Доклад епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла, наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры на XXXIII Международных образовательных чтениях «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»; направление «Древние монашеские традиции в условиях современности», секция «“За други свояˮ – подвиг монашествующих во время Великой Отечественной войны» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 29 января 2025 года)
Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, всечестные отцы и матери! Братия и сестры!
Для всех нас Отечество Небесное – это главная и подлинная Родина всего человечества, и монашествующие, как отражающие дух глубоко христианский, дух первого христианства, должны включать в себя «вселенскость» нашей веры, отражать то евангельское благовестие, в котором говорится, что Господь пришел спасти все народы. Одновременно мы осознаем, что заповедь почитания отца и матери, а значит всех наших предков, означает особое уважение к земному Отечеству, память о служении и подвигах наших соотечественников, благоговейное хранение всего того лучшего, что было сохранено и передано нам нашими предками.
Здесь вспоминаются слова святителя Филарета Московского: «Худой гражданин царства земного и для небесного царства не годен» [1]. Любовь к небесному Отечеству должна занимать высшую ступень в нашем сознании, но любовь к земному Отечеству – это также естественное качество христианина и монаха в том числе. Святитель Григорий Богослов в свое время засвидетельствовал: «Почитать матерь – дело святое. Но у всякого своя матерь, а общая для всех матерь – родина» [2]. Об этом говорится и в Новом Завете, где особый акцент ставится на внимании к «своим»: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5:8).
Святитель Феофан Затворник выражал свои мысли по отношению к этим двум Отечествам следующим образом: «Служа отечеству, мы сим самым служим Богу. Как же приходит некоторым на мысль, будто между сими служениями нет союза и будто посвятивший себя одному неизбежно оставит и забудет другое? Если здесь приносим мы благодарение Богу за прошедшие успехи в служении общественном и просим помощи на дальнейшее в нем преспеяние, если, т.е., сие служение отсюда как бы исходит и сюда же возвращается, то когда действительно, может быть, кого отвлекает оно от служения Богу и ослабляет в ком дух благочестия: не зависит ли это от вины нашей, а не от самого служения? Когда Господь говорит: «воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови» (Мф.22:21), то внушает, что совмещать сие обоюдное служение не только можно, но и должно. Свойство же самого дела показывает, что как тело есть орудие, посредством которого душа обнаруживает свои внутренние действия: так и общество и служение в нем есть лучшее поприще для раскрытия и обнаружения невидимого духа благочестия, и не для обнаружения только, но вместе для образования и укрепления» [3].
Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечает: «Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых» [4].
Святитель Филарет Московский также особенно обращает наше внимание на преподобного Сергия Радонежского, потому что предыдущие слова и цитаты в большей степени обращены к мирянам. Здесь же в лице преподобного Сергия святитель Филарет говорит о монашеском подвиге: «Преподобне Отче Сергие! От юности возлюбив отечество небесное, Ты однако и земного отечества не пренебрег, но возлюбил оное крепкою духовною любовью» [5].
Образ преподобного аввы Сергия, Игумена земли русской, для нас особенно важен, потому как, уйдя в глухой лес и сосредоточив всю свою жизнь в молитвенном предстоянии Богу, в духовно-аскетическом подвиге, преподобный игумен не забыл в молитвах своих соотечественников. И в тот период, когда он уже приобрел духовное зрелое состояние, святой не пренебрегал и не считал ненужным ходить в далекие пешие путешествия к князьям в разные города, убеждая их оставить личные амбиции и послужить общему делу Отечества. Это служение преподобный Сергий считал необходимым в духовной заботе о своем народе. И действительно, сам образ Святой Троицы, выбранный им как главный праздник обители, является указанием на духовное целеполагание, смысл жизни социума, отечества, народа, православных христиан в единстве друг с другом.
Мы помним, какое тяжелое время было тогда для Руси, и подвиг преподобного Сергия, по оценке профессора В.О. Ключевского, стал именно источником возрождения веры народа как в Бога, так и в те силы, которые дарованы Богом каждому христианину и народу в целом. При упоминании имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение и «затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной» [6]. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия, положенные в живую душу народа.
Сам преподобный Сергий, безусловно, своим образом показывает, что к настоящему монаху могут быть отнесены те слова, которые обычно относят к воинам, слова Христа Спасителя: Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя. (Ин. 15:13). Относясь не только к подвигу на поле битвы, но и к духовному великому служению преподобного Сергия, эти слова указывают нам на ту любовь, которую Господь заповедовал ко всем своим собратьям.
Служение преподобного отца нашего Сергия, в тяжелое время для нашего Отечества, имеет параллели и в других народах. Например, святой равноапостольный Косма Этолийский, афонский монах XVIII века, в трудное время, когда Османская империя захватила Грецию и уже долго властвовала над ней, обращался к своим духовным чадам. Он имел особое откровение выйти с Афона и поддерживать дух благочестия среди простых селян и горожан. Он говорил: «Чада мои любимые во Христе, сохраняйте мужественно и бесстрашно нашу священную веру и язык наших предков, так как оба этих понятия – суть нашей любимой Родины и без них нация наша погибнет. Братья, не отчаивайтесь. Божественное Провидение хочет однажды ниспослать нашим душам небесное спасение, чтобы воодушевить нас на освобождение от того жалкого состояния, в котором мы сейчас пребываем» [7].
Святитель Нектарий Эгинский, великий чудотворец XIX и начала XX века, говорил, обращаясь к воспитанникам семинарии, что они должны быть истинными служителями Церкви, а также испытанными борцами за Отечество. Святитель отмечал жестокую битву, в которой предстоит сражаться с многочисленными и влиятельными врагами Отечества. Он говорил: «Эллинский мир наводнен проникающими повсюду инославными миссионерами, а материалистический дух века сего стремится искоренить всякое понятие о правде и истине, добре и благочестии» [8].
«Немало, – говорит святитель Нектарий, – явилось и чужестранных претендентов на земли, издревле нами унаследованные, на земли, где испокон веков жил и трудился на благо всей человеческой цивилизации народ эллинов. Ныне враги эти уже не столь опрометчивы, как прежде, но куда более расчетливы в злоумышлениях и действиях своих. Враги многочисленны, но бесценное достояние наше, вера и Отечество, – все, что есть у человека самого дорогого, – обязывает нас мужественно и самоотверженно встать на защиту его от покушений и передать потомкам, могущим сохранить унаследованное» [9].
В этих словах святителя Нектария мы видим очень много параллелей с тем, что мы испытали в жизни нашего Отечества, особенно начиная с конца XX столетия и в XXI веке. К сожалению, немалое число наших соотечественников оказалось предателями отеческих преданий; к ним можно отнести слова святителя Тихона Задонского: «Тяжко грешат люди, которые присяги государю и обществу не хранят. Таковые неверные общества сыны зловреднее внешних врагов и называются безчестным именем: изменники» [10].
И хотя государя сейчас нет, но общество, его польза, а также благо народа, многими были преданы, попраны, вменены ни во что.
Конечно же, все беды нашего Отечества в так называемое «перестроечное» время коренятся в проблемах, которые привели и к гибели империи, и к воцарению коммунистической власти. В начале XX века, в годы русской смуты, священномученик протоиерей Иоанн Восторгов взывал к соотечественникам нашим, указывая на особое значение нашего Отечества: «Для того ли Промысл Божий вызвал к бытию Россию, поставив ее на рубеже двух миров и положив пред ней великое мировое призвание, чтоб она, перестав быть сама собой, исчезла с лица земли и изменила богоданному призванию? Для того ли Господь приобщил ее к Церкви Своей и духовное небо ее украсил сонмом равноангельных подвижников, чтобы всё это погибло пред разливом безбожия и иноверия?» [11] Нет, – размышляет будущий священномученик. «Жив Господь наш, и жива Церковь Его, и жива Русь святая! Миллионы сынов её не преклонили и не преклонят колен своих пред Ваалом, их ни запугать, ни закупить, ни обмануть врагам России» [12].
Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл неоднократно подчеркивал, что в нынешнее время особенно необходимо осознать задачу сбережения того, что мы называем «единый духовный и культурный мир восточных славян», – то, что называется Русским миром, – определяя его как особую цивилизацию, которую необходимо сберечь, «к которой принадлежат люди, которые сегодня себя называют разными именами – и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную» [13].
На Западе и в нашей среде, среди адептов либеральной идеологии резко критикуется само понятие Русского мира, и даже в лице патриарха Константинопольского мы слышим ужасные рассуждения о том, что Русская Церковь, как и Русская империя, подобны друг другу в желании завоевать, так сказать, максимум территорий. Эти идеологи сформировали такое фиктивное понятие, как «русская православная империалистическая идентичность».
В то же время мы знаем то, как развивалась западная цивилизация, которая обрастая колониями, действительно вела себя империалистически. Исторические факты расширения нашего Отечества говорят о вхождении новых народов в сферу русского цивилизованного бытия и просвещенного христианского миросозерцания без насилия над их культурным наследием.
Хотя монашествующие и должны быть сосредоточены почти исключительно на молитве и подвигах аскезы, однако, по мысли старца Паисия Афонского, если в древности монах интересовался тем, что происходит в мире, то его надо было закрыть в келье и не давать ему выходить наружу. Однако в наше время, если он не совершенно безразличен к тому, что происходит в социуме, его надо скорее вытащить из кельи. Разумеется, речь идет не о том, чтобы дать ему активное социальное служение, а о том, что он должен осознать необходимость душой и сердцем сострадать тому, что происходит в окружающем его мире.
Более того, даже самый простой монах периодически встречается с посетителями монастыря, в сознании которых много различных идей, и либеральных, к сожалению, больше, чем консервативных и патриотических. К сожалению, за либеральными идеями глобалистского Запада стоит идея развращения человеческой нравственности. Но люди этого не понимают и, прельщаясь «сладкими» разговорами о либеральном единстве всего мира, проглатывают ядовитые идеи, содержащие ложное понимание высшего призвания и предназначения человека.
Я не буду слишком долго распространяться на мыслях о Русском мире, по этому поводу у меня был доклад на одном из заседаний Всемирного Русского Народного Собора. Я только отмечу, что, действительно, вера в особое призвание нашего Отечества сохраняется в святоотеческом предании. Мы должны осознавать этот факт как не причину для гордости, а как основание для осознания особой ответственности каждого из нас, в том числе и монахов. Мы должны оказаться способными дать правильные ориентиры для наших соотечественников, будучи погруженными как в аскетическую традицию в Православной Церкви, так и в святоотеческое наследие.
Преподобный Серафим Саровский в XIX веке говорил о том, что вера у нас Православная и Церковь, не имеющая никакого порока. Этих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима. Имущая веру и благочестие, щит и броню правды сих врата адова не одолеют. Более того, Преподобный говорил, что Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе. Это пророчество крайне актуально в наше время смятений в умах наших соотечественников, многие из которых мечтают о том, чтобы оставить нашу Отчизну и уехать в другие страны. Граждане России и сыны Церкви Православной должны свято помнить эти слова великого русского святого, воспитывая молодое поколение в позитивном патриотическом духе.
Я лично уверен, что желание ослабить Россию и в военном, и в социально-экономическом, и во всех других смыслах – это есть попытка сил антихриста противостоять этому пророчеству, которое высказано словами и многих других еще святых, ибо преподобный Серафим Вырицкий, святой XX века, в одном из стихотворений говорил пророчески: «Утихнут грозные невзгоды, Своих врагов Россия победит, и имя Русского Великого народа как гром по всей вселенной прогремит!» [14].
Аналогичную мысль высказывал святой Николай Сербский еще в 30-е годы XX века, пророчески предвидя, что Россия имеет особое значение в судьбе всего мира. Хотя об этом было действительно невозможно даже подумать в те годы, когда имя нашего Отечества воспринималось зачастую с сарказмом среди всех народов земли, ибо мы занимались самоуничтожением и попирали свои собственные святыни. Но, как говорил святитель Николай: «Наступает время, братья мои, и уже на пороге оно, когда грязью залитое и в муках постаревшее лицо русского народа воссияет как солнце и осветит всех тех, кто сидит во тьме и тени смертной. Тогда все народы на земле благодарно возгласят: «Наша Русь, наша мученица, красное солнышко!» [15].
Находясь в нашем Отечестве и видя множество наших внутренних проблем, мы искренне верим в это пророчество. Святитель Николай Сербский в письме к одному священнику в Европе, отвечая на вопрос, за что Бог наказывает православную Россию, разъяснял: «Сегодняшние крестные муки русского народа принесут миру непреходящую пользу. А сам русский народ выйдет из огня страданий более сильным, святым и славным, чем был прежде. Даже обычный кузнец бросает в огонь железо не для того, чтобы наказать его, но чтобы сделать его чище. Мы считаем и верим, что Творец попустил великому русскому народу огонь страданий не для того, чтобы наказать и истребить его, но чтобы этим страшным примером предостеречь и вразумить другие народы, а сам русский народ вовеки прославить пред землей и небом» [16].
При этом слава народа нашего должна быть не в эгоистическом самолюбовании, но, по словам другого сербского святого, преподобного Иустина (Поповича): «Суть русского призвания заключается в открытии русского Христа миру, Христа неизвестного миру, но сохраненного в нашей православной Церкви. По моему мнению, в этом вся суть нашей мощной будущей цивилизации и воскресения из мертвых всей Европы» [17]. Здесь преподобный Иустин ссылается во многом на Федора Михайловича Достоевского, которого он очень почитал. Повторяя его мысли, святой Иустин говорил о том, что действительно надо, чтобы воссиял в ответ Западу наш Христос, которого мы сохранили и которого они не знали.
В самом деле, для монашествующих, укрывшихся от суеты мира, это все может показаться лишним и ненужным. Однако в борьбе с сильным информационным воздействием на умы наших сограждан очень важно, чтобы каждый из наших братьев и сестер монашествующих мог грамотно использовать богатейшее наследие святых Православной Церкви. Эти святые прославлены от Бога явными чудесами при жизни и по смерти. Необходимо укрепиться самим, чтобы укрепить и наших соотечественников в понимании того служения, к которому призван наш народ и наша Церковь. Также это служение вдохновляет на новые и новые подвиги со смирением и кротостью, призывая помощь Божию на наших соотечественников и на нас самих. Только молитва и церковные таинства являются основой того подвига и призвания, о котором мы сегодня говорили. Это призвание выражено в мыслях святых угодников Божиих по отношению к нашему Отечеству и к нашей Русской Православной Церкви.
И, пожалуй, последняя мысль, на которую я хочу обратить внимание в наследии наших сербских святых, – это указание преподобного Иустина (Поповича) на наследие Федора Михайловича Достоевского: «Всечеловеческую роль Достоевский приписывает русскому народу не потому, что он русский, но потому, что православный. Ибо, будучи православным, он свято и богобоязненно сохраняет Лик Христов, Который дарует ему богочеловеческую любовь и силу для духовного единения со всеми народами и для радостного евангельского служения всем людям. Для Достоевского главное и не народ, но Церковь, народ же важен настолько, насколько он в лоне Церкви и насколько живет Христом и ради Христа» [18].
Достоевский всегда беспристрастно подчеркивал и отрицательные особенности русского народа и не преувеличивал его положительные стороны, говоря, что в русском человеке нужно уметь отличать красоту от наносной грязи. Трезво замечая худшие стороны поведения русского народа, Федор Михайлович тем не менее сохранял уверенность в том, что идеалы нашего народы все-таки Идеалы эти «сильны и святы», и они-то «спасали его в века мучений» [19], помогая сохранить в нем человеческий образ и веру в призвание.
Заканчивая свой доклад, благодарю и прошу обратить особое внимание на то, что монашествующий сегодня должен взять для себя этот пример, даже определенный духовный навык различать грех и человека, силу верить в пророчества, несмотря на то, что реальность во многом говорит о чем-то подчас обратном. И возгревать в себе готовность помочь всякому человеку, которого Господь пошлет нам в наши святые обители, правильно сориентироваться в том тяжелом информационном тумане, который нагнетается сейчас всеми противными силами. Это делается именно для того, чтобы люди запутались, потеряли все ориентиры святости, благородности, чести и призвания. Мы знаем, и об этом имеем даже отдельные личные свидетельства, что в нашу эпоху особые финансовые средства тратятся для того, чтобы развращать человечество и ввергать людей в тяжелые греховные состояния.
Мы, монашествующие, не должны забывать о том, что монах в идеале – это молитвенник за все человечество. Конечно же, по согласованию с духовным наставником, трезво осознавая свою меру, тем не менее, мы все должны, каждый по своим силам, воздыхать к Богу за судьбу всего человечества и за судьбу нашего народа, о котором есть такие особые предсказания по отношению к общечеловеческой истории. Молитвами святых угодников Божиих, Господь да благословит всех нас!
-----------------------------
[1] Филарет Московский, свт. Слова и речи. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova-i-rechi/355 (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[2] Григорий Богослов, свт. Письма. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/pisma/ (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[3] Феофан Затворник, свт. Богоугодная жизнь вообще. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/bogougodnaja-zhizn-voobshhe/1 (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[4] Игнатий (Брянчанинов), свт. Будущее России в руках Божественного Промысла. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/budushhee-rossii-v-rukakh-bozhestvennogo-promysla/ (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[5] Филарет Московский, свт. Слова и речи. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/slova-i-rechi/424 (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[6] Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuchevskij/istoricheskie-portrety-dejateli-istoricheskoj-mysli/1 (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[7] Косма Этолийский, равноап. Слова. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijskij/slova/5 (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[8] Димитракопулос Софоклис. Нектарий Пентапольский – святой наших дней. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Eginskij/nektarij-pentapolskij-svjatoj-nashih-dnej/23 (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[9] Там же.
[10] Тихон Задонский, свт. Об истинах православно-Христовой веры и Церкви. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/ob-istinah-pravoslavno-hristovoj-very-i-tserkvi/16 (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[11] Иоанн Восторгов, сщмч. Полное собрание сочинений. Т.3. Вып. 1. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgov/polnoe-sobranie-sochinenij-tom3/1 (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[12] Там же.
[13] Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Цит. по: Православие.ру . [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/77492.html?ysclid=m9j0ufsqkw736100316
[14] Серафим Вырицкий, прп. Наставления и пророчества преподобного Серафима Вырицкого. Экзегет.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/X8VHKjfe6F2Flhrz (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[15] Николай Сербский, свт. Святой князь Владимир – креститель русских. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/svjatoj-knjaz-vladimir-krestitel-russkih/ дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[16] Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/missionerskie-pisma/69 дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[17] Иустин (Попович), прп. Тайна России. Из книги «Достоевский о Европе и славянстве». Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://spb-eparh-vedomosti.ru/article.php?id=374 (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[18] Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/dostoevskij-o-evrope-i-slavjanstve/12 (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).
[19] Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/fiction/dnevnik-pisatelya-1876/3/ (дата последнего обращения – 11.04.2025 г.).