Тема номера: Алтай монашеский
Почти все монастыри Алтая, в которых мы побывали, были открыты в начале 90-х гг. Из восьми алтайских обителей шесть – женские, две – мужские. Разница в цифрах объясняется тем, что мужское монашество в основном носит приходской характер: мужчины служат на приходах в городах, деревнях и селах, а так-же на архиерейских подворьях и в скитах.
Ты любишь уединение, ты даже ищешь и не находишь в России места, благоприятствующего безмолвию? Вот тебе все горы Алтайские и все горы Кавказские: какая тишина царствует в этих величественных и прекрасных пустынях! Источники чистых, всегда прохладных вод своим журчанием не нарушают возлюбленной тишины их, а украшают ее.
Преподобный Макарий Алтайский, 1837 г.
Официальные материалы. События
- Отошел ко Господу игумен Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиархимандрит Иеремия
- На Валааме состоялся II Международный фестиваль православного пения «Просветитель»
- В рамках проекта «Выход в город» пройдут экскурсии по монастырям Москвы
- В мессенджере «Телеграмм» создан официальный канал сайта «Монастырский вестник»
«Живое общение дорогого стоит!»
Интервью
Игумения Иулиания (Каледа)
Члены Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству посетили за прошлый и нынешний год более 100 епархиальных обителей в 21 епархии Русской Православной Церкви. О том, как проходило общение в монастырях «МВ» беседует с заместителем Председателя СОММ, настоятельницей Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы игуменией Иулианией (Каледой)
«Действительно, словосочетание «инспекционная поездка» звучит, пожалуй, слишком официально. На самом деле наши поездки не являются таковыми. Давайте вспомним, что Синодальный отдел по монастырям и монашеству был создан Святейшим Патриархом для помощи монастырям Русской Православной Церкви в устроении монашеской жизни и в то же время – для помощи самому Святейшему. Поэтому главная цель членов Коллегии, направляющихся в ту или иную епархию, – более близкое знакомство с жизнью монашеских обителей».
Алтайская повесть. Монашество в стране гор и озер
Духовная география
«Алтай великолепен, как Афон. Красота и величие Алтая возвышают дух до восхищения; смотря на эти горы Божии, невольно чувствуешь какой-то благоговейный ужас», – писал протоиерей Стефан Ландышев в 1864 году. За две недели паломничества по огромным пространствам Золотого края России (слово «Алтай» по одной из версий происходит от монгольского «алт» – «золото») мы посетили шесть православных монастырей. О них и пойдет наш рассказ
Почти все монастыри Алтая были открыты в начале 90-х гг. Из восьми алтайских обителей шесть – женские, две – мужские. Разница в цифрах объясняется тем, что мужское монашество в основном носит приходской характер: мужчины служат на приходах в городах, деревнях и селах, а также на архиерейских подворьях и в скитах.
1. Коробейниково. Православный щит Алтая. Епархиальный мужской монастырь Казанской иконы Божией Матери
Наместник: епископ Рубцовский и Алейский Роман (Корнев)
Святыни:
- частица Креста Господня;
- чудотворная Казанская-Коробейниковская икона Божией Матери;
- иконы с частицами мощей: преподобного Сергия Радонежского, преподобных Старцев Оптинских, преподобных Иова и Амфилохия Почаевских, святителя Иннокентия Иркутского, праведного Феодора Томского
Адрес: Алтайский край, Усть-Пристанский район, с. Коробейниково
E-mail: korobeynikovo.monastyr@mail.ru
Иночество в этих краях восходит как минимум к концу XIX века. В 1899 году здесь появился неизвестный инок с Афона и устроил пещеру-молельню, которая со временем превратилась в монастырь. Как и в других алтайских обителях, число насельников в Богородице-Казанском монастыре небольшое.
2.Барнаул. Колыбель женского монашества. Знаменский женский монастырь
Настоятельница: игумения Клавдия (Кремлева)
Святыни:
- иконы Божией Матери: «Знамение», Иверская, Почаевская, «Неувядаемый цвет»;
- ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых;
- иконы с частицами мощей: преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, преподобных Иоанна Шанхайского и Иоанна Тобольского
Адрес: Барнаул, ул. Большая Олонская, 24
Телефон: +7 (3852) 63 4348
Сайт: http://znamenbarn.prihod.ru
Знаменский женский монастырь занимает маленький, но заботливо ухоженный и цветущий клочок земли. Среди каменных стен городской инфраструктуры с одной стороны и набережной речного вокзала – с другой он как долгожданная пристань чистоты, тишины и молитвы – там даже воздух другой. Обитель учреждена 18 июля 1994 года на месте Знаменского прихода. Являясь одним из старейших храмов Барнаула, Знаменский собор трижды перестраивался. Современное здание было заложено в 1853 году.
3. Сорочий Лог. Четверо смелых
Архиерейское подворье святого Иоанна Предтечи
Настоятельница: монахиня Марфа (Сафонова)
Святыни:
- чудотворная икона Божией Матери «Свет Несущая Матерь Исцеляющая»;
- чтимый образ святого пророка Иоанна Предтечи
Адрес: Алтайский край, Первомайский район, с. Сорочий Лог
Телефон: +7 (903) 912 4645
У подворья не столь длинная (с 1995 г.), но весьма насыщенная история. Сначала тут жили два монаха, потом – несколько монахинь. Сейчас в Сорочем Логе подвизаются три пожилых матушки: монахиня и две схимницы. Молодые, как правило, не задерживаются: жизнь на подворье – это ежедневный и ежечасный труд. И не только физический, но и духовный. Подъем на молитву в 3.00 утра, весь день – послушания.
4. Кислуха. На земле мы только учимся жить
Свято-Иоанно-Кронштадтский женский монастырь
Настоятельница: игумения Евфросиния (Батуева)
Святыни:
- образ Божией Матери «Чаша Терпения»;
- дароносица и икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей его пасхального облачения;
- образ святого Спиридона Тримифунтского с частицей его башмачка и освященный на его мощах;
- икона мученицы Феодоры Коринфской с частицей ее царского наряда;
- писаная икона святителя Николая Чудотворца начала XIX века; иконы с частицами мощей святого Александра Свирского и блаженной Матроны Московской;
- частицы мощей святого Феодора, епископа Суздальского, святителей Иоанна Новгородского и Игнатия (Брянчанинова), мученика Авраамия Болгарского, преподобных Нила Столобенского, Иова Почаевского, Нектария Оптинского, Анатолия Печерского и Серафима Саровского, благоверного князя Андрея Боголюбского, преподобной Елены Флоровской, святых жен Дивеевских (7 частиц); образы преподобных Паисия Святогорца и Силуана Афонского
Адрес: Алтайский край, Первомайский район, с. Кислуха
Телефон: +7 (905) 983 78 02
Хозяйство у нас небольшое: огород, две коровы, несколько коз, куры. Просфоры сами печем, поем на клиросе. Треб много: сестры читают Неусыпаемую Псалтирь, заказные акафисты. В обители 13 насельниц, из них 4 схимницы. Наши сестры уже старенькие (от 60 лет и старше), и послушания у них, главным образом, молитвенные. Поэтому в храме, в церковной лавке, паломническом центре, в трапезной нам прихожане помогают. На стройке трудятся наемные рабочие. Таким образом, монастырь обеспечивает работой местных жителей. Устав в обители не строгий. Важно, чтобы сестры молились, ведь самое главное – сохранить в монастыре молитвенный дух.
5. Яровое. Алтайское море
Ксение-Покровский женский монастырь
Настоятельница: игумения Никона (Дергилева)
Святыни:
- чтимые иконы Божией Матери: «Утоли мои болезни», «Достойно есть», «Коронование Пресвятой Богородицы», старинный образ «Неопалимая
- Купина»;
- икона блаженной Ксении Петербургской;
- епитрахиль преподобного Севастиана Карагандинского
Адрес: Алтайский край, г. Яровое, Покровский бульвар, 1
Телефон: +7 (38568) 4 52 59
Ксение-Покровский женский монастырь основан в 1994 году при Ксение-Покровском храме с престолами в честь блаженной Ксении Петербургской и Покрова Божией Матери. Раньше в этом здании был клуб. По периметру стен в приделе Покрова – непривычно высокие ростовые иконы святых. У образа блаженной Ксении Петербургской множество записок, оставленных паломниками.
6.Патмоc. Алтайская Швейцария
Архиерейское подворье святителя Макария, митрополита Московского, Алтайского
Настоятель: иеромонах Серафим (Бубнов)
Святыни:
- чудотворные иконы Христа Спасителя и Божией Матери «Знамение»; чтимая икона Божией Матери «Казанская»;
- образ святителя Макария Алтайского с частицей мощей
Адрес: Республика Алтай, с. Чемал
В народе за подворьем закрепилось название «скит» (исторически это, действительно, был скит Знаменского женского монастыря), поэтому многие по привычке так и называют это место скитом. Наименование «Патмос» остров получил в честь того самого святого острова, на котором когда-то молился апостол Иоанн Богослов.
Сегодня на подворье проживает трое монашествующих. Настоятель иеромонах Серафим (Бубнов) приехал на послушание из Москвы, две монахини – из Знаменской обители Барнаула.
Территория подворья условно делится на две зоны: монастырские постройки с кельями, трапезной, баней, домиками для гостей и церковными лавками и собственно сам Патмос – небольшой остров в форме человеческого сердца, на котором разместилась сработанная из кедра маленькая церквушка святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Рядом с храмом – деревянный домик-келья, где любил уединяться для молитвы святитель Макарий Алтайский, жизнь и служение которого были те тесно переплетены с историей православного Чемала.
«Монастыри в Горном Алтае обязательно будут!»
Архиерей
Епископ Каллистрат (Романенко)
Соловки, Антарктида, Алтай – епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат за свою монашескую жизнь успел послужить в самых отдаленных уголках земного шара. В Горном Алтае он известен как устроитель скита в Уймонской долине, а в России – как «настоятель Антарктиды»: владыка Каллистрат принимал активное участие в строительстве в 2003 году первого на материке православного храма в честь Живоначальной Троицы (ныне – патриаршее подворье) и являлся его настоятелем. Примечательно, что Троицкий храм в лучших традициях русского деревянного зодчества был срублен горноалтайскими мастерами, и владыка лично приезжал за ним на Алтай. Будущий епископ тогда и не помышлял, что в скором времени встанет у руля Горноалтайской и Чемальской епархии
«В том, что монашества как такового в Горном Алтае нет. В основном у нас приходское духовенство среди монашествующих. Есть скит Троице-Сергиевой лавры в Усть-Коксинском районе. Скит действует с 2007 года, хотя даже статуса юридического лица не имеет, но формально числится как собственность лавры<…>.
Бог даст, будут в Горном Алтае монастыри. Это все в перспективе, тем более желающие встать на монашеский путь есть. Я считаю, что специально и нарочито форсировать этот процесс не стоит. Самому мне тяжело без монастыря, я же почти 20 лет состоял в братии Троице-Сергиевой лавры. Поэтому мы с Божьей помощью будем создавать обитель в Чемале или еще где-то».
«Количество монашествующих – показатель духовного здоровья общества»
Из первых уст
Епископ Рубцовский и Алейский Роман (Корнев)
О мифической «формуле жизни», любви к математике и сложным механизмам, крещении в 18 лет и принятии монашества в 28 – об этом и многом другом «МВ» поговорил с игуменом Богородице- Казанского мужского монастыря в селе Коробейниково Алтайского края епископом Романом (Корневым)
«В нашей обители старшая братия почти все одного возраста. Сложность нашей монашеской семьи, проявившаяся на начальном этапе становления монастыря, была в том, что все мы прошли приходское служение. Каждый наш иеромонах в свое время был настоятелем храма, вкусил этой свободы, когда ты сам по себе и вдруг – подчиняться игумену, который ничем не отличается от тебя: ни возрастом, ни образованием – а только бумагой с подписью архиерея. Нужно было привести насельников в единое братство и научить исполнять благословения игумена. Безусловно, кто-то из братии разбирается в каком-то вопросе лучше меня. В строительстве, к примеру. Поэтому игумену необходимо постоянно учиться, он должен быть на голову выше во всех вопросах. Важно, что все эти сложности научают игумена ответственности за братию и любви к своим монахам».
Патмос. Обитаемый остров
Один день из жизни
Монахиня Назария (Сироткина)
Когда-то на архиерейское подворье святителя Макария Алтайского в село Чемал Республики Алтай (в народе – просто «Патмос») монахинь отправляли вахтовым методом – максимум на три месяца. Монахиня Назария (Сироткина) живет здесь уже почти 13 лет. «Затянулась моя «ссылка»» – с улыбкой говорит она о своем пребывании в горах Алтая, где далеко не каждый может продержаться даже месяц, а некоторые «сбегают» и того раньше. Причиной тому не только туристический муравейник, которым, к сожалению или к счастью, славится остров Патмос сегодня. Святое это место, а значит, и брань серьезная идет
«У нас на подворье конвейер, людские потоки не прекращаются с мая по октябрь, так как это время отпусков и каникул, – поясняет монахиня Назария. – Это самая настоящая стихия, только людская. Нет такого места, как у нас, нигде, наверное. Туристы – это не паломники, они порой не знают и не понимают, куда идут, для чего. Кто-то приезжает просто на мостике постоять, прилив адреналина испытать, полюбоваться видами; другие – увидеть Богоматерь, высеченную из скалы; а третьи вообще увидят подвесной мост и разворачиваются со словами: “А смотреть-то не на что!”».
Огненный помысл преподобного Силуана Афонского
1000 - летие Русского Афона
Иеромонах Пантелеимон (Королев)
Услышав имя преподобного Силуана Афонского, многие из читателей, скорее всего, вспомнят фразу «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Эта фраза, исполненная великой силы и великой глубины, действительно, может быть названа ключевой для всей жизни и всего аскетического делания преподобного Силуана. Попробуем вникнуть в то, что она значила для богопросвещенного старца и что значит для нас, сегодняшних
«Фраза «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» – это откровение Божие, Господень ответ на вопрошание уже не юного, но еще не старого монаха Силуана, проведшего уже 15 лет в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне в старательном соблюдении иноческих уставов. Вот как повествует сам преподобный о том откровении: «Дважды я был в прелести. Первый раз, в самом начале, по неопытности, когда я был молодым послушником, и тогда Господь скоро помиловал меня. Второй раз уже от гордости, и тогда долго я помучился, прежде чем Господь исцелил меня за молитвы духовника. Случилось это после того, как я принял некое видение».
«Простой» монах. Почитание преподобного Силуана Афонского
1000 - летие Русского Афона
В программу празднования 1000-летнего юбилея русского монашества на Святой Горе Афон включено уникальное событие: из Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в Россию впервые привезут честную главу преподобного Силуана Афонского. Мощи святого старца будут доступны для поклонения в Даниловом ставропигиальном монастыре Москвы с 18 по 24 сентября. Торжественная встреча состоится в Храме Христа Спасителя. О почитании преподобного Силуана и значимости его трудов для монашествующих рассуждает насельник афонского подворья Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве
«Будучи на Афоне, схимонах Силуан говорил: «Я в меру отца моего не пришел. Он был совсем неграмотный, но кроткий и мудрый… Вот такого старца я хотел бы иметь; он никогда не раздражался, всегда был ровный и смиренный». Это высказывание преподобного Силуана Афонского объясняет основу его духовного подвига. Любовь к Богу, заложенная в детстве, воспитанная благочестивой атмосферой семьи, выразилась сначала в детской молитве за обижающих, а потом, в монашестве, в пламенной молитве за весь мир. Об этом свидетельствует сам подвижник: «С малых лет молился я о тех, кто меня обижал; я говорил: ,,Господи, не поставь ему грехов за меня,,». Прочитав житие и «Писания» старца, невольно ощущаешь его скромность, простоту и какую-то доступность. Кажется, что все просто и понятно. Но памятуя великое почитание преподобного Силуана во всем мире, начинаешь понимать, что эта простота и есть монашество».
Преподобный Силуан Афонский: гигант духа
Отцы Церкви
По примеру многих русских благочестивых людей того времени только что демобилизованный солдат Семен Антонов устремился на Святую Гору, где прожил 46 лет в напряженном духовном подвиге, и впоследствии стал известен всему христианскому миру как старец Силуан
Опыт преподобного Силуана Афонского был откровением для многих христиан нашего времени. Мы привыкли к определенным формам церковной жизни, казавшимся нам незыблемыми: утром-вечером вычитываем правила, днем трудимся, тоже что-то молитвенное или назидательное читаем, с большей или меньшей регулярностью ходим в храм, исповедуемся, причащаемся. И так, ни шатко, ни валко, катится вся жизнь до «со святыми упокой».
Портреты с живыми сердцами
Искусство
Духовная живопись и монашество в творчестве известного московского художника-живописца, графика и мастера портрета Александра Максовича Шилова занимают особое место. Среди лиц на его портретах встречаются и представители духовенства, и священнослужители, и монахи, и послушники, с которыми художник встречался на своем жизненном пути. Будучи далеким от Церкви человеком, но обладая тонкой интуицией и проницательностью, Александр Шилов, обращаясь к теме монашества, сумел уловить и прочувствовать значимые мгновения церковного бытия и возвышения духа человеческого на пути к Богу
Глядя на портреты Александра Шилова, не сложно заметить, что особенно хорошо художнику удается передать сияние, глубину и красоту человеческих глаз. Хрустальные и бездонные, как чистые озера… В их тишине и смирении без слов отражается долгий жизненный путь, красота помыслов и души, завораживая и согревая того, кто в них смотрит. Величие и красота духовного мира отражены в прекрасных полотнах «Монахиня Анна», «За монастырской стеной», «В святой обители», «Послушник Высоко-Петровского монастыря», «Игумен Зиновий» и многих других.
«Почему я пишу монахов? Они интересны для меня своим образом, внутренним миром, то есть тем, что и должно интересовать художника. Потому что я пишу не профессию, я пишу человека и моя задача – мысленно заглянуть в его самую суть, узнать, что у него в сердце, в душе». Александр Шилов
