подготовки насельников к наступающему времени телесного воздержания и напряженных духовных молитвенных размышлений. В среду и пятницу на этой неделе не совершалась Божественная литургия, а службы суточного цикла содержали покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина. На утрене пелись сугубо великопостные тексты из Покаянного канона преподобного Андрея Критского.

Краткая справка

Последняя седмица перед Великим постом в церковном календаре носит название «сырная». В народе ее называют масленица. И хотя это название вошло в обиход не ранее XVI века, сам праздник достался нам в наследство от язычества. Со времен Крещения Руси все попытки искоренить эту народную традицию не увенчались успехом. Единственное, что удалось сделать, – это трансформировать масленицу из безудержного разгула в честь языческого солнечного божества в просто народное гуляние – озорное прощание с холодной надоевшей зимой и одновременно встречу долгожданной весны, солнца и тепла. Одним из самых известных обличителей бесстыдных увеселений с объедением и пьянством был святитель Тихон Задонский. Он увещевал свою паству: «Сырная седмица есть преддверие и начало Великого поста… А потому истинным чадам Церкви следует в Сырную седмицу поступать во всем гораздо сдержаннее <...> кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

Все богослужения Недели о Сташном Суде пронизаны идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом: каждый должен подвести итог своей жизни, обдумать, что хорошего сделал, над чем нужно работать, какие страсти больше всего мучают. Стоит задуматься, где окажемся мы, если сейчас наступит для нас смертный час, по какую сторону от Судии. По правую – среди овец, тех, кто накормил при жизни голодного, посетил болящего, помог страждущему, напоил алчущего, или по левую – среди козлищ, тех, кто и пальцем не пошевелил, чтобы послужить Богу и ближнему?

Источник: Спасо-Преображенский Валаамскийставропигиальный мужской монастырь

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Пензенский Троицкий женский монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Макарьева пустынь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь