В Витебской епархии в рамках региональных Рождественских чтений прошла работа монашеской секции

2 декабря 2022 года в Свято-Духовом женском монастыре города Витебска состоялось собрание монашествующих монастырского благочиния Витебской епархии и прошел региональный этап направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХХI Рождественских образовательных чтений.

Работу монашеской секции Рождественских чтений возглавил благочинный монастырей Витебской епархии, наместник Кутеинского Богоявленского мужского монастыря в г. Орше иеромонах Нил (Подобед). С докладами на темы, предложенные Синодальным отделом по монастырям и монашеству РПЦ, выступили насельники монастырей Витебской епархии, которые отразили в своих выступлениях важные аспекты современной монашеской жизни.

Игумения Илария (Болт), настоятельница Успенского Тадулинского женского монастыря в д. Слобода в своем выступлении на тему: «“Уклонись от зла и сотвори благо”: Духовная брань монашествующих и вызовы современности» остановила внимание на первых словах известного выражения псалмопевца Давида «уклонись от зла», а также озвучила некоторые проблемы современного монашества. Первое, по словам докладчика, с чего нужно начинать духовную жизнь в монастыре – с понимания трудностей, присущих нашему веку, эпохе, в которой мы живем. Это позволит безопасно проводить духовную жизнь. Среди основных вызовов современности для начинающего монаха автор посчитала важными не только внешние проявления (глобализация, цифровизация, деморализация и проч.), но и внутренние аспекты, уже повлиявшие на приходящего из мира в монастырь человека: сама психика и современное сознание, взращенное мультикультурным медийным пространством; культура впечатлений, которая отягощает преодоление монастырских искушений; чрезмерная чувствительность современного человека, которая мешает ему и в послушании, и в отношениях, и в борьбе с помыслами.

Резюмируя свою тему, игумения Илария пришла к выводу, что сегодня монастыри должны стать для новоначальных той школой, которая, не ломая психику, поможет найти правильное духовное направление, поможет стать на путь отсечения зла в себе с учетом проблем и особенностей современного человека.

В докладе «Даждь ми разум творити волю Твою» монах Авраам (Наумчик), насельник Кутеинского монастыря г. Орши, предложил порассуждать о молитве, покаянии и трезвении как путях Богопознания. Ссылаясь на мнения святых отцов Церкви, автор напоминает, что цель христианской жизни – благоугождение Богу и спасение души. Так как мы, в отличие от буддистов, верим в личностного Бога, у которого есть своя воля на всё происходящее, нам для правильного ведения духовной жизни, правильного выстраивания личностных отношений с Богом нужна правая вера, нужно понимать, что Он от нас хочет. Важной составляющей правильной духовной жизни является молитва. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Молитва – причина спасения и бессмертия души». Молитва монаха неразрывно связана с покаянием. Святитель Игнатий Кавказский пишет: «Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом». Покаянное настроение должно предшествовать молитве и ее одушевлять. Если покаяние уходит на второй план, то теряется суть нахождения монашествующего в своем чине. Прп. Фаласий пишет: «Если хочешь избавиться от всех вместе страстей, восприми воздержание, любовь и молитву». Важно при молитве не искать наслаждения, видений, мечтательности, что неминуемо приводит к прелести, повреждению ума. Поэтому для правильной молитвы свт. Игнатий не раз в своих творениях заостряет внимание на необходимости соблюдать четыре условия ее совершения: внимательность, благоговение, покаяние и сокрушение. Без этого молитва не может быть настоящей. В заключении монах Авраам привел цитату свт. Игнатия: «Сущность монашеского жительства заключается в том, чтоб исцелить свою поврежденную волю, соединить ее с волею Божией, освятить этим соединением».

Тема «Ничто не должно обладать мною», раскрывающая монашеское делание как путь к духовной свободе, нашла отражение в выступлениях игумении Ксении (Соколовой) и игумении Сусанны (Бойко).

Настоятельница Витебского Свято-Духова монастыря игумения Ксения отметила, что, несмотря на различия в монастырских уставах, количестве насельников, внутренней аскезе и внешнем распорядке обителей, цель монашеской жизни всегда будет оставаться неизменной. Жизнь истинного монаха направлена на стяжание Духа Святого, т.е. на разрушение внутри себя цепей греха и созидание Царствия Божия, при этом его собственные усилия прилагаются к силе Божией, по действию которой плотской человек преображается в человека духовного. Освобождаясь от своих приверженностей, навыков, страстей, «монах по имени» доходит до того, чтобы быть монахом и самим делом. Монах отрекается не только от мира, как от преграды, которая стоит на его пути к великой цели, но также и от самого себя, считая свою жизнь наибольшим даром, который можно принести Богу.

По словам настоятельницы Успенского женского монастыря в г. Орше игумении Сусанны, современное секулярное общество не может воспринять монашество как путь к свободе. Мирскому человеку сложно провести знак равенства между понятием свободы и добровольным отречением от своей воли. Причина такого непонимания кроется в разнообразии смыслов термина «свобода». В православном нравственном богословии свобода нередко понимается в трех аспектах: свобода воли, внешняя свобода, духовная свобода. Свобода воли является неотъемлемым величайшим даром человеку от самого Бога. Проблема внешней свободы возникает тогда, когда воля личности осуществляется в социальной среде. А вот духовная свобода – это высшая цель христианина, доверяющего Евангелию. Именно об этой свободе говорил Христос: «… Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Духовная свобода раскрывается по-особому в монашеском делании. С момента пострига, – когда будущий монах дает три обета: безбрачия, послушания, нестяжания, – исполняющий эти обеты в повседневной жизни идет по пути к духовной свободе. В конце своего выступления игумения Сусанна сделала акцент на том, что между монашеством и свободой не только нет какого-либо противоречия, но, напротив – монашеское делание есть один из путей к духовной свободе.

В завершение встречи состоялось обсуждение насущных вопросов современного монашества, были подведены итоги работы секции.

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Макарьева пустынь