«Монастырский вестник». 2022. №2(50)

Тема номера: Образование и монастырь

Сегодня дефицит ценностей возвращает думающего человека к истинам религиозного знания и веры. Многих родителей, педагогов и самих детей уже не устраивает устаревший подход к образованию как одной из сфер услуг, когда школа оказывается лишена самого главного – воспитательной составляющей. Поэтому снова, как и много веков назад, школы при монастырях стараются предложить учащимся не только хорошую учебную программу, но и возможность приобрести личный опыт духовной жизни, найти и сформировать цельное жизнеутверждающее мировоззрение. На протяжении столетий слова «учитель» и «священник», «ученый» и «монах», звучали почти как синонимы. Даже первые университеты в Европе и в нашей стране создавались как богословские школы, и преподавали в них первоначально лишь монахи и священнослужители. Секулярная эпоха, оказывая серьезное воздействие на связь религии и образования, била в самое уязвимое место – содержательное наполнение воспитания новых поколений. Сначала произошла подмена христианских ценностей абстрактной светской моралью. Следующим шагом стал полный отказ от связи религиозного опыта и образовательного процесса. Попытка построить образование на светской основе была предпринята в нашей стране Временным правительством накануне революции 1917 года. Пришедшие к власти большевики вовсе оторвали русскую школу от корней. Представление о связи религии и образования не просто было потеряно: оно сознательно и последовательно было демонтировано

Подвиг ученых монахов имеет огромное значение для воспитания молодежи и для продвижения науки, поскольку люди в монашеском звании, отдающие себя школе, призваны полностью посвящать себя этому великому труду. Ученым монашеством всегда была крепка Духовная академия, будь то Петербургская, Московская, Киевская или Казанская. Всегда оплот школы составляли иноки, жизнь свою посвятившие отечественной богословской науке и воспитанию юношества

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

«Под покровом преподобного Сергия наши воспитанники остаются на всю жизнь»

Тема номера

Священник Димитрий Диденко

Гимназия имени преподобного Сергия Радонежского при Троице-Сергиевом Варницком монастыре находится на родине преподобного Сергия в Ростове Великом. Варницкий монастырь приписан к Троице-Сергиевой Лавре, поэтому и гимназия находится в ведении наместника Лавры. Ее основателем был епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, бывший в то время игуменом Троице-Сергиева Варницкого монастыря. Сейчас Варницкая гимназия обычно ассоциируется у всех с гимназией-пансионом для юношей, однако начиналось все со школы для местных ростовских детей (младшей гимназии). Затем, осенью 2004 года, на территории монастыря при поддержке нашего ктитора Виталия Ивановича Даниленко, обеспечивающего гимназию до сих пор, в специально возведенных и оборудованных зданиях была открыта гимназия-пансион (старшая гимназия) для юношей, состоящая из 10-го и 11-го классов. Я был в числе первых абитуриентов и окончил эту гимназию в 2006 году. За годы своего существования православная гимназия при Троице-Сергиевом Варницком монастыре в Ростове Великом приобрела репутацию уникального учебного заведения, образование в котором позволяет выпускникам сразу поступать в семинарию. О духовной жизни гимназии, о том, как сочетаются в ней богословские и общеобразовательные предметы, об учебе и досуге гимназистов – наша беседа с ее директором священником Димитрием Диденко.

Русская образованность в X–XVII веках

Тема номера

Кириллин Владимирович Михайлович профессор Московской Духовной Академии, доктор филологических наук

С какими проблемами пришлось столкнуться первым росткам просвещения в нашей стране, какую роль в этом процессе сыграли Церковь и централизованное государство и почему именно монастыри были центрами «образовательных технологий» на Руси? Журнал «МВ» предлагает читателям глубокий обзорный материал профессора Московской духовной академии, доктора филологических наук Кириллина Владимира Михайловича на тему поэтапного формирования систематического образования в России. Текст печатается с сокращениями. История русской образованности имеет свои корни в глубокой древности. По здравой логике, ее начало явилось следствием, во-первых, возникновения русской государственности и, во-вторых, распространения на Руси христианства, ибо сама форма государственного обустройства жизни людей, в отличие от предшествующей общинно-родовой, предопределяла более тесные и интенсивные международные контакты в политическом, экономическом, культурном аспектах, а христианизация вместе с усвоением основ веры предполагала, как минимум, поверхностное приобщение к христианской книжной традиции. И то и другое невозможно было без усвоения грамотности, – разумеется, очень ограниченной частью общества, – хотя бы на уровне чтения, письма и счета.

Преемники ученого братства: о школе при Андреевском монастыре Москвы

Тема номера

Игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря

Основанная святителем Василием Великим знаменитая школа Василиада была известна, в частности, тем, что ее выпускники часто пополняли ряды монашествующих. В наше время, наверное, трудно ожидать такой выверенной жизненной траектории даже от лучших учеников православных школ. Но возможность тесного соработничества гимназий и монашеских обителей можно в полной мере изучить на примере школы при Андреевском монастыре столицы.

В Москве на склоне Воробьевых гор в середине XVII в. затеплилась колыбель духовного образования: благодаря усилиям боярина Феодора Ртищева в новоустроенном Андреевском монастыре появился кружок любомудров, составивший учёное братство, которое совмещало ученые и преподавательские труды в первой школе, оказавшейся предшественницей Славяно-греко-латинской академии. Эта школа предоставляла учащимся уникальные знания, хотя и уступала Киевской духовной академии, куда посылали для получения дополнительного образования её лучших учеников. В Андреевской школе преподавали богословие, философию, древнегреческий и латинский языки. То есть фактически учащимся преподавались ключевые знания по трёхуровневой системе: богословие – философия – филология.Училище в Андреевском монастыре существовало недолго – скорее всего, до смерти духовного вдохновителя Ртищевского братства иеромонаха Епифания Славинецкого (19 ноября 1675). Славяногреко-латинская академия пришла на смену этому скромному, но важному училищу, преподаватели которого оказались активными помощниками иеромонахов Софрония и Иоанникия Лихудов, присланных святителем Досифеем (Нотарой) для создания Академии.

Не только Андреевское училище, но и сам Андреевский монастырь, в котором оно располагалось, оказался закрыт во второй половине XVIII в. Приходские храмы на территории бывшего монастыря не могли сосредоточить вокруг себя столь учёную и сплочённую монашескую братию.

Реестр православных образовательных организаций при монастырях Русской Православной Церкви

Тема номера

Малоярославецкий монастырь: место битвы

Духовная география

Свято-Никольский Черноостровский монастырь возник во второй половине ХVI века, уже по присоединении города Малоярославца к Великому княжеству Московскому. Однако, согласно преданию, уже в XIV веке удельными князьями Оболенскими на возвышенности, поросшей густым темным лесом, была построена небольшая деревянная церковь в честь святителя и чудотворца Николая.История монастыря до начала XIX века не богата дошедшими до нас фактами. Известно, что в XVI веке монастырские вотчины были опустошены крымскими татарами, шедшими на Москву под водительством хана Дивлет-Гирея. В XVII веке монастырь был разрушен польско-литовскими интервентами. К 1659 году было вновь собрано братство во главе со старцем Ипатием и монастырь возродился. В ХVII–ХVIII веках в обители подвизалось всего несколько человек братии, которые имели пропитание лишь от монастырской земли. В 1775 году монастырь упразднен по бедности, церковь святителя Николая обращена в приходскую, а братия размещена по другим монастырям.

Из глубины души

Духовная география

В дни всемирной пандемии, на какое-то время даже поменявшей смысловые ориентиры повседневной жизни и планы большинства людей, особенно важна молитва. В этих условиях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал монашествующих к сугубой молитве за весь страждущий, буквально находящийся в смертельной опасности мир. Первая заповедь напоминает: «Господь – Бог твой» и «да не будет у тебя других богов». Источник всех благ желает, чтобы человек непрестанно помышлял о Нем, благодарил Его и взывал к Нему в скорби и болезни. Поэтому молитва, обращение к Богу во время бедствия – это естественный, самый первый отклик человека на все, что происходит с ним и вокруг него. И в эти дни распространения опасного вируса сугубая молитва – обязанность всех монашествующих и всех христиан, любящих Бога и сострадающих нашим ближним. Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь откликнулся на призыв Патриарха к усугублению молитвы, восприняв его как призыв Божий еще более устремиться к Богу всем сердцем и всем помышлением. Но монашеская молитва – это делание не только внутреннее, но и организованное по священным уставам, благословенным святыми отцами. Это и уставное богослужение, и чтение Неусыпаемой Псалтири, и колокольные звоны, и крестные ходы, и молебные пения…

Помогать в любых условиях

Духовная география

Россия не миновала пандемии новой инфекции. В борьбе с новой угрозой Церковь не могла остаться в стороне. Монастыри усилили молитвы и начали помогать нуждающимся настолько, насколько это было возможно. Один из успешных опытов такого служения продемонстрировал Свято-Никольский Черноостровский монастырь. В период карантина, следуя предписаниям Патриархии, в монастыре было организовано три изолятора. Через изоляторы прошло более 120 человек, некоторые неоднократно – насельницы монастыря, скитов, подворий, девочки-воспитанницы пансиона, студентывыпускницы «Отрады», проживающие при монастыре на постинтернатном сопровождении, учащиеся Калужского духовного училища, сотрудницы Калужской епархии. Благодаря хорошей организации и профилактическим мерам, лечение начиналось на начальной стадии болезни, поэтому ее течение в большинстве случаев проходило в легкой форме. Основным направлением работы монастыря в области социального служения в период пандемии стало материальное попечение, оказание прямой материальной помощи нуждающимся. Есть учреждения социального попечения, существующие независимо от монастыря. Так, благотворительный центр «Милосердие» с социальной столовой регулярно получает из обители помощь продуктами. Также прямую материальную (вещевую и продуктовую) помощь монастырь оказывает в виде подарков детским домам, домам престарелых в Ильинском, а также в виде посылок в тюрьмы. За прошедший год проводились акции по раздаче рождественских подарков, подарков на Пасху, посылок нуждающимся в ответ на просьбы в письмах.

«Не суетись, не сетуй – помолись» памяти схиархимандрита Власия (Перегонцева)

Духовная география

14 октября 2021 года, в светлый день праздника Покрова Божией Матери, Черноостровский монастырь в последний раз посетил для совершения постригов духовник обители схиархимандрит Власий (Перегонцев). Для сестер монастыря схиархимандрит Власий оставался не только исполненным радости и любви батюшкой, но и духовником, священнослужителем, к которому относятся с огромным благоговением, так как принимают от него постриг. В его приезды в монастырь часто звучало песнопение, начинающее монашеский постриг «Объятия Отча», напоминающее о том, что монашеский постриг – это покаяние и обращение блудного сына, возвращение к Небесному Отцу, Чье наследство – Божественную славу и красоту – мы растратили в «стране далече», в лести и мимолетных удовольствиях этого мира. Поэтому батюшка Власий для сестер – дорогой сердцу духовный отец, который вместе с игумениейвосприемницей при постриге молитвами и советами ведет к Царствию Небесному. Отец Власий с большой любовью и заботой относился к сестрам и матушке игумении, был в полном единодушии и единомыслии с ней.

Вера и творчество в жизни Афонского монаха

Литература

Схимонах Иларион, настоятель келии святого Харалампия, Новый скит, Святая гора Афон
Доклад на Международной монашеской конференции «Вера и творчество в монашеской жизни. К 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского»

Наша конференция посвящена творчеству, творению. Мы должны вспомнить, что было до того, как был создан мир. В Боге было уже будущее сотворение человека. Бог не был один. Он создал человека не потому, что Он был один. Его бесконечная любовь заставила Его создать человека, чтобы поделиться с ним. Следовательно, цель создания человека – это его единение с Богом. Когда мы стараемся что-то создать, это должно оставаться в веках. Вы видите людей, которые живут без Бога. Они строят дома, пишут книги, выдумывают теории, философии. Но все это за один день уничтожится. Может быть, через сто лет мы и будем что-то про это помнить, но потом, через годы, мы это забудем. То, что останется в веках, это то, о чем мы каждый день читаем. Сегодня день святого Иакова. Святого Арсения. Святого Николая. И каждый год хотя бы один раз бьет колокол и напоминает нам, что сегодня или завтра в этом году мы празднуем память святого, который годы и века назад прошел по нашей земле. И это создается определенным образом, который нам сложно понять.

Монастырское творчество. Мозаика

Искусство

Монахиня Рафаила (Чайковская), руководитель мозаичной мастерской Черноостровского монастыря

История известных иконописных школ тесно переплетена с историей монастырей, от которых они получили свое духовное бытие. Благолепие икон, храмовых мозаик и шитья есть отзвук христианской любви, напоминающий миру о красоте и ценности вечной жизни. Монашеский аскетизм – это не только образ личного спасения, но и основа и исток для «нравственного возрождения человеческих обществ и утверждения в мире Царствия Божия»2. Образ чистого, христианского жития, всецелого посвящения себя Богу составляет основу монашеского делания, и это есть тот свет, которого недостает миру, к которому мир стремится. Писатель Константин Леонтьев монастыри называет «неподвижными звездами Церкви», «от которых далеко льется свет на весь православный мир»3. На этот благодатный свет монастырей-маяков шли миряне разных возрастов и социального положения, чтобы увидеть необычных людей, во взгляде, слове, в поведении которых отражались бы образ и подобие Божие.

Жизнь как служение: схимонахиня Елисавета (Васильчикова)

Подвижники

Схимонахиню Елисавету – Екатерину Павловну Васильчикову, родившуюся по старому стилю 9 сентября 1906 года, – крестил «всероссийский батюшка» святой Иоанн Кронштадтский. Она дорожила своим дворянским происхождением, но для нее оно стало и благословением, и тяжким крестом. В постриге в схиму, который совершил ее духовник архимандрит Иннокентий (Просвирин)1 18 июля 1993 года, она была наречена именем в честь святой преподобномученицы Елисаветы Федоровны, бывшей другом их семьи, посещавшей усадьбу ее бабушки, ставшей когда-то ее крестной матерью. Постриг же состоялся в день памяти не только самой преподобномученицы, но и святого, под небесным покровительством которого прошла ее жизнь и ради сохранения мощей, которого она в юности вступила на путь исповедничества.

Материалы по теме

Новости

Публикации

Монашество

Игумения Феоксения, настоятельница монастыря Иконы Богородицы «Живоносный Источник» (Хрисопиги, о. Крит)
Игумения Феоксения, настоятельница монастыря Иконы Богородицы «Живоносный Источник» (Хрисопиги, о. Крит)

Монастыри

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
119334, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Гагаринский, наб. Андреевская, д. 2, стр. 1
Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь
Калужская область, Боровск, улица Дмитрова, 1
Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь
Калужская область, Малоярославец, Интернациональный проезд, 3
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
119334, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Гагаринский, наб. Андреевская, д. 2, стр. 1
Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь
Калужская область, Боровск, улица Дмитрова, 1
Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь
Калужская область, Малоярославец, Интернациональный проезд, 3
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия