Тема номера: Обители земли Псковской
Когда смотришь на средневековые карты псковской земли с нанесенными на них монастырями, поражаешься насколько они уместно и удачно вызовам времени расположены. Обители стояли в обороне городов псковской земли своими видимыми каменными стенами и крутыми валами, а также и незримыми молитвами монашествующих. Большинство псковских обителей было минимально удалено от центра городской застройки, то есть располагалось в основном около городов, а характерной особенностью женских псковских монастырей было их абсолютное отсутствие в сельской местности.
Псков – это та старина, к которой можно прикоснуться, которую можно и нужно изучать со всей тщательностью исследователя. Ведь законы истории нам говорят о том, что выживают сильные культуры, то есть те из них, носители которых любят свое прошлое, ценят его и готовы изучать, хранить и преумножать наследие предков.
«Хотел бы от всего сердца пожелать псковской земле вообще, и прославленной Псково-Печерской обители в частности, духовного преображения. Сия обитель была местом преображения для многих, и не только церковных, людей. Я имею множество свидетельств о том, как люди, далекие от Церкви, посещая в те безбожные годы это святое место, изменяли образ своих мыслей, обретали веру, преображали свою жизнь. Радуюсь видеть братию во множестве. Действительно, произошла смена поколений, и дай Бог, чтобы нынешнее поколение Псково-Печерской братии как бы подхватило духовно ту эстафету, которую мужественно несли святые преподобные отцы в прошлом. Дай Бог, чтобы и последующие годы, быть может, менее трудные с точки зрения внешних обстоятельств, но не менее значимые для будущего нашего Отечества, также будут отмечены особой духовной силой этой обители, также будет совершаться великое дело преображения, духовного подвига, следствием которого является преобразование жизни по закону Христову. Будьте достойны тех, кто вам предшествовал, молитесь с глубокой верой, с простотой сердечной, с искренней надеждой, и Господь будет укреплять ваши силы, помогая достойно осуществлять монашеское служение. Также будем молиться, чтобы укреплялись связи между всеми монастырями нашей Церкви, чтобы монашеская община Русской Православной Церкви сознавала свое единство и свою огромную ответственность пред Богом за будущее Церкви и Отечества нашего. Пусть молитвами святых преподобных псковских отцов ко благу устрояется монашеская жизнь в нашей Церкви, а также и духовная жизнь всего нашего народа»
«Монашество – это подражание Христу»
Интервью
Митрополит Псковский и Порховский Арсений
Священноархимандрит Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря митрополит Арсений рассказал об особенностях псковских обителей, духовной семинарии, знаменитых Богом зданных пещерах монастыря, ученом монашестве, традициях старчества и о том, что богослужение – главный источник духовных сил для архиерея.
Основная задача каждого священнослужителя – проповедь Слова Божия, проповедь Евангелия. Что же касается моего служения в качестве настоятеля Псково-Печерского монастыря, то мне кажется, что самое главное здесь – быть достойным преемником и продолжателем многовековых монастырских традиций. Естественно, одной из главных задач является забота о древних храмах обители. Многие храмы требуют реставрации, которая и ведется в настоящее время.
Монастыри святой Псковщины
История
В какую сторону по Псковской земле ни поедешь, везде встретишь старинный монастырь, церковь на холме, святой родник, живописное озеро. Псковские обители почти не знали монголотатарского погрома, зато многократно пережили «цивилизованные» европейские разбои. Уже одиннадцатое столетие обители Псковской земли стоят как часовые Духа, молитвенно охраняя наше Отечество.
Археолог С. В. Белецкий датировал основание самой старой обители Псковщины в устье речки Мирожи 1010–1015 годами. Но только спустя почти сто пятьдесят лет на том же месте в период княжения Святополка Мстиславича, брата благоверного князя Всеволода-Гавриила, по заказу святителя Нифонта была возведена главная монастырская церковь во имя Преображения Господня. Сразу после окончания строительства храм расписали фресками. Считается, что именно святитель привлек к росписи стен собора Спасо-Преображенского Мирожского монастыря греческих мастеров. Эти или чуть более поздние домонгольские фрески хорошо сохранились до сих пор. Им нет аналогов в России, они напоминают византийскую мозаику XII века некоторых храмов короля Рожера Сицилийского. Одновременно с обновлением Мирожского святитель Нифонт основал Завеличский монастырь и обеспечил обе обители большими земельными наделами. Два года спустя после строительства Преображенского храма скончался игумен монастыря преподобный Авраамий и был погребен в Мирожской обители. В XIII веке был основан Снетогорский мужской монастырь при участии благоверного псковского князя Довмонта-Тимофея. Согласно некоторым псковским синодикам, первым строителем обители был игумен Иоасаф, который ввел в монастыре строгий общежительный устав, видимо, позаимствовав его из Киево-Печерской лавры. По другому преданию, обитель основали монахи, прибывшие со святой горы Афон.
Монастыри Псковской епархии Русской православной Церкви
Духовная география
Путеводитель по монастырям и монастырским подворьям епархии с информацией для паломников: как доехать, список святынь, реквизиты для пожертвований.
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь
г. Псков, Мирожская набережная, 2
Телефон: +7 911 691-12-34
e-mail: monmir@mail.ru
сайт: http://mirozhsky-monastery.ru
И.о. наместника: иеромонах Серафим (Козулин)
***
Подворье Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в деревне Красиковщина
Храм Рождества Христова
Псковская обл., Псковский р-н, д. Красиковщина
Телефон: +7 911 386-72-28
e-mail: belacerkov@gmail.com
Настоятель: иеромонах Серафим (Козулин)
Рождества Богородицы Снетогорский монастырь
г. Псков, ул. Снятная гора, 1
Телефон: +7 900 993-49-45, +7 8112 75-01-25
e-mail: snetogor@mail.ru
сайт: www.snetogor.ru
Настоятельница: игумения Рафаила (Позигунова)
***
Подворье Рождества Богородицы Снетогорского монастыря
Псковская обл., Псковский р-н, Торощинская волость, д. Замошье
Телефон: +7 921 214-13-45
e-mail: snetogor@mail.ru
сайт: www.snetogor.ru
Старшая сестра: монахиня Варвара (Кустова)
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Псковская обл., г. Печоры, ул. Международная, 5
Телефон: +7 8114 82-21-45
e-mail: ppm1392@yandex.ru
сайт: https://ppmon.ru
Игумен: митрополит Псковский и Порховский Арсений
Спасо-Елеазарский монастырь
Псковская обл., Псковский р-н, д. Елизарово
Телефон: +7 8112 67-95-58, +7 905 238-88-82
e-mail: istok_mon@mail.ru
сайт: eleazarovo.ru
И.о. настоятельницы: монахиня Мария (Корх)
***
Спасское подворье с храмом Преполовения Пятидесятницы
г. Псков, ул. Детская, 3
Телефон: 8 (8112) 72-77-17
e-mail: istok_mon@mail.ru
сайт: eleazarovo.ru
Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь
Псковская обл., Псковский р-н, Торощинская волость, д. Крыпецкое-1
Телефон: +7 911 361-10-90
e-mail: krypetsy@yandex.ru
сайт: https://krypetsy.ru
Наместник: иеромонах Всеволод (Сиканов)
***
Подворье Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря
Собор Рождества Иоанна Предтечи (XII век)
г. Псков, ул. Горького, 5А
Телефон: +7 8112 57-50-01, +7 911 390-34-95, +7 8112 56-34-24, +7 911 360-40-46
e-mail: krypetsy@yandex.ru
сайт: www.krypetsy.ru, крыпецы.рф
Настоятель: иеромонах Всеволод (Сиканов)
***
Подворье Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря
Храм святителя Николая в деревне Торошино
Псковская обл., Псковский р-н, д. Торошино, ул. Заречная, 41
Телефон: +7 8112 67-92-24, +7 911 368-36-02
Настоятель: священник Василий Кондратюк
Благовещенская Никандрова пустынь
Псковская обл., Порховский р-н, Дубровенская волость, п/о Загоска, д. Любовец
Телефон: +7 81134 62-345
e-mail: spiridonov.germanus@yandex.ru
сайт: http://nikandrova-pustyn.ru
Наместник: архимандрит Спиридон (Ивщенко)
Свято-Введенский монастырь
Псковская обл., Островский р-н, п/о Спиры, д. Владимирец
Телефон: +7 911 384-85-56
e-mail: info@vladimirec-mon.ru
https://vk.com/club82800031
сайт: http://www.vladimirec-mon.ru
И.о. настоятельницы: монахиня Вера (Татаринова)
Спасо-Казанский Симанский монастырь
Псковская обл., г. Остров, ул. Малая Пионерская, 82
Телефон: +7 81152 36-517
e-mail: spas-kazansky@yandex.ru
сайт: http://simanskii.ru
https://vk.com/simanska
Настоятельница: игумения Маркелла (Павлова)
***
Подворье Спасо-Казанского Симанского монастыря
Псковская обл., Островский р-н, д. Тонководово
Свято-Троицкий Творожковский монастырь
Псковская обл., Струго-Красненский р-н, д. Творожково
Телефон: +7 81132 56-107, +7 911 375-62-52
e-mail: tvorozhkoovo1862@yandex.ru
https://vk.com/tvorozhkoovo1862
Настоятельница: игумения Магдалина (Бусыгина)
***
Подворье Свято-Троицкого Творожковского монастыря
Свято-Успенская Феофилова пустынь
Псковская обл., Стругокрасненский р-н, д. Феофилова пустынь
***
Подворье в деревне Ровное
Псковская обл., Стругокрасненский р-н, д. Ровное
Академия печерских старцев
История
Свято Успенский Псково-Печерский мужской монастырь расположен в пятидесяти километрах от Пскова, на стыке государственных границ. Уникальная во многом, обитель славится традицией старчества и тем, что никогда не закрывалась. ПсковоПечерский монастырь, сохраненный от закрытия и разрушения по молитвам к Пречистой Богородице, в советское время был уголком русской старины и Православия. И сегодня тысячи паломников продолжают стекаться в Богом зданные пещеры.
Монастырь продолжал благоукрашаться. В 80-е годы наместником архимандритом Гавриилом (Стеблюченко) проведены большие реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки. Усердием следующего настоятеля архимандрита Павла (Пономарева) в обитель вернулась хранившаяся в Тарту монастырская библиотека, построены новые здания лечебницы, иконописно реставрационной и швейной мастерских, в городе устроен Дом милосердия для одиноких пожилых людей, возвращены монастырю сто гектаров пахотной земли. Наместник архимандрит Роман (Жеребцов) продолжил реконструкцию монастырских построек и храмов. Его заботами возведен деревянный братский корпус и начато покрытие медью крепостных стен и башен. Архимандрит Тихон (Секретарев) продолжил благочестивую традицию своих предшественников по сохранению монастырского устава и благоустройству обители. При нем окончено строительство братского каменного корпуса у башни Нижних решеток с баней и прачечной, завершены работы по покрытию медью крепостных стен, велось строительство хозяйственного комплекса, отреставрированы купола храмов, росписи на фасаде Успенского храма, проведена реставрация в Михайловском храме. Бережно сохраняются в обители многовековые традиции. Во всероссийские святцы внесены местночтимые преподобные отцы Марк, Иона, преподобная мать Васса. С 1994 года в 4 ю неделю по Пятидесятнице празднуется память преподобных отцов псково-печерских. В 1998 году восстановлено празднование в честь чудотворного образа Божией Матери «Умиление» (7 я неделя по Пасхе). Впервые за много лет (с начала ХХ века) в июле 2000-го икона «Умиление» Псково-Печерская побывала в Пскове на освящении часовни святой равноапостольной княгини Ольги. Монастырь ведет активную катехизаторскую и издательскую деятельность, организована Экскурсионная служба. 1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части открыт Паломнический центр, способный принять большое число желающих помолиться в обители, поклониться ее святыням. На берегу Псковского озера устроен Приозерный скит. У монастыря есть скит и на берегу Мальского озера.
Скорый поезд со всеми остановками
Голоса времени
Всероссийского старца Иоанна (Крестьянкина) в Псково-Печерском монастыре называли «скорый поезд со всеми остановками». Он двигался стремительно и успевал все. Но главное – останавливался возле каждой требующей его участия души, невзирая ни на какие дела. А если спешил, то давал совет,не слушая вопроса. И совет его всегда был дельным
Псково-Печерский старец архимандрит Иоанн родился 11 апреля 1910 года, в день преподобного Иоанна Пустынника, и получил в крещении имя этого святого. В тот же день Церковь празднует память преподобных отцов псково-печерских Марка и Ионы. С точки зрения отца Иоанна, это было промыслительно. Ванечка был восьмым, последним ребенком в семье орловских мещан Михаила Дмитриевича и Елисаветы Илларионовны Крестьянкиных. Первым источником веры и жертвенной любви была для Вани его любимая матушка. Отец умер вскоре после появления на свет сына. Из батюшкиных рассказов становилось ясно, что любовь ко всему живому проявилась в нем с самого раннего детства. Он плакал над погибшим цыпленком, устраивая ему «христианское погребение», вскармливал слепых мышат, оберегая их жизнь от покушений взрослых домочадцев. Но самое горячее сострадание отрока все-таки относилось к людям – к тем, кому в данный момент плохо. Храм с детства стал для Ивана родным домом. Носили его в церковь с самого рождения, он возрастал в ней. Основной его игрой в период младенчества стало «служение». Первое кадило было из консервной банки, епитрахиль или орарь из полотенца, а первой прихожанкой и духовным чадом стала мамочка.
«Я с детства мечтало пустынножительстве»
Интервью
Архимандрит Спиридон (Иващенко)
Свято-Благовещенская Никандрова мужская пустынь в Псковской области известна своими целебными источниками. Окунуться в купель и набрать святую воду приезжает множество паломников. «Братия относятся к наплыву людей со смирением», – поясняет наместник пустыни. Он также рассказал о почитаемых в обители святых и святынях, престольных праздниках, производстве сыра, о том, почему современному человеку тяжело молиться и в чем состоит истинное счастье.
Преподобный Никандр завещал похоронить себя на территории будущей пустыни. Спустя четыре года после его кончины здесь поселились первые монахи, основали монастырь, построили сначала деревянный (сгорел), а затем каменный храм в древнем псковском стиле (XVII в.) с приделом в честь преподобного Никандра и святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Мощи святого Никандра находились под каменным собором, затем их подняли, они пребывали в Никандровском приделе и сохранялись вплоть до революции 1917 года. Красные и белые тогда переводили друг на друга, поэтому, кто забрал мощи и где они находятся, с тех пор неизвестно.
Лесной остров молитвы
История
Благовещенская Никандрова мужская пустынь – островок монашеской молитвы в глубине болотистых лесов. Уединенная обитель возникла в XVI столетии на месте подвигов великого пустынножителя и чудотворца преподобного Никандра Псковского. Подвижник творил много чудес, имел дар прозорливости, исцелял больных. И в наши дни он подает помощь братии, принимающей в обители болящих и немощных. Даже в годы революции паломничество в Никандрову пустынь не прекращалось. Особенно – к целебным источникам, которые богоборцы, чтобы остановить поток верующих к святыне, заливали мазутом.
Первым строителем монастыря был некий инок Исаия. Новгородский митрополит Александр рукоположил Исаию в иеромонаха и в игумена. Кроме того, владыка принял живое участие в начальной судьбе пустынной обители. Расспросив Исаию о преподобном Никандре, его подвигах и чудесах, совершающихся от мощей, он отпустил нового игумена «дав ему милостыню довольну и поучив его довольно от божественных писаний». Игумену Исаие удалось благоустроить монастырь совне и внутри, возведя церковь и собрав братство. Сам же игумен Исаия удалился после этого в другой монастырь, где и отошел ко Господу. Самым ранним документом, повествующим о начале пустыни, можно считать хранившуюся среди свитков Никандровой обители древнюю «обельную» грамоту царя Феодора Иоанновича, на которой стояла печать новгородского воеводы князя Данилы Андреевича Ногтева. Датирована она декабрем 7106 (1598) года. Дана была грамота первому игумену Никандровой пустыни Исаие и освобождала монастырь от земельных податей на вечные времена, закрепляя за ним пустоши, пашни и рыбные ловли «в Порховском уезде в Михайловском погосте».
«Монашество – это любовь ко всем и вся»
Интервью
Монахиня Мария (Корх)
И.о. настоятельницы Спасо-Елеазаровского монастыря монахиня Мария – о том, почему основателя обители называли «железный с железными», а сейчас именуют одновременно и Евфросином, и Елеазаром; по какой причине рыбаки Талабских островов совершали крестные ходы с иконой «Спас Елеазаровский»; как протоиерей Николай Гурьянов сохранил от безбожной власти почитаемую святыню обители Цареградскую икону Богородицы; о елеазаровском старце Филофее и его идее «Москва – Третий Рим»; о монашестве как исключительном призвании и многом другом.
Мы чаще всего называем Евфросином, по-монашески, это имя преподобный получил в постриге. В миру, а затем в схиме его звали Елеазаром. Преподобные Евфросин и Никандр Псковский происходили из одной местности – деревни Виделебье близ Пскова, оба желали постнического жития. Приняв постриг в Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорском монастыре, Евфросин стал ревностно подвизаться, угождая Богу. Чтобы избежать славы человеческой, около 1425 года он испросил у духовника благословения поселиться в уединении на реке Толве близ Пскова. Впоследствии здесь и образовался наш монастырь, а место стало называться Елеазаровой пустынью. В то время на Руси еще не существовало как таковых уставов монастырей, а были уставные грамоты епископов и митрополитов, духовные грамоты, завещания, поучения игуменов-основателей. Общее житие (когда монахи ничего не имели в своей собственности, все было общим) в монастырях очень трудно приживалось, часто в общежительные монастыри проникали черты особножительства. Преподобный же Евфросин был сторонником именно общего жития («не держите ничесоже особины в общине») и для своей братии написал общежительный устав. Для XV века, когда жил святой, этот устав был настолько строг, что многие называли старца «железный с железными». Он был очень скромным и смиренным и даже не принял священнического сана, в конце жизни постригся в схиму с именем Елеазар и преставился обычным схимонахом в 95 лет. Таким образом, имя, данное при рождении, вернулось ему в схимническом постриге. Поэтому и называется наш монастырь Спасо-Елеазаровским. Изначально монастырь был мужским и являлся центром молитвенной жизни Псковской земли. Сам преподобный был образованным человеком, и братию в обитель принимали в основном ученую. Монахи занимались переписью книг и рукописей, были аскетами и богословами. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским патриархом.
Под кровом Всевышнего
История
Маленький, основанный преподобным Евфросином среди непроходимых псковских лесов, Спасо-Елеазаровский монастырь во все времена привлекал к себе внимание богомольцев.
Монастырь основан пострижеником Снетогорской обители преподобным Евфросином, пришедшим в 1425 году в густые леса на берег реки Толвы для подвига пустынножительства. В схиме Евфросин был назван Елеазаром, поэтому впоследствии в память о нем монастырь переименовали в Елеазаровский. Со временем вокруг отшельника стали собираться другие подвижники, образовалась обитель. На месте явления преподобному Евфросину трех вселенских святителей был освящен каменный собор в их честь, а монастырь получил первоначальное название Трехсвятительский. Изначально это был маленький островок между двумя рукавами реки Толвы. Когда ученики стали упрашивать Евфросина перенести монастырь на более обширное место, он благословил срыть соседний холм и засыпать один из рукавов реки, чтобы образовалось достаточное для обители пространство. Вблизи монастыря в живописной лесной роще есть несколько родников, один из которых упоминается в житии преподобных Евфросина и его первого ученика Серапиона. Святой Серапион получил здесь суровый урок за непослушание, сильно поранив ногу топором и исцелившись по молитвам своего старца. После этого случая Серапион стал образцом для всей братии, стяжав многие духовные дары: богомольцы исцелялись от тяжких недугов снегом от следов его ног.
Преподобный Симеон: Печерский труженик
Отцы Церкви
Жизнь старца Симеона (Желнина) могла стать предельно типичной для своего времени: постриг, восстановление скита или подворья, настоятельство… Однако он пошел другим путем, решив, что карьерный рост не для него. И стал обычным схимником. С одной редкой особенностью: в течение двадцати пяти лет отец Симеон ежедневно служил Божественную литургию, как святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Архимандрит Нафанаил (Поспелов) вспоминал: «В келье отца Симеона были все богослужебные книги. Иеросхимонах Симеон прилежал посещению и утренних, и вечерних богослужений. Стоял в алтаре обособленно в углу за дверью боковой, которая не затворялась. На Великом каноне на каждый тропарь клал три поклона. Неукоснительно выполнял келейное схимническое правило и переживал, что не все выполняли в монастыре келейное правило». Из своей богослужебной практики отец Симеон сделал вывод: воспитание чувств в разуме истины происходит на богослужениях. Поэтому своему ученику он советовал: «На все службы старайся ходить». «Кроме часов богослужения и выполнения келейного правила его келья была открыта для братии, мирян и паломников, которые получали от отца Симеона духовную помощь, ответы на вопросы духовной жизни. Он утешал печальных, многих наставлял на путь спасения… Как духовник отец Симеон ежедневно прилежал поминовению на проскомидии духовных чад и всех просивших его святых молитв. Деньги (которые ему приносили) он сдавал на ремонт монастырских храмов. Нет возможности описать и перечислить множество тех добрых дел отца Симеона, которые он, поевангельски, творил втайне. Их знают те посетители, которые с верою посещали келью отца Симеона и пользовались его духовным руководством».
