В Петрозаводске в рамках регионального этапа Рождественских чтений состоялась монашеская секция

17 ноября 2020 года по благословению митрополита Петрозаводского и Карельского Константина в рамках регионального этапа Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» состоялась работа секции «Древние монашеские традиции в условиях современности». Секция прошла в онлайн-формате.

Модератором секции выступил иеромонах Аркадий (Лозовский), штатный клирик прихода Воздвиженского собора Петрозаводска, ключарь храма во имя св. прор. Божия Илии Петрозаводска, кандидат богословия.

Вниманию участников секции было представлено пять докладов.

С докладом на тему: «Подвигом добрым подвизатися». Внешние труды (праксис) и внутренний подвиг Богопознания (феория) в монашеской жизни. К 500-летию возрождения Клименецкого Свято-Троицкого мужского монастыря» выступил игумен Александр (Марченко), настоятель Клименецкого Свято-Троицкого мужского монастыря. В своем докладе о. Александр поделился личным опытом и рассказал о Евангельской основе монашеских правил. Основным положением доклада стала мысль о том, что продолжая находиться на переднем фронте духовной борьбы, современное монашество несет ответственность за сохранение духа войска Христова – духа монашества, полученного от богоносных Отцов через иноческие уставы, правила, назидания и законы. Все древние уставы в общих чертах передают одинаковый дух монашества, который ведет нас к Господу Иисусу Христу.

Игумения Варвара (Иванова), настоятельница Успенского Сяндемского женского монастыря в своем докладе «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Христианский облик и небесное заступничество преподобного Афанасия Сяндемского. К 300-летию со дня обретения мощей преподобного Афанасия Сяндемского» особое внимание уделила вопросу: будет ли способствовать внутреннему деланию монашествующих подчинение уставу и приводит ли монаха к совершенству в духовной жизни строгое исполнение заведенного в монастыре порядка? По мнению матушки игумении, соблюдая все монастырские правила и порядки, новоначальные послушники кладут камни фундамента для внутреннего монашеского делания.

В докладе «Путь к великой схиме». Традиции и значение принятия великого ангельского образа во времена св. блгв. кн. Александра Невского и в современных русских монастырях» игумен Досифей (Ларионов), настоятель Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря напомнил, что Царствие Божие есть благодатное состояние души, пребывающей с Богом, ради которого стоит отказаться от самых дорогих сердцу вещей и привязанностей. Наиболее решительное и определенное отрешение предполагается в принятии монашества. Ради самого главного в жизни – Бога – инок жертвует наиболее ценным в глазах людей мира сего – своеволием, плотским наслаждением и материальным богатством. Монашеские обители призваны быть оазисами Царствия Божия на земле.

Сообщение иеромонаха Ферапонта (Грязнова), насельника Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Христос как Путь, истина и жизнь для монашествующих на примере преподобных Геннадия и Никифора Вяжеозерских. К 500-летию Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря глазами молодых: мечты о несбыточном или возвращение в Отчий дом?» был посвящен стремлению человека к высшей цели – единению с Богом через победу над своеволием и страстями. Отвержение всякого помысла о мире и непрестанная борьба с «ветхим человеком» составляют подвиг, через который монах становится добровольным мучеником. На этом пути действуют два фактора: Таинство Покаяния и духовное руководство. Отношения со старцем должны быть основаны на любви и доверии ему. Духовной опасностью является ситуация, когда монах ищет непосредственного руководства в текстах святых Отцов без совета и личных взаимоотношений со старцем.

Студент 2 курса бакалавриата Санкт-Петербургской духовной академии (заочное отделение) Р. О. Александров представил доклад «Чистии сердцем Бога узрят» (Мф. 5:8). Инок Важеозерской пустыни Владимир – паломник в Святую Землю».

Участники секции проявили большой интерес и активность, уверенно отвечали на вопросы и обменивались мнениями.

Таким образом, в процессе обсуждения темы: «Древние монашеские традиции в условиях современности» участники выразили согласие в том, что древние монашеские традиции, проникнутые Евангельским духом, полезно вводить и сохранять в современных обителях. Святоотеческие правила и традиции всегда остаются тем немеркнущим идеалом, к которому должны стремиться насельники обителей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Мужской монастырь Свято-Косьминская пустынь
Свято-Успенский женский монастырь г. Покровска (Энгельса)
Покровский Шиханский женский монастырь
Благовещенский женский монастырь г. Стерлитамака
Мужской монастырь во имя святого великомученика Димитрия Солунского с. Желябуга
Покровский женский монастырь, с. Лукино
Казанский женский монастырь г. Ярославля
Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь в г. Смоленск
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь