В издательстве Перервинской духовной семинарии вышел сборник «Перерва глазами очевидцев»

Издание подготовлено к юбилейной дате: 450 лет назад, в 1573 году, впервые в Писцовых книгах XVI века появилось упоминание об одной из известнейших обителей Москвы – Николо-Перервинском монастыре.

Составителем сборника и автором статей является выпускник Перервинской духовной семинарии епископ Искитимский и Черепановский Леонид (Толмачев). Вышедший сборник служит продолжением исторических публикаций епископа Леонида, посвященных истории Перервы: «Выдающиеся выпускники Перервы» (издание 2019 года) и «Воспоминания Николая Рождественского (архиепископа Никона) о своем детстве и училищных годах» (издание 2021 года).

Сборник состоит из двух частей и приложения. Первая часть включает в себя ряд ранее опубликованных в разных изданиях воспоминаний. Прежде всего это рассказ английского путешественника Э.Д. Кларка о встрече в Перервинском монастыре с митрополитом Платоном (Левшиным) в 1800 году и описание настоятелем Перервинского монастыря архиепископом Лаврентием (Бакшевским) военного времени 1812 года. Не менее интересны мемуары прокурора Синодальной конторы в Грузии Ф.Ф. Исмайлова и известного публициста Н.П. Гилярова-Платонова о Московской семинарии 1814–1823 годов, когда она находилась в Перерве. Наряду с этим любопытны воспоминания конца XIX века ученика Перервинского духовного училища А. Соколова о преподавателе училища С.П. Шумове и мемуары о своем детстве на дачах в Перерве в начале XX века историка М.Н. Тихомирова. Каждое воспоминание, представленное в сборнике, предваряет вступительная статья с рассказом об авторах воспоминаний и о том времени, к которому относятся их свидетельства.

Ценность воспоминаний – в их живом восприятии. Очевидцы тех или иных событий делятся с современниками сведениями о них, своим уникальным видением, дополняют информацию, не нашедшую отражение в документальных источниках. Можно сказать, что воспоминания оживляют для нас прошлое. Безусловно, не всё, что пишется в них, следует воспринимать буквально, поскольку они могут быть весьма субъективны. Однако это не умаляет их ценность для составления исторического портрета того или иного события.

Во второй части сборника представлены статьи и доклады епископа Леонида, которые были ранее опубликованы в «Трудах Перервинской духовной семинарии» и «Платоновских чтениях», где Перерва показана в свете деятельности московских святителей Филарета и Иннокентия, а также их викариев епископов Леонида (Краснопевкова) и Саввы (Тихомирова). Вместе с этим вторая часть содержит и две новые статьи автора о Перервинском монастыре в период управления Московской епархией митрополитами Макарием (Булгаковым) и Иоанникием (Рудневым).

В Приложении к сборнику собраны новостные статьи и заметки о Перерве, извлеченные из церковной периодики – Московских епархиальных ведомостей (за 1869–1879 годы) и Московских церковных ведомостей (за 1880–1918 годы).

На страницах статей, представленных вниманию читателей сборника, содержатся как исторические сведения об этой обители и об особенностях ее устроения, так и редчайшие воспоминания и впечатления уникальных выдающихся личностей своего времени, посещавших Перерву в различные периоды ее существования. История Перервы изобилует многообразными событиями в жизни монастыря и реформами в духовной школе, которые преображали ее, воплощая новые и лучшие периоды ее развития. Издатели считают своим долгом и честью на основе уникальных и интересных свидетельств очевидцев познакомить читателей с историей удивительной обители на берегу Москвы-реки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь