«Молись да двигайся вперед»

Варвара Каширина

23 октября – День памяти 
преподобного Амвросия Оптинского

Старец Амвросий, которого, без преувеличения, знала вся Россия, впитавший традиции старчества от преподобных Льва и Макария, писал: «Ты выражаешь свое удивление, какая великая сила сокрыта в исповедании борющих помыслов. Не удивляйся этому. И самое монашество есть тайна, а откровение помыслов духовным отцам, как монашествующих, так и других лиц, составляет существенную часть Таинства покаяния».

Будущий старец получил благословение на поступление в монашество от преподобного Илариона Троекуровского, который сказал: «Иди в Оптину пустынь. Ты там нужен». Вся монашеская жизнь старца Амвросия была беспрерывным подвигом служения людям. К нему шли за разрешением недоумений, с горем и слезами богатые и бедные, писатели, философы и простые люди. Вся Россия знала и почитала великого старца.

Сестры Шамординской обители в 1911 году опубликовали рассказ о первой встрече с отцом Амвросием известного чаеторговца, благотворителя Оптиной и Казанской пустыней Сергея Васильевича Перлова [1]: «Около хибарки старца по обыкновению толпился народ. Необычайность обстановки заинтересовала москвича, и он остановился в толпе. Особенное его внимание привлек мальчик лет 10-ти, стоявший поодаль с какой-то старушкой. Из разговора с мальчиком Сергей Васильевич узнал, что у ребенка умерла мать, и он пришел со своей бабушкой к отцу Амвросию издалека.

– Зачем же ты пришел к отцу Амвросию? – спросил Сергей Васильевич мальчика. – Ты хочешь просить у него помощи?

– Вовсе не за этим мы пришли, – сказал обиженно мальчик, – у меня умерла мать, и мы с бабушкой пришли спросить батюшку, как нам теперь жить?

Эти вдумчивые слова десятилетнего ребенка глубоко запали в душу Сергея Васильевича.

– Идут за сотни верст к монаху узнать, как им жить, – значит они уверены, что он знает это...

Побывав сам у батюшки Амвросия, Сергей Васильевич уж больше не удивлялся этому, – он с той поры и сам стал всегда спрашивать у старца “как жить?”»

Духовный писатель и ученик старца Евгений Поселянин вспоминал: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев – благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли».

Тысячи людей получали утешение и поддержку в келье старца. Одна его духовная дочь вспоминала: «Как радостно забьется сердце, когда, идя по темному лесу, увидишь в конце дорожки скитскую колокольню, а с правой стороны убогую келейку смиренного подвижника! Как легко на душе, когда сидишь в этой тесной и душной хибарке, и как светло кажется при ее таинственном полусвете. Сколько людей перебывало здесь! И приходили сюда, обливаясь слезами скорби, а выходили со слезами радости; отчаянные – утешенными и ободренными; неверующие и сомневающиеся – верными чадами Церкви. Здесь жил “Батюшка” – источник стольких благодеяний и утешений. Ни звание человека, ни состояние – не имели никакого значения в его глазах. Ему нужна была только душа человека, которая настолько была дорога для него, что он, забывая себя, всеми силами старался спасти ее, поставить на истинный путь. С утра и до вечера, удрученный недугом, Старец принимал посетителей, подавая каждому по потребности. Слова его принимались с верою и были законом. Благословение его, или особое внимание, считалось великим счастьем; и удостоившиеся этого выходили, крестясь и благодаря Бога за полученное утешение».

Старец очень часто давал афористичные советы, которые содержали мудрые наставления и хорошо сохранялись в памяти. Эту традицию отец Амвросий впитал от старца Льва, который также часто давал подобные наставления: «Душу спасти – не лапоть сплести», – говаривал старец Лев.

Старец Амвросий на вопрос: «Как жить, чтобы спастись?» – обычно отвечал: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно», или «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

Впоследствии многолетний келейник старца Амвросия и преемник его в старческом служении преподобный Иосиф Оптинский любил повторять:

– Жить нужно так: никого не осуждать, не укорять, не злиться, не гордиться, считать себя в душе хуже всех на свете.

Несмотря на постоянное общение с посетителями, старец Амвросий обрел дар умной молитвы.

Как-то один инок спросил старца Амвросия:

– Что такое, Батюшка, умная молитва?

Старец Амвросий ответил кратко:

– Учитель молитвы – Сам Бог.

В другой раз при разговоре о молитве старец Амвросий сказал:

– Трудное это, брат, дело, всего разломит.

Старец Амвросий скрывал свои молитвенные подвиги, лишь однажды келейники стали невольными свидетелями его молитвенного состояния, о чем впоследствии рассказывал своим ученикам старец Варсонофий: «Покойный Батюшка отец Амвросий имел умно-сердечную молитву. Эта молитва ставила его иногда вне законов природы. Так, например, во время молитвы он отделялся от земли. Его келейники сподобились видеть это. Последнее время батюшка был болен и все время полулежал в постели, так что не мог ходить в церковь. Все службы, кроме обедни, совершались у него в келье. Однажды совершали всенощную.

Батюшка, как всегда, полулежал. Один келейник стоял впереди у образа и читал, а другой – позади батюшки. Вдруг он видит, что отец Амвросий садится на кровати, затем поднимается на десять вершков, отделяется от кровати и молится в воздухе.

Ужаснулся келейник, но пребыл в безмолвии. Когда пришла его очередь читать, то другой, встав на место первого, сподобился того же видения. Когда закончили службу, и келейники пошли к себе, то один сказал другому.

– Ты видел?

– Да.

– Что же ты видел?

– Видел, что батюшка отделился от кровати и молился на воздухе.

– Ну, значит, это правда, а то я подумал, что мне только это кажется.

Хотели они спросить о том отца Амвросия, да побоялись: старец не любил, когда говорили что-нибудь о его святости. Возьмет, бывало, палку, стукнет любопытствующего и скажет:

– Дурень, дурень, что грешного Амвросия об этом спрашиваешь? – и больше ничего».

Часто к старцу Амвросию обращались с просьбами помолиться за недужного, скорбящего, унывающего. При этом старец говорил, что и самим не нужно забывать молитву.

– Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи.

Или приведет евангельский пример хананеянки-язычницы, которая упросила Спасителя излечить ее дочь:

– Проси; ты вспомни, – двенадцать апостолов просили Спасителяза жену хананеянку,но Он не услышал их; а сама стала просить, – упросила.

Шамординская пустынь, основанная недалеко от Оптиной пустыни в конце XIX века по благословению преподобного Амвросия, стала любимым детищем старца, где по Промыслу Божиему он провел последний год жизни и где встретил праведную кончину. Первых сестер старец учил и словом, и собственным примером, но прежде всего – побуждением к деятельному исполнению евангельских слов Спасителя о любви к Богу и ближним. Юная Шамординская обитель быстро строилась, часто начинались какие-то постройки, на которые не хватало средств. Но помощью и предстательством Царицы Небесной постепенно чудесным образом устраивались все дела.

«Молись да двигайся вперед», – учил стариц своих учениц. Благодаря молитвам старца обитель устраивалась как в духовном, так и в материальном отношении. А после его праведной кончины духовное попечение о ней взяли оптинские старцы, а в материальном плане стали помогать супруги Сергей Васильевич и Анна Яковлевна Перловы.

В день памяти преподобного старца Амвросия обратимся к нему словами тропаря, с которым каждый день оптинская братия обращается к своему небесному покровителю:

Яко к целебному источнику притекаем к тебе, Амвросие, отче наш. 
Ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, 
молитвами от бед и напастей охраняеши, 
в телесных и душевных скорбех утешаеши, 
паче же смирению, терпению и любви научаеши. 
Моли Человеколюбца Христа и Заступницу усердную спастися душам нашим.

[1] В книге «Венок на могилу дорогого и незабвенного благодетеля Сергея Васильевича Перлова от любящих и благодарных сестер Казанской Амвросиевской пустыни». – Шамордино: Собств. тип., 1911.

Источник фото: сайт Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь

Материалы по теме