Елена Ольгердовна - княгиня Серпуховская

Иеромонах Тихон (Яковлев), насельник Высоцкого мужского монастыря гор. Серпухов

Одним из высоких идеалов древнерусского общества был идеал иноческого и постнического жития. В древнерусских летописях мы находим многочисленные примеры подобного образа жизни среди дочерей княжеского и боярского рода, которые прошли этим путем подвижничества независимого от мирской суеты, когда женщина, особенно жена знатного и богатого человека, была удалена от людских глаз в особой постройке двора - тереме. В жизни средневековой женщины терем становился не только местом ее постоянного нахождения, но и особой жизненной идеей, как писал в ХIХ столетии известный исследователь домашнего народного быта Иван Забелин. Проводя большую часть времени исключительно в домашней среде, женщина могла воплотить наилучшие идеалы жизни в делах и отношениях своей семьи. С течением времени средневековая женщина постепенно создавала из своего дома некое подобие монастыря, где жизнь семьи по своим нравственным уставам очень напоминала чин жизни монастырской. Это подтверждает и «Домострой» 16 века, объединивший в себе то, что «искони существовало или искони должно было существовать» , как образец семейного быта.

Русские летописцы не рассказывают ни о каких других женских подвигах, кроме как о принятии иноческого образа и о построении монастырей и храмов. Особенной приверженностью в древнерусском обществе к иноческому идеалу отличалось так называемое «честное вдовство». Из вдов-княгинь, особенно бездетных, многие оканчивали свою жизнь инокинями, а часто и схимницами. Только в Московском княжеском доме мы видим целый ряд княгинь - инокинь, просиявших добродетельной жизнью. Это и Ульяна, жена князя Ивана Калиты, Александра-Мария, жена князя Семена Ивановича Гордого, преподобная Ефросиния, в миру Евдокия, жена святого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского. Среди этих «честных вдов» мы встречаем и имя серпуховской княгини Елены Ольгердовны, жены удельного князя Владимира Андреевича, навсегда оставившую о себе добрую память.

Княгиня Елена, дочь великого князя Литовского Ольгерда, от его второго брака с Ульяной Александровной Тверской, родилась в 1357 г. (по др.сведениям в 1360 г.) и была 12 ребенком в семье. Отец благоверной княгини Елены Ольгерд Гедеминович, к тому времени был одним из самых могущественных правителей Европы. На протяжении ряда лет он вел многочисленные войны, увеличивая свои территории. Поставив себе целью включить в Великое Литовское Княжество все русские земли, некогда входившие в состав Киевской Руси, Ольгерд упорно продвигался на восток. В начале декабря 1370 г. литовцы осадили Москву, но простояв под стенами Кремля 8 дней, и убоявшись быть разбитым, Ольгерд предлагает Димитрию Ивановичу вечный мир.

Такие династические союзы, как пишет современный исследователь А.Б. Мазуров, обычно скреплялись браками детей. И в этом случае Ольгерд Литовский отдает руку своей дочери Елены младшему брату великого Московского князя Владимиру Андреевичу Серпуховскому. «Владимир Андреевич, – говорится в летописи – оженился у князя у Ольгерда и поя дщерь его, нареченою в святом крещении Елену».

В браке с Владимиром Андреевичем княгиня Елена прожила весьма долгую и насыщенную жизнь, пользуясь любовью и уважением своих родных и близких. От этого честного супружества на свет появилось 11 детей – 7 сыновей и 4 дочери.

До смерти мужа Серпуховского князя Владимира Андреевича в 1410 г., роль Елены Ольгердовны сводилась к типичному положению любой замужней женщины. Она была, как пишет И. Забелин, домодержец, деятельность её распространялась исключительно на устройство дома, даже ограничивалась только этим устройством. Сведениями об участии Елены Ольгердовны в историко-политических событиях Северо-восточной Руси в настоящее время исследователи не располагают. Но с 1410 года жизнь Елены Ольгердовны кардинально меняется - фактически она становится главой рода. Таких женщин на Руси издревле называли «матерыми вдовами». Только матерые вдовы пользовались правом стоять наравне с мужчинами и занимать соответствующее своему положению место в обществе. В Московском княжестве такие матерые вдовы, как Евдокия и София при малолетних сыновьях «сидели на вдовьем столе», т.е. на отчинном владении своих мужей – участвовали в заседаниях боярской думы, принимали послов, имели своих особых бояр. Такое же положение матерой вдовы заняла и княгиня Елена Ольгердовна. Обладая талантами, далеко выходящими за рамки домашних дел, мудростью и рачительностью, Елена становится настоящей удельной княгиней. По завещанию своего мужа Владимира Андреевича она первой из женщин в Московском княжеском доме получает в полное свое управление город Лужу со всеми его слободами и волостями. Женщина-княгиня имела в нем свой двор, судила народ, сама собирала дань и отправляла в казну великого князя. Не оставляла она и попечение о сохранении единства своей семьи. Получив в наследство села из уделов всех своих сыновей, которые располагались черезполосно, Елена Ольгердовна была заинтересована в равных отношениях со всеми детьми, а при необходимости могла, как третейский судья разрешить и возникающие споры. Дети же тем самым еще больше привязывались к матери. Особые права Елена Ольгердовна получила в управлении Москвой, где по очень древней традиции, закрепленной еще в «Русской правде», живет вместе со своими меньшими детьми Андреем и Василием в большом дворе, располагавшемся в то время в Кремле на обрывистой кромке Боровицкого холма к востоку от Архангельского собора. В столичном городе княгиня Елена имела все пошлины. Получая часть доходов и сборов с трети Москвы, в том числе доходы с литья денег и слитков серебра, она смогла сосредоточить в своих руках значительные материальные средства. Анализируя ее распоряжения относительно недвижимого имущества, историки пришли к выводу о том, что Елена Ольгердовна какое-то время после 1427 г. управляла и всем Серпуховским уделом.

Но не только устроением земных дел жила княгиня Елена. Много стараний она прилагает и о спасении своей души, собирая нетленные сокровища на Небесах, «идеже, по слову Спасителя, ни тля тлит ни татие не подкопывают и не кpaдyт». Из своих средств Елена Ольгердовна оказывала благотворительную помощь монастырю Рождества Богородицы на Рву, особо почитаемому среди княгинь серпуховско-боровского удела. Этой обители она оставила 3 села - Медкино, Дьяковское и Косино, а также Глебков Сад и мельницу на устье реки Яуза. В этом монастыре Господь сподобил княгиню Елену принять иноческий постриг с именем Евпраксия, а позже и лечь, т.е. упокоиться навечно. Скончалась княгиня Елена – Евпраксия, согласно летописным источникам, 15 августа 1437 г., намного пережив не только своего мужа, но и всех своих сыновей.

Евфросиниевские чтения. 18 марта 2014 г.


Материалы по теме

Публикации:

Игумения Викторина (Перминова)
Игумения Викторина (Перминова)

Доклады: