«Монастырский вестник». 2016. №8(32)

Тема номера: Пюхтица – Сион Прибалтийского края

Пюхтицкая обитель, подобно другим иноческим обителям западного края, всегда имела миссионерскую направленность. Со дня основания здесь были учреждены и успешно действовали детский приют, богадельня для престарелых, училище для детей бедных родителей, бесплатные лечебница и аптека для бедного местного населения. Нашим предшественницам, первым пюхтицким сестрам, приходилось сочетать строительство общины, ежедневные труды благотворительности, трудоемкие сельскохозяйственные работы и полный монастырский богослужебный круг. Трудами рук своих пюхтицкие сестры всегда кормили себя и паломников.

…реальная история Православия в Эстонии еще раз подтверждает, что православное вероучение всегда оставалось вероисповеданием, утверждающим мир и братство, и не навязывалось принуждением, хитростью и страхом. Оно способствовало просвещению и поддерживало национальные интересы, защищало местное население от посягательства иноплеменных поработителей, принесших в край католичество и протестантизм. Благодаря православию эстонцы впервые осознали себя не просто «maarahvas» — деревенскими жителями, а народом, имеющим равные с другими права

Святейший Патриарх Алексий II

Официальные материалы. События

  • В Свято-Троицкой Сергиевой лавре состоялось очередное заседание Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству
  • 14 июля 2016 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре состоялось очередное заседание Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, посвященное работе членов Коллегии, посетивших епархиальные монастыри Русской Православной Церкви с инспекционными поездками.
  • Священный Синод признал Собор на Крите важным событием, но отметил, что он не может рассматриваться как Всеправославный
  • «Священный Синод постановил признать, что состоявшийся на Крите Собор, в котором приняли участие Предстоятели и архиереи десяти из пятнадцати автокефальных Православных Поместных Церквей, явился важным событием в истории соборного процесса в Православной Церкви»

Пюхтица. Три ступени до Царства Небесного

Духовная география

Праведный Иоанн Кронштадтский сказал: «Идите в Пюхтицу, там три ступени до Царства Небесного». Журнал «МВ» отправился в известную обитель, чтобы прикоснуться хотя бы к первой из них

Богослужение – центр монастырской киновии и жизни любого монаха в отдельности. В Пюхтице ежедневно совершается полный круг суточного богослужения. После литургии, как правило, совершаются молебны и панихиды. Во внебогослужебное время молитва в обители не прекращается – сестры читают Неусыпаемую Псалтирь. После вечернего богослужения в будничные дни читаются акафисты по дню недели, а в воскресные дни совершается пред чудотворным образом Успения молебен с акафистом Успению Божией Матери, нараспев, на два клироса, после чего молящиеся получают благословение у этой святыни. В понедельник утром, после Полунощницы, здесь же, у Пюхтицкой великой святыни, служится молебное пение Божией Матери – Параклисис – также на два клироса.

«Я верил всегда»

Архиерей

Митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием

О том, почему псаломщиков не берут на войну, сфабрикованных преследованиях времен хрущевской антирелигиозной кампании и о ресурсах для новых монастырей журнал «МВ» беседует со старейшим иерархом Русской Православной Церкви митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием

Владыке Корнилию – 92 года. Перед нами бодрый человек, с живым взглядом, мимикой, спокойной, неторопливой речью, которая своим течением и тональностями напоминает манеру речи приснопоминаемого Патриарха Алексия II. Хоть и звучит банально, но владыка Корнилий – человек-эпоха, перед глазами которого прошел чуть ли не весь XX век. Он видел упорное строительство социализма и его закат, разрушительную бурю атеистических гонений и их угасание, а следом – расцвет Церкви. Испытал радость благовестия людям, живущим без слов церковного назидания, и несправедливое преследование со стороны органов государственной безопасности. Был знаком с протоиереем Михаилом Ридигером, отцом Патриарха Алексия II, и считает его одним из своих духовных отцов. Знал он и известного советского пропагандиста атеизма Александра Александровича Осипова, бывшего некогда священником, профессором Ленинградской духовной академии (о периоде священства которого отзывается только положительно; «как произошла в нем эта страшная перемена – ума не приложу!»). Словом, владыка Корнилий – находка для историка. И для журналиста. Однако по понятным причинам мы не смогли провести с ним длительного интервью, чтобы не утомлять уже пожилого человека. Однако пусть и короткий, но разговор, слава Богу, состоялся.

«В Пюхтице я сразу почувствовала себя дома»

Интервью

Игумения Филарета (Калачёва)

О генетике и Дарвине, искушениях на государственной границе и о монастырской жизни за рубежом говорим с настоятельницей Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря игуменией Филаретой (Калачёвой)

Игумения Филарета (в миру Ксения Викторовна Калачёва) родилась в 1968 году в городе Самаре, где закончила Самарский университет, а 7 июля 1992 года поступила послушницей в Пюхтицкую обитель. Проходила послушания в гостинице, на клиросе, была фотографом монастыря, много лет была старшей келейницей при игуменском доме, выполняла поручения по строительным работам, а также принимала участие в публикации книг по истории обители. 17 ноября 2010 года Указом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла была назначена исполняющей обязанности настоятельницы монастыря, а 19 ноября 2011 г. была возведена Его Святейшеством в сан игумении с вручением игуменского жезла.

Святое место. 125 лет служения

Исторический ракурс

«Пюхтица» в переводе с эстонского – «святое место». В 2016 году исполняется 125 лет со дня основания Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря в Эстонии. Сегодня это один из наиболее известных монастырей Русской Православной Церкви, признанный центр православия всего Прибалтийского края, место, куда устремляются тысячи паломников со всех уголков света

Расположен монастырь на северо-востоке Эстонии, на склоне Пюхтицкой Богородицкой горы, в живописной местности между Чудским озером, овеянным славой святого благоверного князя Александра Невского, и Финским заливом. Хотя основан монастырь в 1891 году, его предыстория начинается в XVI веке. По свидетельству Сыренецкой летописи, более четырех столетий назад на Святой горе было чудесное явление Божией Матери. Первым увидел Дивную Госпожу, освященную лучезарным сиянием, эстонец-пастух, а затем и приведенные им односельчане. Когда же они устремились на гору, видение скрылось. На том месте, где стояла Светозарная Госпожа, селяне обрели в расщелине огромного дуба икону древнего письма. Они передали ее русским православным крестьянам из соседней деревни Яама, подробно описав им чудесное явление.

«Редкостный тип священника» иеромонах Петр (Серегин)

Личность

Духовник Пюхтицкого монастыря отец Петр (Серегин) занимает особое место даже среди подвижников-исповедников XX века. Он был достаточно оригинальным и до сих пор не оцененным мыслителем, редким в то время делателем Иисусовой молитвы, выдающимся духовным наставником, художником-иконописцем, прекрасным регентом и вообще мастером на все руки

В его дневнике – много раздумий о том, как сохранить чистоту сердечную. Он читает и выписывает выдержки из святых отцов и «Добротолюбия», много пишет о необходимости сосредоточенного и благоговейного отношения к молитве за Богослужением и дома. Но уже врывается в этот мирный поток сознания и жутковатое дыхание времени: «На второе января созывается благочиннический съезд духовенства и мирян, будут навязывать устав и программу новой «религиозно-прогрессивной» группы «Живая Церковь». Программа восстает против монашества, монашеского епископата, некоторых обрядов в Богослужении и предлагает ввести второбрачие духовенства, женатый епископат, восстановить институт диаконис, учение о загробном мире и страшном суде признать нравственным, находит необходимым развивать учение о человечестве Господа нашего Иисуса Христа. И самообразовании мира... Как-то отзовется наше духовенство?»

Святитель Филарет (Дроздов) и его отношение к женскому монашеству

Позиция

К 1821 году в Московской епархии из десяти женских монастырей ни один не был организован на общежительных началах. Как и по всей Российской империи, эти монастыри следовали идиоритмическому образу жизни. Упорствуя в подражании образцам монастырской жизни XVII–XVIII вв., они не принимали режима жизни со строгим подчинением уставу и послушанием настоятельнице…

В 1821 году, когда святитель Филарет стал московским архиепископом (митрополитом – в 1825), в его епархию входили семь женских монастырей в Москве и три за ее пределами. Это были старинные уважаемые заведения, такие как Алексеевский монастырь, основанный в 1358 году, Новодевичий, основанный в 1524 году, и Страстной, основанный в 1654 году. Они уцелели при сокращении монастырей во время секуляризации монастырской собственности в 1764 году, и с тех пор как частичную компенсацию за потерю своих земель и крепостных крестьян стали получать ежегодное пособие из государственной казны, предназначенное для платы священнослужителям, покрытия монастырских нужд и на содержание определенного числа монахинь и послушниц; оттого эти монастыри получили название штатных. За долгую историю в этих монастырях сложились порядки, на которые со все возрастающим неудовольствием взирали ревностные иерархи и представители монашества, желавшие перемен.

«Дорогой батюшка Иоанн». Кронштадтский пастырь

Отцы Церкви

Протоиерей Иоанн Сергиев, ныне известный как праведный Иоанн Кронштадтский, сыграл особую роль в устроении Пюхтицкого монастыря. Его по-настоящему отеческая забота буквально оберегала только появившуюся, еще не окрепшую обитель. Во время приездов «дорогого батюшки», особенно в торжества Успения Богородицы, в Пюхтице собиралось до десяти и более тысяч богомольцев и паломников

Духовное горение отличало святого Иоанна всегда, поэтому он по окончании учебы собирался отправиться миссионером в Северную Америку к дикарям. «Но Промыслу Божию угодно было призвать его к иного рода пастырской деятельности. Размышляя однажды о предстоящем ему служении во время уединенной прогулки по академическому саду, он, вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности он никогда еще не был. Он принял это за указание свыше. Скоро сон сбылся с буквальной точностью. В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елисаветой и принять сан священника, чтобы служить в том же соборе. Вспомнив свой сон, он принял это предложение”

«Игумения за святое послушание»

Книжная полка

Журнал «МВ» публикует фрагмент книги «Игумения за святое послушание», посвященной настоятельнице Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря игумении Варваре (Трофимовой)

Издание посвящено светлой памяти седьмой настоятельницы Пюхтицкой обители в Эстонии – схиигумении Варвары (Трофимовой), широко известной всей Русской Православной Церкви второй половины XX – начала XXI века. Матушка Варвара – достойный пример монашеской жизни в наши дни. Она восприняла традиции женского монашества, издавна сложившиеся в России, и всегда свято их хранила, следуя им сама и передавая свой духовный и практический опыт последующим поколениям монашествующих. В основу повествования легли рассказы схиигумении Варвары о своей жизни и воспоминания тех, кто был лично с ней знаком и пользовался ее поддержкой и советами. Особенностью данного издания является обширная публикация выдержек из монастырской летописи, из различных официальных документов, ежегодных отчетов монастыря и из личного послужного списка самой матушки Варвары. Впервые представленные вниманию читателя, эти документы существенно дополняют посвященные ей воспоминания, свидетельствуя о неиссякаемом трудолюбии замечательной игумении и о предельно насыщенной церковными событиями ее жизни как в тяжелейшее время господствующего атеизма, так и в период нового расцвета православия в России.

О порядке осуществления миссионерской деятельности

Юридическая консультация

24 июня 2016 года во втором и третьем чтениях был принят законопроект, предусматривающий внесение в закон о свободе совести норм, определяющих порядок осуществления миссионерской деятельности. Первоначальная версия законопроекта, содержавшая ряд сомнительных норм, была доработана. Внесенные в него поправки комментирует руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега)

Материалы по теме

Новости

Доклады

Монастыри

Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Эстония, уезд Ида-Вирумаа, Алутагузе валд, деревня Куремяэ, Пюхтитса клоостер, 9
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Эстония, уезд Ида-Вирумаа, Алутагузе валд, деревня Куремяэ, Пюхтитса клоостер, 9
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Макарьева пустынь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь