«Монастырский вестник». 2018. №1(45)

Тема номера: Стройка молитве не помеха

На сегодняшний день более 20 монастырей и патриарших подворий включены в Федеральную целевую программу «Культура России», направленную на сохранение объектов Русской Православной Церкви — памятников истории и культуры. В неё входит финансирование проектных, противоаварийных, а также ремонтно-реставрационных работ. На выделенные из бюджета средства ведутся работы в Соловецком мужском монастыре — объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также в таких именитых обителях, как Богородице-Рождественский, Высоко-Петровский, Иоанно-Предтеченский, Иосифо-Волоцкий монастыри, на Успенском подворье Оптиной пустыни, в соборе Сошествия Святого Духа Вифанского подворья Троице-Сергиевой лавры и других. «Но необходимо помнить, что при реставрации и восстановлении древних памятников культуры, в том числе монастырей, — подчёркивает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, — следует максимально пытаться сохранить традиции храмового зодчества. Самое главное, чтобы не было никаких «новоделов», которые бы коробили глаз».

Нет молитвы, нет богослужения — нет и не может быть монашеской жизни. Это духовный центр. Духовный подвиг монаха заключается в том, чтобы ежедневно присутствовать на богослужениях, а не оправдывать своё отсутствие на них другими делами. Если заботы становятся приоритетом в монашеской жизни, то служение суете будет вытеснять общение с Богом.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Творим новое в традициях старого»

Из первых уст

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк

О Программе строительства православных храмов в столице, проектах реставрации памятников церковной архитектуры по всей России, о необходимости сохранять исторический облик восстанавливаемых монастырей и ответственности игуменов и игумений во всех этих важных служениях – в интервью с главой Рязанской митрополии, председателем Финансово- хозяйственного управления Русской Православной Церкви

На каком этапе сегодня находится Программа строительства православных храмов в Москве?

Наша Программа успешно развивается. На данный момент возведён 41 храм. Причём больше половины – это храмы с приходскими домами. В процессе строительства – 42 объекта. Кроме каменных капитальных храмов, более чем на сотне приходов установлены небольшие «временные» храмы, как мы их условно называем. Одни из них монтировались из быстровозводимых конструкций, другие возводились деревянными в лучших традициях русского зодчества. Столь масштабное строительство храмов является уникальным. В наш век ни в одной столице мира ничего подобного не происходит. Только в Москве, несмотря на высокую стоимость земли и её дефицит, участки под возведение храмов выделяются бесплатно. Конечно, мы решаем проблему, с которой Запад не сталкивался. В советское время число приходов в стране значительно сократилось, и сегодня мы пытаемся хоть немного восполнить утраченное. Тем не менее, сам по себе факт столь доброго и внимательного отношения к Церкви со стороны государства и госструктур является исключительным в наше секулярное время. Такой удивительный прорыв в храмостроительстве, бурное развитие церковного искусства – я имею в виду и архитектуру, и иконопись, и настенные росписи, и мозаики, и многое другое – совершается в истории нечасто.

В отличие от России, на Западе сохранилось очень много старинных храмов, но там другая беда – большинство из них не востребованы. И святыни используются под самые разные «нужды»: в них устраивают галереи, рестораны, гостиницы и тому подобное. В позапрошлом году в Германии было выставлено на продажу около 800 католических и протестантских храмов по всей стране. Как следствие – в Европе почти нет архитекторов, которые могли бы проектировать и возводить новые храмы

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк

«Основная цель – создать в экономике отдельную реставрационную отрасль»

Интервью

Олег Рыжков

Мы встретились с заместителем Министра культуры Российской Федерации Олегом Рыжковым в Высоко-Петровском мужском монастыре Москвы после проведённого им совещания по вопросам реставрации в обители. Олег Владимирович курирует крупные монастырские комплексы, в которых сегодня проходят ремонтно-реставрационные работы, и рассказал нашему журналу о текущей обстановке в сфере реставрации, новой концепции реформирования реставрационной отрасли страны, предпринимаемых Минкультуры мерах оперативного контроля за подрядчиками и о том, что порой нужно посмотреть подрядчику в глаза и сказать: «Не можешь – уходи»

Молитва в сердце России

Наследие

Московский Кремль – сердце страны. А в сердце должна звучать молитва. Безбожные годы позади, однако богослужения в кремлёвских соборах проводятся всего несколько раз в месяц, в остальное время они работают как музеи. Вознесенский девичий монастырь на территории Кремля, где в течение 540 лет непрестанно возносилась молитва за Церковь и Отечество, был разрушен в 1929 году, и только недавно было принято решение о восстановлении обители. Если мы посмотрим на древние планы Московского Кремля, сможем увидеть там несколько десятков храмов, более десятка монастырей и монастырских подворий. И в каждом регулярно совершались богослужения, возносилась молитва о Церкви и Руси. Монастыри в Кремле появились более 700 лет назад. Становление Русского государства и Православной Церкви шло бок о бок: строились храмы и монастыри, укреплялась вера, укреплялось и государство. И во всё время его роста и возвышения в сердце страны звучала иноческая молитва. К XX столетию охлаждение веры сначала у аристократии и интеллигенции, а позже у крестьян и рабочих привело страну к катастрофе. Закончилось всё революцией и беспрецедентными гонениями на Церковь Христову. К трагическим событиям 1917 года в Кремле оставалось всего два монастыря – Чудов и Вознесенский. Оба они были не только закрыты, но и разрушены. При уничтожении Вознесенской обители впервые в Москве был применён динамит…

Стройка монастырской жизни не помеха

Один день из жизни

Высоко-Петровский мужской монастырь расположен в самом центре столицы, его стены и храмы помнят многое – столетия истории Москвы прошли перед ними. Сегодня практически все храмы обители одеты в леса – в монастыре ведутся широкомасштабные ремонтно-реставрационные работы. Чтобы посмотреть, как совмещаются стройка, сложившийся уклад и служение насельников, корреспондент «МВ» провела в Высоко-Петровском один «реставрационный» день

До недавних пор, попадая на территорию Высоко-Петровского монастыря, я невольно забывала, что нахожусь в центре мегаполиса – так тут было тихо и неспешно. Сейчас же картина изменилась: стук молотков, снующие с тачками кирпича и строительного мусора рабочие; одетые в леса и «укутанные» в сетки храмы – этакий строительный городок. В обители полным ходом идут реставрационные работы, стартовавшие в 2016 году. Начали с колокольни и храма святых апостолов Петра и Павла. В 2017 году на реставрацию закрылись Толгская церковь, собор святителя Петра, приступили к работам по хозяйственному корпусу. Как бы ни было суетно на территории монастыря, внутри храма преподобного Сергия всё по-прежнему. Строительные работы не повлияли на богослужебную жизнь и братское правило – монастырская жизнь идёт своим чередом. Литургия совершается ежедневно. Вот и сегодня, в день памяти преподобного Серафима Саровского, в восемь утра началась праздничная служба. Однако уже в конце Литургии пришлось снова идти на территорию, так как нужно было спешить на совещание по обеспечению реставрационных работ.

Игумен как духовный руководитель монастыря

Традиция

Игумения Феоксения (о. Крит)

Со времён раннего христианства на пути монашеской жизни особое значение имеет личность предстоятеля общежития, выполняющего роль основного наставника. Согласно законоположнику монашества святителю Василию Великому, личность игумена или игумении служит предметом всеобщего доверия и приятия и мерилом для всей братии

Настоятель одним своим присутствием отодвигает на второй план частные желания и сохраняет единодушие. По слову святителя Григория Нисского, «настоятель является соединением единомыслия и светом в водительстве душ». Авва Геронт, старец, или амма Геронтисса, старица, обладают безграничной любовью ко всем, даром рассуждения, снисхождения, терпимости и учительства; нравом церковным, духовной образованностью и зрелостью. Он/она учит монашеское братство/сестричество собственным жизненным примером, словом и отношением, подвизаясь, чтобы быть примером и правилом жизни.

Среднерусский Афон

Духовная география

Строгий святогорский устав не единственное отличие Николо-Малицкого мужского монастыря (Тверская епархия) от других обителей – афонской традиции соответствуют и архитектура, и внутреннее убранство храмов. О далёкой Святой Горе в этих стенах напоминает почти всё, кроме природного ландшафта и того факта, что посещать Малицу, в отличие от Афона, могут и женщины

Главный храм Николо-Малицкого мужского монастыря (Тверская епархия) братия называют кафоликоном, как на Афоне. Богослужению предшествует стук в талантон (деревянное било), на Литургии звучат византийские песнопения, используется настоящая греческая кацея (кадило), а в самые торжественные моменты службы монахи специальными шестами раскачивают хорос. Строгий святогорский устав не единственное отличие Николо-Малицы от других обителей – афонской традиции соответствуют и архитектура, и внутреннее убранство храмов. О далёкой Святой Горе в этих стенах напоминает почти всё, кроме природного ландшафта (вместо пальм – родные сосенки да берёзки, вместо синего моря – белый снег зимой) и того факта, что посещать Малицу, в отличие от Афона, могут и женщины. Николо-Малицкий монастырь находится в двух часах езды от Москвы, рядом с Тверью. Обитель вплотную окружает жилая застройка деревни Николо-Малица – бывшей слободы, названой по имени монастыря. При этом здесь чудесным образом царит первозданная тишина и благополучно сохраняется наше родное бездорожье – всё, что нужно для пустынножительства.

Самоцветы Черногории

Путеводитель

Сегодня наблюдается возрождение черногорского монашества. На обочинах живописных дорог страны часто встречаются указатели на монастыри. За 26 лет, в течение которых Черногорско-Приморской митрополией руководит митрополит Амфилохий (Радович), открыто более 600 храмов и монастырей. Предлагаем вниманию читателя путеводитель по некоторым из них

Черногория – страна небольшая, по размеру территории занимает 155-е место в мире, а по численности населения ещё дальше отстоит от лидеров. Если сравнить её с Сербией, то живописный край на берегах Адриатики в семь раз меньше. Тем не менее именно здесь была основана Сербская Церковь. Эта красивейшая земля стала центром великого Сербского царства, отсюда сербы распространились по Балканскому полуострову.

На небольшом острове Тиватского залива, в монастыре Архангела Михаила, первый архиепископ Сербский святой Савва основал первую епархию, тем самым положив начало большому числу монастырей. Примечательно, что часто в тех местах, где учреждал обители святитель, в более ранние времена уже существовали монастыри, о чём свидетельствовали найденные древние фундаменты храмов и захоронения. Святой Савва ввёл в славянских иноческих обителях Иерусалимский устав, созданный его небесным покровителем преподобным Саввой Освященным на Святой Земле.

Монастыри Черногории многократно подвергались разрушениям со стороны турок и не все потом возрождались. К сожалению, не уцелели и мощи основателя Сербской Церкви: через триста лет после кончины святителя Саввы турки, поработившие страну, сожгли его останки, чтобы унизить сербский народ. Страдали черногорские обители и от венецианцев. Сонм святых пополнился в тот период новыми мучениками.

Тишина за Иорданом

Terra Sancta

Не так давно паломникам на Святой Земле стал доступен для посещения участок на реке Иордан недалеко от места Крещения Господня. Чтобы узнать, как живётся русским монахам в месте, где летом температура превышает отметку +50, корреспондент «МВ» отправилась по ту сторону реки и пообщалась с архимандритом Сергием (Объедковым) – клириком Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, ключарём Подворья Миссии на месте Крещения Господня в Иордании

В житии преподобной Марии Египетской читаем: «На закате солнца я дошла до церкви святого Иоанна Крестителя у реки Иордан. Рано утром, нашедши небольшую лодку, переправилась на другой берег. Так я удалилась в пустыню, где и скитаюсь до сего дня, ожидая спасения, какое подаст мне Бог от душевных и телесных страданий». Место, о котором идет речь, называется Вифавара (в переводе с еврейского – «место переправы»). В древности здесь была переправа через реку. Сейчас Иордан такой узкий, что не нужна лодка, чтобы его преодолеть. Но появились другие преграды – государственная граница, пролегающая по реке. Пересечь Иордан в том месте, что упоминается в житии преподобной Марии Египетской, в наше время невозможно. Чтобы попасть в Иорданию с территории Израиля, лучше всего проехать на самый север страны, а потом проделать такой же путь обратно, но уже по берегу Иорданского Королевства. Прилетев в аэропорт Тель-Авива днём во вторник Страстной седмицы, мы проехали по вышеозначенному пути и ближе к ночи добрались до странноприимного дома Русской Духовной Миссии на берегу Иордана. Подворье находится в приграничной зоне, к тому же на территории заповедника. Без пропуска сюда попасть невозможно, что хорошо в плане безопасности монахов и паломников.

Дневник инокини

Инокиня Татиана (Соколова)

Духовная жизнь

«МВ» продолжает публикацию дневниковых записей насельницы одного русского монастыря. В избранных главах из дневника перед читателем приоткрывается духовная жизнь инокини, её переживания, впечатления, вопрошания, размышления

Каждый день благодарю Бога, что ещё есть время для покаяния. Пока не прерывается молитва на Афоне, в монастырях во всём мире. Пока служится Литургия в новогоднюю ночь, ещё будет стоять наш грешный мир. Это повальное беснование называется «народ празднует Новый год», сколько страшных последствий оно несёт! Пьянство порождает преступления, взрывы хлопушек – травмы и многое другое. Сколько бед сопутствует этому веселью. Но, слава Богу, всё больше людей приходит в храмы в новогоднюю ночь. Всё сильнее крепнет общая молитва.

Святитель Алексий Московский: держатель Руси

Отцы Церкви

Святитель Алексий жил в то время, когда Русь начала оправляться от почти двухсотлетнего монголо-татарского ига, русский уже не трепетал при виде татарина, князья почувствовали некую самостоятельность, но свободу нужно было взрастить и отвоевать. Митрополит Московский Алексий стал пестуном и наставником одного из освободителей – святого князя Димитрия Донского

Материалы по теме

Новости

Публикации

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»